Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ.
методическая разработка по теме
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_pds_metodistov_.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе развивающей предметной среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив. Под развивающей предметной средой мы понимаем естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная.
В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами. Грамотно организованная предметно-развивающая среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду мы считаем опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Опыт показал, изменение предметно-развивающей среды группового помещения, оказывает желаемый эффект и делает среду действительно развивающей лишь в том случае, если она спроектирована педагогами в рамках совместной с детьми партнерской деятельности. Только в случае возникновения понимания ценности для развития детей партнерской позиции, изменения в предметно-развивающей среде способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.
Цель: развитие роста социальной и деловой активности педагогов в создании предметно – развивающей среды ДОУ, способствующей развитию дошкольников.
В соответствии с целью были определены задачи:
- Изучить состояние проблемы построения предметно-развивающей среды в ДОУ.
- Проанализировать условия предметно-развивающей среды в ДОУ
- Повышение профессионального мастерства педагогов по созданию предметно – развивающей среды
- Разработать критерии и показатели уровней построения предметно - развивающей среды в ДОУ.
- Обновить ПРС в группах в соответствии с ФГТ. Обеспечение комфортности и безопасности обстановки, выполнение санитарно - гигиенических норм.
Гипотеза:
Если в ДОУ создать предметно-развивающую среду адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры; развитию индивидуальности.
Процессы обновления содержания дошкольного образования не могут быть оторваны от развивающей среды, в которой они должны воплощаться. Именно поэтому педагогам необходимо знать подходы к ее организации.
Прежде чем приступить к изучению данного вопроса, был проведен анализ ПРС с целью выявления проблем существующих в ДОУ, составлен перечень (необходимого) оборудования и материалов для каждой возрастной группы.
Результаты обследования:
- распределение детских активностей: (19%)
- гендерное развитие (равномерное развитие мальчиков и девочек) (28 %)
- эстетическое оформление пространства; (32 %)
- психофизиологический комфорт (46 %)
- трансформация пространства (38 %)
- использование материалов и оборудования с учетом принципа интеграции образовательных областей (24 %)
Анализ ПРС ДОУ выявил следующие проблемы:
- Неправильный выбор психологической дистанции педагогами с каждым ребенком, с группой в целом,
- Нет интенсивно развивающей среды, в следствии чего слабая познавательная активность детей Познавательно – исследовательская деятельность присутствовала только в аспекте изучения репрезентативного материала, так как реальные объекты для исследования представлены не были.
- Мало используются записи звуковой дизайн
- Не учитывается трансформация пространства,
- Не выполнение предъявляемых требований к эстетическому оформлению среды
- Игры, носят явно выраженный гендерный уклон в сторону девочек (48 %) Доминировали ролевые игры в различные варианты «дочки-матери» и «парикмахерская», в которых мальчики участие не принимали. Для ролевой игры мальчиков материалы практически отсутствовали.
- Использование материалов и оборудования только в одной образовательной области
- Педагоги не всегда предусматривали разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей
- Условия для режиссерской игры были созданы недостаточно, а имеющиеся были разрознены, не распределены в пространстве группы в соответствии с сюжетообразующими функциями.
- В продуктивной деятельности доминировало рисование.
Вывод:
В целом, предметно – развивающую среду ДОУ можно охарактеризовать как несоответствующую инновационным требованиям и не создающую условия для реализации основных направлений деятельности детей.
При переходе к новым преобразованиям без команды единомышленников не обойтись. Ведь не каждый педагог готов к участию в инновационной работе (с точки зрения, как мотивационной готовности, так и уровня профессионализма)
С целью изучения профессиональной позиции педагогов было проведено диагностическое исследование с использованием:
- Диагностики организаторских способностей, которая позволила выявить уровень творческого потенциала членов коллектива
- Диагностики удовлетворенности работой, которая показала повышение мотивации удовлетворенностью работой
- Диагностики «Психологического климата», которая показала, что условия, созданные в ДОУ, способствуют положительной динамики микроклимата в коллективе.
- Диагностики творческого потенциала педагогов, которая позволила раскрыть заложенные значительные творческие возможности.
Из проведенных диагностик можно сделать вывод, что педагоги не только обладают творческими возможностями, но способны применить свои возможности в практической деятельности.
Поскольку непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми, необходимо повышение квалификации педагогов в данном направлении. Для этой цели был разработан план методической работы с кадрами по повышению их профессиональной компетентности в области инновационных подходов к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ. При этом использовались методы, стимулирующие активность самих педагогов.
План работы с педагогами включал в себя:
- анкетирование,
- консультации: «Эстетика быта детского сада: роскошь или необходимость», «Эстетическое оформление групповых помещений»
- теоретические и практические семинары: «Возрастные особенности детей и стиль оформления группового помещения», «Организация декоративно-оформительской работы с детьми»
- смотры – конкурсы речевых уголков, уголков природы, физкультурных уголков;
- использование ИКТ в инновационной деятельности по созданию ПРС «Инновационные подходы к созданию и совершенствованию предметно-развивающей среды в ДОУ».
После проведенной работы по повышению профессионального мастерства педагогов по созданию ПРС были разработаны критерии и показатели уровня построения ПРС в ДОУ.
Критерии предметно-развивающей среды
1 Критерий
Организация среды с учетом возможности побуждать детей взаимодействовать с ее различными элементами,
2 Критерий
Наличие в организации среды функциональных помещений характеризующихся трансформацией
3 Критерий
Проектирование среды с учетом создания условий для формирования полноценного образа «Я».
4 Критерий
Проектирование среды с учетом ее характера: открытая, не замкнутая система, способная к изменению, коррекции и развитию
Показатели уровня построения ПРС включали в себя:
- учет возрастных и гендерных особенностей детей,
- учет психофизиологических факторов (зрительных, слуховых, тактильных)
- эстетическое оформление групп (спальня, приемная)
- интересы, потребности детей.
При создании предметно-развивающей среды, необходимо руководствоваться следующими принципами:
- Принцип дистанции, позиции при взаимодействии
- Принцип активности, самостоятельности, творчества
- Принцип трансформируемости
- Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности
- Принцип эстетической организации среды
- Принцип учета половозрастных различий детей
- Принцип интеграции
- Принцип информативности
При учете принципов построения ПРС будут созданы комфортные, благоприятные условия для развития ребенка в самостоятельной и совместной деятельности, обеспечивающей разные виды его активности.
Зонирование групп и пространства ДОУ четко продумали, и постарались создать таким образом, чтобы материалы, стимулирующие развитие познавательных способностей, располагались в разных функциональных пространствах.
Предметный мир ДОУ обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Старшие дошкольники, имея опыт изобразительной деятельности, становятся хорошими дизайнерами. В живом общении с искусством они учатся создавать и использовать в оформлении пространства ДОУ и группы аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогами они благоустраивают бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что, занимаясь дизайном, дети становятся не только исполнителями, но и творцами, Особенности деятельности детей, занимающихся дизайном, определяют новый характер их взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Для формирования у детей вкуса к исследовательской работе и в целях развития их интеллекта и формирования у них представлений об окружающей природе в ДОУ созданы «научные центры». В «центре науки» наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В процессе постановки простейших экспериментов («Очистим воду» «Игра цвета» «Вырастим кристаллы», «Мир в цветном стекле» и др.) воспитанники учатся самостоятельно ставить познавательные задачи, выдвигать предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений природы, замечать и осознавать противоречия в суждениях, формулировать выводы и делать маленькие открытия. Такое экспериментирование позволяет малышам применять знания о природе при анализе новых ситуаций, применять первые научные знания.
Помещение «Зимнего сада» разделено на несколько функциональных зон: зона для проведения занятий, зона, содержащая различные формы растений: цветы, деревья, кустарники. Так же территория зимнего сада используется для проведения выставок поделок, сделанных руками детей и родителей.
Рисование для ребенка наряду с игрой деятельностью имеет важное значение, потому, что изобразительная деятельность это неотъемлемая часть процесса познания окружающего мира. Попадая в «Изостудию» дети погружаются в мир прекрасного – картины, цветы, декоративно-прикладные изделия, детские работы и работы взрослых способствуют развитию эстетического вкуса. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает духовные способности ребенка, необходимые в различных областях творчества.
Наши педагоги активно внедряют в практику работы с детьми музейную педагогику. Этому предшествовала большая совместная работа с родителями педагогами. В учреждении оборудованы мини-музеи - «Русская изба», которая находится в отдельном помещении на втором этаже, его очень любят дети, здесь проходят литературные вечера, посиделки, занятия посвященные истории родного края. Так же в группах созданы «Музей кукол», «Музей кошек», « Музей ветра», «Музей Охинской славы», «Музей – Моя Россия». Все экспонаты собраны руками детей, родителей, педагогов которые периодически обновляются и используются с различными целями. Широко в среде прогимназии представлена региональная тематика.
После проведенного повторного анализа ПРС получились следующие результаты:
- распределение детских активностей: (48%)
- гендерное развитие (равномерное развитие мальчиков и девочек) (61 %)
- эстетическое оформление пространства; (67 %)
- психофизиологический комфорт (74 %)
- трансформация пространства (62 %)
- использование материалов и оборудования с учетом принципа интеграции образовательных областей (68 %)
ВЫВОД
Благодаря повышению уровня профессионального мастерства педагогов и их творческий активности пространство ДОУ и групп имеет неповторимый облик и воспринимается как особый мир культурной, эстетической и оздоровительной деятельности детей, педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дизайн-проект инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
Пояснительная записка и план реализации дизайн-проекта "В Сказку за сказкой" ...
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в ДОУ
В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогаще...
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Дизайн – проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды ДОО»
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке»
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» ...
«Инновационные подходы к созданию предметно-развивающей среде на прогулке» Конспект прогулки в первой младшей группе на тему: «Встреча с Колобком»
Конспект прогулки в первой младшей группе ...
Проект «Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды»
Актуальность проекта: Для построения эффективного педагогического процесса в современном детском саду принципиально важным является понимание возможностей предметно-пространственной среды, знание...