Педагогический проект на тему: « Познание незрячими детьми окружающего мира через сказку».
проект (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Тема: « Познание незрячими детьми окружающего мира через сказку».
Цель: Развивать познавательно - исследовательские способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов.
Разработчики:
Воспитатель – Кекина Е.К.
Воспитатель – Комарова Т.Н. ,
Тифлопедагог - Лещева В. А.,
Паспорт проекта:
- Тип – социально-личностный,
- Продолжительность - долгосрочный,
- Форма представления – презентация.
Технологии: проектный метод, познавательно - исследовательская технология.
Задачи проекта:
Образовательные:
1. Формировать у детей представления о предметах и их свойствах в процессе познавательно-исследовательской деятельности..
2.Способствовать речевому развитию детей, акцентируя внимание на связи слова с конкретным образом, преодолевать вербализм речи.
3.Развивать лексический и грамматический строй речи, умение рассказывать и пересказывать сказки.
4.Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость.
Коррекционные:
1.Стимулировать и активизировать осязательные функции через выполнение заданий.
2. Совершенствовать движение рук, способствовать накоплению осязательного опыта.
3.Развивать навыки ориентирования в большом и малом пространстве.
4.Развивать двигательную активность, формировать умение передавать в движении характерные черты сказочных персонажей.
Воспитательные:
1.Воспитывать умение работать и играть в коллективе.
2. Воспитывать умение слушать.
3.Воспитывать желание помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
4. Способствовать формированию таких нравственных качеств, как отзывчивость, общительность, дружелюбие.
Участники проекта: дети группы «Мишутки», воспитатели, тифлопедагог, родители.
Пояснительная записка.
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Слепой ребенок ограничен в своих возможностях, так как его мир сужен. Непроизвольно он познает через слух и руки только то, до чего может дотянуться, потрогать, понюхать, постучать.
С рождения все родители читают детям сказки, порой не задумываясь, как понимает ребенок смысл слов, фраз. Зрячий ребенок, услышанную информацию, подкрепляет зрительным восприятием картинок, а незрячий остается в неведении. Обследование детей показало, что дети знают сказки, могут назвать героев, но многие слова и действия персонажей им непонятны. Мы решили обратиться к первым сказкам, с которыми знакомятся дети – дошкольники и попробовать проиграть все действия героев, чтобы способствовать преодолению вербальных представлений детей.
Проект «Познание незрячими детьми окружающего мира через сказку», мы реализуем во всех видах деятельности ( игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской, коммуникативной и чтение художественной литературы). Он включает интеграцию образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация».
Участники проекта: дети группы «Мишутки», воспитатели, тифлопедагог, родители.
Направленность развития деятельности: познавательно – исследовательская.
Тип проекта: групповой.
Продолжительность: 6 месяцев
Результат: презентация проекта.
Место проведения: помещение группы.
Обеспечение проекта: салфетки для стола; емкости с водой; мука; миски, сито; подносы, мельница, колоски, бревнышки и т.д.
Ожидаемые результаты:
Дети
- расширяются и углубляются представления об окружающем мире, формируются навыки социально-бытовой деятельности;
- появляются представления о глубинном смысле сказки;
- формируется умение пересказывать сказки, повышается творческая, игровая и социальная активность при организации самостоятельной деятельности
Родители:
- Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Педагоги:
- Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Проект состоит из трех разделов, имеющих интегрированный характер:
I раздел «Мир сказок»
- чтение детям сказок, беседы о том, чему учит сказка, составление пересказа;
II. раздел « Вхождение в сказку»
- проигрывание действий сказки с использованием натуральных предметов;
III. раздел «Сказочные дорожки»
- иллюстрирование сказок; изготовление атрибутов к сказкам для дидактических и сюжетно-ролевых игр.
Принципы реализации проекта:
1. Принцип интеграции.
4. Культурологический принцип – приобщение детей к истокам культуры.
5. Тематический принцип – деление материала на основные темы.
Этапы проекта:
1 этап:
Выявлена проблема;
Определена тема и цель проекта.
2 этап:
Проведен опрос воспитанников для выявления уровня знаний о народном творчестве;
Поставлены определенные задачи;
Определены сроки и участники проекта;
Составлен план совместной деятельности;
Подобраны источники информации;
Отобраны приемлемые методы и приемы работы;
Осуществлен подбор литературы для чтения дома и в детском саду.
3этап: Реализация проекта
Чтение сказок «Колобок», «Колосок», «Репка», «Теремок».
Беседы о героях сказок, их поступках, составление пересказа.
Продуктивная деятельность.
Предметно-развивающая среда:
- создан уголок книги, осуществлен подбор детской литературы,
-подобраны предметы для изучения ( мельница, полено, бревно, мука, сито и т.д)
- созданы настольные тактильные сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические игры.
4 этап: Защита проекта и обобщение опыта в педагогическом коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по ознакомлению с окружающим миром через сказку
Занятие предназначено для детей 3-4 лет. Цель: формировать знания детей о сказках. Занятие проводится в игровой форме с учётом требований ФГТ....
Доклад. Тема: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через хозяйственно-бытовой труд»
Предлагаю к вашему рассмотрению тему ознакомление детей старшего возраста с окружающим миром через хозяиственно - бытовой труд....
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...
Перспективное планирование по самообразованию по теме «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Старшая группа 2019-2020 учебный год
Перспективное планирование по теме: "Развитие представлений об окружавющем мире через сенсорных способномсти у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Старшая группа....
Перспективное планирование по самообразованию по теме: «Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушение зрения и речи» Подготовительная группа 2020-2021 учебный год
Перспективный план по теме: Развитие представлений об окружающем мире через сенсорные способности у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи" Подготовительная группа...
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Инновационная карта воспитателя...