Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников
методическая разработка по математике (старшая группа) по теме
Инновационный опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников старшего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inovatsionnyy_opyt_raboty.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Математика всегда остаётся для учеников работой», - утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее трудоёмким учебным предметом в школе. Об этом говорят и родители, и учителя, и сами ученики.
Дошкольники же не знают, что математика трудная дисциплина. И не должны узнать об этом никогда. Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Задача педагога дошкольного учреждения - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Для решения этой задачи я использую занимательный материал.
Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т.д.), знания таких отношений, как «много», «мало», «больше», «меньше», «поровну», умения определить количество предметов во множестве, а также выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Цель работы - обосновать и разработать методику формирования математических представлений у дошкольников посредством занимательного материала, а именно сказки.
Осуществляя деятельность в данном направлении, я пришла к выводу, что дошкольнику интереснее все познавать самостоятельно, практическим путем, перенося свою жизнь в сказку, преодолевая искусственно созданные взрослым препятствия, овладевая попутно не только четкими математическими умениями, но и познавая окружающий мир.
С математическими характеристиками окружающего ребенок знакомится с раннего возраста. Каждый объект окружающего мира, с которым встречается дошкольник, характеризуется цветом, формой, величиной, расположением в пространстве, изменениями во времени — признаками, которые позволяют ему познать мир вокруг себя. Везде есть счет, числительные, названия величин.
Познавая мир и его математические характеристики, ребенок выполняет различные действия, в результате которых различает свойства и отношения предметов и явлений, количество, величину, форму, пространство, время, формируя элементарные математические представления.
При этом ему надо научиться поступать по указанию взрослого или самому искать путь к решению поставленной задачи: исследовать, сравнивать, устанавливать соответствие, считать, измерять, комбинировать, группировать, запоминать, рассуждать и объяснять свои действия.
Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Важно помнить, что главное — не объем знаний и умений, а их качество и влияние на уровень развития ребенка. Излишняя поспешность, стремление опередить возможности ребенка, усложнить задания могут привести к формальному, механическому запоминанию без должного осмысливания определенных действий и глубокого их понимания.
Разрабатывая собственные занятия, мной учитываются многие факторы:
- возрастные и психологические особенности моих воспитанников;
- специфика самого занятия;
- познавательный интерес детей;
- ситуативность;
- результаты предыдущей деятельности в данном направлении.
Занятия, которые проходят в игровом и поисковом режиме, делают процесс формирования интереса к математике и соответственно математических навыков наиболее успешным.
Как показывает практика, наиболее эффективные результаты при обучении дошкольников математике дает использование занимательности. Занимательный математический материал способствует решению задач всестороннего развития и воспитания дошкольников: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять.
В своей практике широко использую занимательность во всем педагогическом процессе. Наши воспитанники с большим интересом воспринимают задачи-шутки, головоломки, загадки, ребусы, математические фокусы; настойчиво ищут пути решения, ведущие к результатам. Увлекаясь решением занимательной задачи, они испытывают эмоциональный подъем, что, в свою очередь, стимулирует их мыслительную активность.
Конспекты занятий по математике строю с использованием сказочных сюжетов, которые вызывают у детей положительные эмоции, желание включиться в выполнение разнообразных действий, мотивированных логикой развития сюжета.
Инновационный опыт
на тему:
«Формирование элементарных математических представлений посредством сказки»
Аннотация:
Ещё не научившись читать, каждый ребёнок узнаёт, что такое сказка, и волшебной сказкой открывается для него чудесный мир художественной литературы. Мой проект посвящён сказкам. В нём я предлагаю детям отправиться в увлекательное путешествие по страницам сказок, приглашаю в прекрасный мир сказки, переливающийся всеми цветами, наполненный блеском светлого неба, сиянием звёзд и светил. Сказки сопутствуют народу на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку, дороги так, как может быть дорога родина, народ и его история. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Сказка совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познать окружающий мир. Образные, яркие выражения, сравнения, "сказочные" языковые средства способствуют развитию выразительной речи, а также творчеству самих детей, повышают степень включённости дошкольника в книжную культуру.
Данный проект является долгосрочным и рассчитан на один год, предназначен для детей среднего дошкольного возраста. Он включает в себя несколько блоков, которые можно рассматривать, как отдельные проекты (каждый блок посвящен одной сказке). В перерывах между блоками предполагается ознакомление детей с другими сказками, которые мы будем более подробно изучать в следующем году.
Каждый блок рассчитан на 1- 1,5 недели. В эту неделю всё оформление группы подчиненно изучаемой сказке: кукольный театр, сказочные персонажи, иллюстрации, подборка книг, дидактических игр и пособий по определённой сказке.
