Педагогический опыт работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
проект по окружающему миру (младшая группа)

Гасратова Зинфира Абдуллаховна

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx133.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждениеpamiatkadliaroditielieiekologichieskoievospitaniiedoshkolnikov_4.jpg

«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области

(МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)

Педагогическийопыт работы

Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Разработала: Гасратова Зинфира Абдуллаховна,

 воспитатель 1 квалификационной категории

2 группы раннего возраста«Одуванчик».  

Тында, 2019

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Я хочу, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

Введение.

    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем человечеством. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учета многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.

Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время.

      Главный смысл экологического воспитания заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непрерывное окружение в этот период жизни» - говорит С. Н. Николаева, автор многих программ по экологии.

     Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств.

Дошкольный возраст – это самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.

Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска универсальных средств экологического воспитания в современных условиях.

       В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка.

       Так, М. А. Шаргаев считает, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития… детей надо учить, начиная … даже не с грудного возраста, а намного раньше».

       Р. Левина отмечает, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т. е. с 2-3 лет.  

       Программа Ж. Л. Васякиной «Паутинка» рассчитана на детей, начиная с 2-летнего возраста.

        В принципе при достаточно широкой трактовке термина «экологическое образование» можно говорить о его применении по отношению и к детям раннего возраста.

       Основная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  также выделяет задачи по экологическому воспитанию для детей раннего возраста:

  • содействовать интересу детей к объектам природы;
  • уточнить представления детей о растениях;
  • учить рассматривать комнатные растения;
  • наблюдать за домашними животными,
  • знакомить с домашними птицами и птицами на участке детского сада;
  • учить различать некоторых диких животных;
  • в процессе наблюдений показать отличительные особенности животных, птиц, рыб;
  •  учить различать по внешнему виду и вкусу наиболее распространённые овощи и фрукты;
  •  наблюдать с детьми за красотой природных явлений;
  • формировать бережное отношение к окружающей природе.

Актуальность темы:

Я уверена, что ранний возраст - самое благоприятное время для экологического  воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существам, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.

     Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме является программа С. Н. Николаевой «Юный эколог» и Н.А. Рыжова «Наш дом–природа».

Мой опыт работы показал, что важно специально учить малышей всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой

мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы.

Новизна  и оригинальность  опыта состоит в интеграции экологических знаний в системе воспитательной – образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др.

Актуальность избранной темы состоит в том, что эколого – социальная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования задачу поиска новых форм и методов экологического образования детей дошкольного возраста в современных условиях.

Целью работы является создание условий для формирования у ребенка элементов экологической культуры, формирования  экологически - грамотного поведения в природе.

Задачи:

  • Формировать элементарные экологические знания и представления.
  • Развивать умения разнообразной деятельности в природе и становление осознанно правильного взаимодействия с объектами.
  • Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, любознательность, эмоционально-положительное отношение ко всему живому.
  • Содействовать накоплению позитивного социального опыта в процессе общении с природой.

Ожидаемые результаты:

  Использование различных форм и методов экологического воспитания детей раннего дошкольного возраста позволит сформировать у детей первоначальные основы экологической культуры; осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; научит практическим действиям по охране природы.

При выборе форм и методов работы по экологическому образованию учитывала общепедагогические принципы (гуманизма, научности, систематичности и др.) и специфические для экологического образования принципы (прогностичности, интеграции, деятельности и др.), свойственные именно экологическому образованию дошкольников (сформулированы Н.А. Рыжовой).

  • Научность и доступность понятий.
  • Давать естественные научные знания по схеме: «представления – понятия – знания».
  • Обеспечить преемственность знаний и углубление их содержания.
  • Принцип «Спирали»
  • Используя обретенный опыт ребенка на расширение и углубление представлений и понятий.
  • Учить применять более сложные приемы и методы в исследованиях.
  • Принцип интеграции
  • Объединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.
  • Закреплять знания через продуктивные виды деятельности (рисование, ручной труд, аппликация, лепка, конструирование  бросового и природного материала).

Методы и приемы, используемые в моей работе:

  • Наглядные: огород на подоконнике, календарь природы, комнатные растения, книги и картины о живой и неживой природе.
  • Практические: оборудование для элементарных опытов и экспериментов - (центр «Воды и песка» с песочными наборами, мыльные пузыри, наборы для игры «Рыбалка»). Коллекции природных материалов (шишки, камни, ракушки, семена, сухой бассейн из круп и зерен бобовых растений). Подборки дидактических игр, описание опытов с неживой природой.
  • Словесные: беседы, наблюдения, рассматривание картин о природе, чтение художественной литературы.
  • Игровые – дидактические игры – занятия, подвижные игры с предметами, настольно – печатные игры, игры поискового характера, пальчиковые игры.

Формы работы с детьми:

  • ООД по экологии
  • Беседы
  • Экскурсии
  • Экологические тропинки на прогулке
  • Наблюдения в природе
  • Дидактические игр и упражнения
  • Опыты и эксперименты
  • Видео -  занятия и презентации
  • Наглядные пособия для рассмотрения и обсуждения
  • Дежурство в уголке природы
  •  Индивидуальная работа с воспитанниками.
  • Экологическая сказка (спектакль) с участием детей.

Формы работы с родителями:

  • Изготовление поделок из природного материала с своим ребенком
  • Выпуск стенгазеты по экологической теме
  • Родительские собрания, мастер – классы, открытые мероприятия
  • Помощь в обустройстве прогулочных участков, экологической тропы.
  • Помощь в организации центра по экологии в группе.
  • Консультативные материалы, папки – передвижки с экологической тематикой.

Этапы накопления и систематизации опыта:

Этап первый – подготовительный (сентябрь - декабрь 2017 года)

Этап второй –основной (январь 2018 – январь 2019 года)

Этап третий – заключительный (февраль – март 2019 года)

На  первом  этапе была изучена  методическая литература по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, проанализированы программы по данному направлению:

- С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»,

- Н. Н. Кондратьева «Программа экологического образования  детей «Мы»,

- О. Н. Горбатенко «Система экологического воспитания  в дошкольных образовательных учреждениях»,

- О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!»

   Также был осуществлен анализ  имеющего    программно- методического  обеспечения; анализ  предметно – развивающей среды  в группе.Подобран консультативный материал  по экологическому воспитанию для родителей: «О чем говорить с ребенком на прогулке», «Комнатные растения дома», «Домашнее животное и ваш малыш». «Стихи о природе, времен  года», «Потешки о животных», «Картотека -  домашние эксперименты», «Польза сухого бассейна».

 Была проведена диагностика воспитанников группы раннего возраста № 7 «Одуванчики»по методике Николаевой С.Н.  с использованием диагностико – дидактического комплекта «Мониторинг экологической деятельности детей 2 – 3 лет» И.Н. Недомерковой.(Приложение 1)

Диагностика показала, что представления детей недостаточно дифференцированные, собственный опыт отражают отрывочно с помощью педагога или не отражают его. 48 % детей имеют нечеткие представления о жизнедеятельности животных, 53% не имеют четких представлений о растениях, 62 % детей затрудняются в определении сезонных изменений в природе и названиях природных явлений.

На  втором   этапе определила  содержание и форм работы с воспитанниками ДОУ, родителями и педагогами; составила перспективный план работы по экологическому воспитанию; изготовила наглядный, дидактического материал; разработала серию конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед.

Организовала предметно-пространственную развивающую среду в группе:

  • уголок природы, где подобраны растения в соответствии с их биологическими особенностями. Имеются различные емкости: лейки, ведра, воронки. Собрана коллекция природного материала: шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины.
  • Центр«Маленький исследователь», в котором имеются:
  • Различные приборы: магниты, лупы, увеличительные стекла;
  • Природные материалы: песок, глина, земля, семена;
  • Бросовый материал: пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха, опилки, стружка;
  • Сыпучие продукты: мука, сахар, крупы, соль, сода;
  • Детские халаты, фартуки;
  • Журнал для фиксирования результатов.
  • «Огород на окне»(контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур; инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями).
  • В центре «Умелые ручки» подобрала материалы для рисования (гуашь, цветные карандаши, кисти), для лепки (пластилин, глина, соленое тесто), для аппликации (цветная бумага, белая бумага, клей, ножницы, трафареты). Здесь же организую выставки репродукций известных художников (по темам, сезонам и т.д.) и работ детей, выполненных в различных техниках.
  • «Центр воды и песка» помогает организовать познавательно – исследовательскую деятельность детей. Здесь подобрала: песок, гальку, ракушки, различные емкости, совочки, формочки, лейки.
  • «Экологическая тропа» организована на территории детского сада. Для работы воспитанников в группе имеется садовый инвентарь: лейки, лопатки, грабельки, рыхлители, ведерки, ящики для рассады.

В рамках работы по экологическому воспитанию разработала и реализовала проект «Покормим птиц зимой»(Приложение 2).

Цель проекта

  • Изучение образа жизни и поведения птиц зимой.
  • Формировать доброе отношение к птицам, желание заботиться о них.
  • Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
  • Создать необходимые условия в группе по формированию целостного

представления о жизни зимующих птиц.

  • Дать детям элементарное представление о кормушках для птиц.

Реализовала проект по  познавательно-исследовательской деятельности «Лучок»(Приложение 3).

Цель проекта

Вызвать интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности в процессе выращивания лука.

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, я построила свою работу по принципу " что вижу, то и познаю". Мероприятия строю по принципу отражения конкретной темы и образа. В центре внимания - нравственное поведение ребёнка: полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги. В своей работе с детьми по экологическому воспитанию я использую  постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг, использованием поговорок, потешек и с музыкальной деятельностью. Провожу с малышами ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. На прогулках хорошей традицией стала забота о птицах. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

На прогулке организовываю экскурсии по территории детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. В своей работе с малышами я использую экологические игры типа «Сад – огород», «Кто прилетел на кормушку»; подвижные игры, например, «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Воробушек и автомобиль».

Экологическое воспитание я осуществляю через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. Малыши не просто лепят или рисуют, они готовят угощение для наших друзей. В совместной деятельности с детьми рассматриваем и читаем книги о природе, животных. Провожу беседы на темы: «Холодно ли птицам зимой», «Как живут наши комнатные растения в выходной день» и т. п. Перед каждой такой беседе, я ставлю перед собой цель не только пробудить у малыша интерес к природе, показать детям, какой прекрасный мир их окружает, но и доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу.

Ведущим видам деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников является неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, я предлагаю им для обследования, в которое включаю как можно больше органов чувств.

Песок, вода круглогодично присутствуют в группе.

Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют, пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки, выясняем, из какого песка можно лепить и строить, а из какого нет. Проводятся игры с водой: «Маленькие уточки», «Плывёт кораблик», дети льют водичку, переливают.

Работая с детьми по теме «Экологическое воспитание», я учу каждого ребёнка любить и беречь окружающий мир и считаю, что достижение этой цели невозможно без помощи и поддержки семьи.

Очень важно привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, развлечениях. Родители не остаются равнодушными, они собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми поделки из природного и бросового материала.

В помощь родителям я оформляю "Экологическую папку – раскладку», где помещаю статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Для родителей и детей был организован конкурс «Лучший домик для птиц»,  выставка «Корм для разных птиц». Родители приносили корм, вместе с детьми развешивали на деревьях сделанные ими домики и кормушки.

С помощью родителей организовали уголок природы. Для этого посадили комнатные растения, организовали «Огород на окне» посадили с детьми лук, петрушку, высадили семена цветов.

Я считаю, что нужно постоянно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни.

На заключительном этапе была проведена повторная диагностика по тем же методикам, что и на подготовительном этапе.

Проведя анализ работы, исходя из наблюдений, учитывая возрастные особенности и диагностики в целом, можно сделать следующий вывод, что большинство детей:

  1. имеют четкие или фрагментарные представления о мире природы, о жизнедеятельности животных, растений: о некоторых внешних особенностях, действиях;
  2. выражают знания о животных, растениях, природных явлениях в отдельных словах, простых фразах, подкрепляя слова жестами.
  3. Вербально и невербально отражают свой практический опыт.

Заключение.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что дети за два года повзрослели, стали больше знать, хорошо владеть активной речью.

Наблюдая за растениями и животными, ухаживая за комнатными растениями, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Поэтому в адаптационный период, когда малыш очень болезненно переживает " отрыв от мамы " я стараюсь переключить его внимание от расставания с ней на уголок природы с нашим мини «огородом» и красоту комнатных растений. Растения станут интересным объектом для него, он тоже начнёт радоваться " встрече " с ним.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, я способствую активному развитию у них таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие. Эти черты, заложенные в раннем детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой.

Я считаю, что экологическое воспитание способствует всестороннему развитию ребёнка. Оно направлено на развитие познавательных интересов, на развитие личности ребёнка: умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольника, его мышления, творческих способностей, культуры чувств.

Самое главное в экологическом воспитании – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, желание любить, беречь и охранять природу! Спасибо за внимание!

Библиография:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. – 512 с.
  2. Газина О.М. Экологическая азбука для детей: Самые маленькие животные земли. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 32с.
  3. Диагностико – дидактический комплект «Мониторинг экологической деятельности детей 2-3 лет»/ авт-сост. И.Н. Недомеркова. - Волгоград: Учитель
  4. Корнилова В.М. «Экологическое окно» в детском саду: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с.
  5. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2014. – 176 с.
  6. Николаева С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ С.Н. Николаева, И.А. Комарова. – М.: Гном и Д, 2005
  7. Николаева С.Н. Парциальная программа «Юный эколог»: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 112 С.
  8. Ознакомление детей с миром природы: материалы к занятиям (интересные факты, занимательные рассказы, стихи, загадки)/авт-сост. Е.Ю. Валк. – Изд. З-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 221 с.
  9. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 232 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста "Друзья природы"

опыт работы будет полезен воспитателям детских садов, специалистам, родителям. Содержит конспекты занятий, перспективное планирование, опыты, дидактические игры, консультации для родителей, родительск...

Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста.

Экологическое воспитание детей раннего дошкольного возраста....

"Опыт работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста"

В детском дошкольном учреждении очень важную роль по развитию самосознания детей играет экологическое воспитание. В сложном комплексе проблем, характеризующих сегодняшний этап экологического вос...

Выступление на педагогическом совете в ДОУ. Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста».

Вступительное слово:    Проблема взаимодействия человека с природой не нова. Она имеет место всегда. Но сейчас, в настоящее время экологические проблемы стали наиболее остро перед всем ...

Отчет по самообразованию воспитателя Гасратовой Зинфиры Абдуллаховны 1 квалификационная категория за 2018-2019 учебный год. Тема «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».

Ранний возраст - самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, нагл...