Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."
методическая разработка по логопедии по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_na_pedsovete._sotsializatsiya_doshkolnikov.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Факторы успешной социализации ребенка дошкольника.
Дата. Ноябрь 2013 г.
Цель. Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о
Федеральных государственных требованиях в сфере дошкольного образования, основных направлениях социально-личностного развития ребенка-дошкольника, задачах социально-личностного развития дошкольников.
Расширение понятия о факторах социализации дошкольников.
Участники. Воспитатели детского сада, ст. воспитатель, заведующая МБДОУ .Ведущая. Учитель-логопед Овчинникова О.Н.
Ход семинара.
Интериоризация
процесс, в результате которого ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, процесс становления социального в индивидуальное (Л.С.Выготский).
Социализация
(в психологии развития) [лат. socialis - общественный] — процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания — целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит.
Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.
Социально-личностное развитие — процесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интериоризации, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов — чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Современное общество требует инициативных молодых людей, способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ «Об образовании» устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе».
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой, но и психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
- Проверка заданий педагогам (домашнее задание)
Конкретные задачи по социально-личностному развитию дошкольников для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте: развивать у детей доброжелательное отношение к близким людям; пробуждать эмоциональную отзывчивость на состояние близких людей, сверстников, героев сказок и др.; помогать осваивать способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном общении; приучать к выполнению элементарных правил поведения; развивать умение передавать разные эмоциональные состояния в играх, сопереживать настроению сверстников; обогащать представления детей о людях (внешнем виде, половых различиях и др.), о семье.
В среднем дошкольном возрасте: развивать у дошкольников умение понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию; расширять представления об окружающем мире; учить ориентироваться в правилах и нормах культуры поведения и общения; развивать эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте: обогащать представления о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; учить «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации; побуждать к активному проявлению эмоциональной отзывчивости (пожалеть, утешить, угостить и др.); воспитывать культуру поведения и общения; углублять представления о семье, родственных отношениях; активно выражать доброе отношение к близким; знакомить с формами приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; развивать самоконтроль над своими действиями; углублять представления о себе, своём организме, личностных качествах, возможностях, достижениях; развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; направлять сознание, чувства и действия детей на совершение гуманных и справедливых поступков.
Социальное развитие (социализация) — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений.
- Факторы успешной социализации детей. Обмен мнениями.
- Создание единого поликультурного поля и атмосферы толерантности в группе.
Сюда включается формирование предметно - развивающей среды:
(Трансформеры - оформление, обновление, дополнение)
- Зона для развития представлений о человеке, культуре, быте разных народов.
- Уголок игрушки и атрибутов для сюжетно - ролевых игр.
- Уголок «Моделирования».
- Книжный уголок.
- Настольно - печатные, дидактические игры, различные пособия.
- Уголок изобразительной деятельности.
- Уголок театральной деятельности.
- Уголок краеведения.
- Информационная зона для родителей.
- Оснащение предметно - развивающей среды методическим материалом в помощь педагогам:
- Программно – методическое обеспечение, в том числе через соответствующие сайты.
- Художественная литература.
- Конспекты тематических занятий и бесед, развлечений, праздников, досугов.
- Демонстрационный, иллюстративный материал, отражающий государственную символику географию, труд, быт, искусство государств – соседей.
- Дидактические игры на закрепление знаний о жизни народов, населяющих соседние государства.
- Подборка подвижных игр разных народов.
- Подборка обрядов, сказаний, частушек, колыбельных разных народов.
- Подборка образцов национальных костюмов народов РФ и стран ближнего зарубежья.
- Создание атмосферы толерантности в группе:
- Единый речевой режим с активным использованием речевых формул вежливости.
- Поведение детей и взрослых, отвечающее требованиям этики и толерантности в том числе, педагогическое моделирование социального опыта.
- Создание климата психологического комфорта и безопасности.
- Партнерство педагогов и родителей в атмосфере доверия и сотрудничества:
- Стендовая информация для родителей по проблеме толерантности.
- Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления отношения к формированию толерантности у их детей.
- День открытых дверей для родителей с показом тематических занятий, досугов, развлечений, кукольных спектаклей.
- Консультации родителей, беседы по вопросам поликультурного воспитания, формированию толерантности у детей.
- Привлечение родителей к участию в конкурсах, досугах, праздниках.
- Привлечение к изготовлению национальных костюмов для поликультурного уголка.
- Привлечение родителей к оформлению тематических выставок, проектов, акций.
- Участие родителей в сборе иллюстрационного и наглядного материала, предметов быта.
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов:
- Освоение новых информационных технологий.
- Всестороннее изучение вопроса по всем информационным источникам.
- Осознание, понимание актуальности вопроса.
- Умение определить цели, задачи и пути реализации своей педагогической деятельности.
- Знание возрастной психологии и педагогики и изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка.
- Знакомиться с опытом работы по поликультурному воспитанию других дошкольных образовательных учреждений.
Учитель-логопед МБДОУ д/с № 25 Овчинникова О.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО Социальное развитие ребенка в ДОО сов...
Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника
Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...
Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности....
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...