«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
методическая разработка по теме
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Задачи:
• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
• Способствовать использованию в практике современных требований к организации с/р игры.
Предварительная работа: проведение семинара-практикума для педагогов "Играем вместе с детьми", проведение недели игры во всех группах, тематическая проверка «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры», проведение смотра-конкурса "Кукольная комната", изучение опыта работы педагогов, взаимопосещения, открытые просмотры сюжетно-ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
protokol_pedaoveta.docx | 30.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол педсовета №40 от 14 марта 2014 года
Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Задачи:
- Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка.
- Способствовать использованию в практике современных требований к организации с/р игры.
Предварительная работа: проведение семинара-практикума для педагогов "Играем вместе с детьми", проведение недели игры во всех группах, тематическая проверка «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры», проведение смотра-конкурса "Кукольная комната", изучение опыта работы педагогов, взаимопосещения, открытые просмотры сюжетно-ролевой игры.
План подготовки педсовета:
- Подготовка списка рекомендуемой литературы для изучения педагогами.
- Изучение педагогами теоретических материалов по проблеме сюжетно-ролевой игры в соответствии с ФГОС.
- Подготовка выступлений и материалов презентаций.
- Подготовка вопросов для рефлексии педагогов, материалов для изготовления макетов игры.
- Анкетирование педагогов и родителей.
- Подготовка справки по итогам тематической проверки.
- Проведение недели игры и смотра-конкурса "Кукольная комната", оформление итогов, подготовка дипломов и грамот.
План педсовета.
- Анализ выполнения решения предыдущего педсовета. (старший воспитатель Невтеева С.В.)
- Вступительное слово «Современная практика организации игровой деятельности» (старший воспитатель Невтеева С.В.)
- "Что такое социализация дошкольника?, важность игры в социализации дошкольника" ( воспитатель Кандаурова Т.А.)
- «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС» ( воспитатель Галкина В.Н.)
- Условия организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ на современном этапе. (брейн-ринг воспитатель Кулакова И.С.)
- Итоги тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры (старший воспитатель Невтеева С.В.)
- Итоги смотра-конкурса "Кукольная комната" (старший воспитатель Невтеева С.В.)
- Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм. (Юрова Л.И., Алексеева Н.А.- магазин, Галкина В.Н. -уголок уединения, Авдеева И.Н.-макеты) Опыт работы педагогов ДОУ Сорочинска.
- Экспресс-опрос педагогов
- Рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.
- Домашнее задание. (представить макет и атрибут сюжетно-ролевой игры для своей группы на слайдах или в рисунках, оригинал приветствуется)
- Принятие решения.
Полезные ссылки для подготовки макетов:
http://www.maaam.ru/detskijsad/maket-igra-domashni-i-lesnye-zhivotnye.html
http://www.maaam.ru/obrazovanie/syuzhetno-rolevye-igry/page4.html
http://festival.1september.ru/articles/515489/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/atributy-dlya-syuzhetno-rolevykh-igr-svoimi-rukami-0
Ход педсовета:
1.Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с итогами выполнения решения педсовета от 30.11.2013 года. Она рассказала, что из-за ремонта во многих группах нет возможности разместить игровые уголки, уголки экспериментов, соответственно нигде нет уголка экспериментов в соответствии с требованиями, поэтому педагогам необходимо актуализировать данную деятельность. Решили: оформить экспериментальные уголки в соответствии с требованиями и ФГОС.
Срок до мая 2014 года, всем воспитателям.
2.Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с вступительным словом к педсовету:
«Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В ФГОС игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребенка, как важное средство его социализации. При этом одним из целевых орентиров выступает " на этапе завершения дошкольного образования" ребенок должен овладеть разными формами и видами игры, различать условную и реальную ситуации, уметь подчиняться разным правилам и социальным нормам;" Думается, что соседство этих фраз не случайно.
Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).
Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями, чиновниками. ФГТ, а теперь и ФГОС вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.
2. Слушали воспитателя Кандаурову Т.А. с докладом и презентацией "Что такое социализация дошкольника? Какова важность игры для социализации дошкольника" Она напомнила педагогам основные понятия процесса социализации ребенка-дошкольника, пути и условия социализации. (доклад прилагается)
Слушали вопитателя Галкину В.Н. В с докладом «Развитие игровой деятельности в свете ФГОС ДО» Она свой доклад посвятила теоретическим основам теории игры.
«В свете современных требований выделяются два возможных пути организации игры в д/с. Первый путь заключается в традиционном для отечественной педагогике воздействии взрослого на содержание сюжетной игры ребенка; в соответствии со вторым путем игра рассматривается как культурная деятельность и создаются благоприятные условия для формирования у детей различных способов игры.(доклад прилагается)
3. Слушали воспитателя Кулакову И.С. Она напомнила педагогам основные условия организации с/р игры на современном этапе в свете ФГОС ДО. И сделала вывод о том, что для организации сюжетно-ролевой игры необходимо:
- Выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)
- Организация игрового пространства.
- Наличие игрушек.
- Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей.
Педагогическая ценность макета в организации предметно-игровой среды ДОУ. Так же она познакомила педагогов с оригинальным способом зонирования группы используя макеты. «Макет-это, уменьшенный образец пространства и объектов воображаемого мира (реалистического или фантастического).
Учитывая многообразие сюжетных игр, педагоги должны ориентироваться на организацию таких сюжетных игр, в которых каждый ребенок сможет:
-удовлетворять свои интересы;
-реализовывать свои возможности;
-создавать игровой сюжет и реализовать его;
-проявлять индивидуальные особенности игрового творчества.
Создать такие условия помогают игры с макетами, они являются более высокой степенью сюжетно-ролевых игр, они востребованы старшими дошкольниками и способствуют развитию ребенка.
Организуя предметно-игровую среду с использованием макетов в группах старшего дошкольного возраста, педагог имеет возможность решать задачу, связанную с развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре.
В детских садах нужен, прежде всего «универсальный» макет. «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
- Макеты-модели:
Макет-модель представляет собой небольшую плоскость с закрепленными на ней устойчивыми сооружениями (дома, церковь, светофор), добавлением служат тематические фигурки-персонажи и предметы, обозначающие действия-события, мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы мелких фигурок – персонажей - семья, солдатики, сказочные персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
- Макеты-карты:
Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улицы города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий, территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, бензоколонки0 и дополнением служат предметы, обозначающие события – действия - это транспорт.
-Ландшафтный макет-карта-это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес-зеленый цвет, река – голубой цвет, земля – коричневый цвет), которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами-деревьями, цветами и т.д.
«Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.
В играх с макетами дети обозначают конкретную цель, самостоятельно дополняют их по своему желанию, применяя продуктивную деятельность. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечаются старание, желание достичь хорошего результата.
Макеты-карты представляют собой плоскости с обозначенными на них местами для расположения различных объектов.
У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников отмечается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека), дети включают свои новые представления в сюжеты игры, в темы рисунков.
Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета. Так, макет-карта «Улицы города» может на время превратиться в Цветочный город Незнайки и его друзей, ландшафтный макет-карта - в опушку леса, где живет Винни - Пух или Баба - Яга.
Обитатели-персонажи, дополнительный антураж к макету, да и сам макет могут быть сделаны в процессе продуктивной совместной деятельности детей с воспитателем (из бумаги, картона, проволоки, соленого теста, природного материала), что способствует развитию творчества в различных видах деятельности (в ручном труде, конструировании и изготовлении макетов).
В ряде программ макетирование рассматривается как экологически ориентированный вид деятельности, который способствует закреплению представлений о мире природы, позволяет трансформировать усвоенные знания в игру, насыщая детскую жизнь новыми впечатлениями и стимулируя детское творчество.
Макетирование способствует развитию речи: при изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают, тем самым, пополняя свой словарный запас.
Тесна связь макетирования и математики: в процессе работы закрепляются такие математические понятия, как пространство, количество, размер, цвет и т.д.
Макетирование способствует сенсорному развитию детей: работа с разными по фактуре, качеству, форме материалами развивает чувства, активизирует мелкую моторику рук.
Макет-это результат конструктивно - творческой деятельности и очень привлекательное игровое пространство. Он может быть напольным, настольным, подиумным (на специальных подставках), настенным (объекты на переднем плане, а изображение на заднем). Вывод:Подводя итоги, следует отметить, что макет-это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками. Он выступает в роли «пускового механизма», способствующего разворачиванию воображения и детского творчества, где педагог, не принимая непосредственного участия в игре выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций и помощник в реализации игровых замыслов (т.е. воспитатель направляет замыслы детей вопросами: «Что было дальше?», «Что с ними случилось?»). Макет поднимает игру к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, является связующим звеном разных форм взросло-детской и свободной детской активности.(доклад прилагается)
- Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с итогами тематической проверки «Социализация дошкольников в условиях сюжетно-ролевой игры» (справка прилагается)
По итогам тематической проверки педсовет решил:
1. В подготовительной группе необходима расположить предметно-пространственную предметную среду в соответствии с требованиями ФГОС, поточным принципом (до 15.03.14 год) Ответственный ст.воспитатель Невтеева С.В.
2. Во всех возрастных группах в зависимости от возможностей и ситуации необходимо создать условия, для игровой деятельности детей используя различные макеты, побуждать детей обыгрывать социальные роли, поступки, ситуации. Ежедневно проводить игры, направленные на развитие социальной и эмоциональной сферы личности ребенка. Обращать внимание на взаимоотношение детей в группе: проводить игры, беседы и другие мероприятия по сплочению коллектива (постоянно; ст.воспитатель Невтеева С.В.)
4. Воспитателю Коваленко Н.П. повысить свой профессиональный уровень знаний и умений по данной теме через изучение методической литературы, посещение открытых показов, активное участие в методической работе МДОУ, организации предметной развивающей среды особенно (до мая 2014 год)
5. Во всех возрастных группах дошкольного возраста воспитателям использовать в общении с детьми личностно-ориентированный подход, предполагающий демократический стиль общения в различных видах деятельности (постоянно)
7. Во всех возрастных группах планировать и проводить работу с родителями, предполагающее практическое обучение родителей различным вопросам взаимодействия с детьми в игре, подборе игрушек и т.п.(постоянно)
8. Изучить опыт использования макетов в ДОУ при организации предметно-развивающей среды в группах. Срок: до мая, всем воспитателям.
9.Продолжить срок проведения смотра-конкурса «Кукольная комната» до мая 2014 года. Ответственные: воспитатели.
- Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с итогами смотра-конкурса "Кукольная комната" (старший воспитатель Невтеева С.В.) Победители конкурса не были определены, т.к. во многих группах не созданы условия для игры из-за ремонта, поэтому решено продлить сроки конкурса до мая 2014 года.
Решение: Продлить сроки конкурса «Кукольная комната» до мая 2014 года, подвести итоги конкурса на итоговом педсовете. Срок: до мая 2014 года Ответственные : ст.воспитатель Невтеева С.В.
- Представление опыта работы педагогов ДОУ по созданию оборудования к сюжетно-ролевым играм.
Слушали Юрову Л.И., воспитателя 2 младшей «б» группы Она познакомила педагогов с опытом оформления предметно-развивающей среды, а конкретно сюжетно-ролевой игры «Магазин», показала на слайдах и оригинале варианты изготовления атрибутов этой игры.
Слушали Галкину В.Н. она познакомила педагогов с опытом создания -уголка уединения,
Слушали Авдееву И.Н.. Она представила вниманию педсовета изготовленные макеты «Кукольной комнаты».
Слушали Невтееву С.В. Она представила опыт работы педагогов Сорочинска по изготовлению пособий к игре «Магазин».
Решили: Изучить опыт изготовления атрибутов и пособий педагогов и внедрить в собственную работу с детьми. Срок: до мая 2014 года. Ответственные: педагоги
Затем был проведен экспресс-опрос педагогов по заранее объявленным вопросам и обсуждение проблемы игрового развития детей в современном мире.
Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям
5.Слушали старшего воспитателя с сообщением о «Что такое ФГОС ДО» (выдержки из интервью разработчика ФГОС ДО А. Асмолова), так же познакомила с приказом о внедрении ФГОС ДО, составом рабочей группы по внедрению ФГОС, о плане мероприятий по внедрению ФГОС.
Решили: Изучить нормативную базу ФГОС, начать работу рабочей группы по составлению «дорожной» карты по внедрению ФГОС в ДОУ.
6.Слушали старшего воспитателя Невтееву С.В. с вопросом о кандидатурах на награждение педагогов государственными, ведомственными наградами в 2014 году.
Решение: Обсудив кандидатуры, выдвинутые коллективом, педсовет решил представить на награждение следующих педагогов:
- Грамота Минобрнауки РФ - Невтеева С.В.;
- Грамота Министерства образования оренбургской области-Алексеева Н.А.- Юбилей 50 -летие;
- Почетная грамота Курманаевского района -Тлеушева О.В.
- Почетная грамота Отдела образования - Галкина В.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО Социальное развитие ребенка в ДОО сов...
Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника
Сюжетно-ролевая игра, как условие успешной социализации ребенка-дошкольника Впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года федерального закона...
Конспект педсовета «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Педагогический совет направлен на актуализацию проблемы социализации ребенка-дошкольника в условиях сюжетно-ролевой игры, как ведущего вида деятельности....
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"
Консультация для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника"...
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника» в рамках ММО музыкальных руководителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 15 «Ладушки»...
Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника
Педагогический Совет № 3 Тема: «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника...