«Уголок военной и трудовой славы» - как форма патриотического воспитания в ДОУ
проект на тему

Мельникова  Ирина Владимировна

      В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств.  Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. Он связан с духовным миром ребёнка, его личными переживаниями и восприятием окружающего мира. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы  восприятие мира стало красочным, ярким и незабываемым. Начиная работу по воспитанию нравственно-моральных качеств,  педагоги должны продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное и значимое в материале о войне и трудовых подвигах нашего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ugolok_material.docx811.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 80» компенсирующего вида

Вариативные формы в системе патриотического воспитания

«Уголок военной и трудовой славы»

- как форма   патриотического воспитания  в ДОУ

Лоскова Ирина Владимировна

      В настоящее время стало особенно актуальным воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств.  Воспитывать патриотизм нужно с раннего детства. Он связан с духовным миром ребёнка, его личными переживаниями и восприятием окружающего мира. Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы  восприятие мира стало красочным, ярким и незабываемым. Начиная работу по воспитанию нравственно-моральных качеств,  педагоги должны продумать, о чем рассказывать детям, особо выделив характерное и значимое в материале о войне и трудовых подвигах нашего народа.  

      Наш  небольшой коллектив живет и работает в маленьком городе, который не всегда отмечен на карте страны. Но Кузбасский край богат своими обычаями, военной  и трудовой славой.  Это и легло в основу создания в нашем дошкольном учреждении « Уголка военной и трудовой славы».  Образовалась творческая группа, которая поставила цель - наработать и систематизировать  материал, доступный  для усвоения детьми дошкольного возраста. Работа проводилась по нескольким направлениям: организационное, теоретическое и практическое.  

  • Организационное направление включает работу по оборудованию и сбору предметов трудовых и военных дней, писем, извещений, газет того времени, военного снаряжения и обмундирования и т.п., предоставляемых родителями,  педагогами и жителями микрорайона.
  • Теоретическое  - анкетирование и беседы с родителями, выявление и нахождение ветеранов труда и войны среди родных и близких наших воспитанников, города и области.  Разработка и составление лекционного материала и планов по разделам: «Всё для фронта и победы», «Герои войны – наши деды и отцы», «Дети войны» и т.д., составление фотоальбома «Никто не забыт»,  в который вошли   фотоматериалы и краткое  описание  участия в военных действиях и трудовых  достижений  родных и близких воспитанников и педагогов, героев – земляков, чьи имена носят улицы нашего города.
  • Практическое направление включает работу по проведению праздников, досугов, открытых дней, встреч с ветеранами за круглым столом, экскурсий по «Уголку военной и трудовой славы», выставок  и бесед по тематике  систематизированной  творческой группой, посещение музея трудовой и военной славы  при заводе КМК,  на котором  выпускали танки для фронта и стояли у станков прадеды и деды.  Посильная помощь ветеранам  и участникам войны, труженикам тыла.

Н. К. Крупская подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда в которой они живут.  Поэтому, создание такой  общественно - развивающей среды должно стать основой понимания детьми  и выражения их  глубокой привязанности  ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди - всё это педагоги передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.   Наши воспитанники – это дети с нарушенным зрением.  Их  возможности чувственного познания сужаются, так как из акта восприятия выключается зрительная информация полностью или частично. Если не создавать ребенку с самого раннего возраста условия для самостоятельного непосредственного контакта с реальным миром, не обучать его жить соответственно его возможностям познавать мир за счет активного развития всех сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, вкусового восприятия), то многое из окружающего им не будет познано.   Весь процесс развития и воспитания  ребенка зависит от того, как сумеют  педагоги и родители организовать его жизнедеятельность, с тем, чтобы вызывать у детей положительное  взаимодействие, эмоциональное отношение и переживание к окружающему миру: людям, их труду, природе.

Целью является пропагандирование боевой и трудовой славы  русского народа и воспитание патриотизма в ДОУ

В  задачи входит:

  • Формирование знаний  об историческом  и военном прошлом России, о героизме солдат и тружеников тыла.
  •  Развитие нравственно-этических представлений, эмоционального отклика, сопереживания и сочувствия к ветеранам; бережного отношения к природе.
  • Воспитание патриотических чувств.
  • Способствование  проявлению активной жизненной  позиции.

  Коллектив   строит работу так, чтобы каждый воспитанник проникся славой родного края, Родины и почувствовал свою причастность к местным  и общественным событиям.  В своей работе мы используем и  традиционные  интересные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).

     Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни. Педагоги стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.

          Взаимодействие родителей и коллектива ДОУ приносит свои плоды и усиливает эффект привлечения  детей к активной жизнедеятельности.  Дети вливаются  в живую историю, приобщаются к духовным, историческим ценностям своего народа. Были организованы выставки репродукций картин на военно-патриотическую тему отечественных художников «Слава военных лет», «Песни военных дорог»,  конкурс детского рисунка «Мир на всей планете!».  Дети начинают понимать: многие из тех, кто жил в то время и делал историю, живут рядом с нами. Рассказы  ветеранов и детей войны о военном детстве, об отце, которой не вернулся с войны, о работе на заводе матерей и  сестер, о том маленьком кусочке хлеба -  дети слушают затаив дыхание и переживают за героев этих рассказов.

Работа с родителями

  1. Привлекать родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения развивающей среды группы и экспозиции уголка.
  2. Проводить консультации на темы краеведческого характера, например «Ребенок и окружающий мир», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Куда пойти с ребенком в выходной день» и др.
  3. Привлекать родителей к организации и участию в групповых праздниках, занятиях на тему «Конкурс знатоков родного края».
  4. Подготовить вместе с родителями папку - передвижку «5 добрых дел», «С любовью к городу» и др.
  5. Организовывать участие родителей в конкурсах рисунков «Город, что сердцу дорог», в совместных с детьми выставках работ к фольклорным праздникам.
  6. Проводить анкетирование родителей о знакомстве детей с родным краем.  Проводить для родителей дни открытых дверей, праздники, развлечения.
  7. Организовать совместное написание детей и родителей сочинений на тему: «Если бы я был(а) президентом» или «Кем я хочу стать, когда вырасту».

                                  C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\81\P1030076.JPG

                      C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\81\P1030070.JPG
C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\81\P1030067.JPG

   Участие  и привлечение  родителей, ветеранов труда и войны  в мероприятиях  способствуют нравственно-патриотическому воспитанию детей, помогают им лучше узнать историю  семейных  традиций, историю России, почувствовать гордость за свой народ, за мужество и стойкость.

      Работа нашего «Уголка военной и трудовой славы» значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, области, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает настоящего патриота. Рассматривая патриотизм – как  интегративное качество личности, нравственный принцип, социальное чувство, содержанием которого является  любовь к отечеству,  гордость за прошлое и настоящее,  усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, мы используем потенциал  развивающей предметно-пространственной среды и разнообразные формы коррекционной работы.   Одной из таких  форм является организация «уголка военной и трудовой славы»,  основной целью  является -  развитие патриотических качеств  личности ребёнка с нарушением зрения.

        Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось и укрепилось осознанное чувство любви к природе, Родине, к людям, которые живут и работают в настоящее время и уважение к ветеранам, тем,  кто отстоял это настоящее для нас. Создание  уголка – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов. В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения таких уголков - выставок (экспозиций) можно использовать различные части групповых комнат, «раздевалок», спальных комнат, стены у входа в группу и т.п. Встраивание преимущественно видовых фрагментов экспозиции в интерьеры помещений общего назначения, вплоть до лестничных площадок, способствует воссозданию материальной и образной среды, погружение в которую так важно для детской с нарушением зрения. . Народная мудрость гласит: «Кто хочет – ищет возможности».  Возможность выстраивать материалы  постепенно, по мере получения новой информации. В нашем учреждении экспозиционный материал размещается  в групповых комнатах и в  помещении методического кабинета.   При использовании и изготовлении  пособий, экспонатов    предусматривают: большие размеры, насыщенность цветов и контрастность предметов.    Игрушки (картинки) целесообразно подбираются с таким расчетом, чтобы вместе они составили единый зрительно-игровой сюжет, например, из известной ситуации ( работа за станком,  боец пишет письмо.  С целью повышения эффективности воздействия на  формирование  и осознание  предлагаемого материала  рекомендуем использовать  музыкальное сопровождение.

Оформлены альбомы с рассказами детей об участниках войны – членах их семей. То, что все, кто защищал Родину во время войны, - герои, дети поняли, а значит «кирпичики» в патриотическое воспитание прочно заложены. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) мы прививаем детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», и т.д. На экспозиции представлены фотографии  героев Великой Отечественной войны  и воинов, которые стоят на защите нашей Родины в мирное время. Это папы наших воспитанников, которые проходили или проходят службу в рядах Российской армии. Также здесь представлена коллекция из боевых наград, символика Советской и Российской армии, военная форма российского солдата. Оформлена выставка, на которой представлены предметы, сохранившиеся со времен Великой Отечественной войны: остатки снарядов, гильзы от патронов, каска.

C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\музей\P1080039.JPG          C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\музей\P1080040.JPG

C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\Патриот 5\getImageпарад.jpg

 Собирая материалы к выставке, воспитанники совместно с педагогами нашли ветеранов войны и тружеников тыла, детей войны, которые проживали на улице Энтузиастов. Воспитанники  прошли по улице Энтузиастов парадом, пронося портреты своих родных – участников ВОВ  и тружеников тыла, к памятнику Воину Освободителю. Почтили память солдат минутой молчания и возложили цветы.  

9 мая  на главной площади города, прошли торжественные мероприятия в честь Великой Победы и наши воспитанники вместе с семьями приняли участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Они пронесли портреты своих родных  уже по главной  улице Новокузнецка, понимая всю ответственность и значимость этого шествия.

C:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\Патриот 5\getImageмашины.jpgC:\Users\Ирина Лоскова\Desktop\Патриот 5\getImageбульвар.jpg

 

     Таким образом, используя такую форму  организации патриотического воспитания, у дошкольников складывается  правильное представление о родном крае как части большой страны, в которой они живут, и задача педагогов  – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны решается наиболее эффективнее.   Организованная и составленная нами  работа «Уголка военной и трудовой славы»  позволяет  воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Этих дней не смолкнет слава» по нравственно-патриотическому воспитанию

Педагогический прект посвящён теме Великой Отечественной войне, патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический творческий проект "Этих дней не смолкает слава» по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных проблем.Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальная значимость такого качества как «граж...

Проект «Парад военной техники из коробок» как средство патриотического воспитания дошкольников»

Проект «Парад военной техники из коробок» как средство патриотического воспитания дошкольников»...

"Патриотическая онлайн - акция, как одна из форм патриотического воспитания детей"

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений, независимо от его профиля, является патриотическое воспитание детей.Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека...

Социальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «Волонтёры истории»

Паспорт проектаНазвание проектаСоциальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!»  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «В...

Социальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!» по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «Волонтёры истории»

Паспорт проектаНазвание проектаСоциальный проект «о Родине, о Доблести, о Славе!»  по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников посредством деятельности Клуба «Волонтё...

«Авторская методическая разработка конспекта мероприятия» «Экскурсия в музей военной и трудовой славы профессионального училища № 31 Красноармейского района города Волгограда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Тема ОД: «была война»Образовательная область: Познавательное развитиеИнтеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое р...