Обучение дошкольников государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов
статья
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.
Знание наследия необходимо каждому народу.
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_doshkolnikov_cherez_priobshchenie_detey_k_natsionalnoy_kulture.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение дошкольников
государственным языкам РТ через приобщение детей к национальной культуре татарского и русского народов»
Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.
Г.Н. Волков
Перед современной системой образования стоит задача приобщения молодого поколения к исторической памяти народа, а значит – и сохранение ее в наших детях.
Знание наследия необходимо каждому народу.
Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем.
Наша задача сегодня:
- помочь ребенку вспомнить свою национальную и родовую память
- уважительно относиться к своим древним корням;
- чтить и уважать память предков;
- систематическое и целенаправленное приобщение детей к истокам народной культуры.
Традиции и образ жизни любого народа воплощаются в костюмах, украшениях, предметах быта, оформлении жилища, которые исходят из глубокой древности и с течением времени видоизменяются, сохраняя при этом основные характерные особенности.
Знакомство детей с произведениями народного декоративно-прикладного искусства желательно начинать с младшей группы. Оно, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, несет в себя огромный духовный заряд, эстетичный и нравственный идеал.
Перспективный план
работы по ознакомлению детей
с декоративно-прикладным искусством РТ посредством приобщения детей
к национальной культуре
1 квартал:
- Чтение татарских народных сказок.
- Рассматривание иллюстраций к татарским народным сказкам.
- Изготовление из папье-маше вместе с детьми предметов национального быта: чайная посуда, самовар, тарелки.
- Рассматривание с детьми книги «Татарский народный орнамент».
- Беседа с детьми о татарском народном прикладном искусстве, с показом образцов тамбурной вышивки, резьбы по дереву, чеканки, керамики.
- Беседа о народных умельцах Татарстана.
2 квартал:
- Беседа с детьми о татарском орнаменте, его разновидности, национальной особенности с показом образцов аппликации по войлоку, мозаике, коже, тамбурной вышивке, закладной техники ткани.
- Рассматривание с детьми образцов одежды: русской, украинской, белорусской, татарской, выполненной в народном стиле. Наглядное их сравнение.
- Рассматривание образцов русского и татарского орнамента, сравнить.
- Беседа с детьми об элементах татарского орнамента; отметить их характерные узоры.
- Рассматривание и беседа с детьми о степных и луговых цветах: незабудке, тюльпане, маке, гвоздике, колокольчике.
- Дать задание детям найти в татарском орнаменте узоры, составленные из этих цветов, отметить их повторение в разных вариантах.
3 квартал:
- Зарисовка отдельных элементов татарского орнамента на полоске цветной бумаги (завитки, листья, волнистая линия).
- Рисование узоров татарского орнамента на предметах быта круглой формы, изготовленных детьми из папье-маше (замкнутая линия, точки).
- Подбор и составление татарского узора на круглых формах (на подносе, круге, овале, освоенные композиции).
- Рисование татарского узора на объемной форме (чайник, самовар, чашки).
- Роспись татарским узором кукольной мебели: стола, стула, дивана, знакомыми элементами: волнистая линия, тюльпан, колокольчик, сохраняя основной стиль узора.
- Роспись фартука. Узор на кайме из цветов и листьев. Элементы татарского орнамента, правильно их чередуя.
- Составление самостоятельного узора из готовых трафаретов татарского орнамента.
- Декоративное рисование с использованием татарского орнамента на занятии по замыслу на листьях бумаги разной формы. Составление узоров из знакомых элементов.
- Аппликация на «Сапожках», «Туфлях» геометрическим узором (круг, ромб). Правильно их, располагая и сочетая.
- Аппликация «Украшение калфака», расположение узора в виде каймы.
Татарское искусство было и остается в ряду лучших художественных достижений многих народов, являясь одним из звеньев мировой художественной культуры, которым по праву может гордиться наше подрастающее поколение, на которое возлагается ответственность за сохранение и развитие духовных ценностей своих предков.
Государственные символы РТ
С дошкольного старшего возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений о РТ, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о Гербе и Флаге Республики Татарстан. У народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне.
Очень важно воспитывать у детей дошкольников ответственность, гражданскую позицию, любви к своей малой Родине.
Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов Татарстана представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о маленьком ребёнке. Поэтому очень важна организация систематической методической работы в детском саду в этом направлении.
Формирование у дошкольников представлений о гербе, флаге и гимне нашей Республики сложно, но можно решать творчески и интересно.
Цель: сформировать положительное эстетическое отношение к Государственным символам Республики Татарстан, патриотическое воспитание дошкольников.
Задачи:
- познакомить детей с гербом, гимном и флагом Республики Татарстан;
- сформировать представления об основных функциях государственной символики республики;
- познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей республики, изображений на гербе Татарстана;
- дать сведения об истории их происхождения;
- формировать элементарные представления о том, что государственная символика меняется с течением времени;
- расширить запас слов детей, воспитывать культуру речевого общения;
- воспитывать любовь и уважения к своей Родине;
- воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку.
Перспективный план
по ознакомлению детей с государственной символикой
Республики Татарстан
Тема и сроки | Наименование мероприятия |
Флаг РТ (1 квартал) | Беседы на тему: «Наша Республика», «Символика РФ и РТ». Рассматривание наглядных пособий: «Флаги мира», «Символика РТ». НОД на тему: «Государственный флаг Республики Татарстан». Цель: познакомить детей с флагом, как государственным символом, их историю происхождения, представление о различных видах флагов. Формировать представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Воспитывать патриотизм, уважительное отношение к прошлому страны. НОД политической грамоты: «Цветовая символика флага Республики Татарстан» Цель: познакомить детей с Государственным флагом Республики Татарстан. Учить узнавать его. Дать сведения об истории и авторе Государственного флага. Уточнить значения цветовой гаммы флага. Воспитывать уважительное отношение к Государственному флагу Республики Татарстан. Аппликация на тему: «Флаг РТ» Цель: закрепить представления детей о государственном флаге Республики Татарстан. Учить через аппликацию маленького флага создать представление о флаге РТ. Закрепить значение цветовой гаммы флага, значение восьмиконечной розетки. Развивать эстетическое восприятие. |
Герб РТ (2 квартал) | Беседы на тему: «История появления герба» НОД на тему: «Герб Республики Татарстан». Цель: дать представления детям о гербе, как о государственном символе, их истории происхождения, назначение. Познакомить с гербами разных стран. Развитие интереса к истории и культуре родной страны, зрительного восприятия памяти и мышления. НОД политической грамоты: «Герб Республики Татарстан» Цель: познакомить детей с государственной символикой Республики Татарстан. Раскрыть смысл и содержание элементов герба РТ. Дать сведение об авторе герба. Сформировать эстетическое отношение к гербу РТ. Дидактическая игра на тему: «Кто быстрее составит герб?» Лепка на тему: «Герб РТ» Цель: закрепить и уточнить знания детей о гербе Республики Татарстан. Совершенствовать технические навыки лепки при создании композиции, составлять узор, лепить полученные фигуры. Развивать стремление работать в коллективе, устанавливать дружеские отношения. |
Гимн РТ (3 квартал) | НОД политической грамоты: «История появления гимна Республики Татарстан, слушание, правила поведения при звучании гимна» Цель: познакомить детей с Гимном, что это такое, рассказать для чего он нужен, как его слушают? Формировать правила поведения при звучании гимна. Воспитывать патриотические чувства через художественное слово, музыку. Музыкальная игра на тему: «Угадай мелодию» НОД: «Символика Республики Татарстан». Цель: уточнить название нашей страны, столицы, республики, города. Повторить знания о флаге, гербе и гимне Республики Татарстан. Учить узнавать флаг России и Татарстана, герб и гимн. Формировать элементарное представление о том, что государственная символика меняется с течением времени. Развивать эстетическое отношение к цветам флага, повторение знаний о символическом значении цветов флага. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике |
Анкета для родителей №1
- «Что вы знаете о государственной символике Республики Татарстан!»
- Что относится к символике Республика Татарстан?
- Какие цвета у флага РТ? Их последовательность расположения?
- Кто автор флага РТ?
- Что общего между флагом РТ и РФ?
- Что изображено на гербе РТ?
- Что обозначают элементы герба?
- Кто автор герба РТ?
- Нравиться ли вам герб РТ?
- Что общего между гербом РТ и РФ?
- Кто написал гимн РТ? На скольких языках он написан?
Анкета для родителей №2
- Ф.И.О. ребёнка __________________
- В какую группу ходит ваш ребёнок? __________________
- Ведёте ли вы с ребёнком беседы о символике Республики Татарстан?
- Проявляет ли Ваш ребёнок интерес к символике Республики Татарстан?
- Как проявляется этот интерес?
- Что именно больше всего интересует Вашего ребёнка (флаг, герб или гимн?)
- Интересуется ли ваш ребёнок историей возникновения символики? Если интересуется с чем это связано?
- Знает ли Ваш ребёнок правила слушания гимна?
- Какую помощь хотели бы Вы получить от детского сада по данному вопросу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к национальной культуре, обычаям, традициям ногайского народа.
Чтобы у ребенка формировалось чувство к своему Отечеству, необходимо воспитать у него эмоционально-положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимат...
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Методы и приемы проведения русских народных игр....
«Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер – класс на тему «Русские народные игры как средство приобщения ребенка дошкольника к национальной культуре и традициям русского народа» ...
Мастер-класс для педагогов «Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»
Мастер-класс для педагогов«Фольклорные игры Алтайского края как средство приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре и традициям русского народа»...
Консультация для воспитателей по теме: «Русские народные игры как средство приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа».
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребенка. В народных играх много юмора, соревнователь...
Приобщение детей к национальной культуре татарского народа
Методическая разработка по обучению детей культуре татарского народа....
«Русские народные подвижные игры, как средство здоровьесбережения у воспитанников и приобщения ребенка к национальной культуре и традициям русского народа»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...