Нравственное воспитание детей
картотека на тему

Беседы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_detey.docx26.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                                Нравственное воспитание детей.

                                        Беседа на тему: "Что такое дружба?"

Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; учить   понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.

Ход беседы

Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?

Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.

Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся  друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.

Педагог предлагает детям прочитать рассказ Е. Кошевой "Два огородника". Когда я прочту вам рассказ, попытайтесь сказать, как можно назвать детей, о которых рассказывает автор.      

Вопросы после чтения

 Как можно назвать Олега и Гришу?

– Почему их можно назвать друзьями?

– Почему Олега можно назвать хорошим другом?

– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?

В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты,

поступки, высказывает к ним свое отношение.

Педагог предлагает детям прочитать еще один рассказ, который

называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о

которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или

подругами.

Вопросы после чтения

– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до

первого дождя!"

– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему

 нельзя?

– Как надо было поступить Маше?

Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда

выручай".

Беседа на тему: "Кто такой друг?"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.

Ход беседы

Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.

Вопросы после чтения

– Что увидел Коля в окошке?

– Откуда появился шарик?

– Зачем ребята принесли Коле шарик?

– Как можно назвать этих ребят?

– Какие эти ребята?

– Почему их можно назвать хорошими друзьями?

– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили

его в беде?

– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете

 им.

– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?

Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и

дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно.

Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить

и работать.

 Можно сказать детям, что умение дружить –

хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.

Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с

детьми объяснить ее понятие. 

Беседа на тему: "Чуткость "

Цель: Учить детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?

Вопросы после чтения

– Кто из детей вам понравился? 

– Почему понравился Олег?

– Как можно назвать Олега? Какой он?

Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег

добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил,

Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому

Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда

его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.

– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о

нем?

– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?

Сделать вывод о том, что от хороших поступков

всегда бывает всем приятно.

– Почему вам не понравилась Катя?

– Как ее можно назвать? Какая она?

– Как надо было поступить Кате? Почему?

– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?

– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?

Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости

быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать

сверстникам, не ожидая просьбы о помощи,

помогать так, чтобы сверстники не обиделись.

Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о

помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".

Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.

Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишка", "Дай руку".

                                   Беседа на тему: "Доброжелательность"

Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости

чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить

правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не

жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".

Ход беседы

Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в

окошке". Послушайте его внимательно.

Вопросы после чтения

– Как можно назвать детей, которые принесли шарик?

Какие они?

Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно

назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.

– Почему их так можно назвать?

Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".

– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?

– Как в книге об этом говорится?

Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям

высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает

очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.

Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их

об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили,

когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".

Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила",

написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом

скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.

Вопросы после чтения

– Как отнеслась Муся к Вале? 

– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?

– Как надо было поступить Мусе?

– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.

Ребята, вспомните, привила поведения, которые надо выполнять,

 чтобы быть хорошим, чутким другом.

Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру

инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".

Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".                  

                                                     

                                            Ход беседы

Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.

Вопросы после чтения

– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?

– Как поступила Светлана?

– Как ее можно назвать? Какая она?

– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?

– Что такое чуткость?

Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".

Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а

после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы  

правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь

моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не

укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у

детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"

– Что такое скромность?

Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда

дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим,

потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо

говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь

ждать, когда тебя похвалят другие".

– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?

Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким

хорошо и быть скромным тоже хорошо.

Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.

А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.

Беседа на тему: "Правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману. 

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве  человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"

Вопросы после чтения

– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?

– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?

– Что такое правдивость?

Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение

человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда

не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее

неприятно, трудно".

– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать

людей?

– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?

Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно

всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это

красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.

Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.

Вопросы после чтения

– Почему случилась беда в этой семье?

– Как нужно было поступить Мише?

Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.

Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.

Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"

Цель: Обобщить и закрепить представление детей

о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям

(к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и

особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость;

помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.

Ход беседы

– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с

вами? (23 февраля, 8 марта).

– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими

праздниками.

Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что

сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их

поздравили с праздником?

– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым

приятным подарком папам и мамам?

– Как надо себя вести, чтобы доставить радость

родителям, не огорчать их?

Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.

– Что такое, по–вашему чуткость?

– Что такое правдивость?

– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.

Беседа на тему: "Скромность"

Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя;

уточнить знания детей о необходимости и смысле скромного

поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной

нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к

скромности как к норме поведения.

Ход беседы

Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали

рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях. 

– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется

рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот

рассказ?

– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно

назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?

– Скромность и чуткость – это одно и то же или

разное?

– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто

написал этот рассказ?

– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?

– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?

– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".

Вопросы после чтения

– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?

– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?

Обобщить высказывания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.

Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию

В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...