Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
материал по окружающему миру
Материал содержит практический опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников,включает в себя описание различных видов детской деятельности, формы и методы работы педагогов, через которые у воспитанников формируются экологические знания: занятия, беседы,проблемные ситуации, использование художественных произведений, наблюдения в природе и др. Экологическое образование рассматривается как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей,направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи через совместную деятельность,участие в конкурсах, природоохранных акциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 19.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по экологическому воспитанию в детском саду как средство развития экологической культуры дошкольников.
Воспитание любви к природе -важная составляющая развития экологической культуры детей. Организация работы по экологическому воспитанию в нашем детском саду осуществляется в рамках реализации основной общеобразовательной программы, разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе и др. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления.
В ДОУ разработано перспективное (по тематическому планированию на учебный год) и ведется ежедневное календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп.
Экологическое развитие детей осуществляется в основной образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей. Дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром. В течение весенне-летнего периода эта возможность значительно расширяется: педагоги с детьми и родителями разбивали клумбы, озеленяли свои участки при помощи цветов, различного срока цветения, высаживали овощные культуры на огороде, ухаживали за посадками. В летний период были организованы и проведены развлечения: «Праздник цветов», развлечение «Бесценная и всем необходимая вода». Участвовали в муниципальном и региональном конкурсах «Детский сад – цветущий сад». В муниципальном конкурсе заняли 2 место, в региональном получили сертификат за участие.
При организации занятий используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач. По результатам посещений на группах видно, что у детей знания о природе имеются. Они знают и рассказывают о природном животном и растительным мире. Правила поведения в природе дети знают, но не всегда соблюдают их. На вопросы стараются отвечать полными ответами. Педагогами используются разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников в процессе образовательной деятельности. В средней группе проведено занятие на тему: «Ветер песенку поет, осень в гости к нам зовет», воспитатель знакомила детей с таким природным явлением как ветер, как образуется ветер, каким он бывает, когда ветер может быть полезным, а когда натворить много бед. Она применяла на занятии следующие методы и приемы для удержания интереса у детей: художественное слово, проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, игровые приемы. Дети в средней группе обладают достаточными знаниями о природе в соответствие с возрастом, могут рассказать о природных явлениях, (например, листопаде) делать несложные выводы. Занятие во второй младшей группе было посвящено сезонным изменениям в природе осенью. Воспитатель пыталась активизировать детей вопросами, проблемными ситуациями: «Почему мы стали одеваться теплее?», «Какие овощи и фрукты мы собираем осенью»
Темы образовательной деятельности в группах разнообразны: средняя группа – «Путешествие в осенний лес», «Осенние подарки» и др в старших, подготовительных группах- «Осень золотая», «Осенние заботы животных и птиц», где воспитанники рассматривали картины на осеннюю тематику, делали выводы и умозаключения, почему некоторые животные впадают в спячку, меняют мех, почему птицы улетают в теплые края. На занятиях и в свободной деятельности воспитатели играют с детьми в различные игры природоведческого содержания такие как: «Что сначала, что потом», «Когда это бывает», «С чьей ветки детки?», подвