Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
материал по окружающему миру

Комарова Марина Вячеславовна

Материал содержит  практический опыт  работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание  различных видов   детской деятельности, формы и методы работы педагогов,  через которые  у воспитанников формируются экологические знания: занятия, беседы,проблемные ситуации,  использование художественных произведений, наблюдения в природе и др. Экологическое образование  рассматривается как процесс  непрерывного воспитания и просвещения родителей,направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи через совместную деятельность,участие в конкурсах, природоохранных акциях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  работы по экологическому воспитанию   в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.

Воспитание любви к природе -важная составляющая развития экологической культуры детей. Организация  работы по экологическому воспитанию в нашем  детском саду   осуществляется в рамках реализации основной общеобразовательной программы, разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др. Через ознакомление с природой,  воспитание правильного отношения к объектам живой  и неживой природы у детей  формируются элементарные экологические представления. 

 В  ДОУ разработано перспективное (по тематическому планированию на учебный год) и ведется ежедневное  календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп.

 Экологическое развитие детей осуществляется в основной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром. В течение весенне-летнего  периода эта возможность значительно расширяется: педагоги с детьми и родителями разбивали клумбы,   озеленяли свои участки при помощи цветов, различного срока цветения, высаживали овощные культуры на огороде, ухаживали за посадками.  В летний период были организованы и проведены развлечения: «Праздник цветов», развлечение «Бесценная и всем необходимая вода». Участвовали в муниципальном и региональном конкурсах «Детский сад – цветущий сад». В муниципальном  конкурсе заняли  2 место, в  региональном  получили  сертификат за участие.

При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач. По результатам посещений на группах видно, что у детей знания о природе имеются. Они знают и рассказывают о природном животном и растительным мире. Правила поведения в природе дети знают, но не всегда соблюдают их. На вопросы  стараются отвечать полными ответами. Педагогами используются разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе образовательной деятельности.  В средней группе  проведено занятие на тему:  «Ветер песенку поет, осень в гости к нам зовет», воспитатель знакомила детей с таким природным явлением как ветер, как образуется ветер, каким он бывает, когда ветер может быть полезным, а когда натворить много бед. Она применяла на занятии следующие методы и приемы для удержания интереса у детей: художественное слово, проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, игровые приемы. Дети в средней группе обладают достаточными знаниями о природе в соответствие с возрастом, могут рассказать о  природных явлениях, (например,  листопаде) делать несложные выводы. Занятие  во второй младшей группе  было посвящено сезонным изменениям в природе осенью. Воспитатель пыталась активизировать детей вопросами, проблемными ситуациями: «Почему мы стали одеваться теплее?», «Какие овощи и фрукты мы собираем осенью»

Темы  образовательной деятельности  в группах разнообразны: средняя группа – «Путешествие в осенний лес», «Осенние подарки» и др  в старших, подготовительных группах-  «Осень золотая», «Осенние заботы животных и птиц»,  где воспитанники  рассматривали картины на осеннюю тематику, делали  выводы и умозаключения, почему некоторые животные впадают в спячку, меняют мех, почему птицы улетают в теплые края. На  занятиях  и в свободной деятельности  воспитатели  играют с детьми в различные игры  природоведческого содержания такие как: «Что сначала, что потом», «Когда это бывает», «С чьей ветки детки?», подвижные игры  «Поймай листок», «Перелет птиц», организуют беседы и проблемные ситуации: «Можно ли разводить костер в лесу», «О труде взрослых осенью», «Деревья – строительный материал», «Лес - наше  богатство». В работе с большим успехом используют художественную литературу: С.Прокофьев«Сказка    про маленький дубок»,  И.С.Соколов – Микитов «Осень», Е.Трутнева «По лесным тропинкам», Н.И.Сладков «Осень на пороге».                                                                          В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» были проведены следующие занятия: старшая группа: рисование «Золотая осень», лепка «Гроздь рябины», аппликация «Орнамент из листьев», рисование «Рисуем пейзаж», аппликация «Осень», лепка «Зайчонок».

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание экологически развивающей среды в детском саду. Во всех возрастных группах  у нас созданы уголки природы, которые позволяют:

  • наблюдать  и ухаживать за комнатными растениями;
  • вести  календари погоды;
  • вести дневники наблюдений;
  • рассматривать  картины и иллюстрации о природе;
  • играть в дидактические игры о природе;
  • делать поделки  из природного материала;
  • ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»

Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей. Так в группах старшего возраста созданы условия для опытно – исследовательской деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждой группе имеются календари наблюдений, дети умеют пользоваться инвентарем по уходу за объектами природы.  В группах имеются дидактические игры по экологической тематике.  В этом году был проведен смотр-конкурс экологических уголков. Хочется отметить, что уголки соответствуют возрастным особенностям детей, материал насыщен и многообразен. Педагоги проявили свое творчество, фантазию. В  каждой группе  изготовлены   макеты по содержанию,  соответствующие темам экологического воспитания в  группах.

Ежедневно на прогулке проводятся наблюдения    вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка,  снега, льда, воды. 

 В ДОУ проводился  конкурс детского рисунка: «Экология глазами детей», в котором приняли участие  как дети, так и родители (совместное творчество)

  Одна из форм экологического воспитания - праздники и развлечения. Роль   праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Проведены с детьми  осенние праздники: средняя группа « В гости в осенний лес», « В гости к бабушке пчеле» в старшей «А» группе, «Осенины» в подготовительной группе и др. Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем  традиционные формы (консультации, беседы, размещаем стендовую информацию).  Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. В связи с этим  ежегодно осенью проходит  выставка поделок из природного материала и овощей  «Волшебный сундучок осени», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, (сбор природного материала) в природоохранных акциях ( изготовление кормушек и т.д.). В этом году родители, сотрудники детского сада  участвовали в региональной акции «Сдай   макулатуру - спаси дерево»

 Исходя из вышеизложенного,  можно сделать выводы: в процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для педагогов "Труд как средство экологического воспитания в детском саду"

Презентация поможет сформировать цели и задачи по обеспечению трудового воспитания для каждого возраста воспитанников и  освещает основные напрвления и форы работы в этой области....

Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...

Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника

Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму»...

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».

Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....

Методическая разработка интерактивный авторский кукольный спектакль «Синичкины друзья». (Рекомендован для дошкольников старшего возраста, как средство развития речи в экологическом воспитании в детском саду)

Авторская разработка детского кукольного спектакля "Друзья синицы" для практического использования при закреплении темы "Зимующие птицы" через применение главного инструмента общен...

Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника

Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника...