проект "Маленьким детям - большие права"
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Проект «Маленьким детям – большие права»
Актуальность проекта
В России четверть всего населения составляют дети. Дети - особая социально-демографическая группа населения, самая беззащитная и бесправная. Одновременно они - тонкий социальный барометр, чутко реагирующий на экологические, экономические, политические и социальные изменения и неблагополучия в обществе.
Трудности, с которыми сталкивается наше общество в процессе своего развития и преобразования, являются следствием сложившегося за многие годы отношения к детям - неспособности, а порой нежелания или не понимания необходимости проявить подлинную заботу об их интеллектуальном и эмоциональном развитии.
Современный период характеризуется тем, что ребенок признан самостоятельным субъектом, принадлежащих ему прав. Права детей отражены в более чем 140 российских законодательных и иных нормативно-правовых актах. Даже не смотря на большое количество литературы по проблеме прав ребенка, в частности социальных прав, язык этой литературы довольно сложный для понимания детей. На современном этапе развития нашего общества намечается тенденция к тому, что дети не знают свои права.
Следовательно, проблема социальных прав детей весьма актуальна, так как дети должны знать свои права, а общество должно в полной мере гарантировать исполнение этих прав.
Актуальность темы «Маленьким детям – большие права» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, т. к. они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях.
Однако, несмотря на предпринятые государством шаги по пути улучшения положения детей в стране и приведения законодательства РФ в соответствие с нормами международного права, в современных российских реалиях состояние дел в области обеспечения и охраны прав ребенка пока оставляет желать лучшего. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Нарушение прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. Права ребенка нарушаются не только действием, но и непозволительным бездействием государственных органов.
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с их правами, формирование у детей правой грамотности, умение отстаивать свои права и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Вид проекта: Информационно – творческий, групповой, долгосрочный (2 года)
Участники проекта: Воспитатели, дети старшей группы, родители, социальный педагог
Цель проекта: Создание условий для формирования правосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- познакомить детей с понятием «право»;
- дать детям возможность «увидеть» свои права в произведениях писателей, поэтов, сценаристов;
- обозначить основные права детей в доступной для их возраста форме;
- воспитывать чувство самоуважения и уважения к окружающим его детям и взрослым;
- развивать умение общаться в детском коллективе, уметь слушать и слышать, анализировать, делать выводы, высказывать своё мнение;
- развивать творческие способности детей через совместную и индивидуальную деятельность.
Планируемые результаты:
- создание системы работы по правовому воспитанию;
- создание условий для обеспечения реализации прав детей;
- знание детей о своих правах и обязанностях и потребность в получении новых знаний,
- умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права,
- использование правовых моделей поведения в системах ребенок-ребенок, ребенок-взрослый
- умение соблюдать запреты и исполнять обязанности.
- знание прав и обязанностей детей и родителей, нормативных документов,
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
– постановка целей, определение актуальности и значимости проекта;– подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, статьи, рефераты и т.п.); – подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; организация развивающей среды в группе. | – ознакомление детей с художественной литературой – проведение бесед; − рассматривание картин и беседы по их содержанию; − работа с родителями − проведение НОД по ознакомлению детей с «Конвенцией о правах ребенка»; − проведение мероприятий; − прослушивание и обсуждение музыкальных произведений; − рисование с детьми на правовую тематику; оформление выставки рисунков.
| – анализ результатов - фото – выставка, - развлечение. |
Работа с родителями.
1 Анкетирование родителей.
2 Буклет «Конвенция о правах ребенка»
3 Папка – передвижка «Права детей»
4 Памятка «Поощрение и наказание» – правила для взрослых
5 Памятка «Не навреди»
6 Памятка «Что читать ребенку?»
7 Консультация «Нарушение прав ребенка»
8 Консультация «Детская ложь за и против»
9 Консультация «Здоровый образ жизни в семье»
10 Фото - выставка «Моя семья»
11 Рекомендации «Секреты успешного взаимодействия с ребенком»
12 Памятка «Если ребенок провинился»
Образовательная деятельность в режимных моментах с детьми
по правовому воспитанию.
Сроки | Тема | |
месяц | неделя | |
сентябрь | II | Права и обязанности |
IV | Как поступить правильно | |
октябрь | II | О правах - играя |
IV | Ты и твое имя | |
ноябрь | II | Моя семья |
IV | Расти здоровым! | |
декабрь | II | Читая сказку «Три медведя» |
IV | Лесное приключение | |
январь | II | Непосильное задание |
IV | Как важно быть грамотным | |
февраль | II | Грамоте учиться – всегда пригодится |
IV | Я самый, самый | |
март | II | Мы – дети разных национальностей |
IV | Я – гражданин России | |
апрель | II | Мы на свет родились, чтобы радостно жить |
IV | Ваши права, дети | |
май | II | По страницам Конвенции о правах ребенка |
IV | Игра-театрализация «Маленькие дети с большими правами» |
Изучаем права вместе с любимым персонажем
1.ПРАВО НА СЕМЬЮ, ЗАБОТУ РОДИТЕЛЕЙ, СЕМЕЙНЫЕ СВЯЗИ
Сказки: «Золушка» Ш.Перро, «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Морозко», «Гуси-лебеди», «Кот, петух и лиса, «Кошкин дом»
Поговорки и пословицы о семье, о дружбе.
2.ПРАВО РЕБЕНКА НА МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ
Сказки: «Цветик-семицветик» В.Катаева, «Айболит» К.Чуковского.
3.ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ
Рассказ Л.Толстого «Филиппок», стихотворение «Кем быть?» В. Маяковского. Поговорки и пословицы: «Ученье – свет, а не ученье – тьма», «Грамоте учиться – всегда пригодится». Песня «Чему учат в школе».
4.ПРАВО НА ЛИЧНОЕ ИМУЩЕСТВО
Рассказ Н.Носова «Огурцы», басня «Ворона и лисица» И.Крылова. Сказки «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой».
5.ПРАВО НА ЗАЩИТУ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО НАСИЛИЯ, ГРУБОГО ОБРАЩЕНИЯ, ОСКОРБЛЕНИЯ И УНИЖЕНИЯ
Сказки «Три поросенка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Муха-цокотуха» К.Чуковского.
Беседы с детьми
«Для чего нужна семья?», «Моя семья», «Семейные фото», «Генеалогическое дерево», «Наши хорошие поступки», «Чем я могу помочь?», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Какие праздники отмечаем», «Как мамы заботятся о нас?», «Что такое право?», «Что значит быть добрым?», «Знакомство с Конвенцией о правах ребенка», «Полезная и вредная еда», «С чего начинается Родина?», «Чтобы быть здоровым».
Игровая деятельность
Дидактические: «Мои права», «Назови имя», «Мама, папа, я», «Нарушение прав», «Кто быстрее отгадает?», «Найди пару», «Подбери героя к сказке», «Добрые слова», «Чем порадовать маму (папу, бабушку, дедушку)», «Волшебная палочка», «Как поступить?», «Назови ласково», «Расскажи-ка», «Угадай, что я рисую», «Хорошо – плохо», «У кого какая мама».
Сюжетно-ролевые: «Семья», «Магазин», «Детский сад», «День рождения у кукол», «Больница», «Мы строители», «Почта», «Театр».
Подвижные: «Мы веселые ребята», «Бездомный заяц», «Воробушки и автомобиль», «Волк и зайцы», «Гуси-лебеди», «Найди пару».
Художественно-эстетическое развитие
Рисование: «Какого цвета доброта?», «Генеалогическое дерево», «Домик дружбы», «Портрет мамы», «Наш детский сад», «Мы живем в России», «Моя семья», «Мой портрет».
Аппликация: «Венок дружбы», «Герб семьи», «Цветы для мамы», «Наш дом».
Информационное обеспечение проекта
- Конвенция ООН «О правах ребенка»
- Программа воспитания и обучения в детском саду «Детство»
- Т.А.Шорыгина «Беседы о правах ребенка»
- Детская и методическая литература.
- Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями, Автор-составитель Т.А. Харитончик
- МячинаЛ.К., Зотова Л.М., Данилова О.А., Маленьким детям – большие права
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Маленьким детям – большие права" Театрализованное развлечение по правам ребенка
Цель:— Закрепить знания детей и родителей о Конвенции ООН о правах ребенка.— Способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.— Развивать умение рассуждать и делать выводы....
Проект на тему: «Маленьким детям – большие права» для детей старшего дошкольного возраста
Мы взрослые, хотим воспитать у наших детей любовь к родине, а оказывается не в состоянии воспитать даже любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственн...
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права»
Паспорт проекта по правовому воспитанию детей старшей группы «Маленьким детям – большие права» содержит мероприятия с детьми и родителями по ознакомлению с правами детей...
Проект по правовому воспитанию дошкольников на тему: «Маленьким детям - большие права» для детей старшей группы
Цель проекта: формирование у детей основ социально - правового сознания, воспитание нравственно – патриотических чувств. Задачи Создать условия для: • Ознакомления детей в соответствующей возрасту...
"Маленьким детям-большие права" (развлечение по правам ребёнка для старшей группы)
quot;Маленьким детям-большие права" ( развлечение по правам ребёнка для старшей группы)...
Сценарий развлечения по правам ребенка «Маленьким детям - большие права»
Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.Задачи:- закрепить знания по Конвенции о правах ребенка;- обобщить знания детей об их гражданских правах и обяза...
Театрализованное развлечение по правам ребенка в старших и подготовительных группах Тема: "Маленьким детям – большие права"
Цель: способствовать развитию правового мировоззрения и нравственных представлений. Задачи: - закрепить знания по Конвенции о правах ребенка; - обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанн...