Решение творческих задач дошкольного возраста
статья на тему

Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем.  Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, некоторые  сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались, прикладывая огромные усилия, средства их решить. Проблема такова, на сколько в нее включен сам человек, на сколько он ее сознает и принимает

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc162 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                       Приложение 2

Опыт работы по теме:

                                                                                         

                                                                                      Воспитатель: Кудинова О.Н.

                                                         2012 г.

  Обучение дошкольников решению творческих задач.

                                                               «Выход, из затруднительного                                              

                                                                                          положения, чаще всего бывает        

                                                                                           там,   где находится вход…»

                                                                                                                    Карел Чапек

           

       Вся наша жизнь – это поток самых разнообразных проблем.  Есть проблемы, которые решаются сиюминутно, некоторые  сопровождают нас в течение всей жизни. А ведь если посмотреть на них со стороны, то они нам могут показаться смешными и даже нелепыми, а мы старались, прикладывая огромные усилия, средства их решить. Проблема такова, на сколько в нее включен сам человек, на сколько он ее сознает и принимает.

Но мы с вами сегодня говорим о детях.  А есть ли проблемы у детей? Некоторые взрослые считают: «Да какие у моего ребёнка могут быть проблемы. Еда, крыша над головой, всё что хочешь!». Но ведь взрослых может и не оказаться в трудную минуту. Сколько проблем возникает у ребёнка, когда он попадает в незнакомую для него среду детский сад, школа, различные кружки и секции, не говоря уже об улице

(общение со сверстниками;  одна игра на группу детей; перейти улицу, заблудился…).  Если всё перечислять то мы с вами убедимся, что у детей проблем не меньше, чем у взрослых. И наша с вами задача помочь детям  научиться самостоятельно справляться с проблемными ситуациями.

       Как это делать? 

 1.Научить видеть задачи. Существует два типа творческих задач: изобретательская и исследовательская.

   -   Цель, которую требуется достигнуть, или есть проблема, которую необходимо преодолеть, причём очевидные решения в данной ситуации неприменимы. Возникает вопрос «Как быть?». Это изобретательская задача.

 - Происходит некоторое явление и нам необходимо объяснить возникновение причины или спрогнозировать результат. Встаёт вопрос «Почему? Как это происходит?». Это исследовательская задача.  

           2. Обучение детей формулировать противоречия (мы должны что-то делать, и мы не должны это делать, так как…)

           3. Обучение выявлению ресурсов объекта как внутренних, так и внешних.

           4. Использование методов ТРИЗ для решения задачи: АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач),  системный оператор, вепольный анализ, мозговой штурм…  не даром говорил Рене Декарт;  «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании  каких бы то ни было истин, чем это делать без всякого метода»

          5. Находить вместе с детьми ИКР (идеальный конечный результат)

            Где брать проблемные ситуации?  Из повседневной жизни, литературных произведений (сказки, стихи, рассказы, басни).

          С какого возраста можно заниматься обучением решения проблемных ситуаций?

      Заниматься надо с младшего возраста. Это возраст когда у ребёнка появляется множество вопросов к окружающему миру. Задача педагогов поддерживать интерес ребёнка, создавая    хорошо организованную  информацию.  В младшем возрасте в отличие от старшего не совсем итог решения, важен сам процесс решения.

    В основе многих разработок специалистов по ТРИЗ – личные картотеки. Картотеки  задач необходимы, чтобы ребёнок мог использовать результаты решения   с другими проблемными ситуациями, а так же использовать материал для закрепления знаний.     С детьми можно  устроить   игру по типу «Что? Где? Когда?»; «Вечер «Почемучек»,  Дети нередко придумывают решения более интересные, чем предлагает подлинная сказка.

  Например:  «Если бы Заяц был предусмотрительным…»

Задание: «Пришла Лиса к Зайчику и выгнала его из приватизированной  избушки».

                                                            По сказке «Лиса и заяц».

Вопрос: Как зайчику, не дожидаясь ни каких помощников, сделать так, чтобы Лиса  
              сама отказалась от своих намерений?

Поиск задачи в проблемном поле, используя С. О.

        Заяц, у которого нет

                          проблем.

        Заяц, у которого появилась

                         проблема.

        Умный, сообразительный,

               чувствительный, весёлый,

                          трудолюбивый.

        Умный, сообразительный,

             чувствительный, плаксивый,

                грустный, рассерженный.

Ф.П. Лису надо выгнать из избушки, чтобы вернуться в свой дом и не надо, т. к. Лиса сильнее зайца по физическим характеристикам.

ИКР. Лиса сама должна уйти из дома Зайца.

Поиск ресурсов Зайца:  температура, звук, действие + чувства, место, цвет, форма, запах, структура расположения вещей в доме.

Поиск ресурсов страхов Лисы: собак,  волка, медведя, жары, охотника, огня,         

Как эти ресурсы помогут Зайчику?

Идея 1. Когда Заяц сердился, он очень сильно нагревался, до него нельзя было дотронуться, (+) поэтому лиса не решилась его выгнать. (-) Но это может привести к ухудшению состояния здоровья самого Зайчика и окружающих предметов.

Идея 2. Каждое утро Зайчика будил лай собак вместо будильника, поэтому  (+) лиса не захотела оставаться в его доме. (-) Привыкание к лаю собаки, может привести к другой проблеме: он не успеет убежать от настоящей охотничьей собаки, что приведёт к гибели.

         

 Идея 3. Заяц ходил вокруг избушки и жалобно просил лису впустить его обратно, он то смеялся, то плакал. (+) Лисе это надоест, и она его впустит в дом, а сама из-за его противоречивого характера уйдёт из его дома. (-) Затрата времени.

 

Идея 4. Заяц надуется как воздушный шар большого размера и (+) Лисе не будет места в избушке.  (-) Это требует больших физических затрат.

Рисунок Кати Зининой. Заяц, как воздушный шар.

           Идея 5. Заяц любил высоко прыгать, поэтому все предметы у него были очень высокими, (+) лисе было неудобно, и она не захотела жить в этом доме. (-) Это тоже ведёт к большим физическим затратам, и Лисе может не понадобится Заячья мебель.

Идея 6. В заячьей избушке было очень жарко, а лиса привыкла к холоду, (+) поэтому она сама не захотела жить в его избушке. (-) Лиса может раскрыть окна и двери, чтобы стало прохладно.

Идея 7. Заяц разожжет костёр около  окна избушки, (+) лиса подумает, что пожар и убежит. (-) Может привести к пожару.

Идея 8. Зайчик будет имитировать звуки стрельбы с помощью воздушного шарика, (+) Лиса подумает, что это охотники испугается и убежит. (-) У Зайчика может не оказаться шариков, если только учитывать, что он был предусмотрительным.

Идея 9. Заяц оденется в шкуру волка (собаки), (+) Лиса испугается и убежит.

(-) Эта идея может быть использована с учётом его   предусмотрительности.

Идея 10. Заяц привяжет к стене дома большую колотушку, привяжет к ней длинную верёвку, отойдет подальше от избушки и будет её дёргать. (+) Лиса испугается такого стука и убежит. (-) Затрата сил и времени.

            Вывод: Многие идеи ведут за собой большие физические, технические, либо временные затраты. Со стороны функционально-стоимостного анализа дети выдвинули две лучших идеи №8 и 9.

       

     

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа в ДОУ. Формирование навыков конструирования и решения творческих задач у детей дошкольного возраста с помощью игры В.Воскобовича «Геоконт»

Примерное планирование с развивающей игрой В. Воскобовича "Геоконт" по формированию конструктивного и творческого мышления у детей среднего и старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка "Решение творческой задачи"

В пособии содержится конспект занятия по здоровому образу жизни...

Конспект проведения совместной деятельности в старшей группе по обучению детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.

Тема совместной деятельности:  Решение творческой задачи «Экскурсия в лес».При интеграции образовательных областей: Познавательное развитие ФЦКМ, Речевое развитие, Социально-коммуникативное разви...

НОД «В гостях у Винни-Пуха». Обучение детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.

Цель: обучение детей дошкольного возраста работе с противоречием при решении творческих задач.Программные задачи:-формировать чувствительность к проблемной ситуации;-развивать умение формулировать про...

Решение творческих задач при формировании навыков безопасности детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность обучения детей дошкольного возраста основам обеспечения безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. Учебная программа рассчитана для детей старшей группы (5-6 лет) д...

Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)

Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...

Презентация «Дизайн - мышление как метод – концепция решения творческих задач в дошкольном возрасте".

Эффективной формой развития творчества детей является дизайн-мышление — это творческий эмоциональный подход к решению любой задачи, попытка выйти за рамки сложившихся стереотипо...