Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности "Куклы-обереги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50 КБ |
![]() | 998 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_5046.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_5947.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_5071.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_5067.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_5096.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_5097.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/04/06/img_6009.jpg)
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
«Куклы-обереги»
Цель: способствовать приобщению дошкольников к народной культуре.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- формировать у детей понятие «оберег»;
- познакомить с куклами-оберегами: «Травница», «Крупеничка», «Скрутка», «Пеленашка»;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать интерес, уважение детей к народной кукле, к народным традициям;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать интерес детей к изготовлению народной куклы «Пеленашки»;
- совершенствовать развитие мелкой моторики рук, развивать творчество.
Оборудование: композиция « Зиль-Зёль», презентация на тему «Куклы обереги», ноутбук, телевизор или проектор с экраном, выставка кукол, люлька с куклой-малышом, готовая тряпичная кукла пеленашка.
Материал: куколка - оберег, клубок, ободки на голову, образцы кукол оберегов, кусочки ткани, нитки, крупа, мешочки, шишка, солома, береста.
Предварительная работа: объяснение значения слов: «предки», «домотканая одежда», подготовка выставки различных кукол.
План мероприятия:
Педагог: мы с вами подготовили замечательную выставку кукол! Полюбуйтесь на них. (Рассматривание кукол)Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке.
Еще есть куклы декоративные, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем, как одевались наши прабабушки (дети рассматривают куклу, одетую в национальный костюм).
А теперь представьте себе быт наших предков: ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как вы думаете, дети в те времена не играли? (Ответы детей). Куколки были самые разные: из ткани, из глины, из соломы, из золы. Иногда кукол делали прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок и кукла готова! (Педагог демонстрирует природный материал: шишки, солому, бересту…) Почему таких кукол называют «народными»?
Народ создал большое многообразие кукол, и я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Вот волшебный клубочек, он покажет нам дорогу в прошлое. Вы готовы отправиться в путешествие? Воспитатель достает клубочек, произносит слова:
Ты клубочек нас веди старину нам покажи
Чтобы дети знать могли, прошлое Коми земли.
Дети садятся на стулья около экрана.
В прошлом делались куклы – обереги. Как вы думаете, что такое оберег? ОБЕРЕГ- это предмет, обладающий способностью оберегать своего владельца от разных бед.
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
Первые куклы имели для наших предков особое значение! Их делали для очень значимых событий, таких как: сбор урожая, свадьба или рождение ребёнка, названия куклам давали самые простые и наивные. Как их делали, так и называли своих кукол. Делали обереги из старой ношеной одежды, обязательно хорошего человека. Лицо куклы, как правило, оставалось белым. Смысл этого обычая в том, что кукла без лица считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывали частицу души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Посмотрите какой сюрприз я для Вас приготовила. Что это? (На столе лежат различные крупы: греча, пшено, рожь, пшеница) Как вы думаете, зачем они здесь? (ответы детей).
Нет, кашу варить мы не будем. А мы положим эти крупы в маленькие мешочки и туго завяжем их. Именно так наши предки приступали к изготовлению куклы. Внутри куклы крупа или зерно. Как бы вы назвали такую куколку? (Крупеничка или Зернушка) Это тряпичная кукла – оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Считалось, что каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.
Воспитатель предлагает обследовать куклу-Травницу: «Посмотрите и понюхайте её. Чем она вам нравится? Правильно, она очень приятно пахнет. Что же у неё внутри? Как можно её назвать? Кукла «Кубышка- травница» Такой оберег раньше был в каждом доме. Травницу делают для защиты здоровья, хорошего самочувствия и настроения»
А вот красавица коми кукла Акань. Наши предки делали её из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутрь клали бумажку, на которой была написана молитва. Одежду для куклы шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго. Шили кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.
Кукла- скрутка, висящая в доме на стене, - наилучший оберег от порчи и сглаза.
Кукла-пеленашка. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Также её клали младенцу в люльку для спокойного сна. Посмотрите, какая куколка пеленашка у моей малышки (в люльке рядом с малышкой лежит самодельная кукла-пеленашка) У вас наверно у всех есть свои любимые куклы, вы их укладываете спать. Хотите, чтобы ваши куколки тоже спали спокойно? Давайте тогда научимся делать кукол пеленашек.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
- они не могут быть изготовлены для себя;
- изготавливаются только по доброй воле и от чистой души;
Сейчас мы превратимся в народных умельцев. Для этого мы наденем плетёные ободки на голову. А так, как мы будем делать оберег, и он не может быть изготовлен для себя, вы сможете куколок друг другу.
На столах лежат лоскутки ткани и тесёмочки.
Воспитатель: «Кукла - пеленашка делается очень просто. Сначала мы сложим лоскуток белой ткани пополам, а затем скатаем его в трубочку, и у нас получится скатка - лялечка. Перевяжем его в центре ниточкой, затем перемотаем ещё раз в центре одной половины скатки. Это будет голова. Далее завязываем куколке платочек. А теперь мы берём самый большой лоскуток и укладываем лялечку по середине и начинаем пеленать. Вы догадались, почему такую куколку называют «пеленашка»? Затем мы перевязываем куколку тесёмочкой и наш оберег кукла-пеленашка готова. Возьмите куклу в руки, покачайте, поговорите с ней ласково, почувствуйте ее тепло.
Воспитатель поёт колыбельную, дети качают пеленашек.
Тихо входит синий вечер в комнату мою.
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою,
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю.
А теперь вы можете подарить свою куколку тому, кому захотите, и она станет оберегом тому человеку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКАНЬ –ОБЕРЕГ.
ЗЕРНУШКА- КРУПЕНИЧКА.
КУБЫШКА- ТРАВНИЦА.
КУКЛА – СКРУТКА .
Кукла- пеленашка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/12/picture-1020472-1520877440.jpg)
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-1266613-1602582893.jpg)
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....