КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
КАРТА
ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
«Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
воспитатель
Первая квалификационная работа
Мубаракшина Ляля Рафиковна
1.Общие сведения: | |
Наименование педагогического опыта | «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование» |
Тип и вид представляемого образовательного учреждения | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26» |
Автор - разработчик педагогического опыта | Воспитатель, с первой квалификационной категорией Мубаракшина Ляля Рафиковна |
Стаж работы в должности | 6 лет |
Период формирования и функционирования педагогического опыта | Инновационный проект, опытно-экспериментальный, рассчитан на детей раннего возраста. Период реализации опыта 2 года. |
2.Содержательные параметры: | |
Актуальность педагогического опыта | Цель: развитие познавательной сферы детей через включение в процесс экспериментирования. ЗАДАЧИ: 1. Разработать основные направления профессионально-личностного саморазвития; 2. Провести анализ научно-методической литературы по проектной деятельности; 3. Создать современную предметно-пространственную среду в группе; 4. Разработать перспективный план работы с детьми; 5. Разработать проекты по познавательному развитию детей: «Чудеса со снегом», «Волшебная капелька», «Маленькие исследователи», «Мамочка самая милая», «Развитие речи детей через театрализованную деятельность», «Покормите птиц зимой», и другие 6. Разработать активные формы взаимодействия с родителями. Повысить компетенцию родителей по данному вопросу. Предполагаемый результат: - владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей (проектная деятельность); - повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества; - развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умения экспериментировать, синтезировать полученные знания. - предметно-пространственная среда отвечает требования ФГОС ДО. - родители активно взаимодействуют с педагогом, творчески относятся к проблемно-поисковой деятельности, участвуют в разработке способов поисковой деятельности и интеллектуальных операций. |
Цель, преследуемая автором | Актуальность: Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, рассматриваются, как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно–исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления об окружающем, с другой – начинает овладевать причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира. Развитие познавательной активности у детей - вопрос актуальный на сегодняшний день. Необходимо включать малышей в осмысленную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов. Основная особенность детского экспериментирования заключается в том, что ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Осуществляемые практические действия выполняют для детей познавательную исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Детское экспериментирование, как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка и основ познания окружающего мира.
У меня, как педагога-воспитателя сформируются основы педагогического мастерства, профессионализма и творчества:
|
Содержательная форма представления педагогического опыта | 1 этап 1. Составление библиографии по теме самообразования. 2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе интеллектуального развития детей. 3. Составление плана работы с детьми и родителям. 4.Подготовка практического материала: (наглядные пособия, настольные игры, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию) 2 этап 1.Внедрение в работу подготовленного материала. - Практическое применение наработанных материалов с детьми раннего возраста. - Фотоотчеты о проделанных мероприятиях. - Конспекты НОД. - Промежуточная диагностика детей по данной теме. - Проведение мероприятий с родителями, согласно плана работы. - Консультации для родителей по данным темам. - Папки передвижки. - Опыты и экспериментирование. 3 этап - Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы. - Выступление на РМО с опытом работы. - Размещение информации по данной теме на сайте детского сада на личной странице: https://nsportal.ru/mubarakshina-lilya-rafikovna - Самоанализ педагогической деятельности. - Обобщение и распространение педагогического опыта. |
Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев. | Инновационная направленность (новизна) опыта состоит в активном использование проектных технологий, тематических акции совместно с информационно – компьютерными технологиями. Чтобы достигнуть определенного результата в работе используются новейшие технологии. Причем такие, которые не казались бы детям скучными, чрезмерно традиционными, а естественно и гармонично наполняли его мировоззрение интересным содержанием, для развития потенциала воспитанников. |
Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта. | «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Сухомлинский В. А. Дети раннего возраста – природные исследователи окружающего мира, мира открывается для них через опыт личных ощущений, действия, переживания. Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно - исследовательская деятельность! В проектной деятельности с детьми дошкольного возраста придерживаюсь важнейших педагогических принципов: • Принцип личностно-ориентированного общения – индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе всего обучения дети выступают активными исследователями окружающего мира и явлений вместе с педагогом, а не просто перенимают чей-то опыт. • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала на различную тему. • Принцип наглядности – широкое представление соответствующего изучаемому материалу наглядного и учебного материала: иллюстрации, презентации, дидактические игры, фотографии и т. д. • Принцип последовательности, который предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно, чтобы дети усваивали знания постепенно, в определённой системе. • Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата. В работе по экспериментированию использую разнообразные методы и приемы с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.). В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, наблюдения, объяснения, экскурсии, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.). Методы, способствующие развитию и обогащению знаний каждого ребенка:
|
| |
Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов. | Анализ результативности.
