Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Кучер Елена Георгиевна

Консультация для воспитателей «Формирование чувства эмпатии  у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН

Консультация для воспитателей

«Формирование чувства эмпатии  у детей

 дошкольного возраста»

   Воспитатель:

               Кучер Елена Георгиевна

2018г.

Формирование чувства эмпатии  у детей дошкольного возраста.

Дошкольный возраст является важным этапом в развитии человека. В этот период происходит становление и развитие фундаментальных свойств психики.

Современные дети, которые растут в век компьютерных технологий, стали менее чувствительными к эмоциональному состоянию и чувствам других людей, не умеют сочувствовать, сопереживать, у них слабо выражены эмпатийные чувства.

Развитие эмпатии — это процесс формирования непроизвольно действующих нравственных мотивов, мотиваций в пользу другого.

С помощью эмпатии происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого. По мере психического развития ребенка эмпатия становится источником нравственного развития.

Что же такое эмпатия? Эмпатия – это способность заключающаяся в постижении чувств и эмоций другого человека. Это понятие включает в себя множество дополнительных аспектов: это и возможность поставить себя на место другого человека, и склонность к сопереживанию, и умение прочувствовать другого человека.

Использование художественной литературы, как средства развития эмпатии

Очень важно чтобы чувства, испытанные ребёнком при чтении художественной литературы, проявились в окружающей действительности. Ребёнок должен не только научиться понимать героев художественного произведения, но и осмысленно ориентироваться в мире собственных переживаний. При этом ребёнку необходимо творчески соотнести реальный образ типичных для него поступков с «идеальными» эталонами и тем самым скорректировать свои чувства, Дети дошкольного возраста не владеют, в силу возрастных особенностей, навыками анализа художественного произведения. Они нуждаются в помощи взрослого, поэтому можно использовать алгоритм работы над художественным произведением:

1. Чтение произведения.

2. Беседа о прочитанном.

3. Рассматривание иллюстраций.

4. Игры-беседы детей с персонажами.

5. Этюды на выражение эмоций у детей.

6. Игры-драматизации по содержанию художественных произведений.

7. Установление связи между идеями произведения и жизненным опытом детей.

Главным условием воздействия художественного произведения на ребёнка на этапе чтения является эмоциональное отношение взрослого к читаемому произведению. При чтении необходима артистичность, искренность и неподдельность чувств взрослого. Чтобы помочь ребёнку глубже почувствовать события и поступки персонажей, после прочтения произведения следует проводить беседу с детьми по осмыслению прочитанного. Главная цель беседы заключается в том, чтобы, побудив ребёнка к диалогу, научить его выражать свои эмоциональные переживания в речи. Таким образом, правильно организованные беседы помогают развивать эмоциональную сферу дошкольников, способствуют усвоению детьми этических представлений, полученных при беседе. Важную роль в осмыслении материала как познавательного, так и эмоционального характера играют иллюстрации в детских книгах. Они представляют ребёнку наглядный образ ситуации и способствуют пониманию характеристик персонажей. При рассматривании с дошкольниками иллюстраций особое внимание уделяется анализу эмоционального состояния персонажей, изображённых на картинках.

При работе над произведением очень эффективен приём игры-беседы с персонажами произведения. Цель данного приёма — оценить, насколько детям понятно содержание художественного произведения, как ребёнок усвоил нравственные эталоны, какова его позиция по отношению к разным героям. На этапе осмысления произведения детям предлагается разыграть этюды на выражение основных эмоций, схожие по переживаниям с идеей рассматриваемого произведения. Мини-сценки помогают детям лучше осмыслить переживания героев, а также ведут к закреплению у них навыка перевоплощения в героев художественных произведений.

Следующий этап — игра-драматизация. Она обогащает жизненный опыт дошкольника, способствует развитию умения встать на позицию другого человека, оценить его поступок, сблизиться с героем произведения, пережить его победы и поражения.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.

Игры для развития эмпатии у детей .

Изображаем настроение

Попросите ребенка изобразить свое настроение: в движении, в рисунке, сравнить с цветом, животными или растением. Из рисунков и фотографий ребенка можно потом  сделать альбом настроений ребенка и ввести в обиход новые выражения. Например, «у меня сегодня оранжевое настроение» –такое радостное, что прыгать до потолка хочется, или «что–то у меня сегодня совсем серое настроение» – грустно, скучно.

Подарок для всех

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи и цветик–семицветик из бумаги или картона. Предложите каждому участнику оторвать от цветика–семицветика один лепесток и загадать желание общее для всех:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по–моему вели.

Вели, чтобы сделалось то–то и то–то!

Предложите ребенку рассказать, как бы он поступил, если бы:

  • встретил плачущего мальчика (он потерял свою игрушку);
  • мама пришла с работы усталая;
  • его друг очень грустит из–за того, что мама уехала в командировку;
  • ты нечаянно обидел маму, она сильно расстроилась;
  • тебе очень хочется поиграть с игрушкой другого мальчика;
  • друг просит помочь и т.д.

Перевоплощаемся

Предложите ребенку стать пони, который целый день катает детей, гадким утенком, лисой, за которой гонятся собаки, или любым другим животным или персонажем сказки. Попросите ребенка не только изобразить животное, но и рассказать, что оно чувствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ЧЕРЕЗ ПРИРОДУ"

КОНСУЛЬТАЦИЯ В ПОМОЩЬ ВОСПИТАТЕЛЯМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ....

Консультация для воспитателей: «Формирование словаря детей дошкольного возраста с ОНР в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР через дидактические игры»

Консультация может быть полезна для воспитателей, так как представлен не только теоретический материал, но и практический....

Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования"

КОНСУЛЬТАЦИЯФормирование у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности через использование нестандартного оборудования.Народная мудрость гласит: "Чтобы сделать ребенка у...

Консультация для воспитателей "Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих."

Данная консультация даст представление о необходимости поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к сохранению жизни и здоровья . к вопросам л...

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста сознательного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих»

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность, при возможности избегать; при необходимости действовать....

Консультация для воспитателей «Формирование у детей дошкольного возраста нравственно патриотических чувств через семейные традиции»

Актуальность проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения, бесспорна.Воспитывать у ребёнка любовь к своему дому, к своей семье нужно с первых лет жизни...

Консультация для воспитателей. Формирование духовно-нравственных и патриотических чувств, уважительного отношения к культурному наследию у детей дошкольного возраста через ознакомление с декоративно-прикладным искусством народов России

Нравственно-патриотическое воспитание детей является немаловажным, а, пожалуй, одним из основных направлений работы дошкольного учреждения и включает в себя целый комплекс задач....