Инновационный подход к созданию предметно-разивающей среды в ДОУ
статья на тему
Инновации к созданию предметно-развивающей среды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_innovatsii.docx | 20.27 КБ |
Предварительный просмотр:
«Инновационный подход к созданию предметно-разивающей среды
в ДОУ
Понятие предметно-развивающей среды
Предметно-развивающая среда – естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами. Отличительной чертой развивающей среды МДОУ является ее трансформируемость, многофункциональность взаимосвязанных помещений образовательного помещения, которые используются для охраны физического и психического здоровья детей, создания условий для эмоционального благополучия, обеспечения свободного личного развития каждого ребенка.
Актуальность инновации
- Комфортное проживание ребенком дошкольного периода – это мотивированная эмоциональная и осмысленная деятельность ребенка, предстающая перед ним во взаимосвязи с другими видами деятельности.
- Предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности.
- Вопрос о создании предметно – развивающей среды, где при минимальных возможностях нужно создать максимальные условия для развития в ней свободной творческой деятельности ребенка – стал актуальным для нашего детского сада. Эту проблему можно решить только при условии применения в организации предметно – пространственной среды инновационных преобразований.
Потребность в инновациях чаще всего возникает, когда появляется необходимость разрешить, какую-либо проблему, то есть противоречия между желанием и реальным результатом. Исходя из этого, нам хотелось, чтобы результат совпал с нашими желаниями. Создание такой предметно-развивающей среды, которая предоставляла бы ребенку свободу, оказывала влияние на мироощущения, самочувствие, здоровье, обеспечивала бы гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром – было для нас первостепенным при решении данной проблемы.
Принципы построения предметно-развивающей среды
Принцип дистанции позиции при взаимодействии
- Поддержание визуальной связи взрослый ребенок.
- Создание условий для доверительного общения взрослый – ребенок, ребенок – ребенок.
- Возможность выбора дистанции взаимодействия с учетом своих представлений.
Принцип активности
- Включение всех помещений в действующую среду.
- Предоставление возможности свободно и самостоятельно моделировать среду, действовать в ней.
- Использование активного фона в горизонтальных и вертикальных плоскостях.
- Интенсивное насыщение проблемными и незавершенными образами, стимулами движений; эффектами «всамоделишности».
Принцип стабильности и динамичности
- Использование в пространстве с постоянными габаритами переменных и заменяемых элементов убранства.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования
- Использование кассетной системы, позволяющей детям одновременно заниматься разными видами деятельности.
- Использование трансформирующего оборудования для обеспечения непересекания сфер активности (или, наоборот, пересекания).
Принцип эмоциогенности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
- Предоставление личного пространства.
- Предоставление ребенку возможности уединиться, заняться любимым делом.
- Использование стимулов личного развития, факторов психического и физического оздоровления.
- Наличие игрушки – символа.
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетически организованной среде
- Использование своеобразного языка искусства в дизайне: линии, краски и т.п.
- Использование в интерьере простых, но талантливых произведений искусства.
- Включение эффектных зрелищ: световых, цветовых, музыкальных (бра, светильники, радуги, занавески и тому подобное).
Принцип открытости – закрытости
- Взаимодействие и связь с природой.
- Введение элементов культуры своей страны, края.
- Предоставление возможности родителям принимать участие в организации среды.
- Предоставление возможности ребенку выражать свое «Я».
- Исключение всего, что ведет к нарушению Прав ребенка.
Принцип учета половых и возрастных различий
- Трехуровневое моделирование.
- Ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
- Обеспечение полной или частичной изоляции мальчиков и девочек в спальне, душевой, туалетной.
- Обеспечение мальчиков и девочек равноценными по значению игрушками, сведениями, информацией.
При формировании предметно-развивающей среды в группах мы руководствуемся, во-первых, деятельно-возрастным подходом, во-вторых, требованиям и рекомендациям программно-методической литературы, в- третьих, базовыми возможностями планировки детского сада.
Функции предметно развивающей среды
1. Интеллектуально – познавательная_деятельность (имеет большое значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка и для приобщения его к культуре).
форма проведения мероприятия: педагогические советы, проведение открытого занятия, игры – занятия.
2. Продуктивная деятельность (детская деятельность, направленная на получение определенного результата)
форма проведения мероприятия: консультация, игра-занятие, мастер-класс.
3. Игровая деятельность (позволяет ребенку осознать себя и обнаружить связь своего внутреннего мира с внешним)
форма проведения мероприятия: К.В.Н, семинар-практикум, круглый стол.
4. Двигательное развитие (обеспечивает стимулирование и развитие различных видов движения: лазание, прыжки, бег, метание и т.д.)
форма проведения мероприятия: открытое мероприятие, консультация.
Деятельность педагогов и детей в созданной предметно – развивающей среде
«Уголок ручного труда» Воспитатели совместно с детьми работают с природным и бросовым материалом. У ребенка формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
«Уголок старины» В старшем дошкольном возрасте дети проявляют интерес к прошлому и это подтолкнуло нас к созданию кухни в «русской избе»; в сборе подлинных вещей и их копий. Действуя с различными предметами быта и общаясь друг с другом и со взрослыми, дети развивают монологическую и диалогическую речь, расширяют активный и пассивный словарь, усваивают новые знания, знакомятся с предметами народно-прикладного искусства. Предметы народно – прикладного искусства украшают «русскую избу». Это и разделочные доски, выполненные в городецкой росписи, и деревянные ложки, баночки в хохломской росписи, чайнички, расписанные под гжель, русский самовар, подлинная прялка. Дополняют интерьер «русской избы» лоскутное одеяло, салфетки, полотенца, домотканые половики и коврики. «Русская изба» является комнатой психологической разгрузки не только для детей, но и для взрослых. Но самое главное в ней проводятся развивающие занятия с детьми. В их содержании активно используются предметы русского национального быта, что позволяет нам не только обучать детей, но и сохранять преемственность этических и эстетических ценностей русского народа.
«Музыкально-театральный уголок» Для решения задачи развития личностной эстетической культуры у детей требует создания такой образовательной среды, которая обеспечит: во – первых, удовлетворение потребностей детей в творческой самореализации, во – вторых, психологический комфорт, а в – третьих, повысит заинтересованность педагогов и детей в конечном результате. При появлении в детском саду разнообразных видов театров возникает интерес к музыкально – театральной деятельности. Под руководством педагогов дети разыгрывают различные кукольные спектакли, а затем с помощью музыкального руководителя соединяют их с музыкой. В музыкально-театрализованной зоне подобраны следующие пособия: фланелеград, маски сказочных персонажей, музыкально-дидактические игры, музыкальные и фольклорные инструменты. Большой интерес у ребят вызывают инструменты народов мира, такие как трещетки, бубны, дудочки, гармошки, колотушки, ложки, погремушки, маракасы, румба.
«Уголок природы» и «Уголок науки» Для применения опытно-экспериментальной деятельности с практически действенной мы объединили уголок науки с уголком природы. При организации экспериментирования мы ставим задачу – показать детям различные инструменты, помогающие познавать мир. Это - микроскоп, магнит, лупу, бинокль, песочные часы и др. Мы развиваем представления об основных физических явлениях: магнитом и земном притяжении, электричестве, отражении и преломлении света и др. Большой интерес у детей вызывает проращивание различных семян (картофеля, лука, свеклы, моркови и др.) Дети с удовольствием рассматривают под микроскопом ежедневные изменения, которые происходят с семенами и отражают их в картах наблюдения. А также ухаживают за животными и растениями.
Итоги проделанной работы Реализация нового подхода к созданию предметно – развивающей среды в нашем детском саду основана на том, как максимально использовать пространство в соответствии с целями и задачами воспитателей и обучением дошкольников. Для нас важно,
- Чтобы деятельность педагогов по обогащению среды происходила на глазах детей и с их посильным участием.
- Чтобы предметная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и, самое главное, развитию.
- Чем больше и активнее ребенок использует возможные среды, тем успешно и активно происходит ее свободное и активное саморазвитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении.
Инновационный подход к созданию развивающей музыкальной среды в дошкольном образовательном учреждении....
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развива...
Дизайн – проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОО»
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» ...