Национальная культура, как составляющая художественно-эстетического развития дошкольников.
статья на тему

Хвастунова Ирина Александровна

Поднимая вопрос об актуальности развития национальной культуры, мы прежде всего задумываемся о богатстве того культурного наследия, которое позволяет гордиться не только нашей страной, но и каждым ее уголком. В современном дошкольном образовании интеграция различных видов деятельности детей  позволяет акцентировать внимание на познавательном, речевом, социально-коммуникативном, художественно-эстетическом, физическом развитии детей и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования способствуют решению задач развитие интегративных качеств личности дошкольника на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, формирования общей культуры детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Национальная культура как составляющая

художественно-эстетического развития дошкольников.

Хвастунова И.А., старший воспитатель

Поднимая вопрос об актуальности развития национальной культуры, мы прежде всего задумываемся о богатстве того культурного наследия, которое позволяет гордиться не только нашей страной, но и каждым ее уголком. Россия – богатая страна не только своими энергетическими, природными ресурсами, но  и национальными традициями. На ее территории проживает более 180 народов и народностей и каждый этнос вносит свое «золотое зернышко» в соцветие и великолепие России.

Процесс воспитания во все времена основной целью ставит заботу о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, заботу о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, накопленного предшествующими поколениями. Содержание же художественного образования,  начиная с дошкольного возраста, – это запечатленный в разных видах искусства духовный опыт человечества, раскрывающий вопросы бытия человека и смысла жизни с эстетически-мировоззренческих позиций. Основополагающая идея инновационной модели состоит в том, что художественное образование на всех ее уровнях – восприятие, исполнительство, творчество – организуется как вхождение ребенка в общечеловеческую культуру. [1; 15]  В современном дошкольном образовании интеграция образовательных областей позволяет использовать разнообразные формы организации деятельности детей, которые охватывают познавательную, речевую, социально-коммуникативную, художественно-эстетическую деятельность детей и в соответствии с федеральными государственными стандартами способствуют решению задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе, формирования общей культуры личности детей. [3; 2]  

Культура – это результат творческой деятельности человека. Развитие русской культуры неразрывно связано с историей страны. Содержание художественно-эстетического развития в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад комбинированного вида № 8 г.Алексеевка Белгородской области» предполагает тематическое планирование на основе национальных праздников и традиций.  Поэтому в детском саду в течение года реализуется несколько творческих проектов «Древняя Русь», «Родное Белогорье», «Национальный костюм», «Народная игрушка», в процессе которых дошкольники знакомятся с историей России, ее национальной культурой, традициями. Проекты объединяют несколько мероприятий, что позволяет активизировать познавательную, творческую деятельность детей, педагогов и родителей. Например, проект «Древняя Русь» включал в себя посещение храма, где дошкольники знакомились с иконописью, православной культурой древней Руси, ее народностью. Многие дети с родителями летом путешествуют по городам России, и мы постарались использовать этот момент при организации художественной фотовыставки «Памятники зодчества», которые остались нам в наследие Новгородский каменный кремль, Софийский собор, белокаменное зодчество во Владимире, Троице-Сергиева лавра. Интересными стали и такие мероприятия, как выпуск газеты «Музеи России», конкурсы «Платочек расписной», «Народная игрушка», экскурсии в музей и библиотеку.  А благотворительная акция «Пасхальные подарки» не оставила равнодушным никого, потому что в ней участвовали все – и дети, и педагоги, и родители. Создавая живописные картины, изделия из подручного материала (шинел-проволока, помпа, нитки для вязания, бисер, пластик, бумага, др.), мы старались обратить внимание дошкольников не только на проявление творчества, но и воспитание доброжелательности, сострадания, сочувствия.

Знакомство дошкольников с историей родного края, его культурой и традициями позволяет понять, чем малая Родина отличается от большой, почувствовать гордость за национальную культуру родного края, узнать какое значение она имеет в единстве культуры всей России. Национальная игрушка, костюм, песни, танцы, традиции – все это то, что выделяет каждый регион нашей большой страны и в тоже время соединяет воедино. В рамках проекта «Родное Белогорье» оформили мини-музей «Народная игрушка». Мы и не думали, что родители откликнуться на наше предложение, но оказывается, почти в каждой семье есть свои народные игрушки, игрушки сделанные бабушками, прабабушками – это то, чем гордятся и с особой теплой рассказывают о них. В некоторых семьях есть свои мини-музеи народной игрушки. Продолжением стало представление педагогами нашего детского сада собственных народных игрушек в национальных костюмах на всероссийском конкурсе «Игрушка своими руками».  

Культурное наследие народа – огромное богатство, которым каждому ребенку нужно научиться правильно распоряжаться, владеть им так, чтобы «не разбазарить», не размельчить, не разменять, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании. [2; 3]

И художественное образование ребенка-дошкольника во многом определяет его отношение к культурному наследию своей страны. Получив определенный «багаж знаний», его маленький обладатель не всегда может правильно распорядиться им. И здесь главное не упустить момент. Именно художественное образование как нельзя лучше подходить к определению значимых для ребенка вещей и ценностей, нравственности, национальной культуры. Свободное творчество ребенка в данной деятельности – это проявление его как личности, индивидуальности и, пожалуй, первоначальной  культурной позиции.

Литература

1. Лыкова И.А. Образовательная область «Художественное творчество» // Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. / Науч. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Цветной мир, 2012. – 320 с.

2. Новицкая М.Ю.Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п.1.6)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Эссе "Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла"

Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла...

Презентация "Развитие музыкального восприятия как составляющая художественно-эстетического развития у детей дошкольного возраста"

"....задача открыть перед ребенком мир музыкального искусства,основы музыки, возможности музыкального восприятия" Л.Выготский...

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно эстетическое» ,«физическое развитие» в группе раннего развития.

Конспект занятия по формированию ценностной культуры мира с интеграцией образовательных областей «социально‑коммуникативное », «познавательное развитие», «речевое развити...

Сценарий открытого просмотра непрерывной образовательной деятельности В старшей группе «Пчелка» на тему «национально-региональный компонент в художественно-эстетическом воспитании дошкольников».

Программное содержание:Образовательные задачи: продолжать  вводить детей в мир  чувашского прикладного искусства – вышивки, показать  связь народного искусства с природой и жизнью...