«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре» Номинация: «Музей в детском саду»
проект на тему

Страшенко Елена Владимировна

создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mini-muzey_v_dou.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муциципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 комбинированного вида»

Республиканский конкурс творческих проектов

«Творческие инновации в обучении дошкольников коми языку и приобщение к коми культуре»

Номинация:

«Музей в детском саду»

Руководители проекта: Симонова Л.Н.- заведующий

Страшенко Е.В.- старший воспитатель

Сентябрь 2014г.

Если мы рассмотрим Что - то,

Это Что- то – для чего- то,

Это Что- то – из чего - то,

Это Что- то – часть чего- то.

…Что – то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.

М.С. Гарифулин

Обоснование необходимости проекта:

- Недостаточный объём  работы в ДОУ по развитию у детей познавательно-исследовательской деятельности через мини-музеи Коми культуры.

- Существование противоречия между:

пониманием педагогами роли мини-музея Коми Культуры в развитии познавательной активности детей и недостаточным уровнем профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской и проектной деятельности;

необходимостью развития у детей познавательной активности в познании родного края, в том числе через организацию мини-музея Коми культуры, и отсутствием методических разработок и системы планирования исследовательской деятельности;

необходимостью использования современных педагогических технологий и неготовностью отдельных педагогов в повышении своей компетентности.

Идея проекта:

1. Инновация воспитательно-образовательного пространства (использование новых форм работы).

2. Возможность обогатить знания дошкольников о самобытности народа Коми.

Актуальность.

      Республика Коми - родина для многих. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру республики, как свою собственную. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Именно поэтому родная культура как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка началом, порождающим личность. Поэтому в нашем детском саду уже несколько лет организован сбор материала по теме «Коми культура». Разработаны перспективные  планы ознакомления с коми культурой в соответствии с ФГОС, был создан музей «Коми  обрядовая изба», а также в каждой возрастной группе созданы свои мини - музеи коми культуры. Музей, хранитель подлинных свидетельств прошлого, по-прежнему остаётся уникальным, незаменимым проводником в мир истории и культуры.

В наши дни, дети очень мало получают информации о коми культуре и быте. Поэтому мы в серьёз задумались над проблемой приобщения детей к истокам коми народной культуры. Безусловно и раньше в этом направлении велась определённая работа: в каждой группе были оформлены уголки коми народного искусства; читались сказки, их знакомили с пословицами и поговорками, природой края, проводилась работа по знакомству с коми декоративными элементами. Однако было очевидно, что система работы в этом направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому наш коллектив решил выделить в детском саду небольшое помещение и оборудовать его в виде комнаты в коми избе, где будут размещены  предметы, наиболее часто упоминающиеся в коми сказках. Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

В педагогической деятельности по созданию мини - музея основывались на принципах:

  • Сочетания научной обоснованности и практической применяемости.
  • Обеспечения единства воспитательных, развивающих, обучающих целей и задач.
  • Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослого и детей и при проведении режимных моментов.
  • Основной формой работы с детьми и ведущим видом деятельности является игра.
  • Развивающего и воспитывающего характера.

Цель: создание системы работы по развитию у детей познавательного интереса к истории, культуре коми народа, традициям родного края через организацию мини-музеев Коми культуры в ДОУ.

Задачи.

С педагогами:

1) создать условия для повышения профессионализма педагогов в проектной деятельности по созданию и организации мини-музея;

2) разработать пакет методических материалов, систему планирования познавательной деятельности детей в пространстве мини-музея;

3) стимулировать самообразование педагогов.

С детьми:

1) создать условия для развития познавательной активности детей через совместную познавательно-исследовательскую деятельность,

2) способствовать формированию интереса к своей «малой родине», к истории родного края, культуре и традициям, знаний и представлений детей;

3) содействовать воспитанию патриотических чувств.

С родителями:

1) заинтересовать родителей в создании мини-музея,

2) создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми познавательной и продуктивной деятельности.

Участники:

- заведующий ДОУ, старший воспитатель, педагог-психолог;

- воспитатели и музыкальный руководитель;

- воспитанники детского сада,

- родители,

- социальные партнёры: сотрудники поселковой библиотеки, сотрудник музея нефтяных шахт.

Срок выполнения проекта: бессрочный.

Предполагаемый результат:

      Данный проект даст знания детям о культурном богатстве коми народа. Он основан на формировании эмоционального  окрашивания чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особой среды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основе человеческой культуры лежит духовное начало, поэтому приобретение ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности, интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно патриотических позиций, то есть  в конечном итоге определяет меру его общего развития. Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

 

С педагогами:

1.    Совершенствование мини-музеев  по коми культуре в группах.

2. Овладение педагогами практических навыков в организации познавательно-исследовательской деятельности.

3. Методический материал, в том числе педагогические проекты, по созданию и организации мини-музея Коми культуры, по развитию познавательной активности детей.

4. Повышение квалификационной категории за счёт обобщения и распространения опыта работы 20 - 30 % педагогов.

С детьми:

1. Повышение уровня знаний детей о музее, о родном городе и крае, народе, его обычаях на 10- 15 %.

2. Повышение познавательной активности детей в познании родного города и края.

3. Развитие креативности детей через создание творческих работ (проекты, сочинения, выставки, коллажи, панно…).

С родителями:

1. Активное участие родителей в создании и оформлении мини-музея Коми культуры в группе, в совместной с ребёнком познавательной деятельности.

2. Совместные творческие работы с детьми (сочинения, альбомы, макеты, фотоколлажи…).

Ресурсное обеспечение проекта.

1) Научно-методическое:

- подбор печатных, теоретических материалов по музейной педагогике и познавательно-исследовательской деятельности;

- методическое сопровождение проектной деятельности;

- разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека коми игр, и т. п.);

- самообразование педагогов.

2) Организационное:

- создание мини-музеев Коми культуры педагогами совместно с детьми и родителями;

- определение критериев эффективности реализации проекта, повышения профессионализма педагогов в организации познавательно-исследовательской деятельности;

3) Информационное:

- использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;

- консультации и семинары по педагогическому проектированию;

- создание банка методических материалов.

4) Мотивационное:

- накопление и обобщение педагогического опыта;

5) Материально-техническое:

- размещение информации и методических материалов на сайте ДОУ ;

- оформление фотоколлажа, презентаций, буклетов по результатам реализации.

Описание проекта:

Создавая музей на базе нашего ДОУ, мы предположили, что это даст возможность практического претворения новых педагогических идей и методик. Концептуальная основа музейно – образовательной среды ДОУ – субъективный и культурологический подходы к дошкольному образованию. Проектная технология выступает как способ организации образовательной среды и деятельности педагогов и детей.

В процессе создания модели музейно – образовательного пространства мы выделяем следующие средства музейной педагогики: художественные, социально – средовые, деятельностные.

Художественные средства – это фотографии, фотоальбомы, художественная литература, видеоматериалы о городе, области, природе родного края.

Социально – средовые средства – включают в себя семейную среду (обычаи, традиции, обряды); среду мини – музея коми культуры группы, ДОУ; среду музеев города.

Деятельностные средства представляются в виде практической и краеведческой деятельности. Практическая деятельность в свою очередь включает:

• собственную деятельность детей, то есть различные виды художественно – творческой деятельности, размещение предметов, экспонатов. Поделок в музее коми культуры

группы, детского сада;

• совместная поисковая деятельность с педагогом и семьей, составление проектов, схем, маршрутов;

• экспериментальную деятельность – опыты, наблюдения (например, путешествие в прошлое предмета).

Важны, прежде всего, способы погружения в знания и овладения миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, а это дает специфика музейно – образовательного пространства ДОУ. Продуманное педагогическое преобразование окружающего ребенка пространства, его осмысление помогают сформировать творческую личность, ценностно–ориентированную, коммуникабельную, высоконравственную.

Особенность мини-музеев в том, что образование детей в рамках музея общедоступно, вариативно, деятельность с экспонатом и в экспозиции является основным способом получения знаний, которое происходит в свободной форме, в совместной деятельности и самостоятельно.

Основой организации работы в мини-музее является познавательно-исследовательская деятельность, в виде детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования – вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?…).

         Из прочитанной литературы, в результате посещения краеведческого музея  г. Ухты, из рассказа пожилых людей, нам стало ясно, что в настоящей коми избе не было случайных предметов, а местоположение каждого было определённым и традиционным. Постепенно с помощью сотрудников детского сада накопилось много экспонатов будущего. Поэтому решили оформить мини - музей «Коми изба» в отдельном помещении. Обстановка была предельно простой, что соответствовало  образу жизни того времени.

Этапы работы над проектом

Этапы проекта

Цель

Іэтап-подготовительный

Создание мини-музея «Коми обрядовая изба» и мини-музеев Коми культуры в группах, формирование компетентности педагогов по музейной педагогике.

ІІ этап-

практический

Разработка методических материалов. Обогащение представлений детей о коми быте.

ІІІ этап-

оценочно-рефлексивный

Обобщение опыта работы по созданию мини - музея группы, детского сада.

ІV этап-

презентационный

Повышение компетентности педагогов и престижа ДОУ на городском и республиканском уровне.

Содержание работы:

Участни-ки про-екта

Содержание работы

Ответственные

Этап про-екта

С педагогами

- Изучение литературы по музейной педагогике        

Консультации:

- «Особенности работы по созданию мини-музея по коми культуре в группе»

- «Музейная педагогика в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников».        

- «Организация Коми народных подвижных игр, как условие  создания дружного детского  коллектива»

Семинары-практикумы:

- «Педагогическое проектирование»

- «Опыт работы других детских садов по организации мини-музеев» - презентация        

- Составление картотеки книг, статей, журналов по созданию мини-музеев в ДОУ        

- Разработка положение и критериев Конкурса на лучший  мини-музей

(приложение №3)        

        

- Создание мини-музея в группе, оформление паспортов (приложение № 4)                 

- Разработка методических материалов по организации музея в группе

- Презентация мини-музеев на педсовете, подведение итогов конкурса. Защита педагогических проектов на педсовете        

- Представление опыта работы на городских и республиканских мероприятиях

- Оформление картотеки подвижных игр коми народа (приложение № 5)

- Разработка конспекта «Экскурсия по музею «Коми обрядовая изба» (приложение № 6)

старший воспитатель, зам. зав по ВР

старший воспитатель

педагог-психолог

зам. зав по ВР

старший воспитатель

зам. зав по ВР

воспитатели

воспитатели

старший воспитатель

воспитатели

зам. зав. ВР

заведующий

зав. зав. по ВР,

старший воспитатель

старший воспитатель

1 этап

1 этап

1 этап

3 этап

2 этап

1 этап

3 этап

1 этап

4 этап

4 этап

4 этап

С детьми

- Диагностика знаний детей о быте народа Коми (приложение № 7)        

-Экскурсии в поселковую библиотеку        

- Беседы с детьми о музее коми культуры, его значении, о роли людей в его создании

- Участие в создании мини-музея в группе, в коми обрядовом  музее ДОУ, формирование коллекций экспонатов        

- Мастерские по изготовлению панно, макетов, коллажей        

- Творческие работы детей (ИЗО, рукоделие)        

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

       воспитатели

воспитатели

1, 3 этап

1-3 этапы

1-3 этапы

1 этап

1 этап

1,2 этап

С родителями

- Анкетирование родителей, с целью изучения состояния семейной и педагогической работы по ознакомлению детей с коми культурой (приложение № 8)

        

- Консультация

 «Как знакомить ребёнка с родным Коми краем»

(приложение № 9)

        

- Вовлечение родителей в создание мини-музея в группе и ДОУ сборе экспонатов, создание экспозиций, сбор информации

- Мотивирование родителей для организации совместного с ребёнком поиска, исследования, изучения истории, культуры родного края

- Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению макетов, панно, коллажей, творческих работ        

- Организация общесадового родительского собрания «Приобщение дошкольников к истокам этнокультуры» (приложение № 10).

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

старший воспитатель,

педагог-психолог

1,3 этапы

1 этап

1-3 этапы

1 - 3 этапы

2 этап

3 этап

Продукты проекта:

- 12 мини-музеев

- Презентации мини-музеев

- Паспорта музеев

- Видео презентация коми обрядового музея

- Опыт работы по музейной педагогике в ДО

Риск проекта:

Организационно-педагогическая работа.

Кадровое обеспечение, нехватка финансовых средств.

Создание условий этнокультурного развития детей.

Дефицит финансовых средств.

Затруднения в приобретении подлинных старинных предметов быта и утвари.

Работа с семьёй.

Организационные условия, стереотип общественного сознания.

Заключение.

      Данный проект пополнил знания детей о культуре и быте коми народа. Приобщил детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка, как основы его любви к Родине. А также сплотил коллектив и взаимодействие родителей и воспитателей, полученных результатов работы по реализации данного проекта в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что вовлечение педагогов в активную творческую деятельность по организации мини-музеев позволило систематизировать работу по познавательно-исследовательской деятельности в изучении родного посёлка и края. Наше предположение полностью подтвердилось. На сегодня можно с уверенностью сказать, что к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к традициям, в которых народ оставил все ценное, что было в прошлом прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням – все это заслуга работы музея.

Планы на будущее: В дальнейшем мы планируем продолжить работу в русле проектирования деятельности педагога ДОУ. Организовать работу по распространению педагогического опыта работы ДОУ по данной проблеме.

Список приложений:

Приложение № 1 - Устав ДОУ – зарегистрирован 30.11.2011г.

Приложение № 2 - Лицензия на право осуществления образовательной деятельности – № 007311 серия РО от 30 августа 2010 г., действительна по 02 августа 2016 г.

Приложение № 3 – Приказ о проведении смотра-конкурса «Лучший мини-музей Коми культуры»; Положение о смотре-конкурсе «Лучший  мини-музей Коми культуры»; критерии оценки  смотра-конкурса «Лучший мини-музей Коми культуры»; таблица оценки смотра-конкурса «Лучший мини-музей Коми культуры».

Приложение № 4 – паспорта мини-музеев в группах.

Приложение № 5 – картотека подвижных игр Коми народа.

Приложение № 6 – конспект экскурсии по музею «Коми обрядовая изба».

Приложение № 7 – диагностика знаний детей о быте народа Коми.

Приложение № 8 – анкетирование родителей, с целью изучения состояния семейной и педагогической работы по ознакомлению детей с коми культурой

Приложение № 9 – консультация для родителей  «Как знакомить ребёнка с родным Коми краем».

Приложение № 10 – общесадовое собрание «Приобщение дошкольников к истокам этнокультуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ результатов обучения дошкольников иностранному языку в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса».

Анализ результатов обучения дошкольников иностранному языку в творческом объединении «В гостях у Микки Мауса»....

Современные подходы к обучению дошкольников иностранному языку: интеграция языка в продуктивные виды детской деятельности

Интеграция иностранного языка в продуктивную деятельность детей позволяет задать естественную мотивацию общения на изучаемом языке, использовать врожденные механизмы овладения языком, действующие в до...

Особенности преподавания иностранного языка для детей в рамках дополнительного образования в православном детском саду и способы обучения, направленные на повышение учебной мотивации дошкольников.

В статье рассматриваются особенности в процессе преподавания английского языка в православном детском саду и актуализируется вопрос о выборе эффективных способов обучения иностранному языку детей дошк...

Обучение дошкольников государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.Знание наследия необходимо каждому народу...

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

Доклад: «Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду»....

«Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».

laquo;Обучение дошкольников родному языку в непосредственно образовательной деятельности в детском саду».Любимый голос материнский,С рожденья слышат наши дети,Родной язык всё ж самый близкий,Дл...


 

Комментарии

спасибо за идею превратить центр НРК в мини- музей, поняла разницу в этих понятиях.