Обучение дошкольников государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов
статья

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Знание наследия необходимо каждому народу.

Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Обучение дошкольников

государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов»

Народ в наиболее чистом виде

всегда представляют дети.

 Когда национальное умирает в детях,

то это означает начало смерти нации.

Г.Н. Волков

Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.

Знание наследия необходимо каждому народу.

Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.

Наша задача сегодня:

  • помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память
  • уважительно относиться к своим древним корням;
  • чтить и уважать память предков;
  • систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.

Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.

Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал.

Перспективный план

работы по ознакомлению детей

с декоративно-прикладным искусством РТ посредством приобщения детей

к национальной культуре

1 квартал:

  • Чтение татарских народных сказок.
  • Рассматривание иллюстраций к татарским народным сказкам.
  • Изготовление из папье-маше вместе с детьми предметов национального быта: чайная посуда, самовар, тарелки.
  • Рассматривание с детьми книги «Татарский народный орнамент».
  • Беседа с детьми о татарском народном прикладном искусстве, с показом образцов тамбурной вышивки, резьбы по дереву, чеканки, керамики.
  • Беседа о народных умельцах Татарстана.

2 квартал:

  •  Беседа с детьми о татарском орнаменте, его разновидности, национальной особенности с показом образцов аппликации по войлоку, мозаике, коже, тамбурной вышивке, закладной техники ткани.
  • Рассматривание с детьми образцов одежды: русской, украинской, белорусской, татарской, выполненной в народном стиле. Наглядное их сравнение.
  •  Рассматривание образцов русского и татарского орнамента, сравнить.
  •  Беседа с детьми об элементах татарского орнамента; отметить их характерные узоры.
  •  Рассматривание и беседа с детьми о степных и луговых цветах: незабудке, тюльпане, маке, гвоздике, колокольчике.
  • Дать задание детям найти в татарском орнаменте узоры, составленные из этих цветов, отметить их повторение в разных вариантах.

3 квартал:

  •  Зарисовка отдельных элементов татарского орнамента на полоске цветной бумаги (завитки, листья, волнистая линия).
  • Рисование узоров татарского орнамента на предметах быта круглой формы, изготовленных детьми из папье-маше (замкнутая линия, точки).
  • Подбор и составление татарского узора на круглых формах (на подносе, круге, овале, освоенные композиции).
  • Рисование татарского узора на объемной форме (чайник, самовар, чашки).
  •  Роспись татарским узором кукольной мебели: стола, стула, дивана,  знакомыми элементами: волнистая линия, тюльпан, колокольчик, сохраняя основной стиль узора.
  • Роспись фартука. Узор на кайме из цветов и листьев. Элементы татарского орнамента, правильно их чередуя.
  • Составление самостоятельного узора из готовых трафаретов татарского орнамента.
  •  Декоративное рисование с использованием татарского орнамента на занятии по замыслу на листьях бумаги разной формы. Составление узоров из знакомых элементов.
  • Аппликация на «Сапожках», «Туфлях» геометрическим узором (круг, ромб). Правильно их, располагая и сочетая.
  •  Аппликация «Украшение калфака», расположение узора в виде каймы.

Татарское искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.

Государственные символы РТ

С дошкольного старшего возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений  о РТ, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о Гербе и Флаге Республики Татарстан. У народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне.

Очень важно воспитывать у детей дошкольников ответственность, гражданскую позицию, любви к своей малой Родине.

Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов Татарстана представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребёнке. Поэтому очень важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.

Формирование у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей Республики сложно, но можно решать творчески и интересно.

Цель: сформировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам Республики Татарстан, патриотическое воспитание дошкольников.

Задачи: 

- познакомить детей с гербом, гимном и флагом Республики Татарстан;

- сформировать представления об основных функциях государственной символики республики;

- познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей республики, изображений на гербе Татарстана;

- дать сведения об истории их происхождения;

- формировать элементарные представления о том, что государственная символика меняется с течением времени;

- расширить запас слов детей, воспитывать культуру речевого общения;

- воспитывать любовь и уважения к своей Родине;

- воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку.

Перспективный план

по ознакомлению детей с государственной символикой

Республики Татарстан

Тема и сроки

Наименование мероприятия

Флаг РТ

(1 квартал)

Беседы на тему: «Наша Республика», «Символика РФ и РТ».

Рассматривание наглядных пособий: «Флаги мира», «Символика РТ».

НОД на тему: «Государственный флаг Республики Татарстан».

Цель: познакомить детей с флагом, как государственным символом, их историю происхождения, представление о различных видах флагов. Формировать представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к прошлому страны.

НОД политической грамоты: «Цветовая символика флага Республики Татарстан»

Цель: познакомить детей с Государственным флагом Республики Татарстан. Учить узнавать его. Дать сведения об истории и авторе Государственного флага. Уточнить значения цветовой гаммы флага. Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу Республики Татарстан.

Аппликация на тему: «Флаг РТ»

Цель: закрепить представления детей о государственном флаге Республики Татарстан. Учить через аппликацию маленького флага создать представление о флаге РТ. Закрепить значение цветовой гаммы флага, значение восьмиконечной розетки. Развивать эстетическое восприятие.

Герб РТ

(2 квартал)

Беседы на тему: «История появления герба»

НОД на тему: «Герб Республики Татарстан».

Цель: дать представления детям о гербе, как о государственном символе, их истории происхождения, назначение. Познакомить с гербами разных стран. Развитие интереса к истории и культуре родной страны, зрительного восприятия памяти и мышления.

НОД политической грамоты: «Герб Республики Татарстан»

Цель: познакомить детей с государственной символикой Республики Татарстан. Раскрыть смысл и содержание элементов герба РТ. Дать сведение об авторе герба. Сформировать эстетическое отношение к гербу РТ.

Дидактическая игра на тему: «Кто быстрее составит герб?»

Лепка на тему: «Герб РТ»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о гербе Республики Татарстан. Совершенствовать технические навыки лепки при создании композиции, составлять узор, лепить полученные фигуры. Развивать стремление работать в коллективе, устанавливать дружеские отношения.

Гимн РТ

(3 квартал)

НОД политической грамоты: «История появления гимна Республики Татарстан, слушание, правила поведения при звучании гимна»

Цель: познакомить детей с Гимном, что это такое, рассказать для чего он нужен, как его слушают? Формировать правила поведения при звучании гимна. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку.

Музыкальная игра на тему: «Угадай мелодию»

НОД: «Символика Республики Татарстан».

Цель: уточнить название нашей страны, столицы, республики, города. Повторить знания о флаге, гербе и гимне Республики Татарстан. Учить узнавать флаг России и Татарстана, герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике

Анкета для родителей №1

  1. «Что вы знаете о государственной символике Республики Татарстан!»
  2. Что относится к символике Республика Татарстан?
  3. Какие цвета у флага РТ? Их последовательность расположения?
  4. Кто автор флага РТ?
  5. Что общего между флагом РТ и РФ?
  6. Что изображено на гербе РТ?
  7. Что обозначают элементы герба?
  8. Кто автор герба РТ?
  9. Нравиться ли вам герб РТ?
  10. Что общего между гербом РТ и РФ?
  11.  Кто написал гимн РТ? На скольких языках он написан? 

Анкета для родителей №2

  1. Ф.И.О. ребёнка __________________
  2. В какую группу ходит ваш ребёнок? __________________
  3. Ведёте ли вы с ребёнком  беседы о символике Республики Татарстан?
  4. Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к символике Республики Татарстан?
  5. Как проявляется этот интерес?
  6.  Что именно больше всего интересует Вашего ребёнка (флаг, герб или гимн?)
  7. Интересуется ли ваш ребёнок историей возникновения символики? Если интересуется с чем это связано?
  8. Знает ли Ваш ребёнок правила слушания гимна?
  9. Какую помощь хотели бы Вы получить от детского сада по данному вопросу?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.

Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...

«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...

Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»

Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста  к национальной культуре и традициям русского народа»...

Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».

Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...

Приобщение детей к национальной культуре татарского народа

Методическая разработка по обучению детей культуре татарского народа....