Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
консультация на тему
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных отклонений: как физических, так и психических.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_zozh.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для воспитателей
На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
Выполнила: Пичугина Ольга Викторовна. Старший воспитатель МДОУ Звениговский детский сад «Буратино».
1.Актуальность физического воспитания в дошкольном возрасте.
2.Анализ заболеваемости (выступление медсестры).
3.Планирование работы по этому направлению.
4.Решение кроссворда на тему «Здоровый образ жизни»
5.Анкета «Здоровый образ жизни».
6.Результаты диагностики и анализ проведенного анкетирования.
1.Тема нашего сегодняшнего семинара-практикума звучит так: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ». Сегодня мы затронем многие вопросы физического воспитания в дошкольном учреждении, и это будет касаться не только содержания образования.
Для начала давайте выясним: для чего нужна работа по физкультурно-оздоровительному воспитанию в дошкольном учреждении? (Ответы педагогов).
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных отклонений: как физических, так и психических. Характерны быстрый рост, ускорение развития, нарастание силы и подвижности нервных процессов, происходят глубинные перестройки в обмене веществ (это связанно с максимальной частотой детских инфекций), меняется формула крови (кровь становится похожа на кровь взрослого), кроме этого, в этот период возможны проявление и формирование хронических и аллергических заболеваний. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.
До 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Поэтому, здоровью ребенка-дошкольника следует уделять большое внимание и укрепление здоровья идет в большей степени через физическое воспитание. Целью правильного формирования системы физического воспитания здорового, жизнерадостного, выносливого дошкольника с высоким уровнем физического и умственного развития.
2.Выступление медицинской сестры – анализ заболеваемости и общего физического развития детей.
В последнее десятилетие, когда дошкольным учреждениям разрешено было использовать различные программы и методики, образование в области физической культуры начало претерпевать изменения, причем не всегда в лучшую сторону.
Во-первых, прикрываясь необходимостью повышения моторной плотности, педагоги начали употреблять занятия тренировку в спортивной секции –большая нагрузка, порой непосильная всем детям.
Вторая тенденция – превращение физкультурного занятия в увлекательный спектакль. Развлекательный сюжет стал превалировать в конспектах физкультурных занятий. Это тоже не должно превращаться в систему. Ведь кроме занятий есть еще и физкультурные праздники, и досуги, вот там и можно применить эти методы.
Некоторые педагоги считают, что лучше всего предоставить ребенку свободу действий – пусть делает что хочет, пусть свободно развивается. Это тоже неправильная точка зрения – физическое состояние детей требует педагогического контроля.
Еще одно направление в последние годы – заменять форму физкультурного занятия творческими подвижными играми. Но это тоже неправильно с той точки зрения , что в игре очень сложно дозировать физическую нагрузку и нельзя обеспечить пропорциональное развитие всех мышц. Игра должна присутствовать в занятии лишь как закрепитель основных движений.
3.Планирование
Первый этап- утро ( самый короткий по времени, но самый насыщенный). Что мы планируем по физическому воспитанию в этот отрезок времени? (Ответы педагогов)
-создаем условия для самостоятельной активной деятельности (размещение инвентаря, пособий);
-дидактические игры («Одень спортсмена», «Угадай вид спорта»; рассматривание альбомов о видах спорта; альбомов по валеологии;
-знакомые игры малой или средней подвижности (в зависимости от последующих занятий);
-гимнастика;
Индивидуальная работа с детьми с отклонениями.
Второй этап- прогулка (утром и вечером):
- если на занятиях дети сидели, лучше прогулку начать с подвижных игр ( 1 общую игру для всех, 2-3 игры с подгруппой);
- спортивные игры и упражнения (зимой- хоккей, катание на коньках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах, катание на коньках; летом, весной, осенью футбол, бадминтон , баскетбол, настольный теннис, городки, катание на велосипеде , самокатах, роликовых коньках , плавание);
- создаем условия для игр детей на участке .
Третий этап- вторая половина дня :
- гимнастика после сна;
- активный отдых детей (физкультурные праздники , досуги);
- самостоятельная двигательная активность (тренажеры, оборудование, пособия);
- перед уходом детей домой – малоподвижные игры, оздоровительные, дыхательные упражнения;
- работа с родителями (домашнее задание детям).
4. Воспитателям предлагаются кроссворды на тему физического воспитания дошкольников. (Приложение №1-№2).
5-6. Результаты диагностики и анализ проведенного анкетирования.
(Подводятся итоги).
Жизнь современного человека в условиях научно-технического прогресса и всех сопутствующих проблем крайне сложна и многообразна. И очень нелегко в наши дни на фоне экологической и социальной напряженности, небывалого роста болезней сохранить здоровье. Огромно и влияние окружающей среды, но нельзя не учитывать и образ жизни самого человека: соблюдение личной гигиены, занятия спортом, исключение вредных привычек и т.д., ведь все это тоже влияет на здоровье.
Хочется закончить наш семинар вот такими словами: Здоровье – это бесценный дар, который преподносит человеку природа, и беречь его нужно смолоду. Поэтому для нас взрослых, нет задачи важнее, чем научить ребенка с раннего детства овладеть навыками его сохранения и укрепления.
Приложение 1
Кроссворд «Физические качества личности»
1. | ||||||||||||||
2. | ||||||||||||||
3. | ||||||||||||||
4. | 5. | |||||||||||||
6. | ||||||||||||||
7. |
ВОПРОСЫ:
1.Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость).
2. Способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на приподнятой и уменьшенной поверхности (равновесие).
3. Способность человека выполнять движения в наикратчайшее время (быстрота).
4. Способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности как можно дольше (выносливость).
5. Степень напряжения мышц при их сокращении (сила).
6. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).
7. Способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений (глазомер).
Приложение 2.
Кроссворд «Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня»
Ответы:
1.Игра.
2.Упражнения.
3.Гимнастика.
4.Игра.
5.Занятие.
6.Физминутка.
7.Игра.
8.Гимнастика.
9.Развлечение.
10.Досуг
8.30-9.30 | 1 | ||||||||||
2 | |||||||||||
9.10-9.30 | 3 | ||||||||||
4 | |||||||||||
10.15-11.45 | 5 | ||||||||||
6 |
11.45-13.00 | 7 | |||||||||||
15.45-18.00 | 8 | |||||||||||
9 | ||||||||||||
10 |
Приложение 3.
Анкета-тест «Ведете ли вы здоровый образ жизни?»
Чтобы оценивать свой образ жизни, выберите вариант ответа на каждой из позиций.
1.Если утром вам надо пораньше встать, то вы:
А) заводите будильник;
Б) доверяете внутреннему голосу;
В) полагаетесь на случай.
2.Проснувшись утром, вы:
А) сразу вскакиваете с постели и принимаетесь за дела;
Б) встаете не спеша, делаете легкую гимнастику и только потом начинаете собираться на работу;
В) еще несколько минут продолжаете нежиться под одеялом.
3. Из чего состоит ваш обычный завтрак:
А) из кофе или чая с бутербродами;
Б) из мясного блюда и кофе/чая;
В) вы вообще не завтракает дома и предпочитаете более плотный завтрак часов в десять.
4. Какой вариант рабочего распорядка вы бы предпочли:
А) необходимость точного прихода на работу в одно и то же время;
Б) приход в диапазоне 30 минут;
В) гибкий график.
5.Вы предпочли бы, чтобы продолжительность обеденного перерыва давала возможность:
А) успеть поесть в столовой;
Б) поесть не торопясь и еще спокойно выпить чашку кофе;
В) поесть не торопясь и еще немного отдохнуть.
6. Сколь часто в суете служебных дел и обязанностей у вас выдается возможность немного пошутить и посмеяться с коллегами:
А ) каждый день;
Б) иногда;
В) крайне редко.
7. Если на работе вы оказались вовлеченным в конфликтную ситуацию, как вы постараетесь разрешить ее:
А) долгими дискуссиями;
Б) отстраняетесь от споров;
В) ясно излагаете свою позицию и отказываетесь от споров.
8. Надолго ли вы обычно задерживаетесь после работы:
А) не более чем на 20 минут;
Б) до 1 часа;
В) более 1 часа;
9. Чему вы обычно посвящаете свободное время:
А) общественной работе;
Б) хобби;
В) домашним делам.
10. Что означает для вас встреча с друзьями и прием гостей:
А) возможность встряхнуться и отвлечься от забот;
Б) потерю времени и денег;
В) неизбежное зло.
11.Когда вы ложитесь спать:
А) всегда примерно в одно и тоже время;
Б) по настроению;
В) по окончании всех дел.
12.Как вы используете свой отпуск:
А) весь сразу;
Б) часть летом, часть зимой;
В)по 2-3 дня, когда накапливаются много дел.
13. Какое место занимает спорт в вашей жизни:
А) ограничиваетесь ролью болельщика;
Б) делаете зарядку на свежем воздухе;
В) находите повседневную рабочую и домашнюю физическую нагрузку вполне достаточной.
14. В последние 14 дней вы хотя бы раз:
А) танцевали;
Б) занимались физическим трудом или спортом;
В)прошли пешком не менее четырех километров.
15. Как вы проводите летний отпуск:
А) пассивно отдыхаете;
Б) физически трудитесь, например в саду;
В) гуляете и занимаетесь спортом.
16. Ваше честолюбие проявляется в том, что вы:
А) любой ценой стремитесь достичь своего;
Б) надеетесь, что ваше усердие обязательно принесет свои плоды;
В) намекаете окружающим на вашу истинную ценность.
Подсчитайте баллы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |
А | 30 | 10 | 20 | 0 | 0 | 30 | 0 | 30 | 10 | 30 | 30 | 20 | 0 | 30 | 0 | 10 |
Б0 | 20 | 30 | 30 | 10 | 10 | 10 | 10 | 20 | 0 | 0 | 20 | 30 | 30 | 30 | 20 | 30 |
30В | 0 | 0 | 0 | 20 | 30 | 0 | 30 | 0 | 30 | 0 | 0 | 0 | 0 | 30 | 20 | 0 |
Результаты теста:
400-480 баллов. Вы набрали почти максимальную сумму баллов, и можно смело сказать, что вы умеете жить. Вы хорошо организовали режим работы и эффективного отдыха что, безусловно, положительно складывается на результатах служебной деятельности. Не бойтесь, что регламентированность вашей жизни придаст ей монотонность, напротив, сбереженные силы и здоровье сделают ее разнообразной и интересной.
280-400 баллов. Вы близки к идеалу, хотя и не достигли его. Во всяком случае, вы уже овладели искусством восстанавливать свои силы и при всякой авральной работе. Важно, чтобы ваша служебная деятельность и семейная жизнь оставались уравновешенными и впредь. Но у вас есть еще резервы повышения работоспособности и производительности труда за счет разумной организации своей работы в соответствии с особенностями вашего организма.
160-280 баллов. Вы середнячок, как и большая часть людей. Если вы и дальше будете жить в таком режиме, а лучше сказать – в такой запарке, ваши шансы дожить до пенсии в добром здравии невелики. Задумайтесь, пока не поздно, ведь время работает против вас. У вас есть все предпосылки, чтобы изменить свои вредные привычки и навыки. Примите совет как предостережение друга и не откладывайте профилактику на завтра.
Менее 160 баллов. По правде говоря, незавидная у вас жизнь. Если вы жалуетесь на какие-то недомогания, особенно сердечно- сосудистые, то смело можете винить свой собственный образ жизни. Думаем, что и на работе дела у вас идут не лучшим образом. Вам уже не обойтись благими намерениями, несколькими взмахами рук по утрам. Нужен совет специалиста – врача. Но лучше, если вы сами найдете в себе силы преодолеть кризис и, пока не поздно, вернуть здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Содержание образования в области физической культуры в ДОУ"
семинар-практикум...
Доклад на тему "Пути реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"
Выступление на зонально-практической конференции "Содержание образования и воспитания в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"...
Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...
Семинар – практикум для педагогов «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)
Дошкольный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной деятельности успешно развиваются самос...
СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ «Реализация образовательной области Физическая культура в соответствии с ФГОС»
Разминка:Все участники получают листок бумаги и ручку и записывают в столбик буквы: Л, Д, Р.К каждой букве необходимо добавить одну из цифр (от 1 до 3, не повторяясь (например, 1Л,4Р, и т. д...
Семинар – практикум для воспитателей: Технология обучения здоровому образу жизни. Занятия физической культурой.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников...
Семинар-практикум для педагогов на тему: «Формирование у детей дошкольного возраста культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО»
В работе представлен вариант деловой игры к действующему семинару по формированию у детей культуры здоровья в условиях реализации ФГОС ДО...