роль семьи в повышении качества дошкольного образования
статья на тему
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СЕМЬИ В ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Современные социологические и психолого-педагогические исследования позволяют утверждать, что семья является не просто важным, а в высшей степени действенным компонентом воспитания детей (Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова, Л. В. Загик, Т. А. Маркова, В. Я.Титаренко, А. Г. Харчев, И. А. Хоменко). В дошкольные годы ребёнок почти полностью отождествляет себя с семьёй. Для ребёнка дошкольного возраста не существует мир, а есть лишь окружение, которое и определяет его поведение. Важнейшим фактором воздействия семьи на личность ребёнка является атмосфера родственных эмоциональных связей, эмоциональная близость между членами семьи. Маленький ребёнок особенно нуждается в родительской любви, у него огромная потребность в общении с взрослыми, которая наиболее полно удовлетворяется в семье: любовь к родителям, беспредельное доверие к ним делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам родителей. Семью называют «школой чувств». В семье в общении с родителями, с братьями и сёстрами у ребёнка формируется социально ценная способность к сопереживанию. Любовь родных к ребёнку, их забота о нём вызывают у него ответный отклик. Закладывается эмоциональный фундамент,на котором в дальнейшем будут строиться более сложные социальные чувства.
Велико значение семьи и в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста. Забота каждого члена семьи о других её членах, готовность поступиться своими интересами ради блага родных – характерные черты подлинно семейных отношений, которые оказывают сильнейшее воздействие на нравственное становление личности ребёнка.
Моральный облик родителей определяет, какие нравственные черты будут воспитаны у детей в семье. В некоторых семьях из-за неправильного понимания принципа «всё для детей» родители допускают серьёзные педагогические ошибки. Теряя чувство меры в стремлении удовлетворить все желания своего ребёнка, они нравственно изнеживают его. Но если ребёнок привык удовлетворять только свои потребности и не замечать потребностей других членов семьи, он растет эгоистом. А. С. Макаренко говорил: «безмерная, жертвенная любовь к детям способна воспитать из них эгоистов».
Уже с двух лет ребёнок может ощущать себя членом семьи, эти чувства начинают проявляться в его поведении, если малыша систематически привлекают к бытовому труду в семье при правильном руководстве со стороны взрослых, то у ребёнка воспитывается такие нравственные качества, как ответственность, заботливость, бережливость. Сегодня бытовой труд ребёнка в семье не только не утратил своего значения как средство нравственного воспитания, но, наоборот, приобрёл особо важную формирующую роль. Ведь этот труд для ребёнка-дошкольника является по существу единственным доступным ему видом деятельности для других, в которой малыш может реально ощутить свою причастность к жизни семьи и даже некоторую зависимость членов семьи от его трудовых усилий.
Досуг – важная сторона семейного быта, а организация досуга – одна из функций семьи, связанная с его воспитательной функцией. По тому, чем заполнен досуг родителей и детей в семье, в какой мере родители являются его организаторами, можно судить об эффективности семейного воспитания. Совместное содержательное проведение досуга, когда родители и дети вместе отдыхают, занимаются творческой деятельностью, способствует укреплению и углублению духовных связей между ними. В совместной деятельности возникают взаимоотношения сотрудничества. Современные родители чаще всего ориентированы на «демократические» модели взаимоотношений взрослого с ребёнком. Жёсткую авторитарную модель как норму взаимодействия с ребёнком поддерживают в целом не более 10 % родителей. Семья для ребёнка – это место его рождения и основная среда обитания (материального и духовного). Именно в семье ребёнок получает азы знаний об окружающем мире. Семья – это система с определённым морально-психологическим климатом, являющаяся для ребёнка школой отношений между людьми. Именно в семье складываются его представления о добре и зле, об уважительном отношении к нравственным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье ребёнок переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности. Первые воспитатели ребёнка – мать и отец. Исследования отечественных социологов [3] показывают, что 75,5 % родителей дошкольников среди предпочитаемых жизненных ценностей называют «воспитание детей». Роль родителей в воспитании дошкольников трудно переоценить! Мудрая, проверенная веками народная педагогика донесла до сегодняшнего молодого поколения образ ответственного родительства: «На плечах отца держится мир», «Материнская молитва со дна моря поднимет».
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Евдокимова Е. С. Детский сад и семья. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. – 144 с.
2. Семейное воспитание. Краткий словарь / сост. И. В. Гребенников, Л. В. Ковинько. – М., 1990.
3. Собкин В. С., Марич Е. М. Социология семейного воспитания: дошкольный возраст // Труды по социологии образования. – Том.VII. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль заместителя заведующего в повышении качества дошкольного образования
На сегодняшний день одной из задач дошкольных учреждений является совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми. Для решения этой задачи, прежде...

Роль педагогического совета как коллегиального органа в повышении качества дошкольного образования
В статье определяется роль педагогического совета учреждения в решении задач...

Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.
Повышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывного повышения квалификации педагогов.Юлия НароноваПовышение качества дошкольного образования через создание системы непрерывн...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"
Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...
Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования
Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. За тыс...

Взаимодействие детского сада с семьей – главное условие повышения качества дошкольного образования
В статье рассматривается важность взаимодействия детского сада и семьи для обеспечения качественного дошкольного образования. Подчёркивается, что семейное воспитание должно преследовать единые цели и ...

Взаимодействие дошкольной организации с семьями воспитанников, школой, социумом как фактор повышения качества дошкольного образования
Описание системы взаимоотношений дошкольной образовательно организации с социальными партнерами для повышения эффективности работы с семьями воспитанников....