Решение творческих задач дошкольного возраста
статья на тему
Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем. Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, некоторые сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались, прикладывая огромные усилия, средства их решить. Проблема такова, на сколько в нее включен сам человек, на сколько он ее сознает и принимает
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.doc | 162 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
Опыт работы по теме:
Воспитатель: Кудинова О.Н.
2012 г.
Обучение дошкольников решению творческих задач.
«Выход, из затруднительного
положения, чаще всего бывает
там, где находится вход…»
Карел Чапек
Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем. Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, некоторые сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались, прикладывая огромные усилия, средства их решить. Проблема такова, на сколько в нее включен сам человек, на сколько он ее сознает и принимает.
Но мы с вами сегодня говорим о детях. А есть ли проблемы у детей? Некоторые взрослые считают: «Да какие у моего ребёнка могут быть проблемы. Еда, крыша над головой, всё что хочешь!». Но ведь взрослых может и не оказаться в трудную минуту. Сколько проблем возникает у ребёнка, когда он попадает в незнакомую для него среду детский сад, школа, различные кружки и секции, не говоря уже об улице
(общение со сверстниками; одна игра на группу детей; перейти улицу, заблудился…). Если всё перечислять то мы с вами убедимся, что у детей проблем не меньше, чем у взрослых. И наша с вами задача помочь детям научиться самостоятельно справляться с проблемными ситуациями.
Как это делать?
1.Научить видеть задачи. Существует два типа творческих задач: изобретательская и исследовательская.
- Цель, которую требуется достигнуть, или есть проблема, которую необходимо преодолеть, причём очевидные решения в данной ситуации неприменимы. Возникает вопрос «Как быть?». Это изобретательская задача.
- Происходит некоторое явление и нам необходимо объяснить возникновение причины или спрогнозировать результат. Встаёт вопрос «Почему? Как это происходит?». Это исследовательская задача.
2. Обучение детей формулировать противоречия (мы должны что-то делать, и мы не должны это делать, так как…)
3. Обучение выявлению ресурсов объекта как внутренних, так и внешних.
4. Использование методов ТРИЗ для решения задачи: АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач), системный оператор, вепольный анализ, мозговой штурм… не даром говорил Рене Декарт; «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких бы то ни было истин, чем это делать без всякого метода»
5. Находить вместе с детьми ИКР (идеальный конечный результат)
Где брать проблемные ситуации? Из повседневной жизни, литературных произведений (сказки, стихи, рассказы, басни).
С какого возраста можно заниматься обучением решения проблемных ситуаций?
Заниматься надо с младшего возраста. Это возраст когда у ребёнка появляется множество вопросов к окружающему миру. Задача педагогов поддерживать интерес ребёнка, создавая хорошо организованную информацию. В младшем возрасте в отличие от старшего не совсем итог решения, важен сам процесс решения.
В основе многих разработок специалистов по ТРИЗ – личные картотеки. Картотеки задач необходимы, чтобы ребёнок мог использовать результаты решения с другими проблемными ситуациями, а так же использовать материал для закрепления знаний. С детьми можно устроить игру по типу «Что? Где? Когда?»; «Вечер «Почемучек», Дети нередко придумывают решения более интересные, чем предлагает подлинная сказка.
Например: «Если бы Заяц был предусмотрительным…»
Задание: «Пришла Лиса к Зайчику и выгнала его из приватизированной избушки».
По сказке «Лиса и заяц».
Вопрос: Как зайчику, не дожидаясь ни каких помощников, сделать так, чтобы Лиса
сама отказалась от своих намерений?
Поиск задачи в проблемном поле, используя С. О.
Заяц, у которого нет проблем. | Заяц, у которого появилась проблема. |
Умный, сообразительный, чувствительный, весёлый, трудолюбивый. | Умный, сообразительный, чувствительный, плаксивый, грустный, рассерженный. |
Ф.П. Лису надо выгнать из избушки, чтобы вернуться в свой дом и не надо, т. к. Лиса сильнее зайца по физическим характеристикам.
ИКР. Лиса сама должна уйти из дома Зайца.
Поиск ресурсов Зайца: температура, звук, действие + чувства, место, цвет, форма, запах, структура расположения вещей в доме.
Поиск ресурсов страхов Лисы: собак, волка, медведя, жары, охотника, огня,
Как эти ресурсы помогут Зайчику?
Идея 1. Когда Заяц сердился, он очень сильно нагревался, до него нельзя было дотронуться, (+) поэтому лиса не решилась его выгнать. (-) Но это может привести к ухудшению состояния здоровья самого Зайчика и окружающих предметов.
Идея 2. Каждое утро Зайчика будил лай собак вместо будильника, поэтому (+) лиса не захотела оставаться в его доме. (-) Привыкание к лаю собаки, может привести к другой проблеме: он не успеет убежать от настоящей охотничьей собаки, что приведёт к гибели.
Идея 3. Заяц ходил вокруг избушки и жалобно просил лису впустить его обратно, он то смеялся, то плакал. (+) Лисе это надоест, и она его впустит в дом, а сама из-за его противоречивого характера уйдёт из его дома. (-) Затрата времени.
Идея 4. Заяц надуется как воздушный шар большого размера и (+) Лисе не будет места в избушке. (-) Это требует больших физических затрат.
Рисунок Кати Зининой. Заяц, как воздушный шар.
Идея 5. Заяц любил высоко прыгать, поэтому все предметы у него были очень высокими, (+) лисе было неудобно, и она не захотела жить в этом доме. (-) Это тоже ведёт к большим физическим затратам, и Лисе может не понадобится Заячья мебель.
Идея 6. В заячьей избушке было очень жарко, а лиса привыкла к холоду, (+) поэтому она сама не захотела жить в его избушке. (-) Лиса может раскрыть окна и двери, чтобы стало прохладно.
Идея 7. Заяц разожжет костёр около окна избушки, (+) лиса подумает, что пожар и убежит. (-) Может привести к пожару.
Идея 8. Зайчик будет имитировать звуки стрельбы с помощью воздушного шарика, (+) Лиса подумает, что это охотники испугается и убежит. (-) У Зайчика может не оказаться шариков, если только учитывать, что он был предусмотрительным.
Идея 9. Заяц оденется в шкуру волка (собаки), (+) Лиса испугается и убежит.
(-) Эта идея может быть использована с учётом его предусмотрительности.
Идея 10. Заяц привяжет к стене дома большую колотушку, привяжет к ней длинную верёвку, отойдет подальше от избушки и будет её дёргать. (+) Лиса испугается такого стука и убежит. (-) Затрата сил и времени.
Вывод: Многие идеи ведут за собой большие физические, технические, либо временные затраты. Со стороны функционально-стоимостного анализа дети выдвинули две лучших идеи №8 и 9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»
Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка "Решение творческой задачи"
В пособии содержится конспект занятия по здоровому образу жизни...
Конспект проведения совместной деятельности в старшей группе по обучению детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.
Тема совместной деятельности: Решение творческой задачи «Экскурсия в лес».При интеграции образовательных областей: Познавательное развитие ФЦКМ, Речевое развитие, Социально-коммуникативное разви...
НОД «В гостях у Винни-Пуха». Обучение детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.
Цель: обучение детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.Программные задачи:-формировать чувствительность к проблемной ситуации;-развивать умение формулировать про...
Решение творческих задач при формировании навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Учебная программа рассчитана для детей старшей группы (5-6 лет) д...
Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)
Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...
Презентация «Дизайн - мышление как метод – концепция решения творческих задач в дошкольном возрасте".
Эффективной формой развития творчества детей является дизайн-мышление — это творческий эмоциональный подход к решению любой задачи, попытка выйти за рамки сложившихся стереотипо...