Все обучающие мероприятия на этой неделе тоже проходят на заданную тему. Помимо занятий по развитию математических представлений, в каждый блок обязательно включены занятия по приобщению детей к основам русской национальной культуры, физкультурные и музыкальные развлечения. Новизной данного проекта можно считать использование математических праздников для выявления достижений детей в освоении простейших математических понятий, создать через сказку наличие поисково-исследовательской части. В каждой сказке присутствует тема, в которой маленькие дети могут почувствовать себя учёными и сделать первый шаг к самостоятельному первому анализу проведённых исследований.
Наравне с детьми участниками проекта являются и их родители, которые получают возможность проявить свои творческие возможности и лучше узнать своих детей.
Цель проекта:
- Развитие внимания, восприятия, логического мышления, памяти, речи, воспитание стремления оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, совершенствование навыков счёта, знания геометрических фигур, развитие творческой активности детей.
- Создание условий, необходимых для воспитания учебных навыков и формирования интереса к занятиям математического содержания.
- Создание образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей ребёнка.
- Создать благоприятную психологическую среду для детского взаимодействия, воспитывать у детей интерес к народному творчеству, развивать в детях оригинальное, творческое восприятие содержания знакомых сказок.
Задачи проекта:
- Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказки.
- Развитие логико-математических представлений, используя развивающие игры.
- Развитие коммуникативных способностей у детей, умения сотрудничать, анализировать собственную деятельность и деятельности товарища, привитие устойчивого интереса к математике.
- Формирование нравственных качеств: доброты, сопереживания, отзывчивости.
Планирование образовательной деятельности в рамках проекта «Формирование элементарных математических представлений посредством сказки » (старшая группа)
Блок «Репка»
Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | «Кто раньше, кто позже пришёл тащить репку». (Занятие по формированию элементарных математических представлений.) Рассказывание русской народной сказки «Репка». «Во саду ли в огороде». (Исследовательская часть проекта). «Чудесный сундучок» (Занятие по приобщению детей к истокам национальной культуры). | Лото «Овощи». Дидактические игры: «Назови ласково», «В магазине много», «Овощ или фрукт», «Найди, что круглое». Сюжетные игры: «Садоводы», «Магазин». Театрализованные игра «Репка». Рассказ воспитателя о репе, как о главном овоще в старину. |
ТРУД Формирование первичных представлений о труде. | «Во саду ли, в огороде» | Помощь детей воспитателю в уборке урожая и последующей подготовке грядок к следующему году.
|
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | «Репка на грядке» (Занятие лепкой). | Рисование репки. Рассматривание иллюстраций к сказке «Репка» разных художников. Пазлы «Овощи». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | 1. «Вырастили репу» (Физкультурное развлечение.) | Игры: «Посиди репку» (Игра на формирование зрительно-двигательной координации), «Репка» (Домино), «Угадай, кто позвал», «Опиши рисунок». |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. | «Во саду ли, в огороде». | Рассказывание историй о старинном быте и укладе, и о репе – главном продукте питания древних славян. |
МУЗЫКА | Просмотр спектакля «Репка» (Показывают дети подготовительной группы.) | Прослушивание радиоспектакля «Репка». Музыкальная игра «Тянем – потянем». |
Блок «Курочка Ряба»
Образовательная область | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора | Исследовательская часть проекта «Какое оно яичко?» «Помоги курочке Рябе. «(Занятие по развитию элементарных математических представлений). «Курочка Ряба и её семья» «Курочка – свистулька» (Ознакомление детей с народными промыслами») | Просмотр мультфильма «Курочка Ряба» Рассматривание иллюстраций. Сюжетные игры «Курятник», «У нас во дворе», «курочка и цыплята», «Собери всё жёлтое и белое». Настольные игры: лото «Птицы», пазлы «Птичий двор», матрёшка «Курочка Ряба». Чтение потешек. |
ТРУД Формирование первичных представлений о труде. | «Милости просим, гости дорогие!» | Помощь воспитателю в сервировке стола. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | «Нарисуй яички для курочки» (Занятие по рисованию). «Яички» (Лепка округлых предметов) | Лепка круглых предметов. Рассматривание предметов народного творчества. Раскрашивание овальных предметов. Наклеивание «яичек» в окошки. |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | «В гостях у курочки Рябы» (Физкультурное занятие). | Подвижные игры «Курочка и цыплята», «Петушок по зёрнышку», «Петя – Петушок». Ритмическая гимнастика по музыку «Цып-цып-цып мои цыплята». Пальчиковая гимнастика «Курочка Ряба». |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. | «Милости просим, гости дорогие» (Знакомство с русскими традициями) | Сюжетные игры «Приходите в гости к нам», «У нас в избе» |
МУЗЫКА | Музыкальное развлечение «Петушок и курочка» | Разучивание песен «Петя – Петушок», «Курочка по двору идёт». Слушание песенок и потешек. |
Блок «Заюшкина избушка»
Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | «Заюшкина избушка» (Занятие по ознакомлению с математикой). «Рассказывание сказки «Заюшкина избушка»». «У заюшки в избушке» (занятие по приобщению детей к основам русской национальной культуры). «Почему растаяла лисья избушка» (Исследовательская часть проекта.) | Ведение календаря наблюдений за снегом. (Липкий или нелипкий). Разучивание стихотворения «Зайку бросила хозяйка». Сюжетные игры «Зайка приглашает в гости», «Лиса в ледяной избушке». Построение на участке ледяной избушки. Лото «Дикие животные». Повторение «петушиной» семьи.
|
ТРУД | Беседа о необходимости помогать тем, кто слабее тебя. | Уборка снега на участке «Расчистим зайке дорожки». |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | «Заюшкина избушка» (Занятие по рисованию) Изготовление ледяных домиков и их раскрашивание. | Рассматривание изделий народных промыслов – петухов. |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | «Поможем зайцу» (Физкультурное развлечение на улице.) | Подвижные игры: «Заинька поскачи», «Догони зайца», «Лиса и зайцы». |
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств | «Заиньки в избушке». «Радость, страх и грусть в сказке «Заюшкина избушка». | Игра «Добрые и злые герои сказок» Разыгрывание ситуации «Чем можешь помочь». |
МУЗЫКА | «Петушок и курочка (Музыкальное развлечение.) | Изображение героев сказки «Заюшкина избушка» в танце. |
Блок «Колобок»
Образовательная деятельность | Непосредственная образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимные моменты |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ Формирование целостной картины мира. Расширение кругозора. | «Джони – Пончик» (Исследовательская часть проекта.) «Спасение Колобка» (занятие по развитию творческого воображения.) «Колобочек – Колобок» (Занятие по развитию элементарных математических представлений.) «Путешествие Колобка» (Занятие по развитию речи) | Просмотр мультфильмов. Сюжетные игры: «Испеки Колобок», «Что делает Колобок». Развивающая игра «Из какой я сказки». |
ТРУД | «Подметём дорожки для Колобка». | Расчистка участка. Подготовка овощных грядок к посадкам. |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО | «Колобочек» (Ниткография) «Колобок» (Лепка) «Колобочек покатился по дорожке» (Рисование.) | «Мама, нарисуй Колобка» (Конкурс родительских рисунков.) Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок». |
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА | «Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл…» (Физкультурное развлечение.) | Игры» Где Колобок?», «Колобок, беги, идёт лиса», «Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл…»
|
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ Формирование гражданской принадлежности, патриотических чувств. | «Трень-брень гусельки» (Занятие по приобщению детей к основам национальной культуры). | Игры: «У нас в избе», «Что в избе лишнее». |
МУЗЫКА | Проведение математического праздника «Колобок встречает друзей» | Слушание спектакля «Колобок» |
Вывод:
При использовании этого опыта на практике, можно сделать следующие выводы:
- на занятиях возрастает мыслительная активность детей, снижается их утомляемость, несмотря на усложнение материала.
- меняется эмоциональный фон: дети чаще улыбаются и смеются, а в конце
дня увлечённо рассказывают родителям о занятии математикой как об
интересном событии в их жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы по формированию элементарных математических представлений у дошкольников
Математическое развитие осуществляется во всех структурах педагогического процесса: в совместной деятельности взрослого с детьми (организованная образовательная деятельность и режимные моменты),...
Опыт работы «Формирование элементарных математических представлений дошкольников через проектную деятельность и моделирование»
Актуальность и перспективность опыта. “Умное” детство закладывает хороший фундамент интеллектуальной деятельности личности. Современные психологи (А. А. Венгер, С. П. Проскура и др...
Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.
«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...
Опыт работы по формированию элементарных экологических представлений у дошкольников
система работы по экологическому воспитанию...
Опыт работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников
Опыт о важности развития математических представлений у дошкольников...
Опыт работы по формированию элементарных математических представлений
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр с математическим содержанием https://disk.yandex.ru/i/f8HBprZ...
Опыт работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы
Описание опыта работы по формированию элементарных математических представлений у обучающихся средней группы....