Эссе "Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла"
статья на тему

Миронова Елена Александровна

Формирование базовых национальных ценностей на занятиях художественно-эстетического цикла

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Базовые национальные ценности – основное содержание нравственно-патриотического развития и воспитания дошкольника.

Базовые национальные ценности определены как основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях.

Создание в семье условий для самоопределения личности, развития её способностей, таланта, передача ей знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, являются значительной предпосылкой для успешного развития личности. Семья выступает и в качестве участника воспитания, т.к. современные условия диктуют необходимость организации воспитательного процесса в системе «школа – семья – социум», где равнозначные составляющие активно взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

Осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности способствуют задания, показывающие различные стороны жизни в семье, добрые отношения между членами семьи (например, помощь по дому и по хозяйству, семейные турпоходы, совместные занятия физкультурой, участие в соревнованиях всей семьёй, посещение художественных галерей и музеев).

Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского,  духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями. В чем же заключается сила народной педагогики, народных традиций? Ответ прост: прежде всего в человечном, добром, гуманном подходе к личности воспитуемого и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим. Именно цель «облагораживания» человеческой души и утверждалась в народной педагогике.

Национальная культура становится для ребенка первым шагом в освоении богатств мировой культуры, присвоении общечеловеческих ценностей, формировании собственной личностной культуры. Социальную основу проблемы усвоения детьми культурного наследия и преемственности культур составляет разработка вопросов гармонии общечеловеческого и национального, общегосударственного и регионального в трудах философов, историков, культурологов и искусствоведов. Основными средствами народной педагогики принято считать: устное народное творчество; народные песни и музыку; народные танцы; народные промыслы и декоративно-прикладное искусство; народные игры и состязания; народный театр; национальная пища и технология ее приготовления; праздники, традиции.

  Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребенка.

Наше время отличается огромным засильем всего иностранного, чужеземного в окружающей жизни человека — в быту, на телевидении, в музыке и т. п. Во многих европейских странах народная культура составляет неотъемлемую часть общего эстетического воспитания детей. А русский народ, как показывает опыт, знает наше прошлое, истоки отечественной культуры, обычаи, нравы, традиции и т. п. очень поверхностно.

На мой взгляд, задача формирования базовых национальных ценностей, в том числе и семьи, решается на занятиях художественно-эстетического цикла ,особенно у дошкольников. Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то оживляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций — гуления, лепета — рождается и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же несомненно и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявление эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приобщают к музыке.

А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействующие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития. Дети должны знать: свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями, представителей других национальностей, посещающих нашу республику, уважать их культуру и традиции.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры. Именно поэтому мы в своей работе уделяем большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников-знакомство с творчеству народных художников, поэтов, писателей, художественной литературе, народному творчеству и т. п. Проще всего  знакомство с  культурой  нашего народа происходит через изучение, проживание и сравнение на основе событийно-праздничного календаря. Детское художественное творчество проявляется в подготовке к праздничным событиям, совместном оформлении окружающей обстановке, изготовлении атрибутов, символов украшений к празднику. Наилучшему прочувствованию и проживанию этих событий способствуют такие виды деятельности, как рисование, лепка, аппликация, соответствующая приближающемуся празднику, или отражающая события, только что случившиеся. Дети с удовольствием изготавливают открытки и подарки к праздникам для своих друзей и родных. Старшие дошкольники участвуют в театральных постановках (рождественские, пасхальные сценки и т. п.) . В этих постановках используются элементы народных  костюмов, созданные детьми совместно с родителями, а также национальные костюмы из ДОУ.

  Таким образом, весь этот комплекс воспитательно-образовательной работы приносит уникальные плоды в формировании детского понимания, формирования базовых национальных ценностей ., Приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Базовые национальные ценности» Номинация «Социальный проект» на тему: «Природа» «Природа Краснодарского края».

Цель проекта: познакомить с природой Краснодарского края, её многообразием, редкими и лекарственными растениями края. Формировать представления о редких животных, об охране природы края....

открытое занятие по формированию базовых национальных ценностей "С чего начинается Родина"

МКДОУ «Сузунский детский сад №2»Занятие по познавательному развитию «Развитие базовых национальных ценностей»«С чего начинается Родина»Воспитатель: Ведренцева Е.М.Ц...

Семинар "Использование современных образовательных технологий в процессе воспитания, личностного развития детей и социализации детей раннего и дошкольного возраста на основе базовых национальных ценностей"

Реализация рабочей программы воспитания в ДОУ, повышение профессиональной компетентности педагогов  по вопросам духовно - нравственного воспитания....