Методическая разработка «Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

В разработке представлены новые направления в работе по экологическому воспитанию дошкольников:метод  моделирования, элементы сказкотерапии, телесно-ориентированные технологии. Также описывается работа с педагогами и родителями по воспитанию осознанно бережного отношения к природе у дошкольников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_po_ekologii.docx202.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  по разделу программы « Детство»

«Ребёнок открывает мир природы»

на тему:

«Современные подходы в организации работы по экологическому воспитанию дошкольников»

                                                          Подготовил: ст. воспитатель

1 кв. категории Фролова Е.С.

2010 год

            Глава 1. Введение

Экологическое воспитание как приоритетное направление в работе с дошкольниками

                                       Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами.

                                                        Одна природа делает великое даром.

                                                                                                      А.И. Герцен.

           Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Трудовая деятельность и образ жизни современного общества превратились в мощную преобразующую силу, которая воздействует на природу и нарушает ход ее естественной эволюции. Выход из экологического кризиса, отмечают ученые, техническими средствами невозможен. Люди  должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий, соблюдать законы природы, а значит изменить своё потребительское отношение к ней.  Экологическое образование выступает необходимым условием преодоления негативных последствий антропогенного влияния на окружающую среду и фактором формирования экологической культуры личности как регулятора отношений в системе «человек – окружающая среда». Экологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем.

            С принятием законов Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" и "Об образовании" созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения. "Указ президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования.            

           Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни:

в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы;

в школьные годы - способствовать пониманию целостной картины мира;

в периоды взросления и зрелости - развивать экологическое мировоззрение, воспитывать чувство ответственности за состояние природы, помогать осознанию необходимости личного участия в экологической деятельности.

            В педагогической науке существуют два разных термина: «экологическое воспитание» и «экологическое образование». Первое невозможно без второго, и поэтому образование должно развиваться в контексте воспитания, тем более, что знания сами по себе еще не определяют направленность деятельности человека. Сущность экологического образования и воспитания заключается в обретении каждым человеком чувства природы, умения вникать в ее мир, в ничем незаменимую ценность и красоту; понимании, что природа есть основа жизни и существования всего живого на земле; диалектической неразрывности и взаимообусловленности природы и человека.

            В таких условиях особую важность приобретает экологическое образование, которое рассматривается рядом ученых как важнейший фактор нравственного формирования личности. По мнению учёных И.А. Бондаренко, Н.Н. Достовалова, М.С. Каган воспитание подрастающего поколения с высокой экологической культурой позволит преодолеть целый ряд негативных явлений в жизни общества, гармонизировать отношения человека с другими людьми, с природой, с самим собой как частью природы.

            Цель экологического образования - формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, способности к самоограничению, чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.

           Первым звеном в системе экологического образования является дошкольное. Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребёнка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы.  Творческие педагоги  находятся в поиске современных технологий по экологическому образованию дошкольников.

                     

           Глава 2. Аналитическая часть

Психолого-педагогические исследования проблемы экологического образования дошкольников

Изучение и наблюдение природы породило науку.

Цицерон.

              В дошкольный период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.  Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.  К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.  

             Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах

 ( А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова).

             В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами В. В. Давыдовым, Д. Б. Элькониным  провозглашалась необходимость:

 1) усложнения содержания обучения - привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности;

2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

           Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер (НИИ дошкольного воспитания АПН). Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

           Позднее в дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова , С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др. ) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой.

           Последнее десятилетие ХХ века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысление человечеством. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства - системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.

           В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

           В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников (С.Н. Николаева, Н. А. Рыжова, В. И. и С.Г. Ашиковы и др.)

        Глава 3. Практическая часть

       3.1. Цели и задачи раздела программы «Детство»

       «Ребёнок открывает мир природы»

        Наш детский сад работает по программе «Детство». Она разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. Герцена, г. Санкт-Петербурга, авторский коллектив в составе В.И. Логиновой, Т. И. Бабаевой, Н.А. Ноткиной.  Является программой обогащённого развития детей и обеспечивает единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребёнком своих потребностей, возможностей и способностей. Девиз программы: «Чувствовать – познавать - творить».    

        Линия чувств определяет направление эмоционального развития дошкольников, обеспечивает эмоционально-комфортное состояние ребёнка, а также гармонию с окружающим миром.

        Линия познания основывается на развитии познавательной активности, любознательности, самостоятельности.

        Линия творчества пробуждает творческую активность, стимулирует воображение, желание включиться в творческую деятельность.

         Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры.  Авторы программы «Детство» делают акцент на приобщении детей к добру, красоте, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребёнка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки, участвовать в охране окружающей среды.

          Особое внимание в воспитательно-образовательном процессе отводится воспитанию у дошкольников основ экологической культуры, ценностных ориентаций в поведении и деятельности. В разделе «Ребёнок открывает мир природы» для осуществления главной цели - экологического образования дошкольников поставлены задачи на каждую возрастную группу:

                                                    Младший дошкольный возраст:

- обогащать представления детей  о растениях, животных, о человеке, а также об объектах неживой природы, встречающихся в ближайшем окружении;

- включать малышей в посильную деятельность по уходу  за живыми существами (это способствует установлению первых естественных взаимоотношений детей с миром природы);

- воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.

Средний дошкольный возраст:

- формировать представления детей  о природе, а также экологически ценный опыт общения с животными и растениями;

- удовлетворять детскую любознательность, не подавляя при этом интереса к узнаванию природы;

- стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе;

- прививать навыки активности и самостоятельности мышления.

Старший дошкольный возраст:

- способствовать расширению и углублению представлений детей  о природе;

- развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения;

- помочь детям освоить навыки и умения по уходу за животными и растениями, отдельные способы охраны природы;

- воспитывать у детей элементы экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности.

Анализируя данные уровня освоения программы за 2007-2008 учебный год (Приложение 1), мы пришли к выводу, что уровень знаний, умений и навыков детей недостаточно высок. Предполагаемая причина: используемые педагогами методы и приёмы малоэффективны в работе по формированию основ экологической культуры дошкольников. Исходя из этого,  мы поставили цель: 

Использование современных технологий в экологическом воспитании дошкольников.

Определили задачи:

  1.  Изучить новые формы работы по воспитанию  экологической культуры дошкольников.
  2. Повысить профессиональную компетентность педагогов в области экологического воспитания.
  3. Использовать освоенные методы в работе с детьми.  

 

3. 2. Методы и формы экологического воспитания дошкольников

           Как же построить знакомство с природой и экологическое воспитание таким образом, чтобы оно приносило пользу ребёнку и одновременно развивало в нём чувство ответственности за окружающий мир?

           Во-первых, необходимо ориентироваться на потребности и возможности дошкольника, помня о специфике его интеллекта и эмоций. В три-четыре года экологические представления базируются на чувственном опыте ребёнка, непосредственном взаимодействии с природными объектами-растениями, животными. В четыре-пять лет малыш живо интересуется природными явлениями, которые можно наблюдать на улице, из окна, в детском саду. К пяти-шести годам детям становятся доступны взаимоотношения и взаимозависимости в природе, причины тех или иных природных явлений.

           Во-вторых, важнее не накапливать большое количество информации, а уметь её обрабатывать, структурировать, отбирать необходимые сведения, опираясь при этом на средства, выработанные культурой.

           В-третьих, необходимо сочетать приобретение знаний о природе и её эмоциональное восприятие. Нужно, чтобы образование не превращалось в скучное заучивание  и натаскивание, а приносило радость и детям, и взрослым. Задания лучше облекать в форму игры, соревнования, экспериментирования и других, свойственных дошкольному возрасту видов деятельности.

           В педагогическом процессе используются как традиционные методы, так и инновационные. Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы эффективно проходит в моделирующей деятельности.

3.3. Метод моделирования

             Модель - предметное, графическое или действенное изображение чего-либо. Процесс создания модели - моделирующая деятельность. Использование метода моделирования основано на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных предметов, объектов, явлений реальной действительности. Использование моделей и деятельности моделирования обеспечивает возможность получить необходимую человеку информацию о реально существующей действительности, путем переноса знаний, информации, полученной при исследовании соответствующей модели на изучаемый предмет или явление. Именно моделирование обеспечивает возможность проникновения в сущность предметов и явлений, делает доступным изучение скрытых сторон, связей и зависимостей, что очень важно для формирования реальной картины мира, становления научного мировоззрения.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях, и отношениях, существующих между ними. Оно основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками. Основы этой реальной картины окружающего мира, научного сознания формируются уже в дошкольном детстве. Не случайно вопросы использования моделей и деятельности моделирования в системе работы с дошкольниками занимают важное место.

             Теоретико-методологические основы использования моделей и деятельности моделирования на этом возрастном этапе были разработаны в исследованиях известного детского   психолога Л.А.Венгера, который путём исследований пришёл к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Процесс познания человеком окружающей действительности (и особенно это касается детей дошкольного возраста) осуществляется на основе чувственного восприятия предметов, объектов, которое, в свою очередь, базируется на сенсорных способностях, возможностях человека.

Не случайно развитие сенсорных способностей уже на этапе раннего детства,  ученые рассматривают как  фундамент умственного развития личности. Как показали исследования Л.А.Венгера, сенсорные способности начинают развиваться с первых лет жизни. Вместе с тем, максимально-эффективным этапом их становления ученый выделяет младший дошкольный возраст (3-4 года). Освоение сенсорных эталонов (то есть, общепринятых образцов свойств воспринимаемых предметов, объектов) на этом возрастном этапе рассматривается как основа овладения знаковой формой мышления.

В процессе овладения детьми сенсорными эталонами, а значит, и развития сенсорных способностей, ученые выделяют несколько последовательных этапов:

  1. Овладение предэталонами (ранний возраст). Предполагает формирование у детей системы элементарных обобщенных понятий (рыбка, птичка, яблоко и т.д.).
  2. Овладение эталонами цвета, формы, величины (3-4 года). При этом, необходимо отметить, что особое место занимает процесс освоения эталонов величины, поскольку они носят условный характер.
  3. Процесс систематизации сенсорных эталонов, определение их последовательности, «построение» сериационных рядов (4-5 лет).

Не менее значимы для интеллектуального развития дошкольников и познавательные способности. При этом необходимо отметить, что развитие познавательных способностей имеет непосредственную связь с развитием деятельности моделирования.

Таким образом, постепенное развитие у детей сенсорных и познавательных способностей объективно обусловливает и изменение типа моделей, используемых в работе с детьми. Первоначально (на ранних этапах развития ребенка) используются лишь предметно-схематические модели. Затем (3-5 лет) – иконические модели. И лишь только в старшем дошкольном возрасте становится возможным использование условно-символических моделей, отражающих отношения между объектами и явлениями окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте возможно и использование моделей, наглядно представляющих иерархию родо-видовых понятий мира природы.

Если говорить о развитии творческих способностей детей, то оно непосредственно связано с развитием у детей такого познавательного психического процесса, как воображение. Вместе с тем, необходимо помнить, что воображение некоторым образом противоположно мышлению, поскольку направлено на опредмечивание, обратное замещение, когда уже заместитель превращается в предмет, объект или явление (красный кружок – тепло).

Итак, анализ психолого-педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что модельный материал в системе экологического образования детей дошкольного возраста может и должен быть представлен как компонент образовательного процесса, а также важнейший элемент предметно-развивающего пространства в каждой возрастной группе дошкольного образовательного учреждения.

Остановимся на более подробной характеристике различных видов моделей.

  1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Типичным примером использования предметных моделей в экологической работе с детьми является аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре). К данному же виду моделей можно отнести и заводную игрушечную рыбку, с помощью которой возможно сформировать у детей представление о внешнем виде и движении рыбы, а также модель хищной птицы, изготовленная из черной бумаги и прикрепленная к реечке и т.д. (эти действующие модели носят название иконические – т.е., имеющие сходство с натурой).
  2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Проблеме использования в экологической работе с детьми данного вида моделей посвящено исследование Н.И.Ветровой . Данные модели «замещают» 6 основных сенсорных признаков растений: цвет, форму, характер поверхности, пространственное расположение, величину и количество. Предметами их замещающими являются полоски бумаги разного цвета (замещение цвета листьев, цветков растений); полоски с изображением круга, овала и треугольника (замещение формы листа растения); полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бархатистая, шелковистая, шероховатая – замещение характера поверхности листьев и стеблей растения) и т.д.
  3. Графические модели (графики, схемы и пр.). Они передают  обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь погоды, календарь наблюдений за птицами, модель продолжительности дня .

         Процесс познания окружающего мира не прост для ребёнка. Начинается он с чувственного восприятия объектов природы, с которыми дети непосредственно контактируют. Часто на основе чувственного познания требуется «построить» в сознании ребёнка обобщённое представление об объекте (явлении природы). Успешно решить эту задачу помогает метод моделирования.  Мы убедились, что этот метод помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. Успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

            Моделирование в экологическом образовании  выполняет следующие функции:

- служит средством анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объектов природы (в ходе наблюдений, поисково-опытнической деятельности, на занятиях углублённо-познавательного типа);

- является чувственной основой для абстрагирования и обобщения объектов и явлений природы (в ходе обобщающих занятий, экскурсий в природу, природоведческих игр, бесед);

- является программой для анализа новых явлений и переноса в другие виды деятельности навыков и умений работы с моделью (изобразительная, речевая, двигательная, математическая и др.)

            Таким образом, метод моделирования может иметь место во всех специфически дошкольных видах деятельности (Приложение 2)

            Овладение детьми моделями и деятельностью моделирования осуществляется в течение достаточно длительного времени. Л.А.Венгер  в этом процессе выделяет несколько этапов:

1. Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны уже детям 3-х летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно заместители становятся все более условными.

2. Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка – с помощью предложенной модели решить познавательную задачу.

3. Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно, овладевая процессом абстрагирования не только внешне воспринимаемых признаков объектов, предметов окружающего мира природы, но и внутренних связей, зависимостей, ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

              Практика показала, что обучение детей моделированию тесно связано с использованием системы обследовательских действий, а также планомерным анализом и сравнением объектов или явлений природы. Также необходимо иметь в виду, что создание модельного материала детьми самостоятельно будет результативным лишь в случае хорошего владения ими основами биологии и законов экологии.

            Для того, чтобы модели прочно вошли и органично вошли в предметную среду   дошкольного образовательного учреждения важно методически правильно, грамотно их использовать в системе экологического образования детей. Методика работы с детьми по созданию моделей нашла отражение в исследованиях Н.И.Ветровой, С.Н.Николаевой, Е.Ф.Терентьевой  и других ученых.

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОДЕЛЕЙ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЮ ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Работа по использованию моделей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения начинается со второй младшей группы.

Ребенок младшего дошкольного возраста познает мир природы через процессы восприятия и мышления. При помощи восприятия он узнает внешние свойства предметов в их совокупности: цвет, форму, величину и т. д. Отражение этих свойств помогает ребенку создать образ воспринимаемого предмета или явления. Педагогам необходимо помнить, что в младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются сенсорные способности и наглядно – образное мышление детей. Максимально эффективно это происходит на фоне процесса восприятия природы.

             Итак, использование моделей и деятельности моделирования в младшей группе возможно. Однако при этом необходимо учитывать уровень знаний детей о природе, полученных чувственным путем, интересы детей и особенности познавательной деятельности в данном возрасте.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЮ

В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Работа по использованию моделей и деятельности моделирования продолжается и в среднем дошкольном возрасте. Дети в средней группе уже имеют достаточно больший запас знаний о природе. Значительно расширился у них и диапазон интересов, определенного уровня развития достигли мыслительные процессы и операции. Дети уже могут сравнивать объекты и явления природы при восприятии нового материала, высказывать свое мнение и давать первые оценки увиденному. Более развитая речь позволяет детям получать информацию вербальным способом. Начинает развиваться логическое мышление, дети тяготеют к логике и порядку в мыслях. Все эти особенности детей среднего дошкольного возраста дают возможность использовать модели и деятельность моделирования более широко, чем в младшей группе. В этой группе в работе воспитателя по экологическому образованию присутствуют все виды моделей.

Таким образом, в среднем дошкольном возрасте с накоплением у детей знаний, развитием у них возможности сравнивать, припоминать и делать простые обобщения, широко и активно среди методов экологического образования используются модели и деятельность моделирования.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Старший дошкольный возраст характеризуется тем, что дети накопили уже достаточный запас знаний о природе. Однако для того, чтобы ими пользоваться необходимо эти природоведческие знания постоянно приводить в систему, формировать представления и элементарные понятия о предметах, объектах, явлениях природы, существующих в ней связях и зависимостях. В старшей группе это становится возможным, поскольку у детей начинает активно развиваться умение анализировать, обобщать, сравнивать предметы и явления окружающего мира, дети учатся высказывать суждения и делать умозаключения.

Все это делает актуальным использование в работе по экологическому образованию метода моделирования. На данном возрастном этапе используются (как и в среднем дошкольном возрасте) все разновидности модельного материала.  Дети могут без наблюдений, опосредованным путем, с помощью модели прийти к правильным выводам. Подобные обобщения требуют умения логически рассуждать, для детей старшей группы это еще сложно, поэтому торопиться не следует. Необходима большая работа по накоплению у детей конкретных представлений об объектах и явлениях природы, возможен возврат и повторение более простых и ранее изученных моделей.

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ МОДЕЛИРОВАНИЮ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Методика обучения детей моделированию в подготовительной к школе группе также определяется особенностями и возможностями психической и познавательной сферы детей. У детей данного возраста наблюдается устойчивое стремление к углубленному познанию окружающего мира, познавательная активность и интерес. На основе постоянно развивающегося логического мышления, у детей формируется способность к понятийным обобщениям. Активность детей этого возраста проявляется, в первую очередь, в практической деятельности. Активно действуя в окружающем мире, дети реализуют свое желание быть компетентными в чем-либо, и деятельность моделирования на природном материале может быть здесь очень полезной.

Итак, мы видим, что дети подготовительной группы могут с помощью моделей и деятельности моделирования понимать и осознавать свою сопричастность природе. Дети более осторожно и обдуманно начинают действовать в природе и, что самое главное, заранее осознанию последствия своих поступков.

            В результате использования метода моделирования дети активно включаются в деятельность, легче усваивают материал, детям некогда скучать на таком занятии. Такого рода деятельность способствует воспитанию осознанно-правильного отношения к объектам природы и обеспечивает становление природоведческой деятельности самостоятельного творческого уровня.

  1.  Развивающие игры в экологическом контексте

Нам никогда «не перепрыгнуть через такие, казалось бы,

простые вещи, как деревья, птицы, трава, жуки.

Мы должны ввести в этот мир маленьких детей,

 научить их культуре обращения с растениями и животными.

Д. Кавтарадзе, доктор биологических наук.

           Сегодня учёные утверждают, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделённости с ней, и это наиболее трудная из эколого-образовательных задач. Решить её нам помогают психологические игры, наполненные экологическим содержанием.

            Цель подобных игр: формирование гуманного отношения дошкольников к миру природы. В процессе её достижения решаются следующие задачи:

1. Воспитывать осознанно - бережного отношение к природе.

2. Обучать навыкам и умениям взаимодействия с природным миром.

3. Развивать возможности разностороннего восприятия дошкольниками мира природы.

В организации предлагаемых нами экологических игр используются методы, связанные с развитием:

- экологических представлений;

- отношения к миру природы;

- индивидуальных способов взаимодействия с природой.

 В них заложен принцип партнёрского, этического отношения к растениям и животным.

Метод экологической идентификации (от лат. «отожествлять») заключается в том, что дети ставят себя на место того или иного растения(животного), погружаются в ситуацию, обстоятельства, в которых это существо находится. Этот метод углубляет представления об живых существах. Кроме этого, этот метод актуализирует соответствующее поведение по отношению к животным и растениям.

Метод экологической эмпатии - вызывает чувства сопереживания состоянию природного существа, а также сочувствия ему. Данный метод стимулирует проекцию, т.е. перенос детьми собственных состояний на другие существа; переживание тех же состояний, которые испытывает растение или животное, через отожествление с ним (сопереживание), а также переживание собственных эмоций и чувств по поводу состояния живых существ (сочувствие).

Метод экологической рефлексии (от лат. «обращение назад») заключается в  том, что человеком анализирует свои действия и поступки, направленные на мир природы с точки зрения их экологической целесообразности. Данный метод стимулирует осознание дошкольниками того, как их поведение могло бы выглядеть с точки зрения живых существ, «интересы» которых оно затрагивает. Этот метод имеет важное значение в коррекции стратегий и создании мотивации  совершенствования индивидуальных способов взаимодействия с миром природы.

           Игры с использованием образов животных (телесно-ориентированные технологии) делают занятия по экологическому воспитанию интересными, радостными и неповторимыми (Приложение 3)  Имеют огромное психологическое значение - помогают расстаться со страхами, недоверием, «отпустить» ненужные напряжения. Голосовые упражнения (рычание, тявканье, лай, шипение), свойственные другим животным, помогают раскрепоститься. Таким образом, мы учим детей быть уверенными и свободными.

            Животные наделены многочисленными уникальными способностями. Каждый зверь талантлив по-своему, и каждый может научить человека многим звериным премудростям. Начнём с понимания того, что между человеком и животным (на уровне психологических состояний) нет разницы. Мы отличаемся от животных внешним видом, физической формой. Но переживаем любые состояния, свойственные четвероногим (безногим) существам - осторожность, злость, упрямство, радость, игривость, боль, хитрость, ловкость. Принимая на себя образ животного (живого объекта) у ребёнка развивается чувство эмпатии по отношению к животным, растениям, друг  к  другу.

            Автор методики Н. Огненко - психолог, логопед, телесно-ориентированный терапевт. Она рекомендует такие занятия 1 раз в неделю. По длительности упражнений – формулировка «до ощущения достаточности». Дошкольный возраст от 3 лет вполне подходит для проведения этих игр.

            Суть методики такова: еженедельно выбирается какое-либо животное и ему посвящается целый день. Например, «День зайца». Педагог изучает всю необходимую информацию, касающуюся этого животного. Затем проводятся игры и упражнения с ребёнком, при этом он обязательно входит в роль «зайца». Чувствует себя трусливым, дрожит от страха, линяет, прячется от коршуна и т.д. В каждом из дней есть задания, связанные с ручным творчеством (рисунки, аппликации, поделки). Так развивается моторика пальцев рук, координация движений и закрепляются в сознании возникшие образы, их особенности. В День зайца дети читают сказки и истории про зайцев, тем самым пополняя знания об окружающем мире. В заключении ребёнку предлагается сочинить сказку об этом животном.

           Данная методика была апробирована в работе  опытно-экспериментальной площадки по развитию осознанно-бережного отношения дошкольников к природе (действовала на базе ДОУ «Золотая рыбка» в 2007-2009 г.г.) и показала свою эффективность. Мы пришли к выводу, что используя телесно-ориентированные технологии, можно повышать уровень экологической культуры дошкольного возраста. При этом мы задействуем собственное тело, изучаем свои  вкусовые, голосовые, тактильные ощущения.  После проведения таких игр у дошкольников развивается воображение, происходит пробуждение нежных чувств внимания и заботы по отношению к другим существам. Ещё они учат быть внимательными, слушать звуки окружающего мира, помогают осознать состояние того или иного животного.

           Таким образом, эколого-психологические игры:

  • дают возможность детям приблизится к природе, почувствовать её  

незащищённость, увидеть мир другими глазами;

  • способствуют формированию активной позиции, нравственному отношению к

окружающему нас животному и растительному миру, ответственности за свои действия,

  • сближают человека и природу.

           Проводилась проверка эффективности игр в группе дошкольников общеразвивающей направленности в течение недели, по 1 игре в день. У 18 из 22 детей отмечен рост показателя «стремление к взаимодействию с живыми существами». После участия в играх увеличилось количество живых существ, изображаемых на детских рисунках. Этот факт свидетельствует о возрастании у детей интереса к миру природы. Характерно также, что на рисунках, выполненных после занятий, появляются такие элементы, как домики для животных, кормушки для птиц, то есть природа «вводится» в жизненную среду.         Важно, что с помощью данного типа игр и упражнений может преодолеваться отчуждённость человека от мира природы (Приложение 4)

            Хочется отметить, что в нашем ДОУ педагоги активно используют подвижные игры известного немецкого психолога К. Фопеля. Считаем, что и их можно успешно применять в процессе экологического воспитания дошкольников. Они  направлены не только на развитие двигательных умений, но и на развитие познавательных способностей (Приложение 5)

3.5.   Сказкотерапия.

Сказка - ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Народная мудрость.

           Сказкотерапия - процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Мы рассматриваем сказкотерапию в другом аспекте - как процесс экологического образования и воспитания ребёнка.

           Людям сложно познать волшебный мир природы в силу недоразвитости наших чувств. За этими размышлениями кроется идея одухотворённости окружающего мира.  Учёный и философ Парацельс изучил теорию «природных духов» и разделил их на четыре группы в соответствиями со стихиями, которыми они порождены и в которых они обитают. Духи земли-гномы, духи воды-ундины, духи огня-саламандры, духи воздуха - сильфы. Следуя этой теории, всё, что нас окружает-духи. Не зря многие люди отмечают, что только на природе они себя чувствуют счастливыми. Не об общении ли с природными духами идёт речь?  

           Воздействие произведений искусства и творческой деятельности на личность настолько велико, что в современной психологии появилось новое направление – арттерапия (исцеление искусством). одной из форм которого является сказкотерапия. Что может более соответствовать природе дошкольника, чем сказка?

          Сказка содержит в себе несомненные нравственные ценности: в ней добро всегда побеждает зло; осуждается и высмеивается лень, жадность, неряшливость; сказка учит с уважением относиться к хорошим, умелым работникам; ценит ум, находчивость, доброту. Слушая сказки, ребёнок «впитывает» в себя её философские смыслы, стили взаимоотношений и модели поведения, потом разыгрывает их с друзьями. Причём все процессы осмысления протекают на бессознательно-символическом уровне.

      Сказки несут чрезвычайно важные идеи: 

  1. Окружающий мир – живой. В любой момент его проявления может заговорить с человеком. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что окружает ребёнка в реальной действительности.
  2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
  3. Разделение добра и зла, победа добра. Идея может служить для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.
  4. Самое ценное достаётся через испытание, а то, что далось им даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
  5. Вокруг нас множество помощников. Но их помощь только в тех случаях, если герой не может справиться с ситуацией или заданием самостоятельно. Идея значима для формирования чувства решительности, самостоятельности, а также доверия к окружающему миру.

             Специфической особенностью воспитания методами сказкотерапии является возможность использования эмоционального воздействия сказки на личность ребёнка для усиления  воспитательного эффекта, на подсознательные установи и сознательные идеалы личности, а через них – на поведение и деятельность. Эффективность эмоционального воздействия сказок усиливается при организации комплексного подхода к их восприятию: чтение литературного произведения в музыкальном сопровождении, просмотр иллюстраций, чтение сказок о природе в живописном месте и т.д. именно такой подход реализуется в сказке, которая объединяет изобразительное и декоративно-прикладное искусство, литературу, народные и педагогические традиции. Эффективность формирования нравственных качеств личности под влиянием сказки усиливается воздействием на различные органы чувств – слух, зрение, что обеспечивает достижение детьми высоко эмоционального состояния, способствующего реализации воспитательных задач и переходу к самовоспитанию.

             Выделяются следующие важнейшие виды деятельности, интегрированные в сказкотерапии:

  • познавательная деятельность, в результате которой ребёнок познаёт объективную действительность, взаимосвязи между личностью и обществом;
  • созидательную деятельность, ребёнок создаёт что-то новое в авторском замысле;
  • оценочная деятельность, ребёнок в своих работах выражает собственное отношение к миру;
  • коммуникативная деятельность, прямое и косвенное общение автора с реципиентом.

В методике сказкотерапии принято выделять пять видов сказок:

  • художественные (авторские, народные);
  • дидактические;
  • психотерапевтические;
  • психокоррекционные;
  • медиативные.  

Отдельным блоком мы выделяем  экологические сказки (Приложение 6). Они - о взаимоотношениях человека и природных духов: огня, земли, воды и воздуха. Такие сказки помогают формированию фундаментальных ценностей человеческих отношений и взаимодействия с природой. С целью развития осознанно-бережного отношения к природе мы используем сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных. Это связано с тем, что дети дошкольного возраста часто идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных лучше всего передают детям жизненный опыт.

Структура сказкотерапевтического занятия такова:

1 этап. Ритуал «входа» в сказку. Проводится для создания настроя на совместную работу, далее следует  сам процесс «вхождения». Представляет из себя коллективное действие. Например, взявшись за руки, смотрят на свечу, или передают друг другу мячик,  или всех обдувает волшебный ветерок или иное «сплачивающее» действие.

2 этап. Повторение. Детям предлагается вспомнить, что делали в прошлый раз, какой опыт приобрели, чему научились.

3 этап. Расширение. Педагог показывает детям новую сказку, расширяя их представления о чём-либо.

4 этап. Закрепление. Здесь происходит приобретение нового опыта, у ребёнка проявляются новые качества личности. На этом этапе проводятся игры, совершаются символические путешествия, превращения.

5 этап. Интеграция. На этой стадии занятия необходимо связать новый опыт ребёнка с реальной жизнью, вместе с детьми обсуждается и анализируется, в каких  жизненных ситуациях они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.

6 этап. Резюмирование. Идёт обобщение приобретённого опыта, подчёркивается его значимость. Воспитателю необходимо связать  этот опыт с уже имеющимся.  Проговаривается последовательность всего происходившего, отмечаются отдельные дети за их заслуги, подводятся итоги занятия.

7 этап. Ритуал «выхода» из сказки. На этом этапе дети закрепляют новый опыт, педагог должен подготовить ребёнка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторяется ритуал «входа» в занятие с дополнением. Совершается какое-либо действие, символизирующее нечто полезное, то,  что дети усвоили и взяли с собой. Например, дети протягивают руки в круг, совершают действие,   как - будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди: «Мы берём с собой всё важное, что было сегодня с нами, всё, чему мы научились».

           Исходя из выше сказанного, сказкотерапия - важная методика для использования в дошкольных учреждениях. Она оказывает многоплановое воздействие на личность дошкольника. Сопереживание сказочному герою даёт ребёнку ощущение собственной силы и значимости. Поскольку во время слушания сказок у детей рождаются не только радостные, но и пугающие образы, возникают не только положительные, но и отрицательные эмоции, ребёнок учится справляться со страхами. Используя сказкотерапию, мы ненавязчиво воспитываем в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла.

            Кроме того, в каждую сказку добавлены элементарные знания о законах природы и окружающей среде. Поэтому они не только воспитывают, но и дают детям начальные знания об особенностях природных явлений, помогают осознать общую экологическую картину мира. Сказки в увлекательной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем.

        3.6. Эколого-развивающая среда.

Природа - это я.

Реверди.

           Одним из важных условий реализации системы экологического образования  является организация эколого - развивающей среды.

 При построении модели эколого-развивающей среды мы выделили два направления:

  1. На территории ДОУ  созданы все условия для наблюдения и изучения объектов природы, трудовой и игровой деятельности, экспериментирования и любования.

2. Внутри ДОУ дети имеют возможность обогащать знания о мире природы, наблюдать и ухаживать за живыми объектами,   познавать  природу родного края.

Таким образом, эколого-развивающая среда в ДОУ направлена на формирование элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения детей в природе.

3.7.   Работа с кадрами.

То, что мы знаем, - ограничено,
А то, чего мы не знаем, - бесконечно.
П. Лаплас

Для того, чтобы использовать на практике современные методы и приёмы экологического воспитания дошкольников, необходимо повысить профессиональный уровень педагогов в этой области. Для этого применяются как традиционные, так и интерактивные формы  работы.

Педагогический совет является одной из основных форм методической работы в ДОУ. Как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом  в детском саду ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения. Тематика педагогических советов связана с задачами ДОУ на учебный год. Ежегодно мы планируем 5 заседаний педсовета(3-тематических, 2-итоговых), периодически  годовой задачей ставим задачу, связанную с экологическим воспитанием:

               В настоящее время  популярны  педсоветы в форме деловой игры, круглого стола, дискуссии:

Педсовет - деловая игра используем для подведения итогов работы за определённый период. Основное место на таком педсовете занимает групповая деятельность. Участники знакомятся с поставленными вопросами, вырабатывают цели и задачи, представляют программы, которые лягут в основу решений педсовета. Считаем уместным проводить деловую игру, как форму анализа профессиональной компетентности педагогов.

Педсовет - «круглый стол». Для его подготовки выбираем самые важные, интересные для обсуждения вопросы. При этом педагоги должны заранее ознакомиться с разными обоснованиями, подходами, мнениями и обдумать свою точку зрения. На роль ведущего выбираем человека, который хорошо ориентируется в данном вопросе и умеет направлять разговор в нужное русло.

Педсовет - дискуссия, в ходе которого совместно продумываем план решения проблемы. Педагоги заранее делятся на подгруппы и готовят доклады по обсуждаемой проблеме, дискутируют, приходят к единому мнению. Заседания таких педсоветов проходят активно, творчески, способствуют росту педагогического мастерства, развивают творческое мышление педагогов.

            Используя анкетирование педагогов, мы выявляем уровень подготовки по изучаемому вопросу, их способности к профессиональному совершенствованию. Также эта форма помогает нам выявить трудности в работе педагогов, позволяет определить методические проблемы, затруднения у педагогов в процессе работы.          

Консультирование  является одной из самых распространенных форм методической работы в детском саду.  В нашем ДОУ проводятся консультации индивидуальные и групповые, по актуальным проблемам, по заявкам воспитателей. В ходе консультаций применяем метод наглядного  моделирования, который позволяет педагогом легче усвоить материал. Проведение консультаций поручаем специалистам, а также воспитателям, имеющим опыт работы по данной теме.

Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т.е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, используем методы обратной связи, к которым относится  экспресс-опрос. Для его проведения предлагаем педагогам тестовые задания, чтобы оперативно выявить, насколько педагоги понимают обсуждаемую проблему. Таким образом, корректируем дальнейшую методическую работу.

              Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в ДОУ. Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов. Учитывая актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников, семинары и консультации по данной теме планируются у нас ежегодно:

учебный год

мероприятия

ответственный

2008-2009

Педсовет «Выполнение требований программы «Детство» по развитию уровня экологической воспитанности дошкольников»;

Консультация «Организация совместных наблюдений с детьми раннего возраста»;

Семинар-практикум «Эффективные формы и методы экологического воспитания дошкольников»;

Викторина «Знатоки природы

Ст. воспитатель

Воспитатель-эколог

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

2009-2010

Педсовет «Развитие представлений о человеке в истории цивилизации и культуре»;

Лекция «Выкса и выксунцы»;

Деловая игра «Мы и цивилизация»;

Консультация «Использование телесно-ориентированных технологий в работе по экологическому воспитанию»

Ст. воспитатель

Сотрудник отдела краеведческой информации ДК

Ст. воспитатель

Педагог-психолог

2010-2011

Консультация «Труд в природе»

Консультуция «Экологическая ПРС»

Консультация «Сказкотерапия, как метод экологического воспитания в ДОУ»

Воспитатель-эколог

Ст. воспитатель

            Открытый показ используется для того, чтобы представить лучший опыт работы педагога,  продемонстрировать  его методы и приёмы работы с детьми. Данная форма работы помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем процесса педагогического творчества. После показа -  анализ занятия, отмечаем все плюсы и минусы, рассматриваем возможные варианты, даём рекомендации.

            Для формирования навыков самопознания и саморазвития у педагогов  считаем целесообразным  использовать тренинги.  Роль ведущего берёт на себя педагог-психолог, остальные присутствующие работают в группе. Такая организация работы помогает решению межличностных проблем.  В ходе тренинга педагог понимает, что его проблемы не уникальны, и он не боится ими поделиться, получая обратную связь от людей с аналогичными проблемами. Здесь же он может обучиться новым знаниям и умениям,  причём проводить тренинги можно  по разным направлениям. Итак, тренинг помогает развитию самосознания, а кроме того, помогает вырабатывать эффективные поведенческие навыки, способствует улучшению межличностных отношений в одном педагогическом коллективе; используя данную форму, мы хотим прийти к созданию оптимального психологического климата.

В перечисленных формах работы с педагогами мы используем такие методы, как наглядное моделирование, технологию ТРИЗ, элементы психогимнастики, метод проектов.  Это помогает  повысить уровень профессионально-творческого развития педагогов.

           

Применение активных форм обучения позволяет избавиться от пассивности педагогов, активизировать их творческую деятельность, а также повысить эффективность внедрения современных методов экологического воспитания дошкольников. Это позволило выйти на следующие результаты:

- повышение уровня освоения детьми программы  по разделу «Мир природы» на протяжении 3 лет. Высокий уровень  вырос с 11% до 30 %, низкий упал с 20 % до 3 % ( Приложение 1)

- рост педагогической компетентности воспитателей, уровня их квалификации.  На 2009-2010г. все педагоги имеют квалификационную категорию. Из них 74 % - 1 кв. категорию, 20 % - 2 кв. категорию, 6 % - высшую (Приложение 7)

- функционирование опытно-экспериментальной площадки по теме «Развитие осознанно-бережного отношения дошкольников к природе родного края» 2007-2010г.г.

- создание методических разработок по теме эксперимента 2010г.

- 2 место во всероссийском смотре-конкурсе на лучшую постановку экологического воспитания среди ДОУ. 2010г

3.8.  Взаимосвязь с родителями

Кто не сажал дерева,

тому не лежать в тени.

 Русская пословица.

 

Родители - наши союзники в решении задач экологического воспитания дошкольников. Поэтому важное направление нашей работы - развитие экологической культуры взрослых. Взрослые, не знающие законов природы, не осознающие всей глубины и последствий неправильного взаимодействия с ней, не могут достаточно эффективно воспитывать детей. Семья как среда воспитания личности оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения, любви к родному краю.

Для родителей сделаны ширмы: «Экологическое образование в ДОУ», «Эколого- оздоровительная 'работа в ДОУ». Фотогазеты с экологической деятельностью детей в разные сезоны. В холле информационный стенд «Экологический букварь».

С целью уточнения знаний и выявления уровня экологической культуры родителей проводятся беседы, анкетирование. Анализ результатов анкетирования выносится на родительское собрание  для обсуждения и определения перспективы работы.

Совместная деятельность детей и родителей включает в себя: конкурсы, викторины, праздники, природоохранные акции, «День открытых дверей». КВН, походы. В экологической викторине «Счастливый случай» и КВН родители решали экологические задачи, придумывали и обыгрывали природоохранные знаки.  Родители с желанием принимают участие в экологических праздниках «День рождения Земли», «Осенины», «Масленица», шьют костюмы, делают атрибуты для театрализованной деятельности.

  Природоохранные акции также не обходятся без родителей. Вместе с детьми делают кормушки, собирают семена растений для подкормки птиц, рисуют плакаты «Покормите птиц зимой». В акции «Украсим Землю цветами» родители помогают в перекопке клумб, приобретении рассады цветов, саженцев деревьев. Акция «Мусор» проводится в целях благоустройства участка. Ежегодная акция «Ёлочка»призывает беречь деревья и взрослых, и детей.

 Проводим с родителями конкурсы рисунков «Золотая осень», «Береги природу». Конкурс поделок из природного материала развивает творчество, гордость за свою семью и родной край у детей и родителей.

           В дальнейшем мы планируем использовать активные формы работы с родителями, такие как, деловая игра, дискуссия, «Круглый стол». Таким образом, мы познакомим их с новыми технологиями, которые изучили педагоги и начали применять в работе с детьми.

3.9. Система планирования работы по экологическому воспитанию дошкольников

Планирование работы по формированию экологической культуры осуществляется  

в соответствии с требованиями реализуемой программы «Детство», в частности её разделом «Ребёнок в мире природы». Содержание представленного плана (Приложение 8) отражает основные принципы построения данной программы:

  • Системное строение природы;
  • Понятие «живое», как основа экологического образования,
  • Единство живой и неживой природы,
  • Приспособление растений и животных к среде обитания и сезону,
  • Единство человека и природы как основы экологического сознания.

Использование данного перспективного плана в практической работе наряду с другими методами педагогического процесса предполагает овладение воспитателем методом наглядного моделирования. В соответствии с рекомендациями к обновлению дошкольного образования содержание плана построено в трёх блоках педагогического процесса

          - специально организованное обучение в форме занятий,

          - совместная деятельность взрослого с детьми;

          - свободная самостоятельная деятельность детей.

Такое построение плана обеспечивает системный подход к экологическому образованию детей, формирует осознанное отношение к природе.

Блок организованного обучения в форме занятий экологического содержания: комплексные, игровые, беседы, экскурсии, экспериментальные, рассказы воспитателя. Поскольку в старшем возрасте основная функция занятий - это обобщение знаний, полученных детьми в совместной со взрослым  деятельности, то преобладают занятия в виде бесед и игровые занятия.

 Особенность игровых занятий заключается в том, что они построены на совместном творчестве педагога и ребёнка. Они нетрадиционны, стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

   Количество занятий, представленных в плане, носит рекомендательный характер. В сентябре, январе, мае количество занятий сокращено в связи с проведением педагогической диагностики.

 Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в формировании экологической культуры у детей. Только при полноценном использовании наблюдений,  опытов, бесед, экологических игр разного вида, чтения художественной литературы экологического содержания, включении фольклора и труда в природе в повседневную жизнь детей мы можем говорить о формировании экологической культуры у детей.

  Блок свободной самостоятельной деятельности детей. Планирование работы в  этом блоке предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-окружающая среда  оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Очень важно, чтобы те игры, пособия, модели, книги и т.д. , которые использовались на занятии и в совместной деятельности педагога с детьми были доступны и находились в их свободном пользовании.

           Автор используемого нами  плана - О.А. Воронкевич и творческая группа педагогов г. Санкт-Петербурга. Исходя из темы данной методической разработки, план был дополнен новыми методами работы с дошкольниками, в частности занятиями по сказкотерапии и развивающими играми, которые мы рекомендуем использовать.

 Глава 4

 Заключение

Кто не любит природы,

тот не любит человека, тот не гражданин.

Достоевский Ф. М.

             Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры. Сегодня всё больше стран, в том числе и Россия, присоединяется к реализации концепции «устойчивого развития», согласно которой человечество должно согласовывать свою деятельность с законами природы, изменять потребительское отношение к природе на признание её самоценности.

             Важным условием перехода общества к «устойчивому развитию» является экологическое образование. Сегодня создаётся система непрерывного экологического образования, первой ступенью которой является дошкольная. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

            Для обеспечения качественного уровня экологического воспитания в детском саду необходимо, чтобы педагоги овладевали новыми формами работы, использовали в практической деятельности с детьми разнообразные методы и приёмы.

            В педагогическом процессе ДОУ используются как традиционные методы, так и инновационные:

  • Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы эффективно проходит в моделирующей деятельности. С помощью моделей и деятельности моделирования дети более осторожно и обдуманно начинают понимать свою сопричастность природе, и, что самое главное, заранее осознают последствия своих поступков. Такого рода деятельность способствует воспитанию осознанно-правильного отношения к объектам природы и обеспечивает становление природоведческой деятельности самостоятельного творческого уровня.

  • Используя телесно-ориентированные технологии, можно также повышать уровень экологической культуры дошкольного возраста.

      Применяя на практике эколого-психологические игры мы пришли к               выводу, что они

    - дают возможность детям приблизится к природе, почувствовать её

     незащищённость, увидеть мир другими глазами;

    - способствуют формированию активной позиции, нравственному

    отношению к окружающему нас животному и растительному миру,

    ответственности за свои действия,

                  - сближают человека и природу.

  • Сказкотерапия - процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Мы рассматриваем сказкотерапию в другом аспекте - как процесс экологического образования и воспитания ребёнка.

Сказки помогают формированию фундаментальных ценностей              

человеческих отношений и его взаимодействия с природой. С целью    

развития осознанно-бережного отношения к природе мы используем сказки       о животных, о взаимоотношениях людей и животных, они лучше всего    

передают детям жизненный опыт.

            Родители - наши союзники в решении задач экологического воспитания дошкольников. Поэтому важное направление нашей работы - развитие экологической культуры взрослых.

            Планирование работы по формированию экологической культуры осуществляется  

в соответствии с требованиями реализуемой программы «Детство», в частности её разделом «Ребёнок в мире природы», с применением новых методов и приёмов.

            Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что освоение и  использование педагогами современных педагогических технологий в работе с детьми, таких, как            

            наглядное моделирование,

            эколого-психологические игры,

            сказкотерапия,

а также сотрудничество с родителями,  грамотно спланированная деятельность взрослых и детей, окружающая эколого-развивающая среда, позволяет  эффективно решать задачи экологического образования дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников"

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Консультация: «Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников».

Что же такое «квест»? Откуда он пришел к нам? Мастер-класс по проведению квест-игры «Помоги фокуснику Крексу»....

Использование квест-игры как одной из современных педагогических технологий в работе по экологическому воспитанию дошкольников

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному...

Методическая разработка "Современный подход к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду".

Методическая разработка о современном подходе к организации и проведению утренней гимнастики в детском саду...

Современные подходы к организации работы по развитию речи дошкольников в условиях ДОО.

В тезисах рассказан опыт использования ИКТ, а именно озвучивания анимационных  фильмов для  развития связной речи дошкольников, имеющих тяжелые нарушения речи....

Консультация для воспитателей "Современные подходы к организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к са...