Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»
проект
Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной организации. Цифровая образовательная среда - это открытая информационная система, предназначенная для эффективного обеспечения деятельности дошкольной организации в разных направлениях: кадровом, педагогическом, материально-техническом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennoe_tsifrovoe_prostranstvo.docx | 55.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»
663601, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3, т.(39161) 3-30-10, e-mail: snegirisad46@mail.ru
____________________________________________________________________________
Конкурс инноваций
«Качественное образование – будущее России» - 2022
Национальной Премии «Элита российского образования»
Направление конкурса
За инновации в области науки и технологии образования
Номинация
Лучший проект в условиях формирования цифровой экономики – 2022
Педагогический проект
«Современное цифровое пространство
в образовательной среде дошкольной организации»
Канск
Паспорт проекта
Наименование проекта | Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации» |
Основания для разработки проекта | 1. Закон «Об образовании в Российской 2. Государственная программа Российской 3. Проект «Современная цифровая образовательная 4. Приказ Министерства образования и науки 5. Приказ Министерства просвещения РФ «Об |
Авторы (проектная команда) | 1. Поклонская Наталья Валентиновна, заведующий МБДОУ № 46. 2. Тимофеева Татьяна Александровна, старший воспитатель. 3. Шелепова Татьяна Константиновна, воспитатель. 4. Благодарова Светлана Николаевна, воспитатель. |
Контакты | т. 8 (39161) 3-30-10 e-mail ДОУ: snegirisad46@mail.ru 663601, Красноярский край, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3 |
Актуальность | В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни любого человека, в том числе ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, педагоги и социальное окружение, но и информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы. |
Проблема | Информатизация системы образования требует |
Основная идея проекта | Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания цифровой образовательной среды в дошкольной организации. Цифровая образовательная среда - это открытая информационная система, предназначенная для эффективного обеспечения деятельности дошкольной организации в разных направлениях: кадровом, педагогическом, материально-техническом. |
Цель и задачи проекта | Цель – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность дошкольного образования за счет использования инновационных технологий. Для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды необходимо решить ряд задач: - повышать компетентность педагогических кадров в области информационно-коммуникационных и цифровых технологий; - совершенствовать материально-технические условия необходимые для внедрения современных информационных технологий; - организовать взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве; - разработать систему мониторинга для отслеживания результатов реализации проекта. |
Сроки и этапы реализации проекта | 2021 - 2024 годы I этап – организационный (сентябрь 2021 г. – август 2022 г.) II этап – основной (сентябрь 2022 г. – август 2024 г.) III этап – заключительный (сентябрь 2024 г. – декабрь 2024 г.) |
Источники финансирования проекта | Бюджет организации, гранты, дополнительные платные услуги, привлечение внебюджетных средств. |
Ожидаемые результаты | В направлении кадрового обеспечения: - рост мотивации педагогов к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности; - участие педагогов в городских, региональных конференциях и семинарах, в работе городских методических объединений, в профессиональных конкурсах; - повышение уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяющей - возможность организации дистанционной формы оказания образовательных услуг. В педагогическим направлении: - максимальное использование преимущества - повышение степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса; - повышение уровня познавательного и социально-коммуникативного развития детей. В материально-техническом обеспечении: - все участники образовательного процесса активно используют электронные ресурсы; - включение в образовательный процесс - развивающая среда дошкольной организации оснащена современными цифровыми образовательными ресурсами. |
Название проекта
Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»
Авторы проекта
1. Поклонская Наталья Валентиновна, заведующий МБДОУ № 46.
2. Тимофеева Татьяна Александровна, старший воспитатель.
3. Шелепова Татьяна Константиновна, воспитатель.
4. Благодарова Светлана Николаевна, воспитатель.
Электронный адрес (запасной электронный адрес с указанием контактного лица)
e-mail ДОУ: snegirisad46@mail.ru
Тимофеева Т.А.: timoshecka789@mail.ru
Почтовый адрес
663601, Красноярский край, г. Канск, мкр. Юго-Западный, д. 3
Краткая аннотация проекта
Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации» направлен на
решение актуальных задач по созданию цифровой образовательной среды в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей № 46 «Снегири»,
которая будет способствовать реализации государственных гарантий в получении качественного образования и соответствовать потребностям детей и их родителей. Цифровая среда рассматривается авторами проекта как основа
функционирования дошкольной организации в режиме развития.
Основная идея проекта заключается в проникновении цифровых
технологий в разные направления деятельности организации: кадровое, педагогическое, материально-техническое. Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и
апробировать механизмы выстраивания цифровой среды в дошкольной образовательной организации.
Актуальность
Современное общество предъявляет высокие требования к процессу обучения и воспитания детей в дошкольных образовательных организациях. В
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации», согласно Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования информационно-образовательная среда включает в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение воспитанниками образовательных программ в полном объеме независимо от места их нахождения.
Потребности и интересы детей учтены в основных нормативных документах в области образования, где ключевой задачей является повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, реализация которого требует
применения современных педагогических технологий, обеспечивающих не только образовательные, но и личностные результаты, а также формирование компетенций человека 21 века, в основе которых – владение ИКТ и цифровыми технологиями.
Данное направление развития образования, как подчеркивается в государственном Национальном проекте «Образование» (проект «Цифровая образовательная среда»), признается важнейшим национальным приоритетом и направлено на повышение качества и доступности образования, в том числе, посредством организации современного цифрового образовательного пространства.
Проблема применения информационных технологий в дошкольных организациях стоит очень остро. Информатизация системы образования требует иных подходов, форм и средств работы с воспитанниками, предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности.
Цифровые технологии в дошкольной организации рассматриваются как
эффективное средство решения задач развивающего обучения и реализации
деятельностного подхода, средство обогащения развивающей среды, важное звено в организации сотрудничества с семьями воспитанников, в том
числе, при организации дистанционного обучения.
Таким образом, актуальность создания в дошкольной организации цифрового пространства обусловлена, с одной стороны, требованиями
ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны,
интересами и потребностями детей, педагогов и родителей.
Цель и задачи, на решение которых направлен проект
Цель – создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей качество и доступность дошкольного образования за счет использования инновационных технологий.
Для создания современной и безопасной цифровой образовательной среды необходимо решить ряд задач:
- повышать компетентность педагогических кадров в области информационно-коммуникационных и цифровых технологий;
- совершенствовать материально-технические условия необходимые для внедрения современных информационных технологий;
- организовать взаимодействие с родителями воспитанников в цифровом пространстве;
- разработать систему мониторинга для отслеживания результатов реализации проекта.
В связи с модернизацией российского образования, значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование, цифровая образовательная среда. С помощью современных умных устройств, складывается особое обучающее пространство. Педагогам необходимо учитывать значение, которое имеет работа с данными ресурсами в системе общего развития детей, нужно понимать, как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечивать развитие способностей ребенка, как избежать стихийного, и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды.
Описание проекта: содержание работы, результаты, критерии оценивания результатов
Современные дети с цифровым миром встречаются практически с
рождения. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни любого человека, в том числе ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, педагоги и социальное окружение, но и информационно-коммуникационные технологии и цифровые ресурсы.
Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и воспитательного процессов через призму цифровизации, мы считаем, что компьютер может и должен стать тем инструментом, который позволяет повысить эффективность занятий. Включение в образовательный процесс мультимедиа – материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) -повышает его наглядность.
Дошкольники, знакомясь с компьютерными технологиями и узнавая их возможности, испытывают интерес, удивление и радость от общения с ними. Интерактивные обучающие игры дают возможность организовать одновременное обучение детей, обладающих различными способностями и возможностями, выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
В процессе решения виртуальных образовательных задач у детей развиваются творческий потенциал, инициатива, любознательность, настойчивость, трудолюбие, ответственность, что является целевыми ориентирами ФГОС дошкольного образования.
В современном обществе сетевые электронные ресурсы – это наиболее
удобный способ распространения новых методических идей и дидактических
пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания.
Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть
использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых
методик, при подборе наглядных пособий к занятию.
Сетевые сообщества педагогов позволяют не только находить и
использовать необходимые методические разработки, но и размещать свои
материалы, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению
мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять
знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение
квалификации с помощью Интернет-технологий. К ним можно отнести
видеоконференции, вебинары, онлайн-конференции, мастер-классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы
профессионального мастерства, методических разработок, тестирование.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных
педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, что значительно повышает уровень самооценки, как педагога, так и
воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное
участие доступно всем.
Цифровые технологии могут стать важным звеном в организации сотрудничества дошкольной организации с семьями воспитанников, в том числе, при организации дистанционного обучения, создания социальных образовательных сетей и сообществ. В условиях пандемии, деятельность педагога зачастую предусматривает основные формы работы с родителями в дистанционном режиме.
Применение цифровых технологий обеспечивает условия, при которых
любой человек (педагог, ребенок, родитель) с помощью своего мобильного
телефона, ноутбука или планшета может двигаться внутри цифрового мира и
получать необходимую помощь и информацию. Применение цифровых
образовательных ресурсов оправдано, так как позволяет активизировать
деятельность воспитанников, дает возможность повысить качество
педагогического процесса и профессиональный уровень педагогов, разнообразить формы взаимодействия всех участников образовательного
процесса.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы: педагогический коллектив – 18 человек, из них имеют
- высшую квалификационную категорию - 5 педагогов;
- первую квалификационную категорию - 11 педагогов;
- 12 педагогов прошли обучение в области ИКТ за последние три года.
Нормативно-правовые ресурсы: разработаны локальные акты, регламентирующих деятельность дошкольной организации в данном направлении (Положение о сайте, Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, приказы, дополнительная образовательная программа «LEGO-конструирование и робототехника», заключены договоры с Интернет-провайдером).
Информационные ресурсы: официальный сайт дошкольной организации; подключение к платформе Zoom, функционируют родительские чаты.
Материально-технические ресурсы:
- компьютеры – 3 шт.;
- ноутбуки – 6 шт.;
- телевизоры (с возможностью выхода в интернет) – 6 шт.;
- мультимедийный проектор – 2 шт.;
- МФУ (принтер-сканер-копир) – 3 шт.;
- принтер – 3 шт.;
- конструкторы LEGO Education WeDo 1.0 – 4 шт.
Финансовые ресурсы:
- бюджетные средства и краевые субвенции;
- внебюджетные средства (спонсорская помощь, платные услуги).
Этапы реализации проекта
Этап | Мероприятия | Сроки | Результат |
I этап – организационный (сентябрь 2021 г. – август 2022 г.) | Направление кадрового обеспечения | ||
Определение проектной команды по разработке и реализации проекта | сентябрь 2021 | Проектная команда | |
Разработка локальных актов, регламентирующих проект | сентябрь 2021 | Локальные акты | |
Разработка проекта и детальная проработка этапов | октябрь 2021 | Представление на Педагогическом совете | |
Педагогическое направление | |||
Участие педагогов в онлайн-семинарах, вебинарах по теме проекта | в течение всего периода | Сертификаты, удостоверения | |
Презентация проекта педагогичес-кому сообществу в рамках город-ского методического объединения воспитателей | ноябрь-декабрь 2021 | Отзывы и оценка коллег, организация сетевого взаимодейс-твия по теме проекта | |
Обсуждение плана работы | ноябрь 2021 | План взаимодействия с родительским комитетом | |
Фестиваль методических разрабо-ток по использованию интерактив-ного оборудования среди педагогов дошкольной организации | январь 2022 | Электронный банк методических материалов | |
Подготовка материалов и промежуточных результатов проекта на краевой конкурс предоставления грантов в форме субсидий образовательным организациям- победителям краевого конкурса поддержки реализации проектов молодых педагогов Красноярского края | июнь-август 2022 | Получение гранта (в случае победы) | |
Реализация дополнительной обра-зовательной программы «LEGO-конструирование и робототехника» | в течение всего периода | Освоение детьми программного содержания | |
Материально-техническое направление | |||
Приобретение телевизора POLAPLIN SMART 32PL13TC-SM | декабрь 2021- январь 2022 | Телевизор – 2 шт. | |
II этап – основной (сентябрь 2022 г. – август 2024 г.) | Направление кадрового обеспечения | ||
Рабочие заседания проектной команды по реализации проекта | в течение всего периода | Рефлексия и коррек-тировка проекта | |
Корректировка сметы проекта | по запросу | Корректировка сметы | |
Педагогическое направление | |||
Прохождение курсов повышения квалификации | в течение всего периода | Сертификаты, удостоверения | |
Осуществление образовательного процесса с детьми с применением цифровых технологий | в течение учебного года | ||
Проведение открытых мероприя-тий с использованием цифровых образовательных ресурсов | в течение учебного года | Обмен опытом, самообразование | |
Разработка собственных ИКТ-ресурсов, пополнение электронного банка материалов | в течение всего периода | Электронный банк методических материалов | |
Взаимодействие с родителями в рамках реализации проекта | в течение всего периода | Инициативная группа родителей (участников проекта) | |
Реализация дополнительной обра-зовательной программы «LEGO-конструирование и робототехника» | в течение всего периода | Освоение детьми программного содержания | |
Материально-техническое направление | |||
Приобретение интерактивной доски Classic Solution Dual Touch V102 | в течение всего периода | Интерактивная доска | |
Приобретение ноутбука Lenovo Yoga 530-14IKB | в течение всего периода | Ноутбук – 2 шт. | |
Приобретение принтера Epson Workforce WF-2830 с БСНПЧ и чернилами ORIGINALAM.NET | в течение всего периода | Принтер – 1 шт. | |
Приобретение конструкторов LEGO Education WeDo 2.0 | в течение всего периода | Конструкторы – 2 шт. | |
Робот Learning Essentials STEM Robot Mouse Activity Set с функцией программирования | в течение всего периода | Роботы – 2 шт. | |
III этап – заключительный (сентябрь 2024 г. – декабрь 2024 г.) | Мониторинг результатов реализа-ции проекта | сентябрь-октябрь 2024 | Аналитическая справка |
Представление результатов реали-зации проекта на Педагогическом совете | ноябрь 2024 | Отзывы и рекоменда-ции коллег | |
Представление результатов реали-зации проекта на заседании родительского комитета | ноябрь 2024 | Отзывы и рекоменда-ции родителей | |
Подготовка итоговых материалов по проекту для предъявления педагогическому сообществу на разных уровнях (ГМО, конференции, ГОО, открытые методические дни, мастер-классы) | декабрь 2024 | Обратная связь, сете-вое взаимодействие | |
Заседание проектной команды по перспективе развития проекта | декабрь 2024 | Перспективный план развития проекта |
Ожидаемые результаты реализации проекта
В рамках проекта будет разработан инновационный механизм цифровизации образовательной среды на базе дошкольной образовательной организации.
В направлении кадрового обеспечения:
- рост мотивации педагогов к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности;
- участие педагогов в городских, региональных конференциях и семинарах, в работе городских методических объединений, в профессиональных конкурсах;
- повышение уровня профессиональной квалификации педагогов, позволяющей
реализовывать современные модели образовательного процесса с использованием цифровых технологий;
- возможность организации дистанционной формы оказания образовательных услуг.
В педагогическим направлении:
- максимальное использование преимущества цифровых технологий для повышения качества образования дошкольников;
- повышение степени удовлетворенности качеством образовательной деятельности всех участников образовательного процесса;
- повышение уровня познавательного и социально-личностного развития детей.
В материально-техническом обеспечении:
- все участники образовательного процесса активно используют электронные ресурсы;
- включение в образовательный процесс современных методик с использованием
цифровых технологий;
- развивающая среда дошкольной организации оснащена современными цифровыми образовательными ресурсами.
Критерии оценивания результатов
Оценка реализации проекта «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации» определяется путём отслеживания эффективности реализуемых направлений.
Направления | Критерии | Методы |
Кадровое обеспечение | Оперативность в решении проблем и принятии решений | Наблюдение |
Рост мотивации педагогов к реализации информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятель-ности | Собеседование, наблюдение, экспертная оценка | |
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в вопросах цифровизации образования | Анкетирование, наблюдение | |
Повышение доли участников (призеров, победителей) в городских, региональных, федеральных конференциях, семинарах, профессиональных конкурсах | Экспертная оценка, мониторинг | |
Педагогическое направление | Повышение эффективности образова-тельного процесса | Экспертная оценка, наблюдение |
Высокая степень удовлетворенности качеством образовательного и воспита-тельного процессов всеми участниками образовательных отношений | Анкетирование, опрос | |
Повышение уровня познавательного и социально-коммуникативного развития детей | Наблюдение, мониторинг | |
Эффективное сотрудничество с родите-лями посредством электронных ресурсов | Анкетирование, опрос | |
Материально-техническое обеспечение | Развивающая среда дошкольной организации оснащена цифровыми образовательными ресурсами | Экспертная оценка |
Риски в реализации проекта
Риски | Пути преодоления рисков |
Недостаточный уровень цифровой компетентности сотрудников | Постоянное повышение профессиональных компетентностей сотрудников (внешнее и внутреннее) в вопросах овладения современ-ными цифровыми технологиям |
Недостаточная мотивация сотрудников работать в инновационном режиме | Повышение материальной и моральной заинтересованности через меры стимулирова-ния профессиональной деятельности |
Проблемы и перебои в работе оборудования | Заключение договоров на сервисное обслуживание оборудования и программное обеспечение |
Недостаточность финансо-вых средств для формирова-ния цифровой среды | Поиск альтернативных источников финансиро-вания: гранты, спонсоры, внебюджетный фонд |
Бюджет проекта
Период | Наименование статьи расходов | Количество | Сумма (в рублях) |
2022 год | Телевизор POLAPLIN SMART 32PL13TC-SM | 2 шт. | 29 000, 00 |
до 2024 года | Интерактивная доска Classic Solution Dual Touch V102 Артикул: 115-150642 | 1 шт. | 60 860, 00 |
Ноутбук Lenovo Yoga 530-14IKB (81EK00THRU) | 2 шт. | 59 980, 00 | |
Принтер Epson Workforce WF-2830 с БСНПЧ и чернилами ORIGINALAM.NET (C11CG30201) | 1 шт. | 16 468, 00 | |
Конструкторы LEGO Education WeDo 2.0 45300, К-11 | 2 шт. | 55 880, 00 | |
Робот Learning Essentials STEM Robot Mouse Activity Set с функцией программирования | 2 шт. | 20 262, 00 | |
ИТОГО | 242 450, 00 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики
Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...
: Дорожная карта «Цифровая образовательная среда дошкольной организации»
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста....
«Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации»
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечело...
Педагогический проект «Современное цифровое пространство в образовательной среде дошкольной организации»
Проект разрабатывался в составе проектной команды администрации и педагогов дошкольного учреждения.Деятельность в рамках проекта позволяет сформировать, раскрыть и апробировать механизмы выстраивания ...
«Развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала как часть целостной образовательной среды дошкольной организации»
Консультация для музыкальных руководителей...
Доклад на тему: «Современное цифровое пространство в образовательной среде детского сада»
Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направ...
Новые технологии для нового поколения: цифровая образовательная среда дошкольной организации
В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельно...