Системно-деятельностный подход к социализации ребенка-дошкольника средствами музейной педагогики
статья на тему

Зайцева Наталья Николаевна

Приобщение детей к русским народным традициям  - важный фактор  социализации детей дошкольного возраста. Именно в это время закладываются базовые качества личности, социокультурный опыт, накапливаются знания, формируются компетенции,  устанавливаются взаимоотношения со сверстниками и старшим поколением, происходит активная социализация ребёнка, становление нравственных чувств – любви, сопереживания, духовности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_k_socializacii_reb.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход к социализации ребенка-дошкольника средствами музейной педагогики

      С 1 января 2015 года все ДОО в своей работе  перешли на новые ФГОС дошкольного образования. Методологической основой ФГОС ДО является системно-деятельностный подход, нацеленный на развитие личности, формирование гражданской идентичности, обеспечение соответствия учебной деятельности детей их возрасту и индивидуальным особенностям.

         Одной из составляющих Федеральных Государственных  стандартов к   дошкольному образованию  является введение детей дошкольного возраста в мир культуры.

       Практика показывает, что на этапе дошкольного детства наиболее доступным и эффективным средством  воспитания духовно – нравственных качеств ребёнка является знакомство с народной культурой, народными праздниками и традициями.  Народная культура – широкое понятие, включающее в себя и   декоративно – прикладное искусство,   и устное  и музыкальное творчество, и праздники, и ремёсла, и народный костюм.  Русская народная одежда — один из памятников русской национальной культуры, её достояние. В национальном костюме отражены мировоззрение, жизненный уклад народа. Внимательное отношение к народному костюму ведет к формированию правильного образа народной культуры в целом.

          Приобщение детей к русским народным традициям  - важный фактор  социализации детей дошкольного возраста. Именно в это время закладываются базовые качества личности, социокультурный опыт, накапливаются знания, формируются компетенции,  устанавливаются взаимоотношения со сверстниками и старшим поколением, происходит активная социализация ребёнка, становление нравственных чувств – любви, сопереживания, духовности.

        При организации работы в мини-музее мы руководствовались следующими принципами:

  • Принцип интегративности
  • Принцип разнообразия и вариативности
  • Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей
  • Принцип сотрудничества детей и взрослых
  • Принцип деятельности и интерактивности

  В нашем мини-музее собрана коллекция кукол из разных областей России - северных (Архангельская, Карельская, Эвенкийская губернии), центральных (Тульская, Владимирская, Московская,  Ярославская  губернии), южных (Астраханская, Курская, Воронежская, Ставропольская губернии). Это позволило нам познакомить детей со всем многообразием, красотой и самобытностью традиционной одежды различных регионов нашей страны. Кроме того в коллекции представлены куклы в повседневных, праздничных и обрядовых костюмах. Такое разнообразие экспонатов позволяет использовать в работе разнообразные виды деятельности.

         За основу нами были взяты три основных вида деятельности

 - совместная деятельность взрослого с детьми (беседы, просмотр видеоматериалов и презентаций, игровые ситуации, художественно-продуктивная  деятельность, чтение и заучивание, дидактические, сюжетные, подвижные игры, изучение, рассматривание и разъяснение комплексов русского народного костюма и их элементов);

- самостоятельная деятельность детей (игры в уголке ряжения, строительные игры, самостоятельная художественно-продуктивная  деятельность, рассматривание книг, альбомов, иллюстраций, журналов);

    - взаимодействие с семьёй - включение родителей в педагогический процесс (участие в театрализованных народных обрядах и фольклорных праздниках, изготовление костюмов и атрибутов для игр, пополнение мини-музея группы экспонатами, посещение музеев города и детского сада).

        Кроме того мы использовали в работе новый для нас вид деятельности - проведение интерактивных экскурсий.

Предметная среда в группе разработана таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность творческого самовыражения.

        Оборудован уголок народной культуры,  в котором представлена старинная домашняя утварь, изделия народных мастеров, иллюстративный материал (открытки, фотографии, рисунки людей в русских костюмах и др.), элементы русского народного костюма (сарафаны, рубахи, кокошники, лапти и т.д.), а также элементы народного костюма для самостоятельного ряжения детей.

Систематические занятия различными видами художественно-продуктивной деятельности не только сказываются на развитии эстетического вкуса детей, но  и связаны с приобретением ими навыков, необходимых для дальнейшей трудовой деятельности.

Обязательным на каждом занятии является использование фольклора — загадок, пословиц, поговорок, песен, игр, потешек. Постоянная активизация речи дошкольника (объясни свой выбор, расскажи своё толкование орнамента, проанализируй работу художника и своего товарища и т.д.) способствует развитию речи, мышления, воображения.

       Так  мини-музей становится интерактивным  музеем, в  котором можно не только смотреть, слушать, но и  манипулировать с предметами, играть,  вживаться в роль, быть полностью сопричастным к процессу, а значит чувствовать себя востребованными  членами детской организации.

       В ходе опытно-экспериментальной работы мини-музея нами были разработаны экскурсии по теме мини - музея, семейные мероприятия,  познавательные беседы, тематические выставки. Большое внимание уделяется подготовке юных экскурсоводов, которые с помощью педагогов, на основе разработанных нами технологических карт, проводят экскурсию по музею для детей и родителей.

       Как показала практика, дети с интересом участвуют в процессе обучения сверстников и взрослых. С большим интересом они принимают на себя роль обучающего, сопереживают и помогают при мелких неудачах своим «ученикам», делятся знаниями и умениями, обретёнными в ходе предварительной работы.

         Таким образом, следует признать, что приобщение к традициям народа особенно значимо и результативно в дошкольном детстве. Успешный взрослеющий человек  – это  творчески и многогранно развитая  личность,  социально  востребованная, имеющая активную жизненную позицию, приобщенную   к богатому культурному наследию русского народа,  и глубоко нравственными личностными качествами.

         Механизмом, позволяющим включить народную педагогику в современный учебно-воспитательный процесс в ДОО, является инновационная технология «Музейная педагогика», позволяющая в полной мере вовлекать дошкольников в образовательный процесс, учитывая их индивидуальные особенности и позволяющая ребёнку проявить себя в гармоничном взаимодействии с другими людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное и нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музейной педагогики

  Основная функция ДОУ – целенаправленная социализация личности ребенка.      Неразрывна связь процесса социального развития детей и освоения ими соответствующих нравст...

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Рабочая программа по теме: «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами музейной педагогики».

Данная рабочая программа составлена с учетом ФГОС и предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Целью программы является создать условия  для восприятия целостной картины истории своей...

Технология системно – деятельностно-го подхода «Ситуация» (Л.Г. Петерсон)

Мероприятие по реализации образовательной области «Речевое развитие» с применением технологии «Ситуация» (Л. Г. Петерсон) на тему «Сказка в зимнем лесу»...