Опыт работы по формированию первичных астрономических представлений старших дошкольников
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Жиглова Марина Львовна

опыт работы по познавательному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как заманчиво стать астрономом,

Со Вселенною близко знакомым!

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно –

«Изучайте глубины Вселенной!»

Т. Собакин

Ознакомление детей с Солнечной системой – это один из критериев  государственного образовательного стандарта, что способствует интеллектуальному развитию детей. Но в дошкольной педагогике в методических разработках мало внимания уделялось и уделяется этому вопросу. Нет методической литературы, которая бы оказала помощь при разработке занятий. Поэтому в практике работы встречаются трудности в отборе содержания знаний об астрономии и не выявлено, какой объем знаний об этой науке доступен детям дошкольного возраста.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира, благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Образ мира формируется и существует в процессе зарождения, развития и функционирования познавательной сферы человека, которую мы рассматриваем как сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование и развитие личности в нашем мире.

        Трудности связаны с усвоением характера понятий:

во - первых, познание любых предметов и объектов начинается с помощью сенсорных анализаторов, а астрономические тела нельзя познать чувственным путем (потрогать, понюхать и т.д.). Увидеть можем только Солнце, Луну и звезды;

во - вторых, содержание большинства понятий это причинно следственные зависимости (между температурой воздуха и наличием жизни; процессами в живой и неживой природе: наличие влаги и ее влияние на живые организмы и т.д.).

А для выявления и понимания причинно-следственных зависимостей Т. Богданец в статье «Экологические знания - первое представление о мире» (журнал «Дошкольное воспитание», №12, 2003г.) отмечает, что умение анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать недостаточно. Необходимо также, чтобы ребенок умел рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, умел видеть разные объекты в одном аспекте, совмещать их, находить общность объектов в подчиненности одной и той же зависимости. Свидетельством осмысленности усвоенных знаний будет их практическое применение и обоснованное предсказание новых фактов.

Добиться успеха в решении этих сложнейший задач только вербальными методами педагог не сможет, понадобится активные практические исследования в сочетании с наглядными методическими приемами.

Поэтому вопросы: чему учить и как учить - являются актуальными, так как существует противоречие между требованиями практики и отсутствием в теоретических и методических разработках специальных исследований по формированию у детей дошкольного возраста первичных астрономических представлений.

Приступая к данной работе, были проанализированы программа руководства «Радуга» и образовательный блок «Астрономия», задачи и пути работы внутри этого блока.

В результате, чего были четко сформулированы и определены задачи для детей старшего возраста:

1тип задач. Направленные на обогащение созидания детей интересными содержательно-упорядочными сведениями из области «Астрономия»

2 тип задач. На установление причинно-следственных связей, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности мира.

3 тип задач. На формирование у детей положительного отношения к миру.

Были определены принципы отбора содержания знаний.

  1. Принцип наглядности, т.е. создавать условия для восприятия изучаемых предметов и объектов всеми органами чувств.

С этой целью использовать:

  • реальные объекты: минералы, образцы растений;
  • экспериментальную наглядность (атрибуты для опытнической деятельности);
  • картины, иллюстрации, фото, рисунки, диафильмы;
  • объемная наглядность: макеты, муляжи, панорамы, коллажи;
  • звуковая наглядность: записи на магнитофонной ленте, чтение художественных произведений («звуковые изображения»);
  • символическая наглядность (карты, схемы, планы);
  • опорные сигналы, зарисовки.

  1. Принцип сознательности и активности.

Сознательность предполагает осмысление, а активность стремление к знаниям. Поэтому я решила подобрать такие методы и приемы, которые ставят ребенка в активную роль при получении знаний (приемы «учебного исследования»; проблемные ситуации, возможность соотносить новые знания с уже имеющимся запасом знаний).

  1. Принцип доступности и посильности.

Сущность принципа доступности и посильности сводится к тому, чтобы изучаемый материал по уровню трудности был доступен, но требовал затраты определенных усилий для его усвоения, учитывал индивидуальные и возрастные особенности детей. С этой целью создавать  в группе условия для самостоятельной поисковой деятельности для тех детей, кто проявляет интерес к астрономии (полочка умных книг), самостоятельная исследовательская деятельность.

  1. Принцип научности.

Т.е. давать детям научные знания, излишне не упрощать их, не искажать отдельные научные представления, не употреблять ненаучных терминов, с этой целью, при подготовке к занятиям я решила использовать материалы из энциклопедии, рекомендованных для детей дошкольного возраста. Поэтому при подготовке к занятиям использовала следующую литературу:

  1. Т.Д. Нуждина: энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Ярославль, Академия развития, 2001 г.
  2. Т.Д. Нуждина «Мир вещей и машин». Ярославль, Академия развития, 1998 г.
  3. Стюарт Аткинсон «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия». Москва, «РОСМЭН», 2003 г.
  4. А.В. Фастов «Астрономия в картинках», Москва «ЭКСМО», 2002 г.
  5. Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Москва, «Лист» 1999 г.

  1. Принцип системности и последовательности.

Этот принцип отражается в перспективном плане работы, в котором я отразила дачу знаний от простого к сложному, распределила работу по формированию астрономических представлений в течении учебного года, где идет ознакомление детей и закрепление знаний в разных видах деятельности, с использованием форм работы рекомендованные  программой  «Радуга»: Сообщения, познавательные вечера. Таким образом, знания даются последовательно, в системе и  устанавливаются связи между отдельными темами.

  1. Связь с другими видами деятельности.

Т.е. закрепление представлений детей об астрономии происходит не только на занятиях, но и в сюжетно-ролевой игре, дидактической, играх экспериментах и других видах деятельности.

Работу по ознакомлению детей с астрономией проводила в разных формах:

  1. Занятия.

 Целью занятий было: дать детям знания о планетах Солнечной системы, упорядочить и систематизировать эти знания. Научить детей делать элементарные умозаключения.

        Проводила занятия следующих видов:

  • занятия – путешествия
  • занятия – эксперименты
  • занятия – познавательные беседы
  • интегрированные занятия.

        На занятиях использовала, как репродуктивные, так и продуктивные методы и приемы.

         Но большое место отводила продуктивным методам обучения, так как учитывала требования современности: обучение должно быть проблемным.

        Продуктивные методы обучения, используемые на занятиях:

  1. Проблемные:
  • устное слово (рассказ, сообщение, стихи, загадки);
  • чтение книг;
  • кино и телевидение, диафильмы;
  • изобразительные средства;
  • предъявление алгоритмов.
  1. Исследовательские; эвристические:
  • конструирование;
  • проектирование;
  • планирование;
  • проведение эксперимента;
  • решение поисковых задач;
  • учебное исследование.

II. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

Цель: расширить кругозор знаний детей; закрепить и конкретизировать приобретенные знания.

  • чтение энциклопедий, книг с последующей беседой;
  • опытническая деятельность;
  • познавательные вечера «Сейчас узнаю»;
  • сообщения;
  • создание альбомов;
  • изготовление атрибутов для режиссерских игр.

III. Самостоятельная деятельность.

Цель: активизировать собственные познавательные интересы детей.

В результате чего организовывались:

  • выставка познавательной литературы на «полочке умных книг»;
  • рассматривание иллюстраций;
  • детские игры «Архимедова игра», «Складушки», «Волшебная астрономия»;
  • игры – эксперименты;
  • создание недостающих атрибутов к игре в «Космос»;
  • режиссерские игры.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование первичных астрономических представлений старших дошкольников»

Слайд 2

Как заманчиво стать астрономом, Со Вселенною близко знакомым! Это было бы вовсе не дурно: Наблюдать за орбитой Сатурна, Любоваться созвездием Лиры, Обнаруживать черные дыры И трактат сочинить непременно – «Изучайте глубины Вселенной!» Т. Собакин

Слайд 4

1 тенденция - происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка. 2 тенденция – в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей.

Слайд 5

Задачи познавательного развития детей. Старший возраст 5 – 6 лет. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о большом мире; готовить его к элементарному осмыслению некоторых понятий. Систематизировать накопленную получаемую информацию посредством логических операций (анализа, сравнения, обобщения и классификации). Продолжать формировать бережное, созидательное отношение к миру. Подготовительный возраст 6 – 7 лет. Обогащать сознание детей интересными, содержательно - упорядоченными сведениями из разных областей наук . Познакомить детей с причинно-следственными связями, как одним из жизненно важных и необходимых условий целостности нашего мира. Способствовать формированию у детей положительного отношения к миру.

Слайд 6

Принцип наглядности

Слайд 7

Принцип сознательности и активности

Слайд 8

Принцип доступности и посильности

Слайд 9

Принцип научности Т.Д. Нуждина: энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений». Ярославль, Академия развития, 2001 г. Т.Д. Нуждина «Мир вещей и машин». Ярославль, Академия развития, 1998 г. Стюарт Аткинсон «Энциклопедия окружающего мира. Астрономия». Москва, «РОСМЭН», 2003 г. А.В. Фастов «Астрономия в картинках», Москва «ЭКСМО», 2002 г. Г. Майорова «Игры и рассказы о космосе», Москва, «Лист» 1999 г.

Слайд 10

Принцип системности и последовательности

Слайд 11

Связь с другими видами деятельности

Слайд 12

Занятия

Слайд 13

Продуктивные методы обучения, используемые на занятиях 1. Проблемные: устное слово (рассказ, сообщение, стихи, загадки); чтение книг; кино и телевидение, диафильмы; изобразительные средства; предъявление алгоритмов. 2. Исследовательские; эвристические: конструирование; проектирование; планирование; проведение эксперимента; решение поисковых задач; учебное исследование.

Слайд 14

Совместная деятельность взрослого и ребенка

Слайд 15

Самостоятельная деятельность


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников

Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста....

«Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности по формированию первичных математических представлений у дошкольников»

Цель здоровьесберегающей технологии - обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового обра...

Консультация для воспитателей "Формирование первичных гендерных представлений у дошкольников"

«Формирование первичных гендерных отношенийу дошкольников»В настоящее время всё большее внимание уделяется вопросу гендерного развития, направленного на полную реализацию природных способностей мужчин...

Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.

«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...

Опыт работы по формированию у детей представлений об Олимпийских играх.

Олимпийское образование стало частью государственной политики в формировании приоритетов, направленных на сохранение здоровья нации, нравственное, гражданское становление личности, создание условий дл...

Опыт работы по формированию предпосылок финансовой грамотности старших дошкольников.

Актуальность опытаФинансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социаль...