Социализация ребенка дошкольника в ДОУ
статья (средняя, старшая группа) по теме
Быстрые изменения социокультурных и общественно-экономических реалий ускоряют темпы социальной динамики, превращающие старые и образуют новые социальные структуры, трансформируют социальные идеалы и ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 140.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Социализация ребенка дошкольника в ДОУ»
Изготовила: Шагина А.В.
Воспитатель МБДОУ «Теремок»
пгт. Белый Яр
С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. с самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Человек - существо социальное, его прогресс зависит не только от биологических, а, прежде всего, от социальных законов. Поэтому он формируется только при наличии общественных условий жизни.
В процессе взаимодействия с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью его личности.
Личность развивается и совершенствуется под влиянием других людей, приспосабливается к выполнению в обществе конкретных обязанностей, несёт за своё поведение, действия и поступки определённую ответственность. Этот процесс получил название социализации, основным содержанием которого является передача обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения, ценностных ориентаций, кроме того, усвоение их индивидом.
Возрастные особенности социализации
Вместе с тем, возрастные особенности детей-дошкольников – значительная эмоциональность, восприимчивость, способность к подражанию, внушаемость – создают угрозу закрепления и интеграции в детском сознании негативных проявлений, обусловливают задержку социализации и несбалансированность в развитии, неадекватность в процессах самоопределения, реализации личностного потенциала.
Все то, что ребенок этого возраста стихийно усваивает во взаимодействии с общественным окружением, становится эмоциональной основой для дальнейшего социально-личностного развития.
Таким образом, не следует безосновательно надеяться на стихийную адаптацию ребенка к общественной среды.
Поскольку содержание деятельности педагога определяется проблемами каждой конкретной личности, то приоритетной линией детской социализации определены: формирование у детей умения устанавливать контакты с людьми и действовать в различных коммуникативных ситуациях и реализовывать способы поведения, позволяющих ребенку самореализоваться.
Педагогический подход к введению ребенка в социум
Педагог в педагогическом процессе отводит важное место формированию у ребенка внутренней активности, что обеспечивает его социализацию, самостоятельность и инициативность.
Для детей четвертого года жизни подбирали ситуации с игрушечными персонажами, для детей 5– 6 лет – использовали реальные персонажи. Начинают обычно с ситуаций, менее напряженных в эмоциональном плане, постепенно переходя к более сложным.
Особого внимания при этом оказывают практическим методам формирования социального опыта, навыков культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных ситуаций.
В случае отсутствия предложения по решению задачи со стороны детей, ее решение должен предложить педагог, который вместе с детьми обобщает детские высказывания и подводит итог.
Личный пример педагога, и организация совместных действий детей помогают накоплению позитивного социального опыта, социализации ребенка.
Для старших детей используют практические ситуации проблемного характера как разновидность ситуаций-осложнений, которые используют с целью стимулирования активности, инициативы, самостоятельности, чуткости, готовности к поиску правильного решения.
Взрослый является источником разнообразной информации о правилах общежития, особенностях поведения в обществе, причинно-следственных связях между проявлениями моральной активности и отношением окружающих.
Как ребенок видит себя в обществе
Приобретая опыт социальной жизни, усваивая правила, нормы и стандарты поведения, предложенные авторитетными взрослыми, дошкольник учится дифференцировать себя в человеческом окружении:
- Родных, знакомых и чужих людей (различия по признаку семейной принадлежности).
- Приятных, индифферентных и неприятных людей (распознавание по эмоциональному отношению к человеку) и др.
Семья имеет возможности для постепенного приобщения малыша к выполнению социально значимых ролей, к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми ребенку для становления ее социальной компетентности.
Семья — самый первый и важнейший социальный институт, который отвечает за эмоциональную компетентность дошкольника и его нормальную адаптацию к жизни, его социализацию.
Возникновение у ребенка эмоциональных расстройств и нарушений социального поведения в большой степени связано с особенностями его семейного воспитания.
Выдающийся специалист по психологии семьи Вирджиния Сатир сказала: «Если бы мы могли лечить семью, то могли бы лечить и общество». Именно в семье осуществляется социализация ребенка.
Приобретение ребенком в семье социально значимых свойств предполагает заботу родителей о развитии у него в течение первых лет жизни:
- умения проявлять самостоятельность;
- обращаться к взрослому за помощью, когда он попадает в затруднительное положение;
- воспринимать убедительные доказательства;
- отказываться от чего-то, если взрослый доказывает его нецелесообразности;
- умение входить в разные социальные роли; вглядываться в окружающих людей, испытывать к ним интерес;
- улыбаться, когда к нему обращаются, смеяться, когда с ним играют; радоваться одобрению и высокому достижению;
- использовать мимику и жесты в общении с другими, различать выражения человеческих лиц;
- по аналогии узнавать знакомые жизненные ситуации и выбирать адекватные средства реагирования на них.
Организуя бытие ребенка, родители и педагоги исходят из того, что нравственно-духовное развитие является основной сферой его личностного роста. И важно вовремя создать условия для формирования у дошкольника основы морального сознания, нравственных отношений и нравственной деятельности.
Своевременное, гибкое, гармоничное сочетание в опыте старшего дошкольника семейного и общественного воспитания является важным залогом развития у него эмоциональной чувствительности, отзывчивости, адекватности реагирования на раздражители и социальной компетентности, ловкости, способности.
Оба социальные институты важны для становления растущей личности, для приобретения ею опыта общения с разными людьми. Воспитание с помощью детского коллектива положительно влияет на становление личности дошкольника, на его социально-эмоциональное развитие.
Поддержка коллектива
Коллектив не только всесторонне поддерживает поведение, которое соответствует нормам взрослого окружения, но и добивается, чтобы каждый его член не проявлял равнодушия к другим, чувствовал себя причастным к общим проблемам.
Объединяясь в группы, дети организуют игры, в ходе которых они упражняются в умениях справедливо распределять роли, договариваться, делиться игрушками, уступать, сдерживать эмоции.
В процессе совместной деятельности дошкольник усваивает нормы общежития, обязательные для всех участников детской группы, учится быть самим собой среди других.
Каждому ребенку просто необходимо иметь чувство принадлежности к некоему коллективу. Он должен четко знать, что у него есть группа людей, на которую можно опереться, где его всегда внимательно выслушают и поймут.
Чувство принадлежности - это чувство, что тебя понимают и принимают.
Появляется необходимость в социализации, формировании и укреплении своей группы поддержки, потому что с ней можно поделиться своими мыслями, а также, она дает обратную связь. Ведь, когда такая группа сформирована в раннем возрасте, то в подростковом возрасте у ребенка значительно меньше проблем.
Малышу нужно чувствовать себя частью чего-то, членом семьи, группы, коллектива, ведь, сначала через малое, а именно, привязанность к коллективу, группе, формируется чувство гордости к стране, нации.
Чувство принадлежности - это чувство исключительности или родственности, особенно во взаимоотношениях, которые считаются важными, чувство одобрения и уважения тебя другими.
Это чувство увеличивает возможности для совершенствования дружеских отношений.
Поэтому является необходимым создание такой программы, одним из главных задач которой было бы воспитание чувства принадлежности к определенной группе у детей дошкольного возраста.
Программа социализации малыша
Реализация программы социализации даст возможность воспитанникам осознать свою личность и найти свою роль в обществе.
Она содержит систему занятий, направленных на развитие у ребенка чувства достоинства, коллективизма, воспитание этически ценных способов общения, а также выработку положительной самооценки; формирование понимания своего эмоционального состояния и распознавание чувств, окружающих через мимику, жесты, выразительные движения, воспитание чувства психологической защищенности, доверия к другим.
Программа должна быть составлена с учетом возрастных особенностей ребенка, его психического развития и уровня сформированных знаний, построен на основе индивидуализации воспитательного процесса с использованием дифференцированного подхода к обучению.
Выполнение задач программы должно нацеливать на формирование знаний ребенка по вопросу эмоционального развития, самопознания и воспитание чувства принадлежности к различным социумам - семье и детскому коллективу.
Учебный блок программы может быть рассчитан на 24 занятия. Эти занятия могут проводиться фронтально 1 раз в неделю в течение года в рамках занятия «Азбука общения», начиная с 4-го года жизни.
Продолжительность занятий зависит от возрастных особенностей детей: от 20 до 30 мин. Условно занятия делятся на блоки: «Все обо мне», «Я и мои друзья в детском саду», «Я и моя семья».
Особое внимание стоит уделить развитию у ребенка произвольного поведения, элементарной способности вести себя морально за отсутствия контроля со стороны взрослого.
Ценность занятий в процессе формирования социальных навыков ребенка
Педагогами создается определенная система занятий, что позволяет, на наш взгляд, успешно решать поставленные задачи, а именно:
- в 1 полугодии проводятся занятия по блокам «Все обо мне» и «Я и мои друзья в детском саду»
- во 2 полугодии - «Все обо мне» и «Я и моя семья».
Большая ценность таких занятий - в активном участии родителей в подготовке к ним. Это заключается в совместном выполнении определенных заданий родителей и детей, а именно, изготовление семейного дерева, волшебных ящиков и др.
Также, задача данного курса реализуется на занятиях узких специалистов - музыкальный руководитель, воспитатели по искусствоведению, руководитель физического воспитания.
На таких занятиях ребенок знакомится с азбукой эмоций через наблюдение, простые этюды, рисование, производят в ней элементарную эмоциональную грамотность в восприятии, анализе и адекватной интерпретации основных эмоциональных состояний человека, умение связать определенную мимику с приятными и неприятными жизненными событиями.
Также, в процессе занятий ребенок учится адекватно реагировать на различные жизненные проявления. Понятно для других выражать свои переживания, вербализовать их и передавать мимикой, жестам и, интонацией, цветом, формой, мелодией; учится сдерживаться от проявления негативных эмоций и чувствовать себя оптимистично.
Структура программы
Предложенная программа содержит следующие блоки, задачи и соответствующие разделы:
1.Учебный блок
- Становление и воспитание гармонично развитой, социально активной личности.
- Формирование и поддержка позитивного отношения дошкольника к самому себе – раздел «Все про меня» (общение, эмоции, самопознание).
- Формирование представлений о семье, родственников, взаимоотношения между ними. Воспитание чувства любви и уважения к родным – раздел « Я и моя семья».
- Формирование представлений о детском саде, как уютный дом, где каждого ребенка ждут.
- Совершенствование культуры поведения, чувства товарищества , взаимопомощи – раздел « Я и мои друзья в детском саду».
2.Диагностический блок
Изучение социально-эмоционального развития дошкольников; исследования особенностей педагогического коллектива.
3. Блок «Работа с коллективом»
Распространение знаний среди педагогов по данной теме через проведение семинаров, консультаций, педагогических чтений и открытые просмотры занятий и других форм работы с детьми.
4. Блок «Работа с родителями»
- Сотрудничество детского сада и семьи в достижении поставленных задач нравственного становления личности дошкольника.
- Организация психолого - педагогического консультирования родителей с целью повышения роли семейного воспитания.
- Распространение знаний среди родителей о необходимости формирования чувства принадлежности у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Цель: повысить значимость организации с/р игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУЗадачи:• Актуализировать значение сюжетно-ролевой игры для ус...
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада".
Доклад "Система работы по социализации ребенка дошкольника в условиях детского сада"....
Социализация ребенка дошкольника
В материале раскрываются понятия социализации как процесса, его влиянии на дошкольника...
Тематический педсовет «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника»
Методическая разработка проведения тематического педсовета в ДОУ «Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка-дошкольника», направлена на актуализацию проблемы социализации ребенка-...
Деловая игра на педсовете. "Факторы успешной социализации ребенка дошкольника."
Цель.Конкретизация и уточнение понятий и представлений педагогов о Федеральных государственных стандартах в сфере дошкольного образования, основных направлениях социально-личностного...
Системно-деятельностный подход к социализации ребенка-дошкольника средствами музейной педагогики
Приобщение детей к русским народным традициям - важный фактор социализации детей дошкольного возраста. Именно в это время закладываются базовые качества личности, социокультурный опыт, нак...
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенка дошкольника»
«Сюжетно-ролевая игра как условие успешной социализации ребенкадошкольника»Социализация дошкольника в ДОО Социальное развитие ребенка в ДОО сов...