Игры по ознакомлению с родным краем
статья (старшая группа) на тему

Терновенко Наталья Анатольевна

Данная публикация может помочь педагогам, работающим в ДОУ в воспитании патриотических качест, любви к малой Родине с помощью краеведческих игр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры по ознакомлению с родным краем

 

Познавайте свою страну, свой край, свой колхоз, свою горушку или речонку, не бойтесь, что мала эта горушка и река, ведь из малого вырастает большое.

А. Ферсман

Известно, что именно дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Чтобы воспитать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить его любить край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, людей, живущих рядом. Уже в дошкольном возрасте ребёнок должен знать, в каком городе он живёт, чем он интересен, какова его история и достопримечательности.  Мир ребенка – это его дом, его семья, детский сад, ближайший лес, поле – все то, что окружает его и самым непосредственным образом влияет на его жизнь. Взрослым необходимо помочь детям научиться видеть и понимать красоту и величие родного края – это дает возможность ребенку ощутить свою причастность к большому и прекрасному миру, к Родине.
       Яркие впечатления  о природе, истории, традициях родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
     Поэт К.Симонов в стихотворение «Родина» пишет:
«Ты вспомнишь не страну большую,
  которую изъездил и узнал.

  Ты вспомнишь Родину такую,
  какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как невелика страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос, с улицей по которой ходил не раз, с местом, где посадил первое деревце.
     
     Уточним, что такое краеведение. Краеведение – совокупность знаний о том или ином крае, изучение его природы, истории, быта. «Край» понятие условное и зависит от того, кто и с какой целью его изучает. Это может быть район, город, поселок, улица.
    
     Формы работы с детьми разнообразны:  ·        участие детей в экскурсиях и целевых прогулках, чтение произведений художественной литературы о родном крае, беседы, рассматривание иллюстраций , участие в проектной деятельности, участие в социально значимых событиях и т.д.Говоря же об играх по краеведению, они могут использоваться с целью закрепления, повторения полученных сведений.

Представление о  малой родине является содержательной основой для осуществления разнообразной деятельности. Поэтому данное содержание может успешно интегрироваться со всеми образовательными областями («Физическая развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое»).Я решила представить вашему вниманию несколько игр по краеведению, предварительно распределив их по образовательным областям.

                 «Социально-коммуникативное развитие»
Я уже говорила, что Родина для ребёнка начинается с его семьи. Все члены семьи любят и оберегают детей. Наша доченька в дому, что цветочек в саду. Проведя беседу о семье можно поиграть в игру
«Пчёлы», кроме того это ещё и казачья игра.

                                            Игра «Пчёлы»

По считалке выбирается цветок. Группа делится на 2 команды Сторожей и Пчёл.
Сторожа, взявшись за руки ходят вокруг Цветка и поют:
Пчёлы яровые. Крылья золотые,
Что же вы сидите в поле не летите?
Аль вас дождиком сечёт?
Аль вас солнышком печёт?
Летите за горы высокие, за леса зелёные_
На зелёный лужок, на аленький цветок.

Пчёлы пытаются забежать в круг, Сторожа не пускают. Как только одна из пчёл залетит в круг и коснётся цветка, Сторожа разбегаются. Пчёлы бегут за ними стараясь ужалить и пожужжать в уши.

                     

Детская игра «Все работы хороши» 
В ларце находятся картинки с изображением предметов, орудий труда работников разных отраслей нашего края.
Дети отбирают картинки и называют кому это нужно для работы.

 

                             «Познавательное развитие»

                             Игра      «Найди ошибку!»

В чаще голову задрав
Воет с голоду…жираф
(волк)

                         Мёд, малину любит он
                        Косолапый, бурый…слон
(медведь)

Дочерей и сыновей,
Учит хрюкать…муравей
(свинья)

                         Кто по ветвям бежит в припрыжку,
                        Конечно шустрая…мартышка
(белка)

Быстрее всех от страха,
Несется…черепаха
(заяц)

                          В теплой лужице своей,
                        Громко квакает…тюлень
(лягушонок)

С пальмы – вниз,
На пальму снова,
Ловко прыгает…корова
(обезьяна)

                                Детская игра «Угадай и назови» 
Дети, рассматривая фотографии зданий, улиц, памятников других объектов станицы находят и называют знакомые места, описывают что это, чем значимы для жителей станицы.

                           Игра «Улицы моего детства»

Предварительно дети рассматривают карту станицы, читают названия её

улиц. Ведущий называет названия (можно вымышленные) улиц,  дети  хлопают -если знают такое название. Топают- если нет такой улицы, правильность ответов проверяют по карте.

                           «Развитие речи»

                  Игра «Красивые слова – тебе моя станица».
Дети передают мяч по кругу, говоря «комплименты» родному посёлку.

                           Игра «Клубочек»
Дети стоят в кругу. У ведущего клубок ниток. Ведущий называет любой город своей страны (любимое место в своём городе, национальности людей, живущих в нашей стране и т. д.) и наматывает нитку на свой пальчик, передаёт клубок следующему по кругу тот тоже называет город и наматывает на пальчик ,тоже проделывают все.  Как клубок окажется опять у ведущего, он говорит, что очень много вы знаете городов , но всех нас объединяет одна страна. В которой все должны жить дружно, сплочённо.

                        «Физическое развитие»
               Казачьи игры.

                                  Игра «Веретено»

С помощью считалки выбирается «веретено» и ведущий. «Веретено» стоит посередине зала или площадки, наступив на конец верёвки ногами. Ведущий стоит на расстоянии 5-6 шагов от веретена , держа в руке другой конец верёвки. Ведущий бегает по кругу вокруг веретена, наматывая верёвку вокруг него, то поднимая вверх, то опуская вниз. Дети в этот момент стараются подлезть под верёвку, перепрыгнуть через неё. Тот кто ошибся выходит из игры. Ведущий запутав «веретено», распутывает его, двигаясь обратно. Дети выполняют те же движения при распутывании.

Уважаемые коллеги, я буду рада, если представленная  информация поможет Вам в работе!
Большое спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"

Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...

Методический семинар "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".

Основой данной публикации является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края в соответствии с ФГОС....

Презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".

Эта презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем"....

"Мультимедийные игры как средство ознакомления с родным краем"

Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению и обучению детей дошкольного возраста с культурой родного края....

«Ознакомление с родным краем через дидактические игры».

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок- родной край: город, село, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина, а из таких маленьких родных уголков и состоит наша больш...

Дидактическая игра по ознакомлению с родным краем «Чудесные кубики»

Пособие состоит из 4кубов с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений башкирского орнамента. Дидактическая игра включает в себя несколько игр...


 

Комментарии

Адарченко Наталья Анатольевна

Интересные игры, замечательный материал! Буду ждать новые разработки!