«Авторская методическая разработка конспекта мероприятия» «Экскурсия в музей военной и трудовой славы профессионального училища № 31 Красноармейского района города Волгограда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Тема ОД: «была война»

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: Дети старшего возраста группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: познакомить детей с героями Великой Отечественной войны через призму интереса к прошлому своей семьи, с помощью исследовательской деятельности совместно с взрослыми для сохранения памяти о подвиге родных и близких.

 

ЗАДАЧИ:

 

 Обучающие задачи:

  • Расширять знания детей о битве, произошедшей в Сталинграде, о мужестве советских солдат, о быте военных будней;
  • развивать стремление детей узнать у родителей о своих близких родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;

 

Развивающие задачи:

  • развивать у детей интерес к прошлому страны, ее истории;

 

Воспитательные задачи:

  • формировать чувство принадлежности к героическому подвигу своего народа и чувство гордости за силу и мужество, проявленные народом в Великую Отечественную войну, бережное отношение к семейным ценностям;
  • воспитывать у детей чувство благодарности и уважения к старшему поколению, отстоявшему независимость Родины.

Словарь: каска, автомат, блиндаж, патефон, полевая почта, танкист, артиллерист, связист, экспонаты, госпиталь, окоп, плащ-палатка.

 

Предварительная работа: разучивание стихов, слушание песен военных лет, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр книг, альбомов, фотографий, изготовление совместно с родителями стенгазеты военных лет, поисково-исследовательская работа по поиску информации родственников семей воспитанников, принимавших участие в ВОВ.

Материал: личные вещи солдата (чемодан, фляжка, ремень), макет «Сталинградская битва», георгиевская лента, ордена, медали, солдатские письма, теневой театр.

 

Содержание образовательной деятельности детей:

Ход экскурсии:

 

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в музей боевой славы.

- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, музей — это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод.

Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что скоро начнется война.

Воспитатель: А кто знает, как назывался наш город во время войны? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, Сталинград. Враги хотели захватить наш город и стереть его с лица земли.

Каждый год 2 февраля мы отмечаем один из самых великих праздников. Что это за праздник? (Сталинградская битва) Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война.

Вы знаете, с кем воевала наша страна? (с немцами; с фашистами). Враг пытался захватить самые большие и главные города: Ленинград, Москву. Среди этих городов был и Сталинград. 

Беседа о Сталинградской битве. В июле 1942 года в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, самолетов, машин, а за ними шла пехота. Начались ожесточенные бои. Горели не только здания, горели земля и Волга. Объятый огнем, разрушенный бомбами и снарядами, Сталинград находился в отчаянном положении. Мирных жителей стали переправлять на другой берег Волги. Это было самое кровопролитное сражение в истории человечества.

Показ теневого театра «Бои в Сталинграде»

Стихи детей о Сталинграде. «Сталинград» Владимир Марахин

Максим: Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!

Алиса: но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!

Варя: Сталинград! Сталинград!
Смерть оделась в гранит,
Пули лижут сапог,
Но победу хранит
Под разрывами бомб с нами Бог!

Дима : Каждый камень живой,
Каждый камень горит,
Продолжается бой,
С домом дом говорит,
Защитим, защитим,
Защитим Сталинград!

 

Битва с врагами за освобождение Сталинграда называется Сталинградской битвой. Она продолжалась 200 дней и ночей.

Отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последней гранаты. Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова: «Ни шагу назад!»

В нашей группе есть дети, родственники которых сражались в Сталинградской битве.

Воспитатель. Дети, вам интересно узнать, что было, когда вас еще не было на свете? В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваши мамы показывали вам эти снимки, рассказывая о них. Сейчас Дима расскажет о своей бабушке, которая участвовала в Сталинградской битве.

Рассказ Димы: Моя бабушка – Комарова Александра Вениаминовна пошла на фронт, когда ей исполнилось 18 лет. Она служила связистом и получила звание сержанта. За отличную службу была награждена медалью «За боевые заслуги».

Рассказ Максима: мой дедушка- Мурушкин Григорий Алексеевич ушел на фронт в 1941. Работал шофером. Был очень храбрым, вовремя подвозил снаряды бойцам и был награжден медалью «За отвагу». Прошел всю войну и вернулся домой.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, какие мужественные, храбрые и сильные лица у ваших дедушек и бабушек. Ребята, давайте в память тех, кому мы обязаны жизнью, зажжем вечный огонь и почтим их подвиг минутой молчания. Воспитатель зажигает вечный огонь

Неугасима память поколений.

И память тех, кого мы свято чтим

Давайте, люди вспомним на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Спасибо всем, кто жизнь отдал

За Русь родную, за свободу,

Кто страх забыл и воевал,

Служа любимому народу.

 

Воспитатель. Сейчас я хочу пригласить вас к следующему экспонату, который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание макета).

Посмотрите на этот макет.

- Что вы на нем видите? (Окоп, блиндаж, танки, солдат).

- Для чего нужны окопы? (ответы детей). Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.

- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.

- А для чего он был нужен? (Ответы детей). Чтобы укрывать военных от огня противника. Они так же использовались для отдыха солдат, там оказывали первую помощь раненым, также там находились связисты.

Воспитатель. Сейчас я приглашаю вас к следующему экспонату нашего музея. Это военный патефон.  В редкие минуты тишины солдаты собирались у патефона, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким.

(Слушание песни «в землянке»)

 

Воспитатель. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).

 Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо.

(Рассматривание и чтение солдатского письма.)

 

Переходим к следующему экспонату - стенду с фотографиями, который рассказывает нам о военной жизни. Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. И Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.

- Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).

Воспитатель: Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Давайте полюбуемся этими «сокровищами», потрогаем, рассмотрим их со всех сторон.

Воспитатель. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь». В нашем городе очень много исторических памятников, посвященных Сталинградской битве. Ветераны, которые воевали в этой страшной битве помнят каждый день этого сражения. Уже после войны было написано много песен и стихов о боли и утрате, которые пережили родственники погибших.

Стихотверение «2 февраля». Маргарита Агашина

Егор: В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь второго февраля.

 

Тимофей: и там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

Тимур: и словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.

Маша: Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят гвоздики
на снегу.

 Звучит песня «День Победы» и дети покидают музыкальный зал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzey33.docx790.53 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 367 КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА ВОЛГОГРАДА»

                

Городской конкурс профессионального мастерства

«Лучшее воспитательное событие»

номинация

«Авторская методическая разработка конспекта
мероприятия»

 «Экскурсия в музей военной и трудовой славы

профессионального училища № 31 Красноармейского района

города Волгограда с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

тематика:

«День разгрома советскими войсками немецко – фашистских войск в
                                           Сталинградской битве»

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\DSCN1940.JPG

Выполнили:

воспитатель

Земцова Наталья Михайловна,

учитель - логопед

Швецова Валерия Сергеевна

Волгоград 2024

Тема ОД: «была война»

Образовательная область: Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Участники проекта: Дети старшего возраста группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи.

Цель: познакомить детей с героями Великой Отечественной войны через призму интереса к прошлому своей семьи, с помощью исследовательской деятельности совместно с взрослыми для сохранения памяти о подвиге родных и близких.

ЗАДАЧИ:

 Обучающие задачи:

  • Расширять знания детей о битве, произошедшей в Сталинграде, о мужестве советских солдат, о быте военных будней;
  • развивать стремление детей узнать у родителей о своих близких родственниках, участвовавших в Великой Отечественной войне;

Развивающие задачи:

  • развивать у детей интерес к прошлому страны, ее истории;

Воспитательные задачи:

  • формировать чувство принадлежности к героическому подвигу своего народа и чувство гордости за силу и мужество, проявленные народом в Великую Отечественную войну, бережное отношение к семейным ценностям;
  • воспитывать у детей чувство благодарности и уважения к старшему поколению, отстоявшему независимость Родины.

Словарь: каска, автомат, блиндаж, патефон, полевая почта, танкист, артиллерист, связист, экспонаты, госпиталь, окоп, плащ-палатка.

Предварительная работа: разучивание стихов, слушание песен военных лет, беседы, рассматривание иллюстраций, просмотр книг, альбомов, фотографий, изготовление совместно с родителями стенгазеты военных лет, поисково-исследовательская работа по поиску информации родственников семей воспитанников, принимавших участие в ВОВ.

Материал: личные вещи солдата (чемодан, фляжка, ремень), макет «Сталинградская битва», георгиевская лента, ордена, медали, солдатские письма, теневой театр.

Содержание образовательной деятельности детей:

Ход экскурсии:

Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в музей боевой славы.

- Ребята, а вы знаете, что такое музей? (Ответы детей)

Воспитатель. Правильно, музей — это место, где хранятся интересные предметы, вещи. Он нужен людям для того, чтобы помнить о разных событиях, знать, как жили люди в разное время. Эти предметы называют экспонатами. А рассказывает о них экскурсовод.

Было 22 июня, люди занимались обычными для себя делами: взрослые работали, девчонки строили шалаши и играли в "дочки-матери", непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках. И никто не подозревал, что скоро начнется война.

Воспитатель: А кто знает, как назывался наш город во время войны? (Ответы детей).

Воспитатель. Правильно, Сталинград. Враги хотели захватить наш город и стереть его с лица земли.

Каждый год 2 февраля мы отмечаем один из самых великих праздников. Что это за праздник? (Сталинградская битва) Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война.

Вы знаете, с кем воевала наша страна? (с немцами; с фашистами). Враг пытался захватить самые большие и главные города: Ленинград, Москву. Среди этих городов был и Сталинград. 

Беседа о Сталинградской битве. В июле 1942 года в Сталинград ворвались десятки фашистских танков, самолетов, машин, а за ними шла пехота. Начались ожесточенные бои. Горели не только здания, горели земля и Волга. Объятый огнем, разрушенный бомбами и снарядами, Сталинград находился в отчаянном положении. Мирных жителей стали переправлять на другой берег Волги. Это было самое кровопролитное сражение в истории человечества.

Показ теневого театра «Бои в Сталинграде»

Стихи детей о Сталинграде. «Сталинград» Владимир Марахин

Максим: Сталинград! Сталинград!
Бой и ночью, и днём,
Всюду дым, всюду гарь,
Полыхает огнём
Сорок третьего года январь!

Алиса: но ни шагу назад,
Повернём время вспять,
Дорогой Сталинград,
Будем насмерть стоять
За тебя, за тебя,
За тебя, Сталинград!

Варя: Сталинград! Сталинград!
Смерть оделась в гранит,
Пули лижут сапог,
Но победу хранит
Под разрывами бомб с нами Бог!

Дима : Каждый камень живой,
Каждый камень горит,
Продолжается бой,
С домом дом говорит,
Защитим, защитим,
Защитим Сталинград!

Битва с врагами за освобождение Сталинграда называется Сталинградской битвой. Она продолжалась 200 дней и ночей.

Отважные бойцы бились за каждую улицу, за каждый дом. Бились до последнего патрона, до последней гранаты. Девизом Сталинградской битвы стали знаменитые слова: «Ни шагу назад!»

В нашей группе есть дети, родственники которых сражались в Сталинградской битве.

Воспитатель. Дети, вам интересно узнать, что было, когда вас еще не было на свете? В каждой семье, наверное, есть альбом со старыми или даже старинными фотографиями. Пожелтевшие, они хранят изображения лиц тех людей, которые дали жизнь вашим родителям, а значит дали жизнь и вам. Ваши мамы показывали вам эти снимки, рассказывая о них. Сейчас Дима расскажет о своей бабушке, которая участвовала в Сталинградской битве.

Рассказ Димы: Моя бабушка – Комарова Александра Вениаминовна пошла на фронт, когда ей исполнилось 18 лет. Она служила связистом и получила звание сержанта. За отличную службу была награждена медалью «За боевые заслуги».

Рассказ Максима: мой дедушка- Мурушкин Григорий Алексеевич ушел на фронт в 1941. Работал шофером. Был очень храбрым, вовремя подвозил снаряды бойцам и был награжден медалью «За отвагу». Прошел всю войну и вернулся домой.

Воспитатель: Дети, обратите внимание, какие мужественные, храбрые и сильные лица у ваших дедушек и бабушек. Ребята, давайте в память тех, кому мы обязаны жизнью, зажжем вечный огонь и почтим их подвиг минутой молчания. Воспитатель зажигает вечный огонь

Неугасима память поколений.

И память тех, кого мы свято чтим

Давайте, люди вспомним на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Спасибо всем, кто жизнь отдал

За Русь родную, за свободу,

Кто страх забыл и воевал,

Служа любимому народу.

Воспитатель. Сейчас я хочу пригласить вас к следующему экспонату, который расскажет нам о военных буднях наших солдат. (Рассматривание макета).

Посмотрите на этот макет.

- Что вы на нем видите? (Окоп, блиндаж, танки, солдат). 

- Для чего нужны окопы? (ответы детей). Правильно, окопы рыли, чтобы защищать солдат во время боя.

- Посмотрите, это сооружение называется блиндаж.

- А для чего он был нужен? (Ответы детей). Чтобы укрывать военных от огня противника. Они так же использовались для отдыха солдат, там оказывали первую помощь раненым, также там находились связисты.

Воспитатель. Сейчас я приглашаю вас к следующему экспонату нашего музея. Это военный патефон.  В редкие минуты тишины солдаты собирались у патефона, чтобы немного отдохнуть, написать письма родным и близким.

(Слушание песни «в землянке»)

Воспитатель. А как вы думаете, что больше всего ждали люди с фронта? (Ответы детей).

 Конечно, больше всего они ждали писем от мужей, братьев, сыновей, которые с оружием в руках били врага. А солдаты ждали весточек из дома, чтобы узнать, как живут их родные, жёны, матеря, дети. Невозможно передать, как ждали маленьких треугольничков жены и матери солдат. Сейчас я покажу вам такое письмо.

(Рассматривание и чтение солдатского письма.) 

Переходим к следующему экспонату - стенду с фотографиями, который рассказывает нам о военной жизни. Люди жили, несмотря на все трудности военного времени. И Родина не забывала своих героев. Воинов и тружеников тыла награждали медалями и орденами.

- Посмотрите, такие медали и ордена есть у нас в музее. (Рассматривание орденов и медалей).

Воспитатель: Возможно, в вашем доме хранятся старые вещи. Некоторые из них стали настоящими реликвиями: военный ремень, трофейный бинокль или другие вещи. Давайте полюбуемся этими «сокровищами», потрогаем, рассмотрим их со всех сторон.

Воспитатель. Сегодня вы много узнали о жизни советского народа во время войны. Расскажите своим близким и друзьям об этом. А каждому из вас я хочу подарить георгиевскую ленточку. Что она обозначает? Цвета ленты: черный и оранжевый, означают «дым и пламя». Именно эта ленточка означает заветные слова «Я помню, я горжусь». В нашем городе очень много исторических памятников, посвященных Сталинградской битве. Ветераны, которые воевали в этой страшной битве помнят каждый день этого сражения. Уже после войны было написано много песен и стихов о боли и утрате, которые пережили родственники погибших.

Стихотверение «2 февраля». Маргарита Агашина

Егор: В свой срок –
не поздно и не рано –
придёт зима,
замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь второго февраля.

Тимофей: и там,
у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло
метели белой
положишь красные цветы.

Тимур: и словно в первый раз
заметишь,
каким он был,
их ратный путь!
Февраль, февраль,
солдатский месяц –
пурга в лицо,
снега по грудь.

Маша: Сто зим пройдёт.
И сто метелиц.
А мы пред ними
всё в долгу.
Февраль, февраль.
Солдатский месяц.
Горят гвоздики
на снегу.

 Звучит песня «День Победы» и дети покидают музыкальный зал.

Приложение № 1

Атрибуты для цикла бесед о войне.

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\SAM_1718.JPG

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (2)\SAM_1719.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по области «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо области «Чтение художественной литературы»  и «Художественное творчество» на тему «Сентябрь»с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект экскурсии по улицам города Кореновска с детьми старшего дошкольного возраста

Цель – актуализация знаний детей о родном городе Кореновске.Задачи:·        воспитывать любовь к родному городу, ответственность и заботу о нём;·...

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для дете

Методическая разработка по познавательному развитию с использованием элементов психологической разгрузки с учетом  арт - терапевтической технологии «Кинетический песок» для детей стар...

Конспект проведения занятия на тему: «Хохломская роспись на тарелочке» по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста

Программное содержание:- продолжать учить детей рассматривать хохломские изделия, выделяя характерные элементы узора: травка, ягодки, цветы, листья, основу узора-завиток, который завивает все предметы...

План – конспект ООД ОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие» Интегрированная образовательная деятельность Конструктивно – модельная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Мой родной поселок»

План – конспект ООДОО «Социально – коммуникативное и художественно – эстетическое развитие»Интегрированная образовательная деятельностьКонструктивно – модельная дея...

Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности из природного материала на тему «Эко-кормушки для птиц» с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР и ЗПР

Занятие проводится в групповом помещении. С детьми рассматривается письмо с QR-кодом с заданим от эколят. После прослушивания задания, дети рассматривают модели кормушек из разных материалов и заполня...