Семинар – практикум для педагогов «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)
консультация по физкультуре на тему
Дошкольный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
дошкольные группы
Семинар – практикум для педагогов
«Математика и движение»
(интеграция математики и физической культуры)
Подготовила
инструктор по физической культуре
Щербакова Т. Н.
Югорск 2016г.
Дошкольный возраст несет в себе большие возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их помогает образовательная деятельность. На занятиях и самостоятельной деятельности успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
На физкультурных занятиях дети встречаются с математическими отношениями. Необходимо умение отвечать на вопросы «который?», «какой?», «сколько?», умение делить предметы на части, сравнивать по величине и форме или определить, где левая сторона, а где правая, а также определять положение предмета в пространстве, знание названий дней недели. Поэтому, предлагая детям различные упражнения, нужно не только давать физическую нагрузку, но и в формулировке заданий обращать внимание на разные математические отношения, предлагать выполнять упражнения как по образцу, так и по инструкции. Дополнительно к предметам, которые обычно используются при выполнении физических упражнений, целесообразно использовать геометрические фигуры, цифры, карточки с изображением характерных признаков времен года, частей суток.
В целях реализации требований программы провожу с детьми дидактические игры на закрепление счета прямого и обратного, количественного и порядкового, игры на знание геометрических фигур, пространственных ориентировок, умения правильно пользоваться словесными обозначениями, способствующими развитию наблюдательности, внимания, зрительной памяти. Также большое внимание уделяю использованию игр на развитие логического мышления, задач - смекалок и т.д.
Во время выполнения таких игр дети более эмоциональны, непосредственны, им очень нравится одновременно двигаться и выполнять задание. Кроме того, увеличивается темп и содержательность всего занятия в целом.
Сочетание математики и физкультуры дает много преимуществ: способствует повышению уровня познавательной активности, развитию мышления и других психических процессов, облегчает процесс познания, повышает общий эмоциональный фон занятия, так же способствует формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, предоставляет возможность для повышения двигательной активности.
Например, упражняя детей в прыжках можно формировать и количественные представления:
*Подпрыгнуть на одной (двух) ногах указанное количество раз; *Подпрыгнуть на два раза меньше, чем дней в неделе;
*Посчитать количество прыжков до кубика;
*Прыгать по 5 раз на правой и левой ноге;
*Прыгая из обруча в обруч, назвать, каким по счету находится обруч определенного цвета.
*Сколько точек видишь в круге,
Столько раз поднимешь руки. (Картинка)
*Сколько елочек зеленых,
Столько выполни наклонов. (Картинка)
*Мы присядем столько раз,
Сколько яблочек у нас. (Картинка)
*Столько раз сейчас подпрыгнешь,
Сколько пальчиков увидишь. (Показ
*Столько ножкой ты притопнешь,
Сколько хлопну я в ладоши. (Хлопки)
*Вы попрыгайте на месте
Столько раз,
Сколько пальцев
На руках у вас!
Предлагаю Вашему вниманию серию игр, в которых сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу, будет способствовать процессу наиболее успешного физического и интеллектуального развития дошкольников.
Целью проведения данных игр является:
воспитание интереса к математическим и логическим играм средствами использования физических упражнений.
«Слушай, двигайся, считай»
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту двигательной реакции.
Ход игры: в процессе передвижения играющие выполняют задания ведущего:
- один свисток – подпрыгнуть вверх, два свистка – повернуться вокруг себя, три свистка – ходьба с высоким подниманием бедра и т.п.;
- выполнение движений в определённой последовательности: - два прыжка вверх, два прыжка вперёд;
- три шага – равновесие на правой ноге, три шага – равновесие на левой ноге;
- 1 удар в бубен-девочки идут «гусиным» шагом, мальчики-«паучки»;
- 2 удара в бубен-меняются;
-3 удара в бубен-«паровозик»
Шаги с выполнением: 2 притопа+1 хлопок или наоборот.
Ходьба обычным, коротким, широким шагом.
Бег- 1 сигнал- со сменой направления;
2 сигнала- подскоки и т. д.
«Ловишка с мячом»
Цель: закреплять математический счет, развивать координацию движений, ловкость и глазомер.
Материал: мяч
Ход игры: дети передают мяч по кругу из рук в руки, каждый проговаривая по одному слову.
Раз, два, три-
Мяч скорей возьми.
Четыре, пять, шесть-
Вот он здесь.
На ком мяч остановился, выходит в центр и говорит следующие слова: Беги без оглядки, чтобы сверкали пятки! После чего дети разбегаются, а ловишка кидает мяч, стараясь им попасть в ребят.
«Сделай круг»
Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание, ориентировку в пространстве, быстроту реакции, упражнять в счете.
Ход игры: под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки педагог называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок. Педагог спрашивает у детей: «Сколько двоек, троек, пятерок, … получилось?
«Покажи по - разному»
Цель: учить операции сравнения, совершенствовать координационные способности.
Ход игры: дети идут обычным шагом. По сигналу выполняют соответствующие движения.
Сигналы: «Высокие ворота» (ходьба на носках, руки «стрелочкой»).
«Низкие ворота» (ходьба в полуприседе). «Тяжёлые сумки» (руки вниз, напряжены, кулаки сжаты). «Лёгкая сумка» (ходьба, размахивая руками). «Едем на лыжах» (имитация езды на лыжах). «Бежим марафон». «Прыжки «Классики» и т.п.
«Узнай друга»
Цель: совершенствовать тактильные ощущения, умение ориентироваться в пространстве.
Материал: повязка на глаза.
Ход игры: выбирается водящий, ему завязывают глаза. Остальные встают в круг. Водящий называет любое число. Педагог проходит за детьми и, дотрагиваясь за плечо каждого, считает вместе с детьми указанное ведущим число. На ком остановились, того игрока должен найти водящий, поочерёдно ощупывая волосы и одежду детей.
«Тайное движение»
Цель: развивать зрительную и моторную память и соотношение между ними.
Ход игры: ведущий показывает различные гимнастические упражнения. Участники игры повторяют за ведущим все упражнения, кроме тайного – заранее оговорённого. Например, подпрыгнуть на правой ноге 3 раза.
Отмечаются дети без ошибок выполнившие упражнения.
«Третий лишний»
В этой игре надо придерживаться таких правил: бегать только по кругу, не пересекая его, не хвататься за детей, стоящих в кругу, бегать не слишком долго, чтобы все могли включиться в игру. Если игроков мало, то можно встать не парами, а по одному. Тогда лишним будет не третий, а второй. В этом случае игру можно назвать «Второй лишний».
Игра-эстафета
«Цифры»
Случай странный!
Случай редкий!
Цифры в ссоре!
Вот те на!
Со своей стоять соседкой
Не желает ни одна!
Цифры нужно помирить
По порядку разложить
Цифру ты переверни
От меньшей к большей разложи.
Напротив каждой команды в обруче лежат цифры от 0 до 10 «вразнобой», цель разложить цифры по увеличению.
Математические задачки
1.«Новый дом»
Чтобы дом построить новый,
Запасают:
Тес дубовый,
Кирпичи,
Железо,
Краску,
Гвозди,
Паклю
И замазку.
А потом, потом, потом
Начинают строить дом
Сколько материалов понадобилось для строительства дома? (7)
2. «Сосчитай»
В снег упал Сережка,
А за ним Алешка,
А за ним Иришка,
А за ней Маришка,
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят? (5)
3. «Отгадай и назови»
*Сколько у кошек ушей?
Ну-ка, скажи поскорей!
Столько же, сколько и глаз
Вы догадались тот час. (2)
*Сколько у кошек хвостов?
Просто прохлопай без слов. (1)
*Лапки трудней сосчитать.
Сколько их? 3 или 5? (4)
*Сколько хвостов у 4 котов? (4)
*Сколько ног у воробья? (2)
*Сколько лап у 2 медвежат? (8)
*Сколько в зале углов? (4)
*Из-под ворот видно 8 кошачьих лап. Сколько кошек во дворе? (2)
*Бревно распилили на 3 части. Сколько сделали распилов? (2)
*Сестра и брат получили по 4 конфеты. Сестра съела 3 конфеты, а брат-2 конфеты. У кого конфет осталось больше? (у брата)
*Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Все овощи хозяйка разложила отдельно. Сколько под них понадобилось тарелок? (6)
*Сестре 4 года, брату 6 лет. Сколько лет будет брату, когда сестре исполнится 6 лет? (8)
Таким образом, интегрированные занятия оказывают положительное влияние на уровень освоения упражнений дошкольниками, способствуют не только развитию физического потенциала, но и формированию различных знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...
Семинар-практикум для воспитателей На тему: «Содержание образования в области физической культуры в ДОУ»
Действительно, дошкольный возраст специалисты считают самым критическим и наиболее подверженным различным влияниям в жизни ребенка. В этот период ребенок особенно чувствителен к формированию различных...
Семинар- практикум для родителей: «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни»
Расширять представления о составляющих здорового образа жизни. Показать зависимость здоровья человека от правильного питания, соблюдения гигиены и режима дня, формировать у родителей ответственность з...
Семинар-практикум"Игровые методы и приемы в работе по формированию звуковой культуры речи у детей с ОВЗ"
Материал представлен и может быть использован как для родителей так и для педагогов...
Практикум для педагогов «Математика и физкультура»
Серия игр-эстафет, в которых сочетаются задачи математического и двигательного плана. Использование данных игр доставит настоящее удовольствие и радость, как детям, так и педагогу,...
Доклад на педсовете «Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)
Доклад на педсовете«Математика и движение» (интеграция математики и физической культуры)...
Семинар – практикум для воспитателей: Технология обучения здоровому образу жизни. Занятия физической культурой.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников...