Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)
рабочая программа (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа художественно - эстетического направления (театрального кружок « В гостях у сказки»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_v_grstyah_u_skazki_moskaleva.docx | 286.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД "ТЕРЕМОК"
Принято на заседании Педагогического совета Протокол № 1 от " 1 " сентября 2021 г. | Утверждаю Заведующий МБДОУ ЦРР - д/ с "Теремок" Е.Н. Лебедь Приказ № 85/1 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
разработана с учётом Основной образовательной программы Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения Центра Развития Ребёнка – д/с «Теремок»
(старшая группы «Маячок» )
Театральный кружок « В гостях у сказки»
срок реализации программы 2021-2022уч. г.
Разработчик: Москалева Л.Н.
Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
Театрализованная деятельность является мощным источником развития эмоциональной сферы; способствует развитию чувства успешности, помогает преодолеть робость, неуверенность, застенчивость, развивает у детей фантазию, легкость и радость общения между собой и
окружающими. Большое разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет им во время игры чувствовать себя более раскованно, свободно, естественно. Участвуя в театрализованной игре, дети познают мир через образы, краски, звуки. Работая над литературным произведением, они учатся думать, анализировать, делать выводы.
Цель программы— развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено
держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
- Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами).
- Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими
видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
- Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
2.1. Организационный раздел
Программа предполагает проведение 2 занятий в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия 30 мин. Количество занятий в год – 50.
Предположительные результаты детей:
- Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
- Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
- Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
- Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
- Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
2.2План работы с родителями
Сентябрь Октябрь |
|
Ноябрь Декабрь | Изготовление костюмов к сказке « Пых» 1.Папка- передвижка- консультация «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка» |
Январь | 1.Выставка книг «Моя любимая сказка» (из семейной библиотеки) |
Февраль | 1.Памятка «Как вести себя в театре» 1.Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» |
Март |
|
Апрель | 1.Папка- передвижка «Покажи мне спектакль» |
Май | Итоги года. Презентация для родителей |
3. 1Содержательный раздел
Программа состоит из пяти разделов работы с детьми старшей группы детского сада:
- Театральная игра. Не столько приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько развитие игрового поведения, эстетического
чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в любых жизненных ситуациях. Игры этого раздела условно делятся на развивающие, специальные, театральные.
- Ритмопластика. Включает комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей ребенка, обретение ощущения гармонии
своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.
- Культура и техника речи. Объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В раздел включены игры со словом, развивающие образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.
- Основы театральной культуры. Овладение детьми элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. Основные темы раздела: особенности театрального искусства; виды театрального искусства; рождение спектакля; театр снаружи и изнутри; культура зрителя.
- Работа над спектаклем – вспомогательный раздел, базирующийся на авторских сценариях, включает темы: знакомство с пьесой; от этюдов к спектаклю.
3.2Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год старшая группа «Маячок»
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Задачи занятия |
СЕНТЯБРЬ | |||
1 | Знакомство с театром | - Что такое театр? - Виды театров. - с чего начинается театр. Беседа, просмотр презентации. 2.Упражнение ритмопластики «Дерево» (прил.1) | Дать представление о театре, познакомить с видами театров (художественный, драматический, кукольный); воспитывать уважительное отношения к театру. Пополнение словарного запаса |
2 | Кто работает в театре. «Закулисье». | Знакомство с театральными профессиями и их важность. Знакомство с устройством театра изнутри. Беседа, просмотр презентации. Пантомимы «Сон», «Испуг» | Активизировать познавательный интерес к театральным профессиям; познакомить с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер. Пополнение словарного запаса. Воспитывать желание узнать новое. |
3 | Как вести себя в театре. | Чтение стихов, беседа, сюжетно-ролевая игра «Театр» Цель: вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения | Познакомить с правилами поведения в театре. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх. Воспитывать культуру общения и поведения. |
4 | Знакомство с театром рукавичек. Сила голоса. | - Показ сказки «Курочка Ряба» (театр рукавичек); - самостоятельные театрализованные игры - Артикуляционная гимнастика; - игра «Перебежки»; - скороговорки; - пальчиковые игры; - игра «Веселый бубен», - игра «Эхо» | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности; развивать силу голоса; работа над активизацией мышц губ. |
ОКТЯБРЬ | |||
5 | Пальчиковый театр. Речевое дыхание. | - Показ сказки «Теремок» (пальчиковый театр); - викторина; - артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - скороговорки; - Этюды; - Самостоятельная театрализованная деятельность Упражнение на ритмопластику « Лягушка» прил № 1 | Освоение навыков владения этим видом театра; Развитие речевого дыхания; Активизировать интонацию голоса: произнося фразы –грустно, радостно, сердито, удивленно; Воспитывать выдержку, терпение, соучастие |
6 | Театр Би-ба-бо. Слух и чувства ритма. | - Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»; -Артикуляционная гимнастика; -упражнение угадай интонации; -скороговорки; -игра «Успокой куклу»; -отгадываем загадки; -этюд «Колокола»; -игра «Волшебные превращения». |
раскрепощение через игровую деятельность; |
7 | Одну простую сказку хотим мы рассказать. Мимика и жесты. | - Артикуляционная гимнастика; - пальчиковая гимнастика; - упражнение на дыхание «Дует ветер»; -игры «Прекрасный цветок», «Солнечный зайчик»; -этюды «Это я, это мое!», «Гномы и великаны». Разучивание слов к сказке « Пых» | Формировать умение средствами мимики и жестов передавать наиболее характерные черты персонажа сказки. Расширять словарь жестов и мимики. |
8 | Играем пальчиками. Пантомима. | - артикуляционная гимнастика; -игра «вьюга»; - упражнения на развитие сенсомоторики; -этюд «старый гриб»; - пальчиковая гимнастика; Приложение № 3 | Закреплять в речи детей понятия «пантомима». Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения рук, пальцев. Активизировать сценическую раскрепощённость. |
НОЯБРЬ | |||
9 | Постучимся в теремок. Конусный театр. | - показ сказки « Страшный Пых» (конусный театр) -самостоятельная театрализованная игра; -игра «Одуванчик» -этюды: «Медведь в лесу» «Волк и заяц» «Хитрая лисица» | Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности. Вызвать положительный настрой при знакомстве с новой сказкой. Совершенствовать выразительность движений. Развивать фантазию. |
10 | Дятел выдолбил дупло, сухое, теплое оно. | - знакомство с новой сказкой; - беседа по сказке; - игра пальчиковая; - артикуляционная гимнастика; Этюды: «Скворец» «Дятел» «Белка» | Совершенствовать умение отвечать на вопросы по содержанию сказки понятно и логично, охарактеризовать героев сказки. Развивать интонационную выразительность. |
11 | Многим домик послужил, кто только в домике не жил | - пересказ сказки; - передача образов, с помощью мимики, жестов, телодвижений; -упражнения – этюды. | Развивать умение последовательно и выразительно пересказывать сказку. Совершенствовать умение передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижением. |
12 | Косолапый приходил, теремочек развалил | - игра «Угадай героя»; - драматизация сказки. | Поощрять творчество, фантазию, индивидуальность детей в передаче образов. Воспитывать чувства осознанной необходимости друг в друге, понимания, взаимопомощи, дружбы. |
13 | Зачем нужны декорации. | Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!» игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу» | Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание.
|
ДЕКАБРЬ | |||
14 | Чтение сказки и пересказ «Колобок». | - охарактеризовать героев; - упражнение на тренировку памяти; - инсценирование диалогов героев. | развивать внимание, усидчивость; стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки; воспитывать доброжелательные отношения между детьми. |
15 | Мастерская актера. | - изготовить и подобрать элементы декораций к сказке «Колобок» | Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов театра на палочке. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание. |
16 | Показ сказки «Колобок» | Вызвать желание быть артистом; Показать все свои способности, выразив их в образе героев. | |
17 | Красивый Петя уродился, перед всеми он гордился. | - знакомство с новой сказкой; - беседа по сказке; - игра пальчиковая; - артикуляционная гимнастика; Этюды: «Петух» «Сорока» «Лиса» | Формировать умение детей логично и полно отвечать на вопросы по сказке; Дать понятие, что музыка и иллюстрация – тоже очень важные средства выразительности |
ЯНВАРЬ | |||
18 | Гордится Петенька красой, ног не чует под собой. | Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось?» «Поймай хлопок» «Я положил в мешок..» «Тень» «Внимательные звери» «Веселые обезъянки» «Угадай что я делаю» | Развиваем игровое поведение, готовность к творчеству; развиваем коммуникативные навыки, творческие способности, уверенность в себе. |
19 | Петя хвастался, смеялся, чуть лисе, он не достался. | -игра-драматизация сказки «Хвостатый хвастунишка» | Совершенствовать умения драматизировать сказку; Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. |
20 | Наши эмоции. Изображение различных эмоций | -Артикуляционная гимнастика; -игра «Лиса и волк»; -игра «Ловим комариков»; -игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; -отгадываем загадки; -игра «Чудесные превращения». | Развивать способность распознавать эмоциональные состояния по мимике; Учить подбирать нужную графическую карточку с эмоциями конкретной ситуации и изображать соответствующую мимику на лице. |
21 | Злая, злая, нехорошая змея укусила молодого воробья. | -Артикуляционная гимнастика; -игра «Не ошибись»; -игра «Если гости постучали»; -пальчиковые игры «Бельчата»; -этюд «Гадкий утенок» | Помочь понять и осмыслить настроение героев сказки, способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными способами. Развиваем умение передавать через движения тела характер животных |
ФЕВРАЛЬ | |||
22 | Слава, слава, Айболиту, слава, слава всем друзьям | Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры | Совершенствовать умение драматизировать сказку; развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами; Воспитывать у детей эмпатию; Развивать социальные навыки общения. |
23 | Когда страшно – видится то, чего и нет | - слушание р.н.с. «У страха глаза велики»; - беседа по сказке; - изображение эмоции страха; - рассказы детей из личного опыта. | Продолжать развивать умение различать основные человеческие эмоции, изображать их; Учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию. |
24 | Каждому страх больше кажется. Преодолеем страх. | - беседа по сказке «У страха глаза велики»; - пантомимическая игра «Изобрази героя»; - повторное слушание сказки. | Формировать способность давать характеристики персонажам сказки, выразительно изображать героев, распознавать основные человеческие эмоции по определенным признакам. Учить логично и выразительно пересказывать. |
25 | У страха глаза велики. | Артикуляционная гимнастика; Упражнения на тренировку памяти; Игра «Заря»; этюд «Отряхнем руки»; пальчиковые игры этюд «любимая игрушка»; игра «Старый сом»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало» | Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки. Воспитывать доброжелательность – бесконфликтно распределять роли.
|
МАРТ | |||
26 | Знакомство со сказкой «Теремок на новый лад». | - Чтение и беседа по сказке | Донести сказку детям; Закреплять умение распознавать поступки, характеры героев; Логично и выразительно отвечать на вопросы по содержанию; Воспитывать уважение к отвечающему. |
27 | Культура и техника речи. Драматические игры. | -Артикуляционная гимнастика; -Игра «Птицелов»; -пальчиковые игры; - игра «Кошка и скворушка»; - «заря»; -этюды: «Любимая игрушка» «Любимый герой» | Совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки; Закрепить умение использовать различные средства выразительности – сила голоса, ударение и т.д. |
28 | Мастерская актера. Подбор костюмов и декораций к сказке. | Подбор и изготовление костюмов и декораций. | Развивать умение самостоятельно подбирать декорации к сказке; Проявлять творчество в создании атрибутов и элементов костюмов. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию, внимание. |
29 | Сценическая пластика. | -Артикуляционная гимнастика; - Этюды: «Больной зуб» «Укачиваем куклу» «Игра со свечой» «Самолет» «Мяч эмоций»; -Игра «Изобрази героя» | Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением; Побуждать детей импровизировать; Развивать умение показывать чувства и эмоции сценической платикой. |
АПРЕЛЬ | |||
30- 31- 32 | Подготовка к драматизации сказки «Теремок на новый лад». | -Артикуляционная гимнастика. -Пальчиковая гимнастика. -Упражнение на речевое дыхание. -Разучивание ролей с детьми. -Упражнения на выразительность речи. -Работа над пластикой, мимикой, жестами | Формировать правильное, четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развивать воображение; расширять словарный запас; активизировать сценическую раскрепощённость. Воспитывать терпение, взаимопомощь. |
МАЙ | |||
33- 34 | Показ сказки «Теремок на новый лад». | Показ спектакля родителям. ( Соблюдение мер против covid -19) Видео съемка сказки «Теремок на новый лад» для ребят других групп детского сада « Теремок» | Итоговое занятие. Показать, чему дети научились за год. |
Программа театрального кружка (по ФГОС) предполагает, что по итогам занятий ребенок будет уметь:
- Заинтересованно заниматься постановочно-игровой деятельностью.
- Разыгрывать простые представления по известным ему литературным произведениям и сюжетам с использованием выразительных образных средств (жестов, мимики, интонации).
- Выступать перед детьми и родителями с инсценировками.
- Изображать ответы к загадкам, используя при этом выразительные средства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зацепина М.Б. «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»
2. Калинина Г.В. «Давайте устроим театр!»
3. Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театр».
Приложение № 1
Упражнения ритмопластики
Театрализованная ритмопластика — это чтение сказки по возрасту детей с последующим изображением героев и их действий.
Это мимика, эмоции и жесты, совершенствование двигательных навыков, умение владеть своим телом, укрепление и развитие мышц.
Это достижение во время занятий наибольшей плавности, грациозности и эстетичности при выполнении упражнений, что помогает детям преодолеть присущую им угловатость и скованность.
Упражнение №1 Котята.
Взрослый читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака: Два маленьких котенка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу И вымела из кухни дерущихся котят,
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. А дело было ночью, зимою, в январе,
Два маленьких котёнка озябли на дворе.
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну что, — она спросила, — не ссоритесь теперь? » Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег, И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Ребенок, послушав песенку, по очереди показывает движения хозяйки, озябших котят, сладкий сон согревшихся котят.
Упражнение №2 Жадный пес.
Взрослый читает стихотворение Василия Квитка:
Жадный пес Дров принес, Воды наносил, Тесто замесил, Пирогов напек, Спрятал в уголок И съел сам —
Гам-гам-гам!
Затем ребенок имитируют действия, о которых говорится в стихотворении. Упражнение № 4 Дерево.
Пофантазируйте с ребёнком. Представьте, что Вы – дерево. Ноги – это
ствол, а руки – ветви. Попробуйте изобразить, как дерево живёт, а малыш пусть за Вами повторяет. В густой листве дерева спрятался маленький
ветерок. Руки – ветви живые, они слегка колышутся из стороны в сторону.
Ветер подул сильнее, и ветви дерева заколыхались сильнее. Но вот ветер подул с такой силой, что дереву трудно устоять и его ветви клонит к земле. И наконец, дерево не выдержало самого сильного порыва ветра и сломалось.
Затем ветер успокоился, снова засияло солнышко, и на месте старого сломанного дерева появился маленький зелёный росток, который превратился в молодое, полное сил дерево.
Упражнения № 5 Роза.
А теперь перенеситесь в сказочную Страну цветов. Посмотрите, сколько вокруг прекрасных цветов! Выберите один какой–нибудь цветок, например Розу. Попробуйте изобразить, что с ней происходит. Вначале ещё нет никакого цветка, только маленькое семечко спит в земле и ждёт, когда ему можно будет прорасти. Но вот появился росток и стал изо всех сил тянуться вверх, к солнышку. Он тянется всё выше и выше – и вот это уже огромный розовый бутон. И, наконец, бутон раскрылся, и цветок впервые взглянул на мир.
Упражнение № 6 Лягушка.
Основными движениями у лягушки являются прыжки. Прыгайте вперёд, опираясь на руки и отталкиваясь от пола ногами! Представьте, что лягушка плывёт, и повторяйте её движения.
Придумайте и сыграйте сценку-этюд. Сидя по-лягушачьи, представьте, что на болоте, где живёт воображаемый лягушонок, устраивается лягушачий концерт. Кто-то будет квакать – петь в хоре, кто-то показывать
акробатические номера в воде, а кто-то будет танцевать. Упражнение № 7 Лебедь.
Ну, конечно, мы знаем эту удивительную благородную птицу с огромными крыльями и красивой длинной шеей. Главное в пластическом изображении лебедя – это руки. Плавно поднимайте и опускайте руки. Поднимитесь на носки и продолжайте движения руками. Это напоминает взмахи крыльями.
Приложение № 2
Этюды
«Старый гриб»
Старый гриб вот- вот упадет, Его слабая ножка уже не выдерживает тяжести огромной раскисшей шляпки.
Выразительные движения. Стоять, ноги расставлены, колени слегка согнуты; плечи опущены, руки висят вдоль тела; голова клонится к плечу.
Мимика. На лице полное безразличие, апатия, мышцы лица расслаблены.
«Цветочек»
Потянуться наверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус («цветочек встречает солнышко»). Затем последовательно уронить кисти («спряталось солнышко, головка цветка поникла»), согнуть руки в локтях («стебелек сломался»)и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть вперед, слегка согнув колени («завял цветочек»)
«Пошла Маня на базар»
Ведущая: Пошла Маня на базар,
Принесла домой товар. Ребенок: Родной матушке –платок,
Посередочке цветок. Братьям- соколам – По козловым сапогам,
Сестрицам –лебедицам – Да по белым рукавицам.
(Ребенок с поклоном дарит воображаемые подарки своим близким, те их рассматривают, благодарят).
Приложение № 3
Театрализованные игры Игра «Веселый Старичок-Лесовичок»
Цель: учить пользоваться разными интонациями.
Воспитатель читает стихотворение, Старичок-Лесовичок (ребенок) произносит свои слова по тексту с разной интонацией, дети повторяют.
Воспитатель: Жил в лесу старичок маленького роста
И смеялся старичок чрезвычайно просто: Старичок-Лесовичок: Ха-ха-ха да хе-хе-хе,
Хи-хи-хи да бух-бух-бух!
Бу-бу-буда бе-бе-бе, Динь-динь-динь да трюх-трюх!
Воспитатель: Раз, увидя паука, страшно испугался,
Но, схватившись за бока, громко рассмеялся: Старичок-Лесовичок: Хи-хи-хи да ха-ха-ха,
Хо-хо-хо да гуль-гуль-гуль! и-го-го да буль-буль-буль.'
Воспитатель: А увидя стрекозу, страшно рассердился,
Но от смеха на траву так и повалился: Старичок-Лесовичок: Гы-гы-гы да гу-гу-гу,
fb-ro-ro да бах-бах-бах! Ой, ребята, не могу! Ой, ребята, ах-ах-ах! (Д.Хармс)
Игра проводится несколько раз.
Игра «Поиграем — угадаем»
Цель: развивать пантомимические навыки.
Петрушка созывает детей: Что вы знаете, ребятки, Про мои стихи-загадки?
Где отгадка, там конец. Кто подскажет — молодец!
Дети рассаживаются полукругом возле Петрушки. Петрушка загадывает и показывает пантомимикой загадки.
Важно по двору ходил с острым клювом крокодил, Головой весь день мотал, что-то громко бормотал. Только это, верно, был никакой не крокодил,
А индюшек верный друг. Угадайте — кто? (Индюк.)
(Включается грамзапись. Дети, изображая индюка, ходят по всему залу,
высоко поднимая ноги, прижав руки к туловищу, издавая звуки — уо, уо, уо, Трясут головой, болтая в это время языком во рту.)
Да, индюк. Признаться, братцы, трудно было догадаться!
С индюком случилось чудо — превратился он в верблюда! Стал он лаять и рычать, по земле хвостом стучать.
Я запутался, однако , он верблюд и ли ...? (Собака.)
(Включается грамзапись, дети изображают собаку: лают, рычат, бегают на четвереньках и «вертят хвостом».)
Не зовут ее Шавкой, и не спит она под лавкой,
А глядит она в окошко и мяукает, как... (Кошка.)
(Под музыкальное сопровождение дети изображают кошек: они передвигаются на четвереньках плавно, мяукают, мурлыкают, «умываются» лапкой, шипят и фыркают, показывают «когти».)
Верно, верно угадали, будто где ее видали!
А теперь давайте с вами в лес поедем за грибами.
(дети рассаживаются на воображаемую машину и, произнося различные звуки, имитируют движение на машине.)
Тр-р-р, приехали! Посмотрите-ка, ребята, тут лисички, там опята, Ну а это на полянке ядовитые... (Поганки.)
(дети расходятся по залу («лесу») и собирают «грибы» (муляжи).)
Игра: «Как варили суп»
Цель: развивать воображение и пантомимические навыки.
Правой рукою чищу картошку, шкурку снимаю с нее понемножку. Держу я картошку левой рукою, картошку верчу и старательно мою. Ножом проведу по ее серединке, разрежу картошку на две половинки.
Правой рукою ножик держу и на кусочки картошку крошу.
Ну, а теперь зажигаю горелку, сыплю в кастрюлю картошку с тарелки. Чисто помою морковку и лук, воду стряхну с потрудившихся рук.
Мелко нарежу лук и морковку, в горсть соберу, получается ловко. Теплой водой горстку риса помою, ссыплю в кастрюлю рис левой рукою.
Правой рукою возьму поварешку, перемешаю крупу и картошку. Крышку возьму я левой рукою, плотно кастрюлю я крышкой закрою. Варится супчик, бурлит и кипит. Пахнет так вкусно! Кастрюлька пыхтит.
- Ну вот, супчик готов. «Угощайте» друг друга! (включается русская народная плисовая). Дети и взрослые воображаемыми половниками разливают суп-похлебку в воображаемые тарелки и «едят».
- Подкрепились? А теперь каждый помоет за собой тарелку.
Дети открывают воображаемый кран, моют тарелки, ложки, закрывают воду, вытирают руки.
Разыгрывание стихотворение Б.Заходера: «Плачет киска…»
Цель: развивать пантомимические способности, любовь к животным. Плачет киска в коридоре:
У нее большое горе —
Злые люди бедной киске Не дают украсть сосиски.
Представьте себе, что вы киска, которая хочет стянуть сосиску со стола. Вы крутитесь возле стола, третесь спинкой о его ножку, встаете на задние лапы и с удовольствием вдыхаете приятный запах. Но вот хозяйка вышла из кухни.
Вы тянетесь лапкой к сосиске, и вот она у вас в лапах. Но тут входит хозяйка. Киска бросает сосиску и прячется под диван.
Дети делятся на пары: хозяйка и киска. Каждая пара предлагает свой вариант ситуации.
Воспитатель предлагает немного переделать стихотворение. Слова «У нее большое горе» прочитать от первого лица: «У меня большое горе».
Эту ситуацию дети разыгрывают также парами.
- Ребята, вам жаль киску? Давайте пожалеем ее. Представьте, что левая ваша рука — это кошка, а правой вы ее гладите:
- Киска, кисонька, кисуля! — Позвала котенка Юля.
- Не спеши домой, постой! — И погладила рукой. (Л.П.Савина)
- Кисонька успокоилась и пошла во двор. А во дворе она увидела двух ворон, которые вели между собой оживленный разговор.
Воспитатель предлагает детям представить себя в роли ворон и разыграть разговор. Одна из ворон рассказывает, как она повеселилась на дне рождения у своей подруги, какой был чудесный торт, как они громко пели песни,
танцевали. Вторая ворона слушает и очень сожалеет о том, что не попала на этот праздник. Общаются вороны карканьем.
Во второй ситуации одна из ворон рассказывает о страшном случае, который с ней произошел. Во дворе, где она клевала корку хлеба, появился злой
мальчишка и чуть не поймал ее. Вторая ворона сочувствует подруге и радуется, что та вовремя смогла улететь.
Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М.Карим
Цель: развивать интонационную выразительность речи.
Используется театр картинок. Картинки-персонажи дети рисуют дома с родителями. Текст стихотворения разучивается дома. Дети делятся на две подгруппы: одна — зрители, другая — актеры, затем они меняются. Эту инсценировку можно показать на досуге родителям или детям других групп, а можно просто поиграть.
Петух: Я всех умней! Ведущий: Кричал петух.
Петух: Умею я считать до двух!
Хорек: Подумаешь! Ведущий: Ворчит хорек.
Хорек: А я могу до четырех!
Жук: Я — до шести! Ведущий: Воскликнул жук. Паук: Я — до восьми!
Ведущий: Шепнул паук. Тут подползла сороконожка. Сороконожка: Я, кажется, умней немножко
Жука и даже паука — Считаю я до сорока. Уж: Ах, ужас!
Ведущий: Ужаснулся уж. Уж: Ведь я ж не глуп, Но почему ж
Нет у меня ни рук, ни ног, А то и я считать бы смог!
Ученик: А у меня есть карандаш.
Ему что хочешь, то задашь. Одной ногой умножит, сложит, Все в мире сосчитать он может!
Игра-пантомима «Был у зайца огород» (В.Степанов.)
Цель: развивать пантомимические навыки. Воспитатель читает, дети имитируют движения.
Был у зайки огород, Зайка с радостью идет. Ровненьких две грядки. Но сначала всё вскопает, Там играл зимой в снежки, А потом всё разровняет, Ну а летом — в прятки. Семена посеет ловко
А весною в огород И пойдет сажать морковку. Ямка — семя, ямка — семя,
И глядишь, на грядке вновь Вырастут горох, морковь.
А как осень подойдет, Урожай свой соберет.
И как раз — здесь закончился рассказ!
- развивать мимику и пластические способности детей;
- развивать творческое мышление детей, воображение, фантазию.
Игра «Лисичка подслушивает»
Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
Поза: ногу выставить вперед, корпус тела слегка также наклонить вперед.
Выразительные движения: голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую сторону, рот полуоткрыть.
Игра «Кузнечик»
Девочка гуляла в саду и вдруг увидела большого зеленого кузнечика. Стала она к нему подкрадываться. Только протянула руки, чтобы прикрыть его ладошками, а он прыг — и вот уже стрекочет совсем в другом месте.
Выразительные движения: шею вытянуть вперед» пристальный взгляд, туловище слегка наклонить вперед, ступать на пальцы.
Игра «Вкусные конфеты»
У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает ее по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика: жевательные движения, улыбка.
Игра «Новая кукла»
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится,
показывает всем желанный подарок, прижимает ее к себе и снова кружится.
Игра «После дождя»
Жаркое лето. Только прошел дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Игра «Цветок»
Теплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить; поднять голову, распрямить корпус, руки поднять в стороны, затем вверх — цветок расцвел; голову слегка откинуть назад, медленно поворачивать ее
вслед за солнцем.
Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.
Игра «Танец розы»
Под красивую мелодию (грамзапись, собственный напев) исполнять танец удивительно прекрасного цветка — розы. Ребенок сам придумывает к нему движения.
Внезапно музыка прекращается. Это порыв северного ветра «заморозил» прекрасную розу. Ребенок застывает в любой придуманной им позе.
Игра «Вдоль по бережку»
Прочитать выразительно, нараспев стихотворение. Попросить ребенка передать его содержание в движениях.
Вдоль по бережку лебедушка плывет, Выше бережка головушку несет, Белым крылышком помахивает,
Со крыла водичку стряхивает. Вдоль по бережку молодчик идет, Выше по бережку молодчик идет, Выше бережка головушку несет, Сапожком своим пристукивает
Да по пяточкам постукивает.
Предположительные результаты детей:
Дети должны владеть навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
Уметь передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Проявлять интерес, желание к театральному искусству.
Самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей. Взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность
Цель: создание условий для развития у ребёнка интереса к театральной деятельности и желание выступать вместе с коллективом сверстников.
Задачи:
Побуждать к импровизации с использованием доступных каждому ребёнку средств выразительности (мимика, жесты, движения и т.п.). Помогать в
создании выразительных средств.
Способствовать тому, чтобы знания ребёнка о жизни, его желания и
интересы естественно вплетались в содержание театральной деятельности.
Учить согласовывать свои действия с действиями партнёра (слушать, не перебивая; говорить, обращаясь к партнёру).
Выполнять движения и действия соответственно логике действий персонажей и с учетом места действия.
Вызывать желание произносить небольшие монологи и развернутые диалоги (в соответствии с сюжетом инсценировки).
Познакомить детей с историей театра. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"
Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по дополнительному образованию художественно-эстетической направленности театральный кружок «В гостях у сказки
старший возраст...
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»
Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.
Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Театральные ступеньки» в старшей группе
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности «Театральные ступеньки» в старшей группе...