Нравственное воспитание детей
картотека на тему
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание детей.
Беседа на тему: "Что такое дружба?"
Цель: Уточнить и обобщить имеющиеся у детей представления о дружбе; учить понимать и оценивать поступки героев литературных произведений (Е. Кошевая "Мой сын", В. Осеева "До первого дождя") и своих товарищей.
Ход беседы
Ребята вам уже много раз читали и рассказывали о хороших друзьях и товарищах. Взрослые говорили о том, что нужно дружить друг с другом. Каких же детей мы называем хорошими друзьями?
Педагог спрашивает несколько человек. Если дети называют по имени конкретных детей, то спросить, почему именно их можно считать хорошими друзьями.
Обобщить ответы: "Хорошими друзьями можно назвать детей, которые вместе дружно играют, занимаются, трудятся, помогают друг другу, заботятся друг о друге, умеют уступать друг другу и т. д.
Педагог предлагает детям прочитать рассказ Е. Кошевой "Два огородника". Когда я прочту вам рассказ, попытайтесь сказать, как можно назвать детей, о которых рассказывает автор.
Вопросы после чтения
– Как можно назвать Олега и Гришу?
– Почему их можно назвать друзьями?
– Почему Олега можно назвать хорошим другом?
– Расскажите о том, как вы дружите в детском саду и дома?
В ходе беседы педагог помогает детям правильно оценить факты,
поступки, высказывает к ним свое отношение.
Педагог предлагает детям прочитать еще один рассказ, который
называется "До первого дождя". Подумайте, можно ли девочек, о
которых говорится в рассказе, назвать хорошими друзьями или
подругами.
Вопросы после чтения
– Почему воспитательница сказала: "Видно ваша дружба до
первого дождя!"
– Можно ли Мишу назвать хорошим другом? Почему
нельзя?
– Как надо было поступить Маше?
Одобрив правильные ответы детей, педагог рассказывает о необходимости всегда выполнять правило поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда
выручай".
Беседа на тему: "Кто такой друг?"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о дружбе; дать представление о том, что друзья не оставляют товарища в беде; показать привлекательность дружеских отношений.
Ход беседы
Ребята, сейчас я прочитаю вам рассказ А. Митта "Шарик в окошке", а потом поговорим о детях, про которых говорится в рассказе.
Вопросы после чтения
– Что увидел Коля в окошке?
– Откуда появился шарик?
– Зачем ребята принесли Коле шарик?
– Как можно назвать этих ребят?
– Какие эти ребята?
– Почему их можно назвать хорошими друзьями?
– Приятно ли было Коле, что друзья позаботились о нем, не оставили
его в беде?
– Расскажите, как вы заботитесь о своих друзьях, как помогаете
им.
– Как относятся люди к своим хорошим друзьям?
Оценивая и обобщая ответы детей, отметить, что взрослые и
дети любят хороших друзей. Дружить с ними очень приятно.
Когда люди дружат и помогают друг другу, им легче жить
и работать.
Можно сказать детям, что умение дружить –
хорошее качество. Поэтому люди называют словом "Дружба" улицы и площади городов, кинотеатры и другие учреждения.
Можно вспомнить пословицу "Дружба дороже денег" и вместе с
детьми объяснить ее понятие.
Беседа на тему: "Чуткость "
Цель: Учить детей сравнивать положительные и отрицательные поступки, давать им оценку; понимать мотивы поступков детей и необходимость выполнения норм поведения; дать представление о чуткости и о необходимости заботливого, чуткого отношения к своим сверстникам; ввести в словарь детей новое слово – "чуткость"; вести правило поведения – "Не жди, когда тебя попросят о помощи, надо самому видеть, кому нужна помощь".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам прочитаю два рассказа – "В огороде" Е. Кошевой и "Синие листья" В. Осеевой. Вы их послушайте внимательно, а потом скажите, кто из детей вам понравился, Олег или Катя?
Вопросы после чтения
– Кто из детей вам понравился?
– Почему понравился Олег?
– Как можно назвать Олега? Какой он?
Обобщить ответы детей, дать представление о чуткости. "Олег
добрый, заботливый, внимательный. Гриша его ни о чем не просил,
Олег сам заметил, что другу трудно и позаботился о нем. Поэтому
Олега можно назвать еще чутким. Чуткий человек не ждет, когда
его попросят о помощи, а сам предлагает свою помощь.
– Как вы думаете, приятно было Грише, что Олег позаботился о
нем?
– А Олегу было приятно? Как об этом говорится в книге?
Сделать вывод о том, что от хороших поступков
всегда бывает всем приятно.
– Почему вам не понравилась Катя?
– Как ее можно назвать? Какая она?
– Как надо было поступить Кате? Почему?
– Приятно ли было Лене просить Катю дать ей карандаш?
– Почему нужно заботиться о друзьях, помогать им?
Обобщив ответы детей, сделать вывод о необходимости
быть всегда добрым, заботливым, чутким, помогать
сверстникам, не ожидая просьбы о помощи,
помогать так, чтобы сверстники не обиделись.
Ввести правило: "Не жди, когда тебя попросят о
помощи, учись сам видеть, кому нужна помощь".
Запомните ребята это правило и выполняйте его всегда. Сейчас мы пойдем на прогулку и поучимся выполнять это правило в играх.
Примечание: на прогулке проводится подвижная игра "Ловишка", "Дай руку".
Беседа на тему: "Доброжелательность"
Цель: Закрепить и обобщить представления детей о необходимости
чуткого, доброжелательного отношения к товарищам; напомнить
правила поведения: "Другу всегда помогай, друга всегда выручай; не
жди, когда тебя попросят о помощи, нужно самому видеть, кому нужна помощь; закрепить в словаре детей термины "добрый", "чуткий".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам еще раз прочитаю рассказ А. Митта "Шарик в
окошке". Послушайте его внимательно.
Вопросы после чтения
– Как можно назвать детей, которые принесли шарик?
Какие они?
Обобщить ответы детей: "Да, этих детей можно
назвать хорошими друзьями, добрыми, заботливыми, чуткими и т. д.
– Почему их так можно назвать?
Обобщить ответы детей: "Дети позаботились о друге, принесли ему шарик и показали в окне, чтобы развеселить, порадовать его. Коля не просил об этом, а дети сами догадались порадовать своего друга. Поэтому их можно назвать чуткими, заботливыми, добрыми товарищами".
– Приятно ли было Коле, что товарищи не забыли о нем?
– Как в книге об этом говорится?
Если дети не вспомнят, то можно прочесть отрывок. Дать детям
высказаться, сделать обобщение: "Детям или взрослым всегда бывает
очень приятно, радостно, если к ним проявляют чуткость, доброту.
Чуткость – это такое поведение, когда дети или взрослые делают добро людям, заботятся о других, помогают другим людям, не ждут, когда их
об этом попросят, а помогают сами. Мы с вами об этом уже говорили,
когда читали рассказы "Мой сын" и "Синие листья".
Сейчас я вам прочту еще один рассказ. Называется он "Навестила",
написала рассказ В. Осеева. Вы послушайте рассказ, а потом
скажите, чутко ли Муся отнеслась к Вале.
Вопросы после чтения
– Как отнеслась Муся к Вале?
– Как ее можно назвать? Какая она? Почему?
– Как надо было поступить Мусе?
– Как бы вы поступили, если бы пришли к больному другу? Как бы вы помогли ему? Расскажите.
Ребята, вспомните, привила поведения, которые надо выполнять,
чтобы быть хорошим, чутким другом.
Примечание: на прогулке или вечером можно провести игру
инсценировку сказки "Кот, петух и лиса".
Беседа на тему: "Чуткость и скромность. Чем они отличаются"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о чуткости и скромности; развивать способность детей к дифференцировке нравственных понятий, к оценке поступков героев литературных произведений – С. Баруздин "Морской котик".
Ход беседы
Ребята, сегодня я вам прочитаю знакомый рассказ "Морской котик", а вы его внимательно послушайте.
Вопросы после чтения
– Кто вам понравился в этом рассказе? Почему?
– Как поступила Светлана?
– Как ее можно назвать? Какая она?
– Почему ее можно назвать доброй, находчивой, чуткой девочкой?
– Что такое чуткость?
Обобщить ответы детей: "Чуткость – это такое поведение, когда дети и взрослые делают людям добро, заботятся о других, помогают людям даже тогда, когда их об этом и не просят, но когда они видят, что людям надо помочь".
Если дети назовут Светлану скромной, нужно подтвердить это, а
после ответов детей о том, что такое чуткость, сказать: "Вы
правильно назвали Светлану скромной, потому что она спасла жизнь
моряку, но никому не говорила об этом, не хвасталась". Если дети не
укажут в числе нравственных черт Светланы скромность, то спросить у
детей: "Можно ли назвать Светлану скромной и почему?"
– Что такое скромность?
Обобщить ответы детей: "Скромность – это такое поведение, когда
дети и взрослые поступают хорошо, но не хвастают этим,
потому что хвастаться не красиво, не хорошо. Поэтому не надо
говорить о себе: "Я хороший", "Я хорошо сделал", а надо уметь
ждать, когда тебя похвалят другие".
– Чуткость и скромность – одно и то же или разное?
Обобщая ответы детей, отметить, что быть чутким
хорошо и быть скромным тоже хорошо.
Но эти черты характера разные: чуткость – это делать людям добро, заботиться, помогать другим, а скромность – это умение уметь сдержать себя, хотя и хочется сказать, что ты хороший, это значит не хвастаться.
А сейчас я вам прочитаю новый рассказ "Колин папа". Написала его Горская. Педагог читает рассказ. После прочтения вопросов не задавать. Если дети захотят сказать что–либо, дать им возможность высказаться.
Беседа на тему: "Правдивость"
Цель: Обобщить и закрепить представления детей о правдивости. Показать привлекательность правдивости как нормы поведения. Воспитывать отрицательное отношение к обману.
Ход беседы
Ребята, мы с вами уже много раз говорили о том, что такое дружба, чуткость. Доброта, скромность. А сегодня мы поговорим еще об одном важном качестве человека – о правдивости. Но вначале послушайте рассказ В. Осеевой "Что легче?"
Вопросы после чтения
– Кто из мальчиков вам больше понравился? Почему?
– Как можно назвать мальчика, который сказал маме правду? Какой он?
– Что такое правдивость?
Обобщить ответы детей: "Правдивость – это такое поведение
человека, когда взрослые и дети всегда говорят правду, никогда
не обманывают, говорят правду даже тогда, когда сказать ее
неприятно, трудно".
– Почему нужно быть правдивым? Почему нельзя обманывать
людей?
– Как относится к людям, которые всегда говорят правду?
Обобщить ответы детей. Объяснить детям, что нужно
всегда говорить правду, всегда быть правдивым. Это
красиво и даже очень хорошо. Правдивых людей любят. Детям и взрослым бывает приятно, радостно, когда им говорят правду. Можно привести пословицу: "Правда, светлее солнца. Правда, чище ясного неба". Обманывать не красиво, нехорошо и это неприятно людям. Им бывает обидно, когда их обманывают. Обман и ложь могут привести к беде.
Я вам сейчас прочитаю рассказ Л. Толстого "Корова". Вы его послушайте внимательно, а потом скажите, почему случилось несчастье в крестьянской семье.
Вопросы после чтения
– Почему случилась беда в этой семье?
– Как нужно было поступить Мише?
Сделать вывод: беда случилась потому, что у Миши не хватило смелости сказать правду. Если бы он не испугался и не бросил стекла в лохань, корова, осталась бы жива.
Нужно всегда смело говорить правду, даже тогда, когда сказать ее трудно, неприятно.
Беседа на тему: "Чуткость и правдивость"
Цель: Обобщить и закрепить представление детей
о необходимости доброжелательного, чуткого отношения к людям
(к старшим, сверстникам, малышам); показать взаимосвязь и
особенности таких нравственных понятий, как чуткость и правдивость;
помочь детям осознать опыт своего поведения, обобщить его.
Ход беседы
– Ребята, какие праздники отмечала недавно вся наша страна и мы с
вами? (23 февраля, 8 марта).
– Вспомните, как вы поздравляли своих родителей с этими
праздниками.
Какие подарки вы для них сделали? Как их преподнесли? Что
сказали? Приятно ли было вашим родителям, что дети их
поздравили с праздником?
– Как вы думаете, что было самым хорошим, самым
приятным подарком папам и мамам?
– Как надо себя вести, чтобы доставить радость
родителям, не огорчать их?
Сделать обобщение о том, как нужно вести себя и почему. В процессе обобщения отметить, что к родителям и другим членам семьи нужно относиться заботливо, чутко, нельзя обманывать их.
– Что такое, по–вашему чуткость?
– Что такое правдивость?
– Чуткость и правдивость – это одинаковые или разные качества? Сказать детям, что это разные качества. Чуткость – это такое поведение, когда люди заботятся о других, помогают друг другу, а правдивость – это такое поведение, когда люди всегда говорят правду, не обманывают других. Значит, чуткость и правдивость – это разные качества. Эти качества – самые главные у человека и их нужно воспитывать в себе с самого детства.
Беседа на тему: "Скромность"
Цель: Обобщить и закрепить признаки понятия "скромность" – скромный человек делает хорошее, но не хвастает, умеет сдержать себя;
уточнить знания детей о необходимости и смысле скромного
поведения; помочь детям осознать свое поведение в свете данной
нравственной нормы; воспитывать положительное отношение к
скромности как к норме поведения.
Ход беседы
Ребята, мы с вами уже много раз говорили о скромности, читали
рассказы о скромных людях, как взрослых, так и о детях.
– Вспомните, какие рассказы и про кого мы читали. Как называется
рассказ о Светлане, которая спасла жизнь моряку? Кто написал этот
рассказ?
– Почему Светлану можно назвать скромной? Как еще ее можно
назвать (чуткой, находчивой, смелой). Почему?
– Скромность и чуткость – это одно и то же или
разное?
– Как называется рассказ про Колю и его папу? Кто
написал этот рассказ?
– Почему Колю и его папу можно назвать скромными?
– Про какого скромного человека мы еще читали? (С. Маршак "Рассказ о неизвестном герое"). Почему никто не узнал имени героя? Почему он остался неизвестным?
– Что такое скромность? Скромность – это такое поведение человека, когда он делает хорошее, но не хвастается этим, умеет сдерживать себя. Он не говорит: "Это я", "Я лучше сделал", хотя иногда и хочется сказать об этом. Хвастаться некрасиво, нехорошо. Это неприятно другим людям. Нескромных людей, хвастунов не любят. Это вы поймете, когда мы с вами прочитаем рассказ В. Осеевой "Заячья шапка".
Вопросы после чтения
– На ком же из вас бывает "заячья шапка"?
– Как же нужно вести себя, чтобы тебя любили, с тобой играли сверстники?
Обобщить высказывания детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций.
Духовно-нравственное воспитание детей на основе духовно-нравственных традиций....
Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".
"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"
Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...
Перспективное планирование по теме: "Духовно-нравственное воспитание детей". Материал доя работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию
В плане подробнор расписаны темы и мероприятия для работы с детьми в детском саду по духовно -нравственному воспитанию...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет «Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»
laquo;Воспитание духовно-нравственной личности, через приобщение к истокам русской народной культуры»...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»
ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...