Образовательный проект "Наши куклы"
проект (младшая группа) на тему
Проект 2013-2014 уч. года. Образовательный проект "Наши куклы" был составлен для работы с детьми младшей группы. В нем определены цель, задачи, предполагаемые результаты работы с детьми, родителями, а также разработано содержание работы по проекту на год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_nashi_kukly.docx | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
1 Паспорт проекта
Образовательный проект МДОУ «Детский сад № 5»
Инновационный режим по теме: «Детский сад в системе социокультурных связей города как условие ранней социализации детей дошкольного возраста».
Проект «Наши куклы»
Автор проекта: Филалеева Е. Г., воспитатель.
Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели группы, родители, социальные партнеры: Государственный театр кукол РМ, Мордовский музей национальной культуры.
Вид проекта:
- по количеству участников: коллективный
- по контингенту участников: дети 3-4 лет и их родители, воспитатели группы, сотрудники социальных учреждений
- по характеру деятельности: игровой, познавательный, творческий
- по продолжительности: долгосрочный
Продолжительность проекта: 1 год (2013-2014 уч.г.)
2 Характеристика инновационного проекта
Актуальность. Особое место в воспитании ребенка дошкольного возраста занимает задача формирования нравственных качеств личности: доброжелательности, тактичности, отзывчивости, толерантности и т.п. Развитие этих качеств у дошкольника обеспечит ему адаптацию в мире взрослых и сверстников, благополучное вхождение в мир современной культуры. Достижение этой цели происходит в типичных для дошкольниках видах деятельности, чаще всего в игре. Именно в сюжетно-ролевой игре ребенок учится сопереживать, понимать чувства другого человека, учится общению.
Может ли кукла быть средством воспитания и социализации ребенка? Кукла – средство общения и приобщения к народному культурному опыту, а значит, является своеобразным средством социализации дошкольников. Посредством игры с куклой идет приобщение ребенка к нормам и правилам поведения, взаимоотношений со взрослыми и детьми, приобщение маленького человека к культуре. Для детей младшего дошкольного возраста, которые только входят в мир человеческих отношений эта проблема является актуальной.
Цель проекта: через знакомство с куклой (народной и современной), создание куклы, игру с куклами формировать нравственные основы личности ребенка, приобщать к социальной культуре человека, способствовать приобретению опыта социальных отношений взрослый-ребенок, ребенок-ребенок.
Задачи проекта.
Для детей:
- познакомить с разнообразием кукол (принадлежность, материал, величина; народные и современные);
- учить игре с куклой, выполнению игровых действий;
- учить создавать простейшие куклы из пластических материалов, ткани;
- в процессе игры с куклами создавать условия для инициативного общения ребенка со сверстниками и взрослыми;
- формировать доброжелательные и равноправные отношения между сверстниками;
- учить простейшим формам речевого этикета;
- формировать основы гендерной принадлежности;
- обогащать представления детей о своем прошлом и настоящем.
Для родителей:
- способствовать осознанию родителями роли игры с куклой в нравственном становлении личности детей;
- создавать условия для участия родителей в жизни группы, используя их творческий потенциал;
- способствовать развитию родительско-детских отношений.
Для социальных партнеров:
- способствовать приобщению дошкольников как к народной, так и к современной культуре.
Ожидаемые результаты проекта
Для детей:
- обогащение впечатлений, создание положительного эмоционального настроения в процессе игры с куклами;
- сформированность (адекватная возрасту детей) представлений о многообразии кукол;
- приобретенные начальные умения игры с куклой, навыки работы с пластическими материалами, развитие воображения;
- приобретенные начальные навыки социального (нравственного) поведения во взаимоотношении детей со сверстниками и взрослыми, коммуникативные умения.
Для родителей:
- сближение родителей и детей в процессе игры с куклами или создания кукол;
- приобретение знаний об игрушках, способствующих развитию детей-дошкольников;
- осознание родителями важности данного периода дошкольного детства для развития отношений ребенка со сверстниками и взрослыми.
Для социальных партнеров:
- практическая направленность деятельности социальных объектов культуры.
Продукты проекта
Для детей:
- обогащение представлений детей о мире кукол;
- приобретенные умения и навыки сюжетно-ролевой игры;
- простейшие поделки из глины, теста, ткани, ниток;
- положительные эмоции, впечатления.
Для педагогов:
- мини-музей, презентация проекта.
Для родителей:
- папки-раскладушки, консультации;
- мастер-класс по изготовлению куклы из ниток;
- осознание роли куклы в воспитании детей.
Для социальных партнеров:
- подтверждение взаимодействия социального учреждения с детским садом (фотоматериалы);
Интеграция образовательных областей по проекту «Наши куклы»
ОО «Социализация»:
- развивать уверенность в себе и своих возможностях;
- развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- содействовать становлению социально ценных взаимоотношений.
ОО «Коммуникация»:
- через беседы, рассматривание сюжетных картин, игры с куклами способствовать формированию предпосылок связной речи детей (диалогической и монологической);
- учить простейшим формам речевого этикета.
ОО «Познание»:
- расширять представления детей о предметном мире (наименование, назначение, материал, функции);
- способствовать сенсорному развитию детей.
ОО «Художественное творчество»:
- знакомить с народной игрушкой, пробуждать эмоциональную отзывчивость при ее восприятии;
- вызвать желание изготовить простейшие поделки совместно со взрослыми.
ОО «Чтение художественной литературы»:
- вызывать интерес к фольклору и авторским произведениям.
Основные формы реализации проекта:
- беседы;
- рассматривание современных и народных кукол;
- игровые занятия;
- сюжетно-ролевые, настольно-печатные игры;
- продуктивная деятельность (конструирование, лепка, рисование, ручной труд);
- презентации о народной кукле;
- просмотр кукольных спектаклей Государственного театра кукол РМ;
- знакомство с выставкой кукол Мордовского музея национальной культуры.
Практическая значимость проекта. Реализация этого проекта будет способствовать формированию социальных отношений у детей, формированию нравственных начал личности ребенка, а также приобщать дошкольников к народной культуре. Проект может быть полезен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
3 Содержание проекта
Этапы реализации проекта
1 этап – организационный (октябрь 2013 г.)
2 этап – практический (ноябрь – апрель 2013-2014 г.)
3 этап – заключительный (май 2014 г.)
1 Организационный этап (октябрь 2013)
Цель. Определение целей и задач проекта.
Содержание работы.
1. Выявление проблемы на основе наблюдения за игрой детей с куклами.
2. Изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме.
3. Изучение уровня компетентности родителей (анкетирование «С какими куклами играют наши дети?»).
4. Разработка проекта.
2 Практический этап (ноябрь2013 – апрель2014 гг.)
Цель. Реализация задач проекта.
Содержание работы с детьми | Содержание работы с родителями и социумом | Сроки проведения |
Знакомство с куклами: девочка и мальчик, выявление сходства и различий в одежде, прическе (С) Дидактические игры «Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать» (П, С) Рассматривание себя и других в зеркале (С, П) | Консультация «Роль игры с куклой в воспитании дошкольников» Информационный стенд «Как играть с куклой» | Ноябрь |
Социум – кукольный спектакль «Государственного театра кукол РМ» | ||
Рассказ воспитателя «Моя кукла» (К, С) Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами» (К, С) Сюжетно-ролевая игра «Мама и дочка (сыночек)» (С) Рассматривание альбома «Глиняные куклы» (ХТ, П) Занятие. Конструирование из строительных деталей «Домик для куклы» (П, С) | Попросить родителей помочь в создании предметно-развивающей среды группы: обшить кукол, приобрести игровые наборы посуды. Привлечь родителей к показу кукольного спектакля для детей | Декабрь |
Настольно-печатная игра «Подбери одежду для кукол: мальчика и девочки» (П) Чтение Е. Благининой «Аленушка» (ЧХЛ) Конструирование «Мебель для кукол» (П, С) Знакомство с куклой-пеленашкой, куклой-берегиней (рассматривание, беседа) Совместная работа с детьми «Изготовление куклы из платочков, ткани» | Папка-раскладушка «Веселые потешки для игры с куклой» Выставка «Современные куклы» (попросить помочь организовать выставку, принести кукол) Подбор кусочков ткани для изготовления кукол | Январь |
Социум – Виртуальное путешествие по Музею национальной культуры (выставка кукол) | ||
Презентация «Народные куклы» (П, ХТ, С) Сюжетно-ролевая игра «День рождения куклы» (С) Занятие. Лепка «Куклы-пеленашки» (ХТ, С) Совместная деятельность взрослых и детей. Рассматривание возрастных кукол (младенец, дошкольник, взрослый, пожилой человек) (П, С) Чтение С.Маршак «О девочках и мальчиках» (ЧХЛ) | Родительское собрание «Учите детей говорить правильно» (в том числе и через игру с куклами) Мастер-класс «Технология изготовления кукол» Приглашение родителей к участию в конкурсе «Куклы, которые мы придумали» (тряпичные, вязанные, бумажные, деревянные, глиняные). | Февраль |
Занятие. Знакомство с русской матрешкой (ХТ, С) Дидактическая игра «Научим кукол играть дружно» (С) Чтение В.Берестов «Больная кукла», К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно» (ЧХЛ) Лепка «Матрешка» с последующей росписью тычком (ХТ) | Фотовыставка «Как мы играем с куклами дома и в саду» Консультация «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре» | Март |
Рассматривание мордовской куклы (С, П) Занятие. Рисование мордовского узора (печатание) на полотенце для куклы (ХТ, П) Дидактическая игра «Расскажи о кукле» (К, П) | Организация мини-музея кукол, сделанных родителями и детьми. Опрос «Чем полезен для вас данный проект?». Отзывы родителей о проекте в «Книге отзывов» | Апрель |
Социум – кукольный спектакль «Государственного театра кукол РМ» |
3 Заключительный этап (май 2014 г.)
1. Анализ проведенной работы.
2. Обобщение результатов работы (отчет, презентация).
Список использованных источников
1. Алешина, Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Младшая группа / Н. В. Алешина. – М. : ЦГЛ, 2004. – 112 с.
2. Аскарова, А. Народная кукла как средство приобщения к родной культуре / А. Аскарова // Дошкольное воспитание. – 2011. - № 7. – С. 117-125.
3. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду : кн. для воспит. дет. сада / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1990. – 160 с.
4. Гришина, А. Традиции народного искусства в дошкольном воспитании / А. Гришина // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 4. – С. 59-62.
5. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа: пособие / И. А. Лыкова. – М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. – 144 с.
6. Миназова, Г. В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо / Г. Миназова // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 12. – С. 120-121.
7. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И, Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьева. – 2-е изд. – М. : просвещение, 2011. – 111 с.
8. Цыгвинцева, О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления / О. А. Цыгвинцева. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 80 с., цв. ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ "кукла Катя"
Планирование образовательной деятельности , для детей раннего возраста на сентябрь месяц....
Интегрированная образовательная деятельность «Кукла Маша и медведь» (первая младшая группа) с использованием здоровьясберегающих и игровых технологий
Цель:1. Уточнить словарь по теме «Овощи», формировать словарь по теме «Посуда».2. Продолжать формировать пространственные п...
Непосредственно образовательная деятельность «Кукла Наташа пришла в гости»
уточнить, расширить и закрепить представления детей об одежде, еесущественных признаках, внешнем виде и назначении....
Конспект непрерывной образовательной деятельности "Кукла Катя заболела"
Конспект непрерывной обзовательной деятельности "Кукла Катя заболела" направлен на создание условий для ознакомления с трудовыми операциями, из которых состоит работа врача, а также на то, чтобы спосо...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ «КУКЛА АНЯ В ГОСТЯХ У ДЕТЕЙ» 2 МЛАДШАЯ ГРУППА.
Образовательная ситуция по познавательному развитию для детей второй младшей группы....
Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности "Куклы-обереги"
Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы....