Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников
статья на тему

Парамонова Любовь Васильевна

Обострение глобальных проблем современной цивилизации, ухудшение экологической ситуации  обусловило сегодня всевозрастающее внимание к вопросам экологического воспитания детей. Созрела необходимость выхода экологического образования на качественный уровень. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф и реальным уровнем экологической воспитанности  подрастающего поколения. Становится все более ясной необходимость формирования  нравственного компонента экологической культуры, что являются основой процесса  экологического воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы по экологическому воспитанию

Экологическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. Кому-то может показаться это преждевременной мерой. Однако детские психологи отмечают возраст 5-6 лет как самый восприимчивый, открытый к познанию. В этот период формируется отношение ребенка к себе, к окружающему миру, выстраивается координата ценностей.

Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» – говорит С.Н. Николаева, автор многих программ по экологии. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогут идеи Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, Б.Т. Лихачева, которые придавали огромное значение нравственно–экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию ребенка.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа C.Н. Николаевой “Юный эколог” а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, Т.С. Комаровой и др.

Неоценимую помощь в работе окажут следующие методические пособия:                                                              

- С.Н.Николаева “Как приобщить ребенка к природе”;

- Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова“Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста;                                                        

– Л.М. Потапова “Детям о природе” ;      

– Н.А. Рыжова “Наш дом–природа” , “Воздух–невидимка”;                            

– Я.П. Молодова “Игровые экологические занятия с детьми”;                      

– В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич “Прогулки в природу”;                                  

– М.А. Кузнецова, А.С. Резникова “ Сказания о лекарственных растениях”;  

– М.М. Марковская “ Уголок природы в детском саду”;                                    

– О.В. Мариничева, Н.В.Елкина “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.”

– И.В. Кравченко, Т.Л. Долгова “ Прогулки в детском саду”                              

– Л.И. Грехова “В союзе с природой”;                                                                  

– Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова “ Формирование экологической культуры дошкольников”;                                                                                                      

– Л.А. Владимирская “ От осени до лета”;                                                              

– Н.В. Коломина “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”;  

– Е.А. Свешникова “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”;  

–Н.Ф. Виноградова, Т.А. Куликова “Дети, взрослые и мир вокруг”.

     

Основой работы по экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы:                                                                                

-учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения;                                                                            

-обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей;            

-уважение к личности каждого ребенка.

Экологическое воспитание в детском саду осуществляется в виде различных форм: экологические занятия и беседы, экскурсии и фенологические прогулки, наблюдения в природе, досуговые занятия, игры; практическая работа (опыты), консультации с родителями, тематические выставки; и  в нескольких направлениях: непосредственно с главными участниками образовательного процесса — с детьми, на педагогическом уровне, во взаимодействии с родителями.

Приоритетами в работе по формированию экологического воспитания дошкольников должно стать:

- наличие в группе живых объектов природы: разнообразных комнатных растений, аквариума;                                                        

- наличие материала для поисково-исследовательской деятельности;                                        

- разработанные экологические тропы как на территории детского сада, так и за её пределами;

- наличие на территории детского сада огорода, клумб.        

Экологическое образование следует продолжать и за пределами дошкольного учреждения. На выходные или каникулы дети получают задание собрать вместе с родителями экспонаты для музея природы в саду, сделать поделку из природного материала, нарисовать стенгазету.

Взаимодействие с родителями является необходимой составляющей экологического воспитания в детском саду. Взрослый своим примером должен подавать пример ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников

 Есть просто храм,Есть храм науки,А есть еще природы храм,С лесами, тянущими рукиНавстречу солнцу и ветрам.Он свят в любое время суток.Открыт для нас в жару и стынь.Входя сюда,...

Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников на тему: "Формирование у детей дошкольного возраста экологических знаний в процессе проектной и игровой деятельности"

В сложившейся ситуации педагога заинтересовала проблема экологического воспитания и развития детей дошкольного возраста, т.к. в современном обществе необходимо вырабатывать навыки экологически грамотн...

Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»

В разработке представлены новые направления в работе по экологическому воспитанию дошкольников:метод  моделирования, элементы сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии. Также описывается ...

План – задание к тематической проверке «Организация работы по экологическому воспитанию детей»

Цель: проанализировать эффективность работы по экологическому воспитанию детей.Задачи:-выявить и оценить положительные и отрицательные тенденции, новаторской опыт педагогов в организации работы по эко...

Материалы по тематическому контролю "Организация воспитательно -образовательной работы по экологическому воспитанию дошкольников"

Цель: Изучение состояния воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с...

Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы ...