Доклад на тему "Пути реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"
материал (физкультура) по теме

Охримчук Светлана Николаевна

Выступление на зонально-практической конференции "Содержание образования и воспитания в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_dlya_konferencii.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

          "Дошкольное детство" — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников. 
  В соответствии с  новым Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей". Поэтому необходим активный курс на создание 
условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников  в здоровьесберегающей среде  ДОУ.
  Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания.

  Специалисты доказали, что интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач. 
            Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Отсюда возникают следующие проблемы:

-интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей;

- воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ в меру своих возможностей. 
          

-стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).
- отсутствие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников;

- недостаточная компетентность педагогов в реализации ФГТ.

     В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными.  Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.  Многообразие дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.

       В нашем учреждении проблемой является отсутствие полноценного спортивного зала, что влечет за собой ограниченный набор спортивного инвентаря.  

Наряду с этим администрация учреждения заинтересована в постоянном пополнении спортивного оборудования (в проекте создание мини стадиона на территории ДОУ); методической базы и повышении педагогической компетентности инструктора по физической культуре в моем лице.

В этом учебном году

- я посетила курсовую подготовку на базе АПК и ППРО у ведущего специалиста в области дошкольного образования Егорова Баатара Борисовича по теме «Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГТ;

-побывала на  марафоне издательского дома «Первое сентября», где Тамара Степановна Комарова читала лекцию «ФГТ в действии на примере программы «От рождения до школы»;

 
        Практики  не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими видами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.
 

 Причинами являются:
  1.     недостаточные знания специфики процессов интеграции;
  2.    неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
  3.    неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.

  Решение этих  сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе.  Необходима систематическая и целенаправленная работа. В каждом учреждении накоплен богатый опыт работы по данному направлению. Задача для нас на сегодня преобразовать имеющийся  опыт в контексте с ФГТ (Федеральными государственными требованиями).

Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:


  –    изучение имеющегося опыта работы по данному направлению; 
  –    повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
  –    просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома. 

       Образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка – настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. На занятиях физической культуры при выполнении ряда определенных упражнений  я стимулирую воспитанников к созданию ими нового комплекса упражнений, включению новых движений, особенно на занятиях сюжетного характера.

Формы  образовательной деятельности, используемые в нашем МДОУ «Райсеменовский детский сад «Родничок»:

  1. Организованные;
  2. Полуорганизованные, связанные с проведением режимных моментов;
  3. Самостоятельная деятельность детей.

Организованные формы:

  1. Подвижные игры
  2. Физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические)
  3. Игровые беседы с элементами движений
  4. Физкультурные минутки
  5. Ритмическая гимнастика (в системе дополнительного образования)
  6. Игры и упражнения под  музыку
  7. Прогулки
  8. Физкультурные досуги (1-2 раза в месяц)
  9. Спортивные праздники (2-3 раза в год)
  10. Соревнования
  11. Дни здоровья и т.д.

Воспитателями образовательная деятельность  осуществляется  и в  проведении режимных моментов: закаливающие  процедуры  подвижные игры на прогулке, во второй половине дня и т.д.

Самостоятельная деятельность детей проходит в форме самостоятельных подвижных игр, игр на свежем воздухе, спортивных игр и занятий (катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.).

Проводится работа по интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация».

          По мере роста и развития ребенка, становления основных функций его организма, возрастает активность и самостоятельность детей. Поэтому в нашем   дошкольном учреждении педагоги  уделяют  особое внимание гигиеническому воспитанию детей, как одной из составляющих его здоровья в будущем. Постепенное и систематическое привитие культурно-гигиенических навыков  способствует гармоничному физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, формированию потребности следования принципам здорового образа жизни.

Мы проводим мониторинг физического развития.

Параметры оценки физического развития - это определение уровня развития:

  1. антропометрических показателей (рост, масса тела);
  2. основных физических качеств;
  3. основных двигательных умений и навыков.

Параметры оценки культурно-гигиенических навыков – это определение уровня развития:

- личностных качеств (аккуратность, социализированность);

- социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др.

     Параметрами оценки оздоровления, в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются:

  1. уровень заболеваемости;
  2. уровень физического и нервно-психического развития;
  3. функциональная готовность к школьному обучению.

Медико-педагогическая диагностика (оценка уровня физического развития и здоровья) также состоит из двух составляющих – медицинской и педагогической.

Медработником МДОУ осуществляется диагностика и оценка уровня физического развития по антропометрическим показателям, физиометрическим показателям, состоянию костно-мышечной системы, а также анализ заболеваемости детей.

Педагоги оценивают уровень развития двигательных умений и навыков у детей, их уровень физической подготовленности и двигательной активности, функциональную готовность к школьному обучению, сформированность культурно-гигиенических навыков.

Работу по данному направлению ведут все без исключения педагоги всех учреждений. Главное  переосмыслить тот богатый опыт, накопленный поколениями педагогов и направить этот потенциал воспитательно-образовательной работы на формирование  у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, желания быть здоровым и наличие представлений о том, как этого достичь, умение объяснить, что такое «здоровый образ жизни», какими качествами обладает здоровый человек и применить эти знания к себе, другим детям и взрослым.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»

Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физической культуре«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»...

«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»

Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физической культуре«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»...

Разработка и реализация образовательного проекта "Поезд здоровье"

Данный проект реализуется в МКДОУ № 1 "Улыбка" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края....

Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»

Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...

Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»

      «Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...

Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»

"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...

Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»

Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...