Социализация ребенка дошкольника
занимательные факты на тему

Горлина Ирина Валерьевна

В материале раскрываются понятия социализации как процесса, его влиянии на дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимоотношения с окружающими, формирующиеся у детей в процессе той или иной деятельности, характеризуется следующим. Если удовлетворяется любознательность ребенка, его потребность в личностном общении и совместной деятельности с взрослым, у него возникает чувство доверия к окружающим, известная широта социальных контактов. Дети, например, говорят, что в случае затруднений они обратятся за помощью к папе с мамой, а в детском саду к воспитателям и друзьям. Если же потребность в общении удовлетворяется не достаточно, у ребенка складывается чувство недоверия к взрослым и сверстникам, узость, избирательность контактов.

Учет индивидуально - психологических особенностей ребенка позволяет наметить в пределах возрастной «нормы» развития программу оптимизации развития (при необходимости коррекции) для каждого конкретного ребенка с его индивидуальностью, утверждая право ребенка на выбор своего самостоятельного пути развития.

Если охарактеризовать кратко особенности детей дошкольного возраста, то можно выразить это следующим образом:

- ребенок-дошкольник проявляет активное отношение к окружающей его жизни;

- впечатлителен и эмоционален;

- с высокой степенью подражательности;

- с высоким уровнем любознательности.

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

 Рассматривая социализацию с позиции социальной педагогики было бы уместно привести следующее определение, в котором затрагиваются как социальные, так и педагогические аспекты. Итак, «Социализация (от латинского слова – socialis – общественный) обозначает процесс, в ходе которого человеческое существо с определенными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, т.е. процесс превращения человека в члена современного ему общества, для которого характерно принятие и наследование его ценностей, норм, культуры языка и т.д.». Это определение представляет интерес еще и потому, что развитие ребенка дошкольника невозможно без  общения со взрослыми и сверстниками. И от  того, каким будет это общение (продуктивным или , наоборот, репродуктивным) зависит каким будет развитие (прогрессивным или , наоборот, регрессивным).

Социализация является "интерактивным" процессом, поскольку подразумевает прежде всего взаимодействие представителей старших и младших поколений — как непосредственное в виде контактов "лицом к лицу", так и опосредствованное массовыми коммуникациями. Наряду с этим процесс социализации включает в себя и различные контакты индивида со сверстниками, своеобразные уроки которых также способствуют его вхождению в общество. Б.Г. Ананьев отмечал важную роль социальных связей личности с людьми своего класса, общественного слоя, профессии и т.д., с которыми данная личность вместе формировалась в одно и то же историческое время, была свидетелем и участником событий, о которых младшие будут знать лишь из преданий, литературы и т.д. Принадлежность к определенному поколению является существенной характеристикой конкретной личности (Ананьев, 1968).

Итак, именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки — все то, что создает уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Очень многое человек наследует от своих родителей и родителей родителей. Человеческое существо рождается более беспомощным, нежели детеныши животных, тем не менее гораздо более подготовлено к усвоению социального опыта. Степень биологически закрепленной социальной готовности очень высока. И все же ее нельзя преувеличивать. Даже если все необходимое для социализации закреплено в человеческих генах, тем не менее это лишь потенциальная возможность, лишь задатки, которые требуют реализации определенных условий. Сказанное подтверждают встречи с так называемыми ферральными людьми. Это существа, выросшие в изоляции от людей в обществе животных. Как правило, эти люди, дети имели нормальные биологические предпосылки к успешной социализации, но были изолированны от общества человека. Дети, найденные в логове зверей, были хорошо приспособлены к жизни среди животных, в среде которых оказались. "Маугли" доказали, что оставленный на произвол судьбы человек перестает быть человеком. События отдают его во власть природных сил, дремлющих в человеке и готовы пробудиться, как только исчезнут культурные "оковы".

Человеческому детенышу не помогает запас генов, унаследованный от родителей. Ферральные люди не могут стать полноценными членами общества, потому что социализация началась у них слишком поздно. Она представляет собой такой процесс, который не поддается исключительно управлению или манимулированию. К 14-ти годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, в совершенстве знающего тот или иной предмет. Обнаруживаются случаи раннего взросления людей, особенно если их жизнь была богата событиями: в детстве лишенные родителей, рано пошли трудиться, познали лишения, невзгоды судьбы. Тем не менее это не социализация, можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но сократить процесс социализации в целом нельзя.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70 % формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начинается необратимый процесс. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый не защищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя люди взрослые иногда сознательно ищут уединения и самоизоляции на некоторое время, чтобы придаться углубленным размышлениям и созерцанию, или обратиться к Богу. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны духовно и социально не погибнуть.

Имеющиеся в науке данные наблюдений за детьми, которые несколько лет жили в относительной изоляции, показывают, что нормальное физическое и психическое развитие невозможно без систематических контактов с другими людьми. Для такого развития ребенку необходимы тесные взаимоотношения по крайней мере с одним взрослым человеком. По данным американских исследователей, некоторые дети, росшие в приютах для сирот, обнаруживали серьезные личностные дефекты. В одном из исследований сопоставлялся уровень развития детей в приютах для подкидышей с детьми, находившимися в условиях дома и семьи. Было отмечено, что в течение нескольких первых месяцев развитие детей, живших в приюте, не отличалось существенным образом от развития домашних детей. Однако при достижении двухлетнего возраста многие дети, воспитывавшиеся в приюте, настолько отставали в своем развитии, что их можно было отнести к категории имбецилов. Так, из 21 ребенка в возрасте от 2 до 4 лет только 5 могли ходить без помощи взрослых, только один мог самостоятельно одеваться и только один использовал предложения в своей речи. Многие исследователи отмечают, что у детей, выросших в приюте, впоследствии появляются расстройства мышления и эмоциональной сферы. Они также имеют невысокие показатели коэффициента интеллектуальности, менее инициативны и более агрессивны по отношению к другим.

Подобная патология детского психического развития, возникающая вследствие отделения ребенка от матери и помещения его в казенные условия детского учреждения для сирот, получила название госпитализма (от франц. hospital — больница). По данным отечественных исследователей, госпитализм характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоции, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с различными предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева и др., 1996).В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Существует еще одно определение понятия «госпитализм». Психологический словарь трактует его следующим образом.

Госпитализм – глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками госпитализма являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера, а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели. Психологи фрейдистского, неофрейдистского и так называемого этологического направлений склонны интерпретировать госпитализм как результат полной или частичной сепарации ребенка от матери. Явления госпитализма могут возникнуть и в условиях семьи у равнодушных к своим детям, «холодных» матерей, не уделяющих им необходимого внимания.

 Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:

  1. стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
  2. игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
  3. стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.

Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид” – источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” – осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.

Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет) , операциональная (от 2 до 7) , стадия конкретных операций (с 7 до 11) , стадия формальных операций (с 12 до 15) .

Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:•         Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".

Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника  в условиях детского сада"....

Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»

Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...

Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."

Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о  Федеральных государственных  стандартах в сфере дошкольного образования,  основных направлениях социально-личностного...

Системно-деятельностный подход к социализации ребенка-дошкольника средствами музейной педагогики

Приобщение детей к русским народным традициям  - важный фактор  социализации детей дошкольного возраста. Именно в это время закладываются базовые качества личности, социокультурный опыт, нак...

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»

«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО        Социальное развитие ребенка в ДОО сов...

Социализация ребенка дошкольника в ДОУ

Быстрые изменения социокультурных и общественно-экономических реалий ускоряют темпы социальной динамики, превращающие старые и образуют новые социальные структуры, трансформируют социальные идеалы и ц...