Статья : Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
статья (старшая группа)

Целью создания проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть , учить сопереживать, сочувствовать , воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ulyanikova_kseniya_alekseevna.docx16.97 КБ

Предварительный просмотр:

Ульяникова Ксения Алексеевна, Санкт-Петербург

ГБДОУ №17 Центрального района Санкт-Петербурга, ulyanikova@dou17-spb.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЧУВСТВА ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии. Исследования ученых показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте.

Выделение эмпатии в качестве особого психологического феномена было длительным, сложным и до сих пор в современном научном мире термин «эмпатия» имеет множество определений, став многозначным понятием. Анализируя литературу, мы выделили классическое определение эмпатии, которое чаще всего используется в отечественной психологии (способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний)

Развитие эмоциональной сферы ребенка способствует процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.

Эмпатия является ведущей социальной эмоцией и рассматривается, как способность человека эмоционально отзываться на переживание других людей. Она предполагает субъективное восприятие другого человека, проникновение в его внутренний мир, понимание его переживаний, мыслей и чувств.

Многие современные исследователи рассматривают эмпатию, как результат социализации (В. П. Юсупов, Е. И. Изотова, Е. В. Никифорова, определяемый наличием у ребенка совокупности трех социальных компонента эмпатии: сопереживания, сочувствия и содействия. Эти компоненты необходимы дошкольнику в деятельности и общении.

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г. И. Метельский, Т. Х. Шингаров, Е. В. Субботский, у детей школьного возраста (Т. П. Гаврилова, В. Н. Лозоцева, Т. А. Немчин и др., у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е. Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.

Дошкольный возраст является наиболее благоприятным для позитивных «эффективных изменений в развитии личности ребенка. Современные научные данные убедительно показывают, что результатом положительно направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми, что обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности.

Целью создания нашего проекта, является формирование эмпатии у старших дошкольников, то есть способности понимать и принимать другого ребенка таким, какой он есть, учить сопереживать, сочувствовать, воспитывать толерантное и уважительное отношение друг к другу.

Особую значимость проблема изучения эмпатии приобретает в связи с исследованиями взаимоотношений между детьми в игровой деятельности, где ребенок получает первые уроки эмоционального отклика.

Игра - наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. В игре проявляются и развиваются все психологические свойства и процессы, формируются качества личности. Игра - самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания.

Г. И. Радвил считает, что игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игриво

коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.

Игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей, в игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему обучению, развиваются познавательные способности, шире становятся навыки и умения общения со сверстниками.

К 6-ти годам проявляется, а к 7-ми крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным творческим играм, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей, изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми - товарищество и дружбу. Ребенок как личность развивается в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, в том числе игровой; причем, если она правильно организована, то оказывает положительное влияние на формирование взаимодействий и взаимоотношений между детьми.

В игре старших дошкольников на первый план выступают отношения между людьми, общественный смысл труда.

Через определенный сюжет, содержание и роль в ходе игры можно формировать моральные и социальные чувства дошкольников. Необходимое условие - это моделирование взаимоотношений, в которых проявляются гуманные чувства.

Литература:

  1. Л. Н. Прокошенко. Воспитание гуманных чувств у детей. – М:Педагогическая школа, 2011. 220 с.

2.       Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Степина Н. М. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ. –  М:Айри-пресс, 2009. 160 с.

  1.  Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников. – М:Ребенок в детском саду, 2008. С. 4-7.

  1.      Солнцева О. Играем в сюжетные игры. – М:Дошкольное воспитание, 2015. С. 52-55.

  1.      Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. – М:Издательский центр «Академия», 2013. 368 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности

нравственное воспитание -это целенаправленный процесс формирования у детей нравственных чувст и поведения. Нравственное воспитание подрастающего поколения является объективной необходимостью ,обусловл...

Технология развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности (презентация)

Изучить современное состояние проблемы развития чувства времени у детей в практике дошкольного образования.Уточнить понятие «чувство времени», его компоненты и уровни.Разработать  педагогич...

Формирование чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность.

Статья посвящена проблеме воспитания чувства патриотизма у старших дошкольников. Содержит поэтапное описание работы над проектом с учетом интеграции образовательных областей....

Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность

Проблема воспитания межличностных отношений является одной из актуальных тем современной педагогики и психологии. Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к лю...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО САМОСОЗНАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проблема самосознания — одна из самых сложных в психологии. Вопросы формирования личности и нравственного самосознания волновали общество всегда, во все времена, им уделялось большое внимание в теории...

Презентация "Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Материал к родительскому собранию в подг.гр.  "Формирование математических  способностей у детей старшего  дошкольного возраста через игровую деятельность"...

Паспорт проекта "Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста в личностно-образовательной среде "

Актуальность пректа по данной теме определяется усилением значимости такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия....