Методический семинар "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) по теме

Грибанова Ольга Леонидовна
Основой данной публикации является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_seminar.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования мэрии города Магадана

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана

«Детский сад комбинированного вида №15»

Методический семинар

Тема: «Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем».

Выполнила:

Грибанова Ольга Леонидовна- 

воспитатель МБДОУ№15 

Магадан

2015 г.

Пояснительная записка.

В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который проявляется в разных формах. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение.

При проведении непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой родного края или на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдения  за детьми  во время образовательной  деятельности показали, что воспитанники в достаточной мере имеют лишь представления о животных, тогда как о растениях они поверхностны, недостаточно осознаны,   не понимают дети взаимосвязи явлений в природе, не осознают место человека в природе.

Это происходит из-за фрагментарности, отсутствия системного подхода к формированию  у детей представлений  о растениях, что подтверждается  перспективно - тематическим планом. В Магадане существует огромный природный и культурный потенциал, а использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края в соответствии с ФГОС. Для решения данной проблемы необходимы не только знания о природном окружении родного края, его характерных особенностях, методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание детей дошкольного  возраста.

Цель программы: сформировать представления у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.

Цель позволила предположить перспективность–создание условий для целенаправленной планируемой педагогической работы по ознакомление дошкольников с родным краем, его природой и особенностями, в соответствии с требованиями ФГОС, будет эффективно способствовать нравственному воспитанию и усвоению правил и норм поведения в природе.

Теоретическая значимость. В рамках работы изучено влияние ознакомления с природой родного края, его особенностями на нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста, усвоению ими правил и норм поведения в природе, что может способствовать развитию теоретических разработок в данной области.

Практическая значимость. Результаты данной программы нашли применение в работе с детьми младшего дошкольного возраста и дополнили общеобразовательную программу МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №15». Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы влияния природы и особенностей родного края на развитие личности, духовное и нравственное

становление младших дошкольников в воспитательно-педагогическом процессе.

Условия формирования программы.

В своей  программе  я опираюсь на  программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой.

Моя программа «По тропинкам родного края»  полностью построена на региональном компоненте и  адресована коллегам,  работающим  с детьми 3 – 5 лет.

 Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал распределён  согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях.

Задачи:

  • Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
  • Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)
  • Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой

природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.

  • Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
  • Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.

Новизна программы.

Природа является богатейшим источником с точки зрения воспитательных воздействий. Ее явления и объекты всегда использовались как средство воспитания в своей деятельности.

Ребенок может полюбить и научиться беречь только то, что его непосредственно окружает и способно вызвать интерес. От знакомого и близкого, открывающегося заново как ценность нужно начинать приобщение к ценностно-смысловой, духовно-нравственной культуре. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.  

Через программу «По тропинкам родного края» я добилась решения трех взаимосвязанных задач:

  • расширение знаний своих коллег;
  • увеличение  экологических знаний детей;
  • расширение экологических знаний среди родителей.

Мною были разработаны «Игры и упражнения с природными материалами» на основе регионального компонента согласно требованиям ФГОС. Комплекс мероприятий и создание психолого-педагогических условий подтвердили, что целенаправленное, планируемое ознакомления с родным краем, его природой и особенностями, способствует и является одним из направлений нравственного воспитания детей, усвоению правил и норм поведения. Развитие экологического воспитания ребенка и его ответственного отношение к природе формируется у детей на основе системы знаний. По результатам диагностики видно, что дети значительно  прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений.

Адресность программы.

Программа адресована коллегам,  работающим  с детьми 3 – 5 лет. Систематически целенаправленные наблюдения, явления живой и неживой природы способствует планомерному формированию в сознании ребёнка основ мировоззрения.

И мне хотелось бы поделиться опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников

Предлагаемые  дидактические   игры  по краеведению  помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...

Игры по ознакомлению с родным краем

Данная публикация может помочь педагогам, работающим в ДОУ в воспитании патриотических качест, любви к малой Родине с помощью краеведческих игр....

Презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".

Эта презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем"....

Дидактическая игра по ознакомлению с родным краем «Чудесные кубики»

Пособие состоит из 4кубов с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений башкирского орнамента. Дидактическая игра включает в себя несколько игр...

Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным краем

Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическое пособие по ознакомлению с родным краем "Макет Набережная реки Урал"

Цель: Привитие основ экологической культуры дошкольников.Задачи: 1. Развитие  у дошкольников интереса  к родному городу, краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего...

Дидактические игры по этнокультурному воспитанию «Родной край»

Дидактические игры по этнокультурному воспитанию «Родной край»...