Программа педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ
рабочая программа на тему
Программа педагогической поддержки семьи и ребенка в период адаптации к ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 49.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский №18 «Родничок» станицы Переправной
муниципального образования Мостовский район
Программа педагогической поддержки семьи и ребенка
в период адаптации к ДОУ
Автор: Бутывченко Ольга Васильевна
2015г.
Введение
Первые годы жизни являются чрезвычайно важным и ответственным этапом в развитии ребенка. В данный период наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма. В этом возрасте закладываются основы для благополучного развития всех психических функций ребенка, а также фундаментальные личностные образования, такие как общая самооценка, доверие к людям, интерес к окружающему миру и др.
В раннем и младшем дошкольном детстве контроль за психическим развитием необходим для раннего выявления отклонений, планирования индивидуальных мер коррекции и профилактики, направленных на создание условий полноценного развития всех сторон психики ребенка. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в период детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте.
Кроме того, этот возраст представляет более широкие возможности коррекции за счет большей пластичности детской психики, чувствительности к воздействиям, направленным на оптимизацию психического развития ребенка. Поэтому своевременное выявление возможных отклонений в развитии маленького ребенка чрезвычайно важно. Если начать коррекционные мероприятия уже с младенческого возраста, есть шанс устранить все проблемы к дошкольному и младшему школьному возрасту, что, соответственно, позволит предотвратить возникновение дальнейших отклонений.
Все больше проявляется необходимость создания модели педагогической поддержки. Именно эта форма организации раннего сопровождения начала осуществляться в нашем детском саду.
Нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка.
Конституция РФ, ст. 43.
«Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» ФЗ от 24.07.98 г. № 124-ФЗ.
Концепция дошкольного воспитания 16.06.89 г. № 7/1.
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (Правительство РФ постановление от 12.09.2008 № 666).
О направлении программ развития новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях (Письмо Минобразования России от 10.04.2000 г. № 106/23-16).
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. № 91)
Закон РФ «Об образовании».
Устав ДОУ.
Модель сопровождения семьи и ребенка в период адаптации
Целью сопровождения семьи и ребенка 2-4 лет является создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка раннего возраста, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
Задачи:
- раннее выявление отклонений в развитии ребенка;
- создание необходимой развивающей среды;
- разработка и применение индивидуальных мер коррекции;
- стимуляция потенциальных возможностей ребенка;
- осуществление профилактики неблагополучного развития детей.
Функции сопровождения семьи и ребенка в период адаптации:
Диагностическая функция обеспечивает, прежде всего, определение уровня развития ребенка, его соответствие нормативным показателям ведущих для данного возраста линий развития.
Развивающая функция направлена на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка, создание психолого-педагогических условий своевременного появления и развития у него ведущих психологических новообразований данного возраста, овладение ребенком соответствующими формами деятельности и общения.
Коррекционная функция предполагает целенаправленную работу по изменению развивающей среды, адаптации ее к возможностям и потребностям ребенка (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья), создание психолого-педагогических условий преодоления имеющихся у ребенка трудностей в овладении деятельностью, способами и средствами взаимодействия с окружающими, развитии психологических функций.
Консультативная функция направлена на создание необходимого информационного и мотивационного поля ранней психолого-педагогической помощи, активное включение родителей ребенка (в том числе и с ограниченными возможностями здоровья) в целенаправленный коррекционно-развивающий процесс. Субъектами консультативной деятельности являются педагоги и специалисты ДОУ.
Пропедевтическая функция обеспечивает профилактику возникновения отклонений в развитии ребенка вторичного характера, обусловленных несоответствием требований среды реальным возможностям ребенка
Координационная функция. Прежде всего, эта функция предполагает координацию деятельности педагогов и специалистов ДОУ, участвующих в разработке реализации индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку и составляющих единую команду.
Практическая реализация названных функций осуществляется по нескольким направлениям, выделение которых достаточно условно, так как они тесно взаимосвязаны между собой и решение многих задач ранней психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребёнка раннего возраста, требует деятельности сразу по нескольким направлениям. Тем не менее, к числу ведущих направлений деятельности ДОУ в рамках модели сопровождения семьи, воспитывающей ребёнка можно отнести:
- консультативно-диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- информационно-методическое;
- организационное.
Направления деятельности и задачи педагогической поддержки ребенка 2-4 лет и семьи в период адаптации в ДОУ
Консультативно-диагностическое направление деятельности.
Задачи, решаемые в рамках направления:
- определение уровня развития ребенка возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;
- мониторинг развития ребенка в процессе целенаправленной психолого-педагогической помощи;
- консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей;
- консультирование педагогов, работающих с детьми по вопросам организации детской деятельности:
Коррекционно-развивающее направление деятельности.
Задачи, решаемые в рамках направления:
- разработка индивидуальной программы педагогической поддержки ребенка специалистами и педагогами ДОУ совместно с родителями ребенка;
- обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных (в присутствии родителей) и групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми;
- проведение тренинговых занятий с родителями с целью нормализации внутрисемейных отношений, снижению эмоционального стресса, вызванного процессом адаптации ребенка в ДОУ.
Информационно-методическое направление деятельности.
Задачи, решаемые в рамках направления:
- информирование о деятельности ДОУ с помощью средств массовой информации;
- создание картотеки игр и игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей;
- повышение квалификации педагогов групп раннего и младшего дошкольного возраста (организация стажерских площадок, проведение мастер-классов, совещаний, МО).
Организационное направление деятельности
Задачи, решаемые в рамках направления:
- организация взаимодействия ДОУ с учреждениями здравоохранения по выявлению детей с ограниченными возможностями;
- координация деятельности специалистов разного профиля ДОУ и родителей по реализации индивидуальной программы педагогической поддержки;
- организация обобщения и распространения опыта педагогической поддержки детей в период адаптации в ДОУ.
Основные принципы деятельности педагогической поддержки
Организационные принципы деятельности.
Принцип междисциплинарного подхода к организации ранней психолого-педагогической помощи предполагает участие в ней специалистов разного профиля деятельности, работающих в ДОУ, как единая команда на достижение общей цели.
Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка.
Принцип добровольности участия в программе ранней психолого-педагогической помощи основывается на признании того факта, что только сознательное и заинтересованное участие родителей способно обеспечить эффективность всей развивающей работы.
Принцип конфиденциальности предполагает сохранение от разглашения всех сведений об особенностях развития ребенка и условиях социальной ситуации его воспитания и развития.
Методические принципы деятельности
Принцип сочетания целенаправленности и гибкости педагогической поддержки. Диалектическое единство этих позицией предполагает четкое определение целей и задач педагогической помощи в целом и определенность целей и задач в деятельности всех отдельных субъектов ранней помощи.
Принцип последовательности и поэтапности ранней педагогической поддержки. Этот принцип предполагает обязательное прогнозирование конечной цели, ожидаемого результата педагогической помощи.
Принцип непрерывности педагогической поддержки предполагает ее осуществление до тех пор, пока не будет полностью преодолена проблема, вызвавшая необходимость оказания помощи.
Онтогенетический принцип ориентирует при определении уровня развития ребенка, а также при планировании последовательности развития психических функций, видов деятельности, форм и средств взаимодействия ребенка с окружающими.
Принцип ориентации на индивидуальные положительные особенности развития ребенка, его возможности и способности. Этот принцип не противоречит предыдущему, но дополняет его. Каждый ребенок должен пройти все последовательные этапы психического развития в зависимости от индивидуально-типологических особенностей, способностей, интересов, а также и трудностей.
Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных психических функций. Этот принцип базируется на системном подходе к обучению, воспитанию и развитию ребенка, который рассматривает человека, и ребенка в частности, как сложную, развивающуюся по определенным законам целостную систему, в которой все компоненты, уровни организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком в ходе ранней педагогической поддержки. Одной из особенностей раннего и младшего дошкольного возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его способность «заряжаться» эмоциями взрослых.
Принцип создания специально организованной педагогической среды воспитания и развития ребенка, соответствующей его особенностям, потребностям и способствующей развитию потенциальных возможностей ребенка. Данный принцип предполагает, прежде всего, изменение основных компонентов педагогической по своей сути коррекционно-развивающей среды - личностно ориентированного, эмоционально положительного взаимодействия взрослых с ребенком, систем целенаправленных воспитательных воздействий, осуществляемых родителями и специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальной программой психолого-педагогической помощи ребенку раннего возраста, и третьего компонента - специально организованной предметно-пространственной среды, в которой осуществляются воспитательные воздействия.
Общая логика оказания индивидуальной педагогической поддержки.
Первоначальное выявление характера проблемы и дальнейшая ее педагогическая квалификация в ходе диагностического обследования ребенка, в том числе оценка социальной ситуации его развития.
На основе результатов диагностики определение объекта педагогической поддержки (ребенок, родители ребенка), ее целей и задач и в соответствии с выделенными задачами определение субъектов педагогической поддержки (педагоги, специалисты определенного профиля, родители), ведущего специалиста.
Установление наиболее оптимальной формы педагогической поддержки и ее продолжительности (разовая, кратковременная, долговременная).
Разработка индивидуальной программы ранней педагогической поддержки, в которой конкретизируются направления развивающей деятельности по достижению поставленных целей и задач, методы и средства их решения в соответствии с этапом педагогической поддержки.
Реализация индивидуальной программы ранней педагогической поддержки и ее корректировка по ходу реализации в соответствии с динамикой развития ребенка. Завершение программы ранней педагогической поддержки в связи с достижением поставленных целей.
Изменение среды и ее основных компонентов должно осуществляться в следующих направлениях:
- стимулирующая направленность, предполагающая приоритетное развитие нормально развивающихся функций как основы усиления компенсаторных механизмов развития ребенка;
- деятельностная направленность, осуществление всех воспитательных воздействий в процессе детской деятельности, характерной для данного возраста, и их развитие в процессе специальных воспитательных воздействий;
- коммуникативная направленность - направленность воспитательных воздействий на развитие вербальных и невербальных средств общения, являющихся базовым условием когнитивного, эмоционально-личностного развития ребенка, овладения им навыками деятельности;
- специальная организация предметно-пространственной среды, обогащение ее элементами (играми, игрушками, специальным оборудованием и приспособлениями для занятий и игр и др.), способствующими развитию и коррекции нарушенных функций, стимулирующих творчество и самостоятельность ребенка;
- направленность на создание эмоционально положительного фона воспитательных воздействий, обеспечивающих интерес, мотивацию, значимость совместной целенаправленной деятельности взрослого и ребенка.
Диагностическое обеспечение ранней педагогической поддержки
Целью диагностического направления в деятельности ранней педагогической поддержки ДОУ является выявление особенностей развития ребёнка, его потенциальных возможностей в процессе:
- определение уровня развития ведущей, а также других типичных для данного возраста видов деятельности, оценки его соответствия возрастным нормативам, диагностики характерных для данного возраста преобразований эмоционально-личностной и познавательной сфер психического развития ребёнка;
- диагностики и психолого-педагогической квалификации имеющихся нарушений развития (дезонтогенеза), выявление причин нарушения;
- мониторинга развития в ходе ранней педагогической поддержки.
Этапы ранней психолого-педагогической диагностики – подготовительный
Задачи:
♦ изучение истории и социальной ситуации развития ребенка;
♦ прогностическое выявление на основе полученных данных особенностей развития и возможных нарушений (предварительное);
♦ постановка диагностической задачи и определение диагностического инструментария для проведения педагогической диагностики.
Методы:
сбор анамнестических данных и их анализ.
Результат: разработка структуры и содержания педагогического обследования ребенка.
Этап - педагогическая диагностика
Задачи:
♦ оценка уровня развития ребенка и его реального возраста соответственно основным линиям психического развития;
♦ определение особенностей развития (опережение, задержка, возрастная норма) по важнейшим линиям развития данного возраста, выраженность отличий от календарного возраста;
♦ выявление начальных проявлений или предпосылок нарушений развития на основе полученных диагностических данных.
Методы:
♦ педагогическое тестирование на основе нормативных показателей развития данного возраста;
♦ анкетирование родителей ребенка;
♦ педагогические наблюдения за ребенком в естественных и специально организованных условиях.
Результат:
♦ определение уровня развития ребенка и характера развития;
♦ составление профиля развития ребенка;
♦ выявление детей, имеющих значительные отклонения в развитии от возрастной нормы и нуждающихся в углублённом психологическом обследовании;
♦ предварительная постановка диагностической задачи для углубленной психологической диагностики.
Этап - психологическая диагностика
Задачи:
♦ выявление особенностей развития важнейших психических новообразований данного возраста;
♦ выявление нарушений развития, определение ведущего нарушения, его причин и соотношения первичного и вторичного нарушений;
♦ выявление реабилитационного потенциала ребенка, сильных сторон его развития;
♦ квалификация проблем и резервов семейной ситуации развития ребенка.
Методы:
♦ психолого-педагогическое тестирование;
♦ скрининг развития движений;
♦ беседа.
Результат:
♦ определение структуры и глубины имеющихся нарушений развития;
♦ составление прогноза развития на основе соотнесения выявленных нарушений и резервов развития.
Этап - итоговый
Задачи:
♦ окончательная оценка развития, постановка педагогического «диагноза» и профиля развития ребенка;
♦ определение задач, форм, методов и продолжительности педагогической поддержки ребенку.
Результат:
♦ оформление карты развития ребенка;
♦ назначение ведущего специалиста для реализации программы ранней педагогической поддержки.
Психолого-педагогическая поддержка развития ребенка
Анкетирование родителей (еще до поступления ребенка в детский сад). Устные и письменные рекомендации родителям по развитию детей раннего и младшего дошкольного возраста и по подготовке к поступлению в детский сад. Изучение медицинской карты. (Предварительный сбор информации о ребенке, его особенностях, стиле семейного воспитания, определение уровня готовности ребенка к поступлению в детский сад.)
Наблюдение за детьми в группе. Беседы с родителями и воспитателями. Проведение психологической диагностики уровня адаптированности ребенка к ДОУ. Основной задачей на этом этапе становится выявление, комплексное обследование и отбор детей раннего возраста, имеющих отклонения в физическом, эмоциональном развитии и социальной адаптации.
Заполнение воспитателем под руководством психолога карты психофизического развития ребенка с целью отслеживания гармоничности /дисгармоничности развития ребенка, обобщения информации об уровне развития детей, планирования направлений индивидуальной работы (индивидуально по эпикризным срокам каждого ребенка).
Психолого-педагогическое обследование детей с целью определения актуального уровня развития, выявления проблем и недостатков развития.
Рекомендации родителям и педагогам. Разработка и осуществление индивидуальных комплексных коррекционно-развивающих программ (в случае необходимости).
Предполагаемые результаты:
Раннее выявление отклонений в развитии детей.
Устранение выявленных проблем в развитии в течение дошкольного детства.
Повышение психолого-педагогической грамотности педагогов и родителей.
Создание специально организованной педагогической среды.
Организационные формы оказания педагогической поддержки семьям
Необходимая педагогическая поддержка оказывается в условиях:
♦ консультативно-диагностического пункта;
♦ групп раннего и младшего дошкольного возраста.
В условиях консультативно-диагностического пункта осуществляются следующие виды педагогической поддержки (целенаправленного педагогического воздействия):
♦ диагностика и мониторинг развития ребенка;
♦ развивающие занятия, проводимые педагогами службы и направленные на стимуляцию нормально развивающихся функций, коммуникативных способностей, видов деятельности ребенка, развитие его потенциальных возможностей, составляющих компенсаторный потенциал ребенка. Такие занятия проводятся с индивидуально определяемой периодичностью и решают, прежде всего, задачу консультирования и обучения родителей способам развивающего взаимодействия с ребенком. Весь период между консультативными приемами родители занимаются с ребенком самостоятельно в соответствии с полученными рекомендациями;
♦ коррекционные занятия, проводимые специалистами служб и направленные на профилактику или преодоление нарушений, вызванных причинами биологического или социального характера. Коррекционные занятия, так же как и развивающие, проводятся в присутствии родителей и выполняют функцию обучения родителей осуществлению коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком в домашних условиях.
Педагогическая поддержка оказывается в процессе:
♦ развивающих занятий, проводимых педагогами с группой детей в составе 2-3 человек и индивидуально. Содержание развивающих занятий определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также требованиями реализуемых в ДОУ образовательных программ к уровню развития ребенка;
♦ коррекционных занятий, проводимых специалистами в основном индивидуально. Содержание коррекционных занятий определяется индивидуальной программой ранней педагогической поддержки.;
♦ совместных игр, развлечений, праздников, способствующих адаптации ребенка к условиям ДОУ, развитию общения со сверстниками и взрослыми, созданию эмоционально положительного фона во взаимодействии с детьми, атмосферы доверия и открытости.
В условиях ДОУ педагогическая поддержка детям оказывается в процессе:
♦ развивающих занятий в соответствии с программой воспитания реализуемой в ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка, владения им вербальными и невербальными средствами общения. Определяется направленность стимулирующих педагогических воздействий в соответствии с результатами психолого-педагогической диагностики. Развивающие занятия проводятся с малыми группами детей, имеющих близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;
♦ коррекционных занятий, проводимых специалистами в соответствии с индивидуальными программами педагогической поддержки;
♦ игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Эффективность решения развивающих, коррекционных, профилактических задач в условиях групп определяется, как и при других организационных формах педагогической поддержки, степенью участия родителей в их реализации, квалификацией педагогов, умением проводить коррекционно-развивающую работу с детьми и наличием соответствующей возрасту детей и характеру их особых образовательных потребностей развивающей среды в ДОУ.
Педагогическая поддержка ребенка в адаптационный период
Адаптационный период - серьезное испытание для малышей: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через систему психологического сопровождения всех участников процесса, включающую в себя прогноз вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов.
В возрасте 2-4 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных возможностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны.
Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и окружающая ребенка среда, появляется большое количество незнакомых людей.
Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.
Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Чтобы избежать осложнений и обеспечить оптимальное течение адаптации, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Три этапа (фазы) адаптационного процесса
1 этап. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц).
2 этап. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев).
3 этап. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.
Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.
Степени тяжести адаптации
Легкая степень: 10 - 15 дней (до месяца) - сдвиги нормализуются в эти сроки.
Средняя степень: примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 -7 дней, есть признаки психического стресса.
Тяжелая степень: 3 месяца - часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели).
Очень тяжелая: около полугода и более. Встает вопрос - стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он - «несадовый» ребенок.
Значительно снизить напряженность острого периода адаптации возможно за счет выполнения нескольких правил: индивидуальный подход к каждой семье и своевременное информирование всех заинтересованных сторон.
В основе нашей работы лежит, составленная модель взаимодействия специалистов ДОУ и семьи в период адаптации, на основе этой модели мы разработали перспективный план осуществления педагогической поддержки для всех участников образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов и родителей - важное условие социально-нравственного воспитания и развития детей. Педагогическая поддержка семьи как условие гуманизации пространства детства. Материалы районных педагогических чтений, Омутнинск, 2008г.
Статья раскрывает опыт работы педагогов детского сада по работе с семьей....
Технология психолого-педагогической поддержки ребенка в адаптационный период
Семинар для педагогов...
Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ
Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...
Психолого-педагогическая поддержка детей в адаптационный период
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования – одной из центральных идей которого, является сохранение и укрепление физического ...
Психолого-педагогическая поддержка семьи в период адаптации детей раннего возраста в детском саду
Адаптация детей раннего возраста ...
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
Профилактическая психолого-педагогическая программа сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ...
Профилактическая психолого-педагогическая программа для детей дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ.
Программа определяет содержание и организацию деятельности психологической службы ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условия ДОУ....