Педагогическая находка. Методическая разработка образовательной деятельности "Куклы-обереги"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа) по теме
Представлен план проведения образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod.doc | 50 КБ |
prezentatsiya_0.ppt | 998 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность
«Куклы-обереги»
Цель: способствовать приобщению дошкольников к народной культуре.
Задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»:
- формировать у детей понятие «оберег»;
- познакомить с куклами-оберегами: «Травница», «Крупеничка», «Скрутка», «Пеленашка»;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать интерес, уважение детей к народной кукле, к народным традициям;
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
- формировать интерес детей к изготовлению народной куклы «Пеленашки»;
- совершенствовать развитие мелкой моторики рук, развивать творчество.
Оборудование: композиция « Зиль-Зёль», презентация на тему «Куклы обереги», ноутбук, телевизор или проектор с экраном, выставка кукол, люлька с куклой-малышом, готовая тряпичная кукла пеленашка.
Материал: куколка - оберег, клубок, ободки на голову, образцы кукол оберегов, кусочки ткани, нитки, крупа, мешочки, шишка, солома, береста.
Предварительная работа: объяснение значения слов: «предки», «домотканая одежда», подготовка выставки различных кукол.
План мероприятия:
Педагог: мы с вами подготовили замечательную выставку кукол! Полюбуйтесь на них. (Рассматривание кукол)Кто-то играет куклами, кому-то они уже не нужны и их спрятали, а у кого-то они красуются на полке.
Еще есть куклы декоративные, которые можно одеть в национальные одежды и показать всем, как одевались наши прабабушки (дети рассматривают куклу, одетую в национальный костюм).
А теперь представьте себе быт наших предков: ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов. Как вы думаете, дети в те времена не играли? (Ответы детей). Куколки были самые разные: из ткани, из глины, из соломы, из золы. Иногда кукол делали прямо в лесу: возьмут шишку, обернут пушистым мхом, перевяжут травинкой, наденут шляпку-листок и кукла готова! (Педагог демонстрирует природный материал: шишки, солому, бересту…) Почему таких кукол называют «народными»?
Народ создал большое многообразие кукол, и я хочу познакомить вас с некоторыми из них. Вот волшебный клубочек, он покажет нам дорогу в прошлое. Вы готовы отправиться в путешествие? Воспитатель достает клубочек, произносит слова:
Ты клубочек нас веди старину нам покажи
Чтобы дети знать могли, прошлое Коми земли.
Дети садятся на стулья около экрана.
В прошлом делались куклы – обереги. Как вы думаете, что такое оберег? ОБЕРЕГ- это предмет, обладающий способностью оберегать своего владельца от разных бед.
Я кукла, кукла-оберег,
Твоя помощница навек.
Люби меня и уважай,
И никогда не обижай.
Я принесу тебе удачу.
Жизнь станет ярче и богаче!
Первые куклы имели для наших предков особое значение! Их делали для очень значимых событий, таких как: сбор урожая, свадьба или рождение ребёнка, названия куклам давали самые простые и наивные. Как их делали, так и называли своих кукол. Делали обереги из старой ношеной одежды, обязательно хорошего человека. Лицо куклы, как правило, оставалось белым. Смысл этого обычая в том, что кукла без лица считалась недоступной для вселения в неё злых сил. Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу, в которую вкладывали частицу души. Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Их бережно складывали в сундук. Посмотрите какой сюрприз я для Вас приготовила. Что это? (На столе лежат различные крупы: греча, пшено, рожь, пшеница) Как вы думаете, зачем они здесь? (ответы детей).
Нет, кашу варить мы не будем. А мы положим эти крупы в маленькие мешочки и туго завяжем их. Именно так наши предки приступали к изготовлению куклы. Внутри куклы крупа или зерно. Как бы вы назвали такую куколку? (Крупеничка или Зернушка) Это тряпичная кукла – оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность. Первые горстки при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе куколки. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном нового урожая. В голодное время брали крупу из куколки и варили кашу. Считалось, что каша передает силы Матери Земли. Входящий в избу гость мог определить, сытно ли живет семья. Если куколка была худа, значит в доме беда.
Воспитатель предлагает обследовать куклу-Травницу: «Посмотрите и понюхайте её. Чем она вам нравится? Правильно, она очень приятно пахнет. Что же у неё внутри? Как можно её назвать? Кукла «Кубышка- травница» Такой оберег раньше был в каждом доме. Травницу делают для защиты здоровья, хорошего самочувствия и настроения»
А вот красавица коми кукла Акань. Наши предки делали её из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутрь клали бумажку, на которой была написана молитва. Одежду для куклы шили из лоскутов одежды старого человека и обязательно доброго. Шили кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.
Кукла- скрутка, висящая в доме на стене, - наилучший оберег от порчи и сглаза.
Кукла-пеленашка. Кукла была легка в изготовлении, для неё использовались куски ношеной, чаще домотканой одежды. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Также её клали младенцу в люльку для спокойного сна. Посмотрите, какая куколка пеленашка у моей малышки (в люльке рядом с малышкой лежит самодельная кукла-пеленашка) У вас наверно у всех есть свои любимые куклы, вы их укладываете спать. Хотите, чтобы ваши куколки тоже спали спокойно? Давайте тогда научимся делать кукол пеленашек.
Создавая обереги, надо соблюдать некоторые правила:
- они не могут быть изготовлены для себя;
- изготавливаются только по доброй воле и от чистой души;
Сейчас мы превратимся в народных умельцев. Для этого мы наденем плетёные ободки на голову. А так, как мы будем делать оберег, и он не может быть изготовлен для себя, вы сможете куколок друг другу.
На столах лежат лоскутки ткани и тесёмочки.
Воспитатель: «Кукла - пеленашка делается очень просто. Сначала мы сложим лоскуток белой ткани пополам, а затем скатаем его в трубочку, и у нас получится скатка - лялечка. Перевяжем его в центре ниточкой, затем перемотаем ещё раз в центре одной половины скатки. Это будет голова. Далее завязываем куколке платочек. А теперь мы берём самый большой лоскуток и укладываем лялечку по середине и начинаем пеленать. Вы догадались, почему такую куколку называют «пеленашка»? Затем мы перевязываем куколку тесёмочкой и наш оберег кукла-пеленашка готова. Возьмите куклу в руки, покачайте, поговорите с ней ласково, почувствуйте ее тепло.
Воспитатель поёт колыбельную, дети качают пеленашек.
Тихо входит синий вечер в комнату мою.
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Спите куклы, человечки, баюшки-баю.
Уложу вас всех в кроватку, песню вам спою,
Спите детки сладко-сладко, баюшки-баю.
А теперь вы можете подарить свою куколку тому, кому захотите, и она станет оберегом тому человеку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКАНЬ –ОБЕРЕГ.
ЗЕРНУШКА- КРУПЕНИЧКА.
КУБЫШКА- ТРАВНИЦА.
КУКЛА – СКРУТКА .
Кукла- пеленашка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.
В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....
Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...
Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».
Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...
Методическая разработка образовательного маршрута для организации совместной деятельности дошкольников с родителями и педагогом с использованием ресурсов Интернет Тема методической разработки: «Насекомые»
Материал на тему: "Насекомые" для родителей и детей 3 - 4 лет....