Программа педагогической поддержки и коррекции “Я среди людей”
рабочая программа на тему
Проблема формирования социально одобряемого поведения молодого поколения сегодня приобретает большую общественную важность. Это обусловлено, в частности тем, что в последнее время все чаще и в крайних формах среди молодежи стали проявляться жестокость и агрессивность, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Соответствие тем или иным социальным правилам и нормам в обществе предполагает наличие в поведении человека склонности к социально одобряемому или неодобряемому поведению. Поведение, которое вязано с нарушением норм общества называют девиантным или отклоняющимся поведением. Такое поведение часто наблюдается среди подростков детских домов.
Как показывает практика, в детских домах увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Эти дети попадают в детские дома уже в подростковом возрасте, имея богатейший асоциальный опыт, сложившиеся нормы поведения и так далее. В большинстве случаев нарушение вообще не поддается исправлению, поскольку синтезитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла. Личностные особенности большинства подростков характеризуются формированием особой личности дефициарного типа. Эмоциональные реакции детей отличаются поверхностью переживаний, отсутствием глубоких привязанностей к воспитателям, друзьям, нехарактерными для них являются такие чувства, как отзывчивость, сочувствие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 159 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом №5» г. Емва
Программа педагогической поддержки и коррекции
“Я среди людей”
Воспитатель: Канева Е.П
Пояснительная записка
Проблема формирования социально одобряемого поведения молодого поколения сегодня приобретает большую общественную важность. Это обусловлено, в частности тем, что в последнее время все чаще и в крайних формах среди молодежи стали проявляться жестокость и агрессивность, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-либо нормой. Соответствие тем или иным социальным правилам и нормам в обществе предполагает наличие в поведении человека склонности к социально одобряемому или неодобряемому поведению. Поведение, которое вязано с нарушением норм общества называют девиантным или отклоняющимся поведением. Такое поведение часто наблюдается среди подростков детских домов.
Как показывает практика, в детских домах увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Эти дети попадают в детские дома уже в подростковом возрасте, имея богатейший асоциальный опыт, сложившиеся нормы поведения и так далее. В большинстве случаев нарушение вообще не поддается исправлению, поскольку синтезитивная фаза нормального развития соответствующего процесса уже прошла. Личностные особенности большинства подростков характеризуются формированием особой личности дефициарного типа. Эмоциональные реакции детей отличаются поверхностью переживаний, отсутствием глубоких привязанностей к воспитателям, друзьям, нехарактерными для них являются такие чувства, как отзывчивость, сочувствие.
Моя группа была сформирована из девяти подростков, поступивших в детский дом. Пять юношей - ученики девятого класса вечерней школы (один из них вернулся из мест лишения свободы), четверо подростков посещали восьмой класс общеобразовательной школы. Работая с данным составом, с первых дней обратила внимание на проблемы во взаимоотношениях между подростками, на сложности в их поведении, общении.
Грубое общение, крикливая речь, употребление ругательств, нецензурная брань, дефицит адекватного общения приводило к тому, что у подростков закреплялась негативная позиция по отношению к другим.
Воспитанники в процессе общения не способны были устанавливать конструктивные, эмоционально адекватные отношения. У некоторых подростков наблюдалась склонность к асcоциальным поступкам (мелкое хулиганство, воровство, мошенничество), преобладало поверхностное, легкое отношение к себе и окружающему со снижением критики, что объясняло многие поступки воспитанников.
У подростков наблюдалось доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях, неспособность продуктивного решения конфликта, что проявлялось в агрессии, неумении признать свою вину, склонности переложить всю ответственность на окружающих. Для большинства было характерно отсутствие терпения, умение ждать и добиваться поставленных целей.
Работа по коррекции отклоняющего поведения явилась моей темой самообразованию на 2008-2009 год. Изучив более глубоко психолого-педагогическую, методическую литературу, я разработала программу “ Я среди людей”.
Данная программа ориентирует воспитателя в работе по социализации подростка, нацеливает самого подростка на осмысление своего поведения, жизнедеятельности, помогает ему в самовоспитании и самосовершенствовании.
Цель программы: создание условий, способствующих формированию социально одобряемого поведения подростков.
Основные задачи:
- Способствовать развитию умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;
- Способствовать формированию умений строить равноправие отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности;
- Содействовать развитию коммуникативных навыков.
Формы работы:
- Индивидуальные и групповые консультации;
- Педагогические совещания;
- Коррекционно-развивающие занятия .
Методы работы:
- Анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседы;
- мини-лекция;
- деловая игра;
- игровые приемы и упражнения;
- психолого-педагогические упражнения.
Основные принципы реализации программы:
Принцип диалогичности (сотрудничество, сотворчество воспитателя и воспитанников). Данный принцип опирается на тот факт, что человек по своей сущности диалогичен, он может проявить себя и может быть понят только через диалог. И только в совместном творчестве равных партнеров, которые слышат друг друга, возможен процесс взаимообогащающего влияния обеспечивающего эффективность воспитания.
Принцип педагогической поддержки индивидуальности.
Педагогическая поддержка основана на субьект-субьективных отношениях между воспитателем и воспитанником, на признании воспитателем индивидуальности воспитанника. Педагогическая поддержка рассматривается как процесс совместного с воспитанником определения его собственных интересов, возможностей, и в то же время, как помощь ему в овладении навыками самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня социально одобряемого поведения;
- повышение уровня воспитанности подростков.
Мне очень важно, чтобы у меня с подростками установились доверительные отношения. Только в этом случае я чувствую, что мои воспитанники согласны на помощь и поддержку с моей стороны.
Начинаю свою работу, как и многие педагоги, с индивидуальных бесед, сбора информации о воспитанниках. В своей практике использовала анкеты “Кто я?”, “Мой стиль общения”, “Мой характер”.
Анкета «Кто я?»
1. Пол
- Мужской
- Женский
2. Есть ли у вас увлечения?
- Есть
- Ничем не увлекаюсь
- Много увлечений
3. Сколько времени вы тратите на свое увлечение?
1.1-2 часа в день
2. 3-4 часа в день
3.
4. Какое у вас здоровье?
- Отличное
- Хорошее
- Часто болею
4.
5. Какие черты характера свойственны вам?
- Нервный, раздражительный, капризный
- Упрямый, гордый, злой
- Отзывчивый, чуткий, добрый
- Молчаливый, стыдливый, застенчивый
- Решительный, отчаянный, самоуверенный
6. Верный, надежный, преданный
6. Вы курите?
- Да
- Не курю
- Очень редко
4.
7. Вы курите, потому что...
1.Предлагают друзья
2. Чтобы самоутвердиться в компании
3.Просто балуетесь
4.
8. Что для вас значит быть счастливым?
1. Обладать определенным талантом
- Иметь много денег
- Иметь много друзей
4. Жить в полной гармонии с окружающими людьми
5.
Анкета «Мой стиль общения»
1. Пол
- Мужской
- Женский
2. Есть ли у вас друзья в группе?
- Один
- Два
- Все
- Нет друзей
5.
3. Какие у вас взаимоотношения с одноклассниками?
- Отличные
- Хорошие
- Плохие
4. ___________________________
4.Если у вас возникают проблемы, кто помогает вам решать их?
1.Сам решаю.
- Воспитатели.
- Друзья.
- Классный руководитель.
5.
5. Если у вас возникают проблемы, чья помощь вам необходима?
- Ничья.
- Воспитателей.
- Друзей.
- Классного руководителя.
5. .
6. Какими должны быть ваши друзья?
- Отзывчивыми, добрыми
- Молчаливыми, застенчивыми
- Отчаянными, самоуверенными
4.Верными, надежными, преданными
7. Какими должны быть воспитатели?
- Строгими
- Требовательными
- Дружелюбными
4.
8. Если бы вы были педагогом, какие воспитательные меры приняли бы к подростку, нарушающему дисциплину в детском доме?
_________________
_________________
Анкета «Мой характер»
- Сколько у вас друзей?
- Один.
- Два.
- Много.
- Нет друзей.
- _____________________
- Свободное время вы …
- Предпочитаете проводить с друзьями
- Любите помечтать, поразмышлять
- __________________________________________
3.Бывает ли так, что вы чувствуете себя одиноким?
- Часто
- Очень часто
- Редко
- Никогда
4.Как часто вы улыбаетесь?
- Часто
- Очень часто
- Редко
- Никогда
5.Расстраиваетесь ли вы из-за неудач?
- Да
- Редко
- Никогда
6.Легко ли вас разозлить?
1. Да
2.Нет
3.
7.Что вы за человек?
- Необщительный, замкнутый
- Импульсивный, инициативный
- Активный, деятельный
- Вспыльчивый, горячий
- Спокойный, медлительный
- Унылый, вялый
8.Сколько времени вам необходимо для выполнения важного задания?
- Один, два часа
- Чем больше, тем лучше
- Нисколько
4.
9.Вы любите большие, шумные компании?
- Да
- Нет
10.Как вы предпочитаете работать?
- Быстро
2.Медленно
Данное анкетирование позволило выявить черты характера, качества личности воспитанников.
Продолжая работу по коррекции отклоняющегося поведения, я использовала цикл развивающих индивидуальных занятий «Моя жизнь», представляющий собой интегрированное единство диагностики, педагогического воздействия на жизненную ситуацию подростка и ее проективное развитие, а также начало процесса преобразования им своей жизни. Методологическое обоснование процедуры построено на идеях С.Л.Рубинштейна, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова, а также исследованиях К.Изарда и традициях применения методик рисуночного, словесно-проективного и биографического типов.
Целью проведения данного цикла занятий является организация процесса переоценки и переосмысления взаимодействия подростка с миром на основе актуализации у него отношения к себе как субъекту собственной жизни. Цикл состоит из пяти занятий.
Занятие 1. Условие контакта, предъявление инструкции: «Придумай и нарисуй историю под названием «Моя жизнь». Ты можешь использовать фломастеры, простой карандаш и резинку. Мы будем обсуждать с тобой твою историю, и я буду записывать все твои действия и слова». На начальном этапе процедуры педагог выступает в роли информатора.
Здесь необходимо учитывать любит ли ребенок рисовать. Некоторые подростки охотнее рассказывали свои истории, с некоторыми приходилось устанавливать отношения сотрудничества в течение нескольких дней.
Занятие 2. Педагог выступает в качестве эксперта-профессионала. Он активно участвует в процессе, предлагая подростку рассказывать о персонажах и событиях истории, о наиболее прорисованных и заштрихованных или, наоборот, схематично изображенных или многократно стираемых деталях рисунка. По ходу слушания и наблюдения за поведением появляются гипотезы относительно жизненной ситуации (или «пустого события»), отклоняющегося поведения.
Занятие 3. Беседа по итогам рассказанной и нарисованной истории. Педагог помогает подростку прояснить для себя жизненно важные моменты, выказывая при этом ему свое понимание и осуществляя профессиональную поддержку.
Занятие 4. Конструирование нового отношения к будущему. Педагог выступает в роли сотрудничающего друга, участвующего вместе с подростком в построении перспектив его дальнейшей жизни.
Занятие 5. Завершение работы и выход из контакта. Переход педагога на позицию стороннего наблюдателя, приглашающего несовершеннолетнего посмотреть на проведенное мероприятие как на прожитый и оставшийся в прошлом период жизни.
Приступая к работе по коррекции отклоняющегося поведения у подростков, не будем надеяться на мгновенный результат. Не следует также «давить» на ребенка, навязывать ему свои ожидания. Процесс должен быть естественным и не выглядеть, как опыт.
Известно, что подросткам детских домов особенно трудно устанавливать границы своего поведения и прогнозировать последствия своих поступков. Поэтому очень важно предъявлять четкие требования и быть последовательным в своих действиях не только по отношению к подросткам, но и к самим себе.
Главной моей задачей было помочь подросткам вступить в контакт друг с другом, углублять и укреплять эти контакты, строить отношения сотрудничества на основе равноправного диалога.
Взяв за основу методику Л.Б. Филонова, я использовала систему игр и упражнений, позволяющих последовательно осуществить этапы установления контакта между подростками во вновь созданном коллективе, где отсутствует позитивно-направленное взаимодействие между воспитанниками.
ЭТАП 1. НАКОПЛЕНИЕ СОГЛАСИЙ.
Задачи: преодоление барьеров, снятие напряжений в общении, установление эмоциональных контактов между подростками.
«Хорошо ли мы знаем друг друга»
Разделим всю группу на две команды, выстроим их в две шеренги напротив друг друга. Ведущий дает команду - как можно быстрее построиться:
- В алфавитном порядке по первой букве имени;
- По росту;
- По цвету волос: от самых темных до самых светлых;
- По жесткости волос: от самых мягких до самых жестких (возможность прикоснуться друг к другу сближает детей);
- По длине волос (например, от самых длинных до самых коротких);
- По цвету глас: от самых светлых до самых темных или наоборот. Этим заданием можно закончить игру, так как возможность заглянуть друг другу в глаза создает наилучшие условия для консолидации, открытости и доверия.
«Запутанный узел»
Все встают в круг. По сигналу ведущего дети стремятся быстрее схватиться за руки. Заранее сообщается условие: нельзя брать за руки соседей, в каждой руке должна оказаться одна рука, в правой – рука одного участника, в левой – другого, то есть нельзя образовывать пары. Таким образом, получиться запутанный узел из переплетенных рук. Дается задание распутать этот узел и снова образовать круг, но делать это надо, не разрывая рук. Можно нагибаться и пробираться под руками, переступать через них, но ни в коем случае не разъединять. Если участников много, можно разделить их на две группы, создать два « запутанных узла» и устроить соревнование: кто быстрее распутается.
ЭТАП 2. ПОИСК ОБЩИХ ИЛИ СОВПАДАЮЩИХ ИНТЕРЕСОВ
Задачи: помочь подросткам сблизиться, создать первичное «тяготение» друг к другу на основе открытия ими интересов, взглядов, позиций внутреннего мира друг друга.
Для того чтобы общение между детьми в группе продолжалось и углубилось, недостаточно только внешних эмоциональных взаимодействий. Надо создать условия, чтобы члены группы были более открыты друг другу, поделились тем, что их волнует, что они любят, о чем мечтают. Истинное взаимопонимание, принятие себя и другого человека невозможно без самораскрытия. Только открываясь другим, мы находим точки соприкосновения с ними, становимся интересными и значимыми для других. Поэтому очень важно создать такие условия, чтобы дети могли в каждом открыть что-то интересное, неповторимое, поделиться друг с другом своими увлечениями и видениями, мыслями и ценностями.
«Конверт откровений»
Ведущий предлагает каждому сидящему в кругу по очереди вынуть из большого, красиво оформленного конверта один из помещенных в него вопросов, написанных на полоске бумаги, и ответить на него. Начинает он сам. На определенном этапе можно предложить отвечать на каждый вопрос всем по кругу (обычно такое желание возникает у самих участников). Вопросы составлены так, что позволяют откровенно высказываться о том, что волнует, интересует детей, узнать их ценности, убеждения и т. д.
Примерные вопросы:
- Если бы ты мог перевоплотиться в животное, то в какое? Почему именно в это?
- Если бы ты смог на недельку поменяться местами с кем-либо, то кого бы ты для этого выбрал? Почему?
- Если бы добрая фея обещала выполнить три твоих желания, то что бы ты пожелал?
- Если бы ты в течение одного дня был невидим, то, как бы ты этим воспользовался?
- Твоя любимая книга?
- Какого человека ты считаешь великодушным?
- По каким критериям ты выбираешь себе друга?
- В какой стране ты хотел бы жить?
- Если бы тебе предложили наметить план твоей жизни, то какими были бы три самые главные цели?
- Чем ты любишь заниматься в свободное время?
- Назови три качества, которые ты больше всего ценишь в человеке и т. д.
«Закончи предложение»
Дети сидят по кругу, вместе с ними воспитатель. Он начинает предложения, которые все по очереди заканчивают:
- Больше всего в себе мне нравится...
- Я хотел бы стать...
- Моя любимая игра - это...
- Я хотел бы узнать о...
- Я чувствую себя счастливым, когда...
- Мне грустно, когда...
- Я хотел бы быть более...
- Мне больше всего нравится в моих друзьях...
- Объединение и взаимопомощь важны потому, что...
ЭТАП 3. ПРИНЯТИЕ КАЧЕСТВ И ПРИНЦИПОВ ОБЩЕНИЯ
Задачи: построение доверительных отношений, готовности к принятию личностных особенностей другого человека.
Для того чтобы контакты между детьми продолжались и углублялись, необходимо принятие ими личностных особенностей друг друга, выяснение качеств и принципов, предлагаемых в общении. Особенностью подростков является способность замечать, прежде всего, недостатки других. Надо пробуждать у них потребность и способность видеть лучшее, что есть в каждом человеке, учиться принимать другого человека в целом, формировать позитивное, доброжелательное отношение друг к другу. Информацию о том, как воспринимают дети друг друга, необходимо начинать с признания достоинств каждого из них, подчеркивания этих достоинств.
«Что мне в тебе нравиться?»
Дети садятся в круг, воспитатель вместе с ними. Каждый готовит длинный свиток - листок бумаги, в нижней части которого отмечает свое имя и фамилию. Лист отдается соседу слева. Тот записывает сверху как можно компактней то, что ему нравится во владельце листка. Затем лист загибается так, чтобы следующий не смог прочитать написанное, и передается по кругу. Таким образом, свиток каждого участника попадает к каждому, и все отмечают в нем те качества, которые привлекают их в его владельце, каждый раз загибая запись. Наконец свиток проходит полный круг и возвращается к адресату, который получает полную информацию о том, что ценят в нем окружающие.
«Мнения»
Один из играющих, по желанию, выходит из комнаты. Все оставшиеся по очереди называют одно, но лучшее с точки зрения каждого, качество этого человека. Каждое качество записывается, одновременно отмечается, кто его назвал. Тот, кому адресованы эти мнения, должен отгадать, кто о нем это сказал.
Игра позволяет увидеть, чье мнение особенно значимо для каждого. И даже если его предположения не совпадут, возможность узнать затем, кому принадлежат эти мнения, способствует созданию доброжелательных отношений между детьми.
«Чей это портрет?»
Каждый из играющих берет в руки лист бумаги и выбирает в группе человека, который по многим своим качествам импонирует ему. Он указывает на листке пять качеств, которые особенно нравятся ему в этом человеке. Никто не должен сообщать другим, о ком идет речь. Когда все завершают эту работу, каждый по очереди зачитывает эту характеристику, а все окружающие пытаются определить человека, к которому она относится.
ЭТАП 4. ВЫЯСНЕНИЕ КАЧЕСТВ, ОПАСНЫХ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ. ПОБУЖДЕНИЕ К ИЗМЕНЕНИЯМ.
Задачи: появление стремления к открытому, откровенному общению, развитие самокритичности, возбуждение стремления к изменениям.
Чтобы отношения между детьми строились конструктивно, не возникали конфликты и неприятие друг друга, необходимо давать «обратную связь» в детском коллективе не только о позитивных, но и о негативных качествах ребенка, которые не устраивают окружающих. И это наиболее трудный момент в общении. Сделать это надо так, чтобы у детей не возникло защитных реакций, чтобы они не воспринимали это как обвинения, не обижались друг на друга. Надо учить их тактично и спокойно предъявлять требования друг другу, в доброжелательной форме, и так же спокойно их воспринимать.
«Счастливого пути»
Предлагается воображаемая ситуация: каждый из играющих по очереди отправляется в дальний путь, а все присутствующие желают ему доброго пути и говорят, какие его качества помогут ему в этом путешествии. Затем они подсказывают ему, что еще необходимо взять с собою, чтобы путь был счастливым, какие свойства развивать в себе.
ЭТАП 5. ЭФФЕКТИВНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
Задачи: обеспечение прочного контакта, достижение взаимопонимания, согласованности действий, состояния защищенности, формирование чувства «мы».
Большинство предлагаемых игр и упражнений требуют не только слаженных совместных действий, но и предполагают доверие друг к другу, чувство ответственности, эмпатии - способность понимать внутренне состояние человека на основе сопереживания.
«Сиамские близнецы»
Все играющие разбиваются на пары и ведущий предлагает им представить на время, что они - сиамские близнецы: одним боком и ногой срослись друг с другом и представляют собой единый организм. Надо попробовать ходить в таком состоянии, передвигаться по комнате в течение определенного количества времени.
Затем дети возвращаются в круг, рассаживаются по своим местам и обмениваются впечатлениями: какие чувства возникали во время выполнения задания? Было ли трудно или легко это сделать? При каком условии удается добиться согласованности действий?
«Контакт руками»
Ведущий образует из участников два круга: внутренний и внешний, лицом друг к другу. Все закрывают глаза и движутся по кругу в разные стороны. Затем по команде останавливаются и, не открывая глаз, находят руки партнера, оказавшегося напротив. Задание: потрогать кисти рук, постараться понять, кто перед вами. Затем, не открывая глаз, все продолжают двигаться по кругу. Останавливаются по команде ведущего, находят руки стоящего напротив и пытаются побороться, отталкиваясь ладонями друг от друга. Ведущий предлагает каждому определить, кто перед ним. Затем по его команде все открывают глаза. Рефлексия возникших в ходе игры ощущений.
«Общее настроение»
Сначала в группе организуется конкурс на лучшее изображение трех эмоций: радости, страха, гнева. Затем все договариваются, какая поза, мимика, жесты и звуки будут обозначать каждую из этих эмоций, вырабатывают общий знак радости, страха и гнева. Учащиеся повторяют эти знаки в разной последовательности и запоминают их, затем разделяются по трое. В каждой тройке выбираются два игрока и судья. Игроки становятся друг к другу спинами, на счет судьи «Раз, два, три!» резко поворачиваются друг к другу и изображают одно из трех настроений. Если их настроения совпадают, то они радостно приветствуют друг друга (обмениваются рукопожатиями, похлопывают по плечу, обнимаются) и продолжают игру. Если настроения не совпадают, один из игроков становится судьей, а новая пара пытается достигнуть взаимопонимания.
Игра в забавной, шутливой форме учит подростков понимать настроение собеседника и подстраиваться под него, что является условием подлинного и глубокого взаимопонимания.
Практика показывает: как только взрослый изменяет сове отношение к подросткам и свое поведение, изменяется и поведение подростков. Таким образом, подростки не только хотят, но и готовы изменить свое поведение.
Они готовы:
- Принимать осознанное решение относительно своего обучения в школе.
- Искать справедливое решение в конфликтных ситуациях.
- Принимать на себя ответственность за принятые самостоятельно решения.
В диалогическом обучении подростки развивают способность увидеть и понять путь, по которому они пойдут в этом мире. Они должны видеть мир не как статическую действительность, а действительность в ее процессе, в преобразовании. Соответственно точка отсчета должна находиться в той ситуации, в которую подростки погружены и в которую вмешиваются. Только начиная с ситуации, которая определяет их восприятие, они могут двигаться дальше. При этом они не должны чувствовать свое состояние как обреченное и низменное.
Для изучения уровня воспитанности и особенностей поведения воспитанников использовалась методика “Оценка уровня воспитанности воспитанников” (приложение 1) в начале и конце года.
Данная методика позволяет определить уровень воспитанности по следующим критериям: внешний вид (прическа, одежда); общение, речь; отношение к ребятам; отношение к воспитателям; отношение к другим сотрудникам детского дома; дисциплинированность; отношение к имуществу детского дома, к труду других.
Данная методика предполагает оценку воспитанников воспитателем с помощью наблюдения за подростками в воспитательном процессе.
Целью методики диагностики склонности к нарушению социальных норм и правил (приложение 2) является выявление предрасположенности к отклонению в поведении воспитанников.
Для анализа дружеского или товарищеского отношения между двумя – тремя подростками использовалась схема, предложенная С.Р Эшером (приложение 3). Здесь выделяется шесть основных проблемных зон, содержание которых формируется в виде вопросов, которые как бы “задает” себе подросток относительно сверстника и, отвечая, решает, может тот стать его близким товарищем или другом.
Из таблицы видно, что наиболее важным является, насколько сверстник заслуживает доверия, обеспечивает возможность доверительного, “безопасного” общения.
Основные темы и цели коррекционных и
развивающих мероприятий.
№ | Мероприятие | Форма | Цель мероприятия |
1. | “Круг моих связей и отношений с окружающими” | Упражнение | Выделить значимых для подростка людей |
2. | “За что нам нравятся люди” | Деловая игра | Научить видеть в людях положительные и отрицательные качества |
3. | “Ищу друга” | Групповой час | Способствовать преодолению барьеров в общении. |
4. | “Познай самого себя” | Лекция- рассуждение (совместно с психологом) | Акцентировать учащихся на собственной личности с целью самопознания и дальнейшего саморазвития. |
5. | “Откровенный разговор о нас самих” | Групповой час | Сформировать представление об индивидуальных и коллективных ценностях в группе. |
6. | “Роскошь человеческого общения” | Диалог | Расширить знания воспитанников об общении с людьми и самим собой. |
7. | “Преимущество и недостатки” | Упражнение | Помочь понять воспитанникам, как они сами воспринимают различия в обществе в отношении к мужчине и женщине. |
8. | “Твой стиль поведения” | Групповой час | Способствовать воспитанию сознательного поведения в группе, на улице, в общественных местах. |
9. | “Я + ты = мы” | Диалог (совместно с психологом) | Способствовать укреплению дружеских взаимоотношений в группе. |
10. | “День вежливости” | Мероприятие для всех воспитанников детского дома. | Обогащать опыт культурного познавательного общения. |
11. | “О нравственности и красоте поступков” | Беседа в присутствии соцпедагога и психолога. | Развитие навыков сплочения, группового взаимодействия. |
12. | “Групповое решение проблем” | Групповой час | Учить подростков групповому решению проблем. |
13. | “Жить в мире с собой и другими” | Упражнение | Воспитание терпимого отношения к себе и окружающим, независимо от личностных особенностей, убеждений. |
14 | “Что делаешь?” | Упражнение | Формирование правовой культуры и гражданской активности, воспитывать чувство ответственности за свои поступки. |
Если подросток сможет быть успешным в группе, в детском доме, в школе, то значит, и в обществе. Это означает, что он может почувствовать себя личностью, стать активным, творческим и нужным.
Приложение 1
Методика « Оценка уровня воспитанности учащихся»
Критерии оценки | Высокий (всегда) «5» | Хороший, средний (в большинстве случаев) | Низкий(всегда) «2» | |
«4» чаще по типу | «3» чаще по типу | |||
Внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр. | Не раздражающий, не вызывающий, не отвлекающий | ← | → | Раздражающий, вызывающий, отвлекающий (немыслимые украшения и т.п.) |
Общение, речь | Вежливые, деликатные, уважительные | Общение грубое, речь крикливая, употребление ругательств | ||
Отношение к ребятам | Дружелюбное, сопереживающее, с симпатией | Заносчивое, барское, издевательское | ||
Отношение к воспитателям | Вежливое, уважительное, почтительное | Неуважительное, с элементами грубости, хамства | ||
Отношение к другим сотрудникам детского дома | Вежливое, уважительное | Неуважительное, грубое, хамское | ||
Дисциплинированность(выполнение указаний воспитателя) | Всегда выполняет(или всегда можно убедить выполнить) | В большинстве случаев не выполняет, стремиться отговориться, солгать и т.п. | ||
Отношение к имуществу детского дома | Бережное | Пренебрежительное, портит, пачкает мебель и пр. |
Приложение 2
Методика диагностики склонности к нарушению социальных норм и правил
Цель методики: выявить предрасположенность к нарушению социальных норм и правил в поведении детей.
Опросник
- Я предпочитаю одежду неярких, приглушенных тонов.
- Я ценю в людях осторожность и осмотрительность.
- Только слабые и трусливые люди выполняют все правила и законы.
- я часто испытываю потребность в острых ощущениях.
- Правы люди, которые в жизни следуют поговорке « Если нельзя, но очень хочется, то можно».
- Иногда я говорю неправду.
- Если бы я родился в давние времена, то стал бы благородным разбойником.
- Одежда должна с первого взгляда выделять человека среди других в толпе.
- Когда люди стремятся к новым, необычным ощущениям и переживаниям - это нормально.
- Когда я читаю детектив, то мне часто хочется, чтобы преступник ушел от преследования.
- Чтобы получить удовольствие, стоит нарушать некоторые правила и запреты.
- Удовольствие- это главное, к чему стоит стремиться в жизни.
- Я не получаю удовольствия от ощущения риска.
- Мне нравятся компании, где все подшучивают друг над другом.
- я часто совершаю поступки под влиянием минутного настроения.
- Люди справедливо возмущаются, когда узнают, что преступник остался безнаказанным.
- Бывает, что мне приходится скрывать от взрослых некоторые свои поступки.
- Наивные простаки сами заслуживают того, чтобы их обманывали.
- Только неожиданные обстоятельства и чувство опасности позволяют мне по- настоящему проявить себя.
- Всякая грязь меня пугает или вызывает сильное отвращение.
Ключи и процедура подсчета тестовых баллов
Каждому ответу при совпадении с ключом присваивается один балл. По количеству набранных баллов определяется уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.
Ключ: 1 (нет); 2(нет); 3(да); 4(да); 5(да); 6(да); 7(да); 8(да); 9(да); 10(да); 11(да); 12(да); 13(нет); 14(да); 15(да); 16(нет); 17(да); 18(да); 19(да); 20(нет).
Результаты:
0-4 балла – низкий уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.
5-15 баллов – средний уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.
16-20 баллов – высокий уровень склонности к нарушению социальных норм и правил.
Приложение 3
Характеристика «принимаемых» и «отвергаемых» сверстниками детей (по С.Р. Эшер, Г.А. Вильямс. 1996)
Проблемная зона | Категории детей | |
«Принимаемые» сверстниками | «Отвергаемые» сверстниками | |
Мне весело с этим сверстником? | Чувство юмора. Находчивость, изобретательность/Умелость. Умение участвовать/ Готовность включиться. Способность к сотрудничеству | Агрессивность/Подлость. Склонный разрушать. Любящий распоряжаться, командовать/Доминирующий. Склонный к уходу, избеганию/Полный страха, ждущий несчастья. Низкие когнитивные умения |
Заслуживает ли этот сверстник доверия? | Надежность. Честность. Верность | Агрессивность/Подлость. Нечестность. Не оправдывающий доверия, могущий довести |
Влияем ли мы друг на друга так, как нравится мне? | Способность к сотрудничеству. Отзывчивость | Агрессивность/Подлость. Любящий распоряжаться, командовать/Доминирующий. Невосприимчивость/Ригидность. |
Этот сверстник способствует моим целям и не разрушает их? | Способность к сотрудничеству. Полезный | Склонный разрушать. импульсивный |
Когда я с этим сверстником, я думаю о себе хорошо? | Поддержка/ Доброта. Отзывчивость. Нравится мне | Склонный оскорблять/ Унижающий. Неотзывчивый. Не нравится мне |
Этот сверстник похож на меня? | Общие ценности и интересы. Уважение норм, принятых среди сверстников. Тот же пол, раса, возраст | Отличающиеся ценности и интересы. Нонконформизм по отношению к нормам, принятым в группе сверстников. Высокомерность. Ставит в невыгодное положение |
Список литературы:
- Л. А. Регуш. Наш проблемный подросток: понять и договориться.
- Воспитание трудного подростка: Дети с девиантным поведением (Под ред. М.И. Рожкова – М., 2001)
- “Классный руководитель” – научно-методический журнал.
- Психология успешного взаимодействия. Практические рекомендации. В.Н. Панкратов. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ
Программа педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ...
Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...
Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
В рамках дошкольной педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори», я непосредственно веду работу, направленную на социа...
Программа педагогической поддержки детей старшего дошкольного возраста "Весело играю".
Формирование навыков общения детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре....
Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"
Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЁНКА
Сегодня педагоги знают, что цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в...
Рабочая программа «Психолого-педагогическая поддержка детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ»
Адаптация – это реакция организма и психики на меняющиеся условия среды. Она происходит постоянно, имеет защитный характер, потому что позволяет челов...