Методический семинар "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_seminar.docx | 37.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования мэрии города Магадана
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана
«Детский сад комбинированного вида №15»
Методический семинар
Тема: «Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем».
Выполнила:
Грибанова Ольга Леонидовна-
воспитатель МБДОУ№15
Магадан
2015 г.
Пояснительная записка.
В наше время наблюдается процесс отчуждения человека (ребенка) от природы, который проявляется в разных формах. Многие родители ограничивают места для прогулок с детьми двором: проще всего вывести ребенка на площадку с песком сомнительной частоты. Ещё одна проблема – замена реальной природы – виртуальной. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево, самостоятельно открыть тайны природы. Почувствовать и понять природу, уникальность живого на примере самой природы – тех её представителей, которые стационарно проживают непосредственной близости от ребенка и составляют его повседневные предметные окружение.
При проведении непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с природой родного края или на экскурсиях вне сада я заметила, что дети испытывают интерес к данной теме, им нравиться наблюдать и рассматривать живые и не живые объекты, устанавливать причинно-следственные связи. Наблюдения за детьми во время образовательной деятельности показали, что воспитанники в достаточной мере имеют лишь представления о животных, тогда как о растениях они поверхностны, недостаточно осознаны, не понимают дети взаимосвязи явлений в природе, не осознают место человека в природе.
Это происходит из-за фрагментарности, отсутствия системного подхода к формированию у детей представлений о растениях, что подтверждается перспективно - тематическим планом. В Магадане существует огромный природный и культурный потенциал, а использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Проблемой исследования является создание педагогических условий для нравственного воспитания дошкольников посредством ознакомления с природой и особенностями родного края в соответствии с ФГОС. Для решения данной проблемы необходимы не только знания о природном окружении родного края, его характерных особенностях, методик их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание детей дошкольного возраста.
Цель программы: сформировать представления у детей о природе естественной, независимой от человека и его деятельности, и природе культурной, созданной и поддерживаемой трудом человека.
Цель позволила предположить перспективность–создание условий для целенаправленной планируемой педагогической работы по ознакомление дошкольников с родным краем, его природой и особенностями, в соответствии с требованиями ФГОС, будет эффективно способствовать нравственному воспитанию и усвоению правил и норм поведения в природе.
Теоретическая значимость. В рамках работы изучено влияние ознакомления с природой родного края, его особенностями на нравственное развитие детей младшего дошкольного возраста, усвоению ими правил и норм поведения в природе, что может способствовать развитию теоретических разработок в данной области.
Практическая значимость. Результаты данной программы нашли применение в работе с детьми младшего дошкольного возраста и дополнили общеобразовательную программу МБДОУ г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №15». Таким образом, актуальность работы обусловлена значимостью проблемы влияния природы и особенностей родного края на развитие личности, духовное и нравственное
становление младших дошкольников в воспитательно-педагогическом процессе.
Условия формирования программы.
В своей программе я опираюсь на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая ориентирована на постоянное и систематическое взаимодействие детей с живой природой.
Моя программа «По тропинкам родного края» полностью построена на региональном компоненте и адресована коллегам, работающим с детьми 3 – 5 лет.
Работа ведётся непрерывно с сентября по август. Программный материал распределён согласно сезонам. Чтобы иметь возможность изучать тот или иной объект в естественных условиях.
Задачи:
- Дать понимание того, что любой объект живой природы существует, только пока для этого есть необходимые условия, нарушение, которых ведёт к его гибели и исчезновению.
- Показать, как человек использует культурную природу (выращивает урожай зерна, овощей, фруктов, разводит домашних животных, цветы, разбивает парки и т.д.)
- Продемонстрировать, как человек пользуется дарами дикой природы (собирает грибы и ягоды, охотиться на диких животных, наслаждается красотой
природы) и вызвать бережное и заботливое отношение к природе.
- Сформировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано, как в цепочке, все звенья которой нужны друг другу и друг без друга не могут просто существовать.
- Развитие гуманного отношения к природе, основанного на восприятии его как живого и эстетически прекрасного целого.
Новизна программы.
Природа является богатейшим источником с точки зрения воспитательных воздействий. Ее явления и объекты всегда использовались как средство воспитания в своей деятельности.
Ребенок может полюбить и научиться беречь только то, что его непосредственно окружает и способно вызвать интерес. От знакомого и близкого, открывающегося заново как ценность нужно начинать приобщение к ценностно-смысловой, духовно-нравственной культуре. Использование в работе с детьми краеведческого материала соответствует возрастным особенностям дошкольников, их конкретно-образному, наглядному мышлению.
Через программу «По тропинкам родного края» я добилась решения трех взаимосвязанных задач:
- расширение знаний своих коллег;
- увеличение экологических знаний детей;
- расширение экологических знаний среди родителей.
Мною были разработаны «Игры и упражнения с природными материалами» на основе регионального компонента согласно требованиям ФГОС. Комплекс мероприятий и создание психолого-педагогических условий подтвердили, что целенаправленное, планируемое ознакомления с родным краем, его природой и особенностями, способствует и является одним из направлений нравственного воспитания детей, усвоению правил и норм поведения. Развитие экологического воспитания ребенка и его ответственного отношение к природе формируется у детей на основе системы знаний. По результатам диагностики видно, что дети значительно прибавляют знания и умения к концу года. У них развиваются познавательные интересы: они с удовольствием участвуют в проведении опытов, игр, наблюдений.
Адресность программы.
Программа адресована коллегам, работающим с детьми 3 – 5 лет. Систематически целенаправленные наблюдения, явления живой и неживой природы способствует планомерному формированию в сознании ребёнка основ мировоззрения.
И мне хотелось бы поделиться опытом работы по ознакомлению детей с природой родного края, включающего в себя и экологическое воспитание, и воздействие человека на природу, т.е. как правильно использовать природные ресурсы, не нанося вреда экологии нашего края, и что человек является частью самой природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры по ознакомлению с родным городом и краем как средство патриотического воспитания дошкольников
Предлагаемые дидактические игры по краеведению помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми...
Игры по ознакомлению с родным краем
Данная публикация может помочь педагогам, работающим в ДОУ в воспитании патриотических качест, любви к малой Родине с помощью краеведческих игр....
Презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем".
Эта презентация к методическому семинару "Развитие нравственных качеств у детей 3 – 5 лет через дидактические игры по ознакомлению с родным краем"....
Дидактическая игра по ознакомлению с родным краем «Чудесные кубики»
Пособие состоит из 4кубов с 6-ю гранями разного цвета и плоскостных изображений башкирского орнамента. Дидактическая игра включает в себя несколько игр...
Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным краем
Картотека дидактических игр по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста...
Дидактическое пособие по ознакомлению с родным краем "Макет Набережная реки Урал"
Цель: Привитие основ экологической культуры дошкольников.Задачи: 1. Развитие у дошкольников интереса к родному городу, краю, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего...
Дидактические игры по этнокультурному воспитанию «Родной край»
Дидактические игры по этнокультурному воспитанию «Родной край»...