Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
статья на тему
Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evseeva.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Евсеева Н.А., воспитатель
первой квалификационной категории
МБДОУ ДС КВ № 57г.Челябинск
Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к Человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».
Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.
Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием. Анализируя литературу, мы выделили классическое определение эмпатии, которое чаще всего используется в отечественной психологии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний)
Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.
Многие современные исследователи рассматривают эмпатию, как результат социализации (В. П. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова), определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных компонента эмпатии: сопереживания, сочувствия и содействия. Эти компоненты необходимы дошкольнику в деятельности и общении.
Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями .
В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г.И. Метельский, Т.Х.Шингаров, Е.В.Субботский), у детей школьного возраста (Т.П.Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е.Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.
Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных «эффективных изменений в развитии личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.
Целью создания нашего проекта , является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми в игровой деятельности, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика.
Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.
Г.И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.
К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.
В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда.
Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.
С целью изучения возможностей игровой деятельности в направлении формирования эмпатии нами был разработан проект « Ребята, давайте жить дружно!»
МАТРИЦА ПРОЕКТА
- Название проекта :
« Ребята, давайте жить дружно» долгосрочный 2013 – 2015г.г
- Тематическое поле:
Старшая группа - « Я, ты , он ,она – вместе дружная семья!» , «Поговорим о дружбе», «Ежели вы вежливы», «Со сказками дружить - дружбой дорожить», акция «Новогодняя игрушка для детей из детского дома», «Дарите людям доброту», «Учимся быть дружными и добрыми», «Царство вежливости и красоты», «Праздник доброты и вежливости», «Мои друзья»
- Проблема :
Заключается неблагоприятном взаимодействии детей в группе, которое проявляется в: грубости в общении, не умение сопереживать другому, не умение детьми проявлять заботу и внимание к слабым и беззащитным, недостаточном развитии диалогической речи, не умении выражения детьми своего мнения.
- Цель:
формирование у старших дошкольников способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.
- Задачи:
Развивать монологическую и диалогическую речь в процессе знакомства с русскими народными сказками.
Расширять запас знаний о русских народных сказках
Формировать представление у детей о доброте , как важном человеческом качестве
Поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки
Способствовать усвоению определенных норм и общечеловеческих ценностей
Развивать умение в себе и своих возможностях
Развивать социальные чувства, сопереживание , взаимопомощи
- Сценарий совместной деятельности по решению задач (основные шаги по реализации проекта)
Проект строится на основе реализации принципа единства деятельности детей и педагогов, сотрудничества со специалистами ДОУ и семьями воспитанников.
Проект охватывает различные виды деятельности детей старшего возраста:
Познавательно - речевая деятельность включает целевые прогулки, рассказы, беседы, занятия по темам, включенным в содержание проекта; чтение произведений народного творчества и произведений писателей.
Полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: декоративное рисование , рисование «Дом , в котором мы живем», «Мой друг», «Мой любимый сказочный герой», конструирование «Подарок для друга», коллективная работа «Царство вежливости и доброты» и др
Игровая деятельность включает дидактические игры, театрализованную деятельность, сюжетно-ролевые игры детей. На музыкальных занятиях предусмотрено прослушивание и разучивание песен о дружбе, проведение хороводов и др.
- Описание продукта, полученного в результате проекта:
- Благоприятный микроклимат в группе , умение детей объединятся по игровому замыслу, как по инициативе детей , так и по предложению воспитателя. Возрастание интереса детей к совместной деятельности , общению.
- Картотека игр на развитие у детей чувства эмпатии
- Проявление у родителей интереса к вопросам о социально – нравственном развитии детей, попытки применения их в воспитании своих детей.
- Вид проекта :
Творческий
- Состав участников:
Воспитатели, дети , музыкальный руководитель, родители, психолог
- Дополнительная информация, необходимая для выполнения проекта :
Изучение теории формирования чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Технологии изучения уровней сформированности дружеских взаимоотношений детей.
- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта .
Дидактический игровой материал: схемы сказок, настольный варежковый , кукольный театр, сюжетные картинки и др.
Центр искусства:гуашь, кисти , салфетки, цветные карандаши и восковые мелки, бумага для рисования и др.
Центр литературы: Книги сказок оформленные разными художниками, аудио и видео сборники сказок , сюжетные картинки, и др.
- Планируемое время на реализацию проекта по этапам:
№ п/п | Этап | Содержание деятельности | Сроки |
1 | Поисковый – постановка проблемы | Уточнение имеющей информации, обсуждение. Прогнозирование видов деятельности и результатов. | Сентябрь Октябрь2013 |
2 | Аналитический – сбор «Копилки» | Формирование задач , накопление информации. (Осведомленность детей по данной теме) Выбор и обоснование критерия успеха. | |
3 | Практический – составление картотеки, модели; создание продукта | Работа над проектом , его оформление . Создание коллекций книг, рисунков, поделок, коллажа сказок. Создание картотеки дидактических игр формированию чувства эмпатии | Октябрь 2013 В течении учебного года |
4 | Презентационный | Участие в коллективном анализе проекта и самооценки Выставка рисунков , группового фотоальбома. | Май 2013 |
5 | Контрольный – постановка новой цели | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта | Май 2015 |
13. Организационные формы работы над проектом:
Формы работы | Название | Сроки |
Занятия | «Учимся быть дружными» «Мои друзья» «Фея «Добра» у нас в гостях» «Пусть добро навеки побеждает зло» «Царство вежливости и красоты» «Праздник добра и вежливости» | Ноябрь 2013 Январь2013 Апрель 2013 Октябрь 2014 Январь 2014 Апрель2014 |
Экспериментирование, моделирование | Изучение поведения детей во время проигрывания проблемных ситуаций. Моделирование ситуаций : - если тебя дразнят - с тобой не делятся - тебя обидели - если у твоего друга появился новый друг | В течении учебного года |
Создание пособий | Картотека «Мирилки» Подборка «Стихи о дружбе» Картотека игр для формирования чувства эмпатии у детей | Ноябрь 2013 В течении учебного года Март 2013 |
Совместная деятельность | Чтение художественной литературы, беседы, обыгрывание сказок, ролевые игры Создание альбома: «Правила поведения дошкольника» Коллективная работа : «Дерево ласковых имен» Беседы о добрых делах Разучивание «мирилок» | В течении учебного года Декабрь 2013 В течении учебного года |
Самостоятельная работа с родителями | Изготовления макетов, сюрпризов для друзей. Работа с родителями : «Кормушка для птиц» Работа с родителями : Создание альбома «Наши добрые дела» Подготовить консультации для родителей по теме : «Воспитание дружеских отношений в игре» «Духовно-нравственное воспитание актуально в наше время» Собрание : «Воспитываем добротой» | Февраль 2013 В течении учебного года Май 2013 |
Дидактические игры | «Волшебный стул» «Добрые и вежливые слова» «Добрые приветствия» «Что такое хорошо, что такое плохо» «Дополни рисунок» «Я не должен – я должен» | В течении учебного года |
- Форма проведения:
Презентации
Проведение праздников
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательный проект "Формирование положительных взаимоотношений детьей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Практическая значимость данного проекта заключается в том, что разработанную систему занятий и игр можно использовать как методическое руководство педагогам ДОУ...
Статья "Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС"
Статья по теме "Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС ДОУ"...
Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"
Материал к родительскому собранию в подг.гр. "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
Практико-значимый проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность о Великой Отечественной войне»
Приобщение детей к культуре и традициям своего народа является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Очень важно донести до дошкольников и сохранить историческое ге...
формирование представления о правильном питании у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
В статье раскрывается акктуальность темы,общая цель и задачи,подробно расписывается методика проведения пяти дидактических игр....
Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность
Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"...
«Формирование предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...