Доклад. Тема: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через хозяйственно-бытовой труд»
материал по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предлагаю к вашему рассмотрению тему ознакомление детей старшего возраста с окружающим миром через хозяиственно - бытовой труд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 20.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад. Тема: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через хозяйственно-бытовой труд»
Доклад
Тема: «Ознакомление дошкольников с окружающим миром через хозяйственно-бытовой труд»
Труд - естественная форма активности ребёнка.
В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической деятельности. Многие знания закрепляются детьми во время трудовой деятельности.
Трудовое воспитание дошкольника имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка. Принцип трудового воспитания ребёнка – не делать за него то, что он может сделать сам. Ведь самообслуживание формирует важные привычки. Чаще всего формой организации трудовой деятельности ребёнка является поручение взрослого. Во время выполнения несложных, а иногда и наоборот сложных, поручений, у ребёнка формируется чувство ответственности, чувство долга.
Ставиться задача постепенного развития у детей интереса и желания к труду; воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия.
Решение этих задач предусмотрено несколькими путями: это
• самообслуживание
• хозяйственно - бытовой труд
• труд в природе
• труд в уголке природы
• ручной труд
При этом особенно подчеркивается роль знакомства с общественной направленностью труда взрослых, их отношения к деятельности. Воспитательный эффект повышается, если ребенок проявляет интерес к труду. А это определяется личным участием детей в общественно-полезном труде вместе с взрослыми. Задача воспитателя - помочь ребенку осознать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, четкости, знания своего дела; показать на жизненных примерах, что в труде проявляется взаимная забота друг о друге.
Для того, чтобы ребёнок более эмоционально воспринимал трудовые действия, необходимо почитать ему стихи или рассказ о труде. Целевые прогулки и экскурсии помогают уточнить представления детей о труде взрослых. Цель взрослого - подвести ребёнка к выводу о ценности и значимости труда, к осознанию того, что труд может принести радость, удовольствие. И не забывать, что труд – это естественная форма активности ребёнка.
Содержание занятий направлено на совершенствование трудовых умений, на углубление, расширение и обобщение получаемых ребенком представлений о труде взрослых.
В младшем возрасте необходимо раскрыть детям значение труда: трудиться – это значит заботиться о ком-то. Необходимо показать
5 компонентов трудовой деятельности:
1. задумка
2. материал (из чего делать)
3. инструменты (чем делать)
4. действия (делать по порядку)
5. результат (что задумал, то и получил)
Предварительная работа заключается в следующем:
1. Ознакомление с предметом
2. Ознакомление с материалом
3. Инструменты – показать все инструменты в работе.
Методические приёмы формирования трудовых навыков
• объяснение
• напоминание
• указание
• показ
Цели формирования трудовых навыков:
• развитие трудовых умений детей;
• обогащение представлений детей об окружающем (в процессе труда) ;
• воспитание потребности и готовности работать "в коллективе;
• умственное воспитание (развитие восприятия, "представлений, понимания действия и способов действия с орудиями труда, приобретение умения планировать трудовую деятельность, предвидеть результаты труда) ;
• нравственное воспитание и формирование качеств личности (коллективизма, взаимопомощи, готовности трудиться, умения довести начатое дело до конца, формирование положительного отношения v. труду взрослых, стремление оказать ям помощь, активности и самостоятельности;
• физическое воспитание (развитие зрительно-двигательной координации, мелкой моторики, координированных движений и т. д.) ;
• речевое развитие (расширение и обогащение словаря ребенка, развитие речевого общения) ;
• эстетическое воспитание (развитие умения делать не только быстро, правильно, но и красиво) .
Хозяйственно-бытовой труд является одним из немногих видов деятельности дошкольников, когда ребенок достигает видимого успеха, что чрезвычайно важно для его полноценного личностного развития. Именно дошкольный возраст благоприятен для трудового воспитания ребенка, для формирования положительных качеств его личности. Упущения в трудовом воспитании дошкольника в дальнейшем почти невозможно наверстать. В рассматриваемом возрастном периоде ребенок выполняет поручения взрослого с радостью, желая получить положительную оценку своим усилиям. При правильном подходе к трудовому воспитанию дошкольник приучается наводить порядок и следить за чистотой. Соответствующие умения следует развивать, закреплять и расширять, поскольку они необходимы ребенку в дальнейшей жизни.
Мои занятия распределены следующие разделы:
• «Чистота-залог здоровья»- привитие культурно-гигиенических навыков.
• «Наши зеленые друзья»- уход за растениями.
• «Давайте познакомимся»- знакомство с профессиями.
• «Наши помощники»- знакомство с бытовой техникой.
• «Вкусная мастерская»- знакомство с приготовлением простых блюд.
Для проведения занятий по хозяйственно-бытовому труду выделяется определенное количество часов, во время которых отрабатываются базовые навыки. Основная нагрузка на закрепление и совершенствование этих навыков ложится на повседневную деятельность детей вне занятий, в процессе выполнения всех режимных моментов.
В течении всего дня с детьми ведется работа по развитию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания :выполнение гигиенических процедур, самостоятельное одевание одежды и обуви, наведение порядка в тумбочках и на полочках с одеждой.
Ведется групповая, подгрупповая и индивидуальная работа с детьми. Создана папка, в которую вошли беседы и игры, направленные на привитие здорового образа жизни, развитие потребности в чистоте и правильном уходе за телом.
В группе выделена зона по уходу за растениями, где дети приобретают навык работы с лейкой, лопаткой, грабельками, учатся протирать листья растений влажными тряпочками, рыхлят землю в цветочных горшках.
В летнее время проводится наблюдение за клумбами, где дети также принимают участие в уходе за растениями: рыхление, полив, прополка, сбор семян, листьев, лепестков, которые используются для работы с детьми по ручному труду для создания различных поделок из природного материала.
Дети поддерживают порядок на территории участка, где организуется прогулка; убирают мелкий мусор, подметают песок вокруг песочницы, протирают пыль со столов и лавочек, моют выносной материал. Зимой подметают дорожки, сметают снег со снежных фигур, лопатками убирают снег с лавочек, столов.
В группе проводятся генеральные уборки, когда дети совместно с взрослыми намечают план и этапы работы по уборке групповой комнаты, распределяются бригады и обязанности. Дети протирают полочки, наводят порядок в коробках с играми и игрушками, моют строительный материал, приводят в порядок кукольный уголок.
Для достижения результатов труда необходимо следить, чтобы бригады были распределены правильно, учитывая особенности отношений между детьми. В процессе наблюдения за детьми во время трудовой деятельности мной было замечено, что целесообразно объединять разных по характеру детей (робких с общительными, неуверенных с трудолюбивыми). Это дает хороший результат в совместном труде.
С детьми проводятся целевые прогулки и на почту, в магазин (продуктовый, хозяйственный, овощной, супермаркет, школу. Ребят знакомим с профессиями нашего центра, посещая медкабинет, кухню, прачечную, гладильную комнату. Наблюдаем за работой соц. работников, дежурных, дворника.
В целях закрепления знаний детей о профессиях в группе создана зона и атрибуты для сюжетно - ролевых игр: «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Почта» и др.
Важно сформировать у детей установку, что они сами могут навести порядок в своих вещах, в игровом уголке, на игровом участке. При овладении хозяйственно-бытовыми навыками дети начинают понимать скрытые свойства и зависимости между предметами (например, сухой тряпочкой пыль вытереть не удается, нужна влажная тряпочка; поливать комнатные цветы надо по-разному: фикус через день, бегонию через два дня, кактусы раз в неделю; прежде чем посадить семена в землю, ее надо разрыхлить) .
В целом занятия хозяйственно-бытовым трудом воспитывают взаимопомощь и отзывчивость, формируют личностные и социальные качества характера дошкольников, позитивное поведение, формируют у детей желание помогать окружающим. Взрослым (воспитателям, родителям) следует стремиться к воспитанию автономии и самостоятельности у детей, поскольку это будет необходимо им на протяжении всей последующей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром через экспериментальную деятельность»
в материале представлен план работы по экспериментированию...
Выступление на педсовете. Доклад: "Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром".
Пассивные, активные и интерактивные методы организации ознакомления дошкольников с окружающим миром....
Доклад: "Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями различных областей наук"
Поисковая деятельность...
Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром и природой на тему: "В мире насекомых".
Конспект занятия на тему «В мире насекомых»...
НОД на тему "Ознакомление дошкольников с окружающим миром посредствлм экспериментирования"
Конспект непосредственно образовательной деятельности предназначен для воспитанников старшего дошкольного возраста....
Статья на тему:«Ознакомление дошкольников с окружающим миром средствами виртуальной экскурсии».
Статья посвящена виртуальной экскурсии как средству ознакомления детей с окружающим миром, которая нами рассматривается в качестве эффективной формы работы по ознакомлению детей с предметным, социаль...
«Ознакомление дошкольников с окружающим миром и явлениями природы через моделирующую деятельность в практике работы ДОУ»
Приоритетным направлением дошкольной образовательной системы является воспитание экологической культуры, то есть поиск средств обучения для формирования у детей осознанной позиции в отношении природы....