Доклад на тему "Пути реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"
материал (физкультура) по теме
Выступление на зонально-практической конференции "Содержание образования и воспитания в аспектах реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_konferencii.docx | 21.87 КБ |
Предварительный просмотр:
"Дошкольное детство" — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Правильно организованная предметная среда является гарантией безопасного развития ребёнка, а грамотно подобранное оборудование способствует расширению диапазона двигательной активности и сохранению здоровья дошкольников.
В соответствии с новым Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей". Поэтому необходим активный курс на создание условий для реализации образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде ДОУ.
Совершенствование дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в сфере физического воспитания.
Специалисты доказали, что интеграция познавательной и двигательной активности детей в процессе физического воспитания способствует эффективному решению как образовательных, так и оздоровительных задач.
Однако работ, связанных с обоснованием теоретико-методических и организационно-практических аспектов реализации интегрированного подхода в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, явно не хватает. Отсюда возникают следующие проблемы:
-интеграционные связи между различными разделами программ дошкольного образования разработаны недостаточно, изложены противоречиво, имеется много разногласий в понимании сущности этих связей;
- воспитатели и руководители физического воспитания, не имея четкой системы методических рекомендаций по этому вопросу, пытаются осуществлять реализацию интегрированного подхода в образовательном процессе в ДОУ в меру своих возможностей.
-стандартный набор средств физического воспитания и узконаправленный характер их использования (И.К.Спирина, 2000).
- отсутствие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников;
- недостаточная компетентность педагогов в реализации ФГТ.
В системе физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в основном используются стандартные формы работы, подобранное физкультурное оборудование и спортивный инвентарь не являются многофункциональными. Подбор оборудования определяется задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей. Многообразие дает возможность продуктивно его использовать в разных видах занятий по физической культуре, при этом создавая их вариативное содержание для развития произвольности движений детей, их самостоятельности и творческих замыслов.
В нашем учреждении проблемой является отсутствие полноценного спортивного зала, что влечет за собой ограниченный набор спортивного инвентаря.
Наряду с этим администрация учреждения заинтересована в постоянном пополнении спортивного оборудования (в проекте создание мини стадиона на территории ДОУ); методической базы и повышении педагогической компетентности инструктора по физической культуре в моем лице.
В этом учебном году
- я посетила курсовую подготовку на базе АПК и ППРО у ведущего специалиста в области дошкольного образования Егорова Баатара Борисовича по теме «Организация и содержание физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ в соответствии с ФГТ;
-побывала на марафоне издательского дома «Первое сентября», где Тамара Степановна Комарова читала лекцию «ФГТ в действии на примере программы «От рождения до школы»;
Практики не всегда умеют поставить конкретные задачи, наполнить их соответствующим содержанием, выбрать методы: отбор оборудования, содержание физкультурно-оздоровительной работы, содержание двигательной деятельности детей в группе, на прогулке, дома в процессе интеграции с другими видами детской деятельности, дифференцирование физической нагрузки в процессе интегрированной двигательной деятельности.
Причинами являются:
1. недостаточные знания специфики процессов интеграции;
2. неумение анализировать созданные условия с точки зрения полифункциональности;
3. неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдет само по себе. Необходима систематическая и целенаправленная работа. В каждом учреждении накоплен богатый опыт работы по данному направлению. Задача для нас на сегодня преобразовать имеющийся опыт в контексте с ФГТ (Федеральными государственными требованиями).
Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации необходимо за основу взять:
– изучение имеющегося опыта работы по данному направлению;
– повышение педагогической компетентности коллектива дошкольного учреждения по данному направлению;
– просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры и приобщение их к созданию оптимальных условий для физического развития и здоровья детей в ДОУ и дома.
Образовательная область «Физическая культура» наряду с решением задач по формированию у ребенка дошкольного возраста физических качеств (силы, ловкости, гибкости, скорости) предполагает формирование педагогами и ряда личностных качеств ребенка – настойчивости, внимательности (сосредоточенности). Это не исключает того, что в данной области будут формироваться и некоторые интеллектуальные качества, например, креативность. На занятиях физической культуры при выполнении ряда определенных упражнений я стимулирую воспитанников к созданию ими нового комплекса упражнений, включению новых движений, особенно на занятиях сюжетного характера.
Формы образовательной деятельности, используемые в нашем МДОУ «Райсеменовский детский сад «Родничок»:
- Организованные;
- Полуорганизованные, связанные с проведением режимных моментов;
- Самостоятельная деятельность детей.
Организованные формы:
- Подвижные игры
- Физкультурные занятия (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические)
- Игровые беседы с элементами движений
- Физкультурные минутки
- Ритмическая гимнастика (в системе дополнительного образования)
- Игры и упражнения под музыку
- Прогулки
- Физкультурные досуги (1-2 раза в месяц)
- Спортивные праздники (2-3 раза в год)
- Соревнования
- Дни здоровья и т.д.
Воспитателями образовательная деятельность осуществляется и в проведении режимных моментов: закаливающие процедуры подвижные игры на прогулке, во второй половине дня и т.д.
Самостоятельная деятельность детей проходит в форме самостоятельных подвижных игр, игр на свежем воздухе, спортивных игр и занятий (катание на санках, лыжах, велосипеде и т.д.).
Проводится работа по интеграции образовательных областей «Физическая культура», «Социализация», «Коммуникация».
По мере роста и развития ребенка, становления основных функций его организма, возрастает активность и самостоятельность детей. Поэтому в нашем дошкольном учреждении педагоги уделяют особое внимание гигиеническому воспитанию детей, как одной из составляющих его здоровья в будущем. Постепенное и систематическое привитие культурно-гигиенических навыков способствует гармоничному физическому развитию и закаливанию детей, воспитанию сознательного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, формированию потребности следования принципам здорового образа жизни.
Мы проводим мониторинг физического развития.
Параметры оценки физического развития - это определение уровня развития:
- антропометрических показателей (рост, масса тела);
- основных физических качеств;
- основных двигательных умений и навыков.
Параметры оценки культурно-гигиенических навыков – это определение уровня развития:
- личностных качеств (аккуратность, социализированность);
- социальных навыков: культуры еды, навыков опрятности, моторной умелости и др.
Параметрами оценки оздоровления, в том числе эффективности закаливания и коррекционной работы с детьми по подготовке к школьному обучению являются:
- уровень заболеваемости;
- уровень физического и нервно-психического развития;
- функциональная готовность к школьному обучению.
Медико-педагогическая диагностика (оценка уровня физического развития и здоровья) также состоит из двух составляющих – медицинской и педагогической.
Медработником МДОУ осуществляется диагностика и оценка уровня физического развития по антропометрическим показателям, физиометрическим показателям, состоянию костно-мышечной системы, а также анализ заболеваемости детей.
Педагоги оценивают уровень развития двигательных умений и навыков у детей, их уровень физической подготовленности и двигательной активности, функциональную готовность к школьному обучению, сформированность культурно-гигиенических навыков.
Работу по данному направлению ведут все без исключения педагоги всех учреждений. Главное переосмыслить тот богатый опыт, накопленный поколениями педагогов и направить этот потенциал воспитательно-образовательной работы на формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, желания быть здоровым и наличие представлений о том, как этого достичь, умение объяснить, что такое «здоровый образ жизни», какими качествами обладает здоровый человек и применить эти знания к себе, другим детям и взрослым.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»
Выступление на заседании городского методического центра для инструкторов по физической культуре«Реализация образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» в контексте ФГТ»...
Разработка и реализация образовательного проекта "Поезд здоровье"
Данный проект реализуется в МКДОУ № 1 "Улыбка" ЗАТО п. Солнечный Красноярского края....
Семинар Реализация образовательных областей «Здоровье» и «Физическая культура» через интеграцию деятельности дошкольников в здоровьесберегающей среде «Здоровым будешь, все добудешь»
Методическая разработка проведения семинара с педагогами МДОУ по реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье"...
Формирование культуры здоровья старших дошкольников в процессе реализации образовательного проекта «Здоровому - жить здорово!»
«Болезнь легче предупредить, чем лечить» - это золотое правило медицины приобретает особое значение, когда речь заходит о вредных привычках молодежи (табакокурен...
Доклад к педагогическому совету: «Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста»
"Здоровье — это вершина, которую должен каждый покорить сам" — так гласит восточная мудрость. Задача педагогов — научить детей покорять эту вершину. Чтобы жить в нашем мире, человек должен иметь контр...
Доклад из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической культуры и культуры здоровья»
Доклад на педагогическом совете из опыта работы. Тема: «Создание физкультурно-игровой среды в дошкольном образовательном учреждении как необходимого условия реализации содержания физической куль...
Доклад к педагогическому совету Тема: «Современные подходы в формировании культуры здоровья дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании физического и психического здоровья детей. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении...