Семинар-практикум для педагогов
опыты и эксперименты на тему
«Художественная литература,
как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_pedagogov_novyy.docx | 28.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 5»
Семинар-практикум для педагогов
«Художественная литература,
как инструмент гендерного воспитания дошкольников»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад №5»
Пиримова Салихат Гаджирамазановна
город Нефтеюганск 2014
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Порядок работы
- Различие понятий «гендерного воспитания» и «полового воспитания»
- Реализация гендерного подхода в совместной деятельности педагога с детьми.
- Роль художественной литературы в гендерном воспитании дошкольников
- Обмен мнениями на тему: «Какие гендерные уроки преподносят детям народные сказки?»
- Мозговой штурм «Анализ произведений детской художественной литературы с точки зрения использования для гендерного воспитания»
- Система работы по изучению художественной литературы в контексте гендерного воспитания.
- Подведение итогов
- Вопрос для педагогов: В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?
Обобщение: половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего, физиологических особенностей полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы должны принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине. Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.
Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.
Вопрос для педагогов: какие вы знаете гендерные типы?
Обобщение: маскулинный, феминный, андрогинный, недифференцированный гендерные типы.(презентация)
Маскулинный гендерный тип: ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.
Феминный гендерный тип: предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны других людей, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.
Андрогинный гендерный тип: свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.
Недеффиринцированный гендерный тип: отвергает и мужской и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.
Вопрос педагогам: Можете ли вы, зная типы, соотнести каждый с конкретным ребенком?(высказывания педагогов)
- Как вы считаете, каков предполагаемый результат работы по гендерному воспитанию дошкольников? (мнения записываются на доске)
Обобщение:
во-первых, способствовать гендерному самоопределению, т.е. сформировать у ребенка устойчивое понятие своего пола; во-вторых, воспитывать у детей правильное полоролевое поведение; в-третьих, способствовать гендерной социализации детей.
Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, и все больше педагогов и психологов стали задумываться о необходимости дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков, начиная уже с дошкольного возраста. Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребенок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками (курение, брань и т.п.). Ребенок еще не использует эти символы «мужественности» и «женственности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребенка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.
Работая по проблеме гендерного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ, мы, педагоги ставим следующую цель: способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек дошкольного возраста, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.
3. Изучение литературы и собственный опыт показали, что неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учетом их гендерных особенностей может оказать художественная литература.
Чтение художественной литературы занимает важное место в дошкольной педагогике, оно выделено в отдельную образовательную область. Это объясняется тем, что литература является транслятором социального опыта, норм и ценностей общества. Поэтому восприятие (чтение и слушание) ребенком произведений художественной литературы в педагогике рассматривают как деятельность, направленную на преобразование социального опыта, заложенного в литературном произведении, в личный опыт читателя (слушателя). Литература, в том числе художественные произведения для детей, сказки как социальный институт, является одним из важнейших культурных ориентиров для гендерной социализации ребенка.
- Как вы считаете, какова роль народных сказок при гендерном подходе? (Обмен мнениями )
Примерные вопросы:
1. Чему учат народные сказки девочек?
2. Чему учат народные сказки мальчиков?
3. Каковы возможности народных сказок в плане трансляции гендерных идеалов?
Для обсуждения выбирается две сказки и проводится сравнительный анализ народных сказок.
Примерная схема анализа.
1. О чем эти сказки?
2. Что в них показалось вам необычным?
3. Насколько типично поведение мужских и женских героев этих сказок? В чем именно заключается их стереотипное и нестереотипное поведение?
4. Какими личностными чертами обладают главные персонажи? Какие преимущества они им дают? Где и когда мешают?
5. Что, на ваш взгляд, ценного в этих сказках?
5. Мозговой штурм «Анализ произведений детской художественной литературы с точки зрения их использования для гендерного воспитания». Педагоги делятся на три группы.
Идеалы мужественности | Идеалы женственности | Дружная и счастливая семья | |
Художественная литература |
Первая группа называет произведения, в которых воспитывают идеалы мужественности (обосновать), вторая – в которых воспитывают идеалы женственности (обосновать), третья направлена на формирование представлений о дружной и счастливой семье (обосновать). Называют по очереди. Победит та команда, которая больше назовет произведений.
6. Система работы по изучению художественной литературы в контексте гендерного воспитания.
Обобщение: Для работы в направлении гендерного воспитания и социализации дошкольников выделены несколько тематических областей, соответственно каждой области подбирается художественная литература, рекомендованная для дошкольников, которую можно разделить на две группы: про мальчиков (мужчин) и про девочек (женщин). Такое разделение дает возможность в течение года равномерно уделять внимание как мужской, так и женской гендерной роли. Выбор произведений каждый педагог может варьировать в зависимости от уровня развития детей, добавляя или убирая те или иные произведения. Таким образом, художественная литература может выступить инструментом гендерного воспитания дошкольников и способствовать освоению навыков полоролевого поведения.
7. Подведение итогов работы в рамках семинара – практикума
- Обоснуйте необходимость гендерного воспитания детей.
- В чем именно заключается роль детской художественной литературы в процессе личностного развития ребенка с позиций гендерной социализации?
Обмен идеями, мыслями и чувствами по данной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми"
Содержание семинара - практикума "Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми" направлено на повышение коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской а...
Семинар-практикум "Адаптация молодых педагогов к ДОУ"
Адаптация работника - это приспособление индивидуума к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. Поэтому...
Семинар-практикум «Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»
Семинар-практикум«Совершенствование мастерства педагогов в использовании метода проектов в совместной деятельности с детьми»...
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия педагогов с агрессивными детьми»
Цель: повышение уровня коммуникативной компетентности педагогов детского сада по проблеме детской агрессивности у дошкольников.Задачи:познакомить педагогов с понятием «агрессивность», групп...
Семинар-практикум "Повышение мастерства педагогов доу По организации работы педагогов в процессе Формирования элементарных Математических представлений у дошкольников"
Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окр...
Семинар-практикум "Психологическое здоровье педагогов"
Семинар-практикум для педагогов ДОУ по теме "Психологическое здоровье педагогов"...
Семинар-практикум для молодых педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей».
Материал будет полезен для психолога ДОУ. Содержит теоретический материал и практический. Основная цель повышение коммуникативной компетентности педагогов при общении с родителями....