|
Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах). | 1) Открытое занятие: «Песок. Свойства песка. Изготовление куличиков (Отзыв от 07.12.16 г.) -Формировать интерес к экспериментальной деятельности 2)Медико-педагогическое совещание «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры» (Протокол от 27.10.17 №1) -Формирование сенсорного развития детей раннего возраста через дидактические игры 3) Выступление на медико-педагогическом совещание «Методы речевого общения детей раннего возраста». (Протокол от 27.12.17 №2) -Формирование речевого развития. 4) Открытое занятие: «Петушок, курочка и цыплята» (Отзыв от 18.01.2018 г) -Формировать первоначальное представление о домашних птиц. 5)Выступление на районном методическом объединение воспитателей раннего возраста (Протокол от 09.04.2018) -Повышения профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования лэпбуков 6) Мастер-класс для воспитателей «Изготовление лэпбука и применение в работе с детьми раннего возраста» (Протокол от 11.04.18г .№ 3) - Повышение профессиональной компетентности педагогов в области познавательного развития детей на основе использования технологии лэпбук. 7) Медико-педагогическое совещание: Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста проект «Мой детский сад » (Протокол от 26.04.18г .№ 4) 8) Открытое занятие драматизация сказки «Теремок» (Отзыв от 21.05.18г) - Формирования интереса у детей к театрализованной части |
9) Выступление на медико-педагогическом совещание «Игры с использованием фигур и картинок» (Протокол от 18.10.18г) -Формирование речевого развития 10) Квест-игра «Посадил дед репку» для воспитателей ДОУ. (18.12.19г) 11) Проект по экологическому воспитанию «Покормите птиц зимой» (09.03.19г) -Привлечь внимание детей и их родителей к проблемам сохранения природы; активизировать совместную деятельность родителей и их детей. 12) Открытое занятие по физической культуре в группе раннего возраста «Прогулка с Зайчиком в зимний лес» (Отзыв от 19.03.19 г) -Создать условия для комфортной двигательной активности детей, побуждать к движениям, действиям, направленным на совершенствование двигательных навыков. 13) Проект по нравственно-патриотическому воспитанию детей «Моя мамочка самая лучшая» 06.03.20г -Воспитывать любовь и уважение к матери, способствовать формированию добросердечных взаимоотношений между детьми и их мамами. 14) Открытое занятие по художественно- эстетическому развитию « Снег идет» от 20.03.20г -Формирование умений детей передавать в рисунке впечатление от окружающей жизни, видеть в рисунке образ падающего снега 15) Выступление на районном методическом объединение воспитателей групп раннего возраста «Игры в период адаптации детей в ДОО». Протокол №1 от 05.02.20 16) Показ на медико-педагогическом совещание интерактивные игры «Дикие и домашний животные»от | |
04.04.21 г. -Повышение профессиональной компетентности и педагогическое мастерства воспитателей групп раннего возраста 17) Проект по исследовательско-экспериментальной деятельности « Чудеса со снегом»в группе раннего возраста. От 17.03.2022 г. 18) Открытое занятие по нравственно - патриотическому воспитанию «Флаг Россий» от 22.03.22 г. - Формирование нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста 19)Показ на медико-педагогическом совещание интерактивные игры «Времена года» от 31.03.22 г. 20) Выступление на районном методическом объединение воспитателей раннего возраста «Роль дидактических игр и пособий в познавательном развитии детей раннего возраста» .Протокол №3 от 14.04.22 г. 21)Выступление на районном методическом объединение воспитателей раннего возраста открытое занятие «Флаг Росии».Отзыв от 14.04.22 г. | |
Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях. | -Консультация для родителей: «Особенности адаптации в ясельной группе"», «Дидактические игры как средство сенсорное развития детей раннего возраста», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста». -Картотека музыкально-дидактических игр раннего возраста» -Проект: «Мамочка милая моя». -Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области« Познавательное развитие» (экологическое воспитание)на тему « Дикие животные в зимнем лесу»в первая младшая группа №2 -Конспект непосредственно образовательной деятельности экспериментальной деятельности с камнем в группе раннего возрасте №2Тема: «Волшебные камни» -План работы по самообразованию: Тема «Ознакомление детей раннего экспериментирование» возраста с окружающим миром через детское -Презентация «Здравствуй, зимушка – зима!» -Презентация на тему: «Домашние животные и их детёныши » -Презентация по окружающему миру. Тема: «Весна красна» (для детей раннего возраста 2-3 года) -Презентация по теме: «Осень» в группе раннего возраста -Проект по патриотическому воспитанию «Мой детский сад». -Рекомендации родителям «Как провести опыты с водой, песком, воздухом». -Конспект НОД по патриотическому воспитанию в группе раннего возраста «Моя семья». -Буклет" Сенсорное воспитание детей через дидактические игры" -Интерактивная игра «Дикие и домашние животные» в группе раннего возраста -Интерактивная игра "Домашний животные" -Интерактивная игра "Зимушка зима" -Интерактивная игра «Весна пришла» -Интерактивная игра «Золотая ОСЕНЬ"» -Конспект непосредственно образовательной деятельности в образовательной области по теме «Развитие патриотических чувств у детей раннего возраста посредством формирования представления о флаге РФ, как о символе государства» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алексеева Е.А. Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование
Эксперименты с водой, песком, воздухом. Изучение их свойств....
Опыт работы по теме "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассма...
Из опыта работы "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
Цель и задачи проведения работы по ознакомлению детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование Цель моей работы — развитие познавательной сферы детей через включение ...
ОПЫТ РАБОТЫ по теме: Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование.
Цель моей работы - развитие познавательной сферы детей через включение в процессе экспериментирования. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи: ·...
Фестиваль педагогического мастерства - 2020 Педагогический опыт "Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование"
laquo;Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в с...
Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»
Педагогический опыт: «Ознакомление детей раннего возраста с окружающим миром через детское экспериментирование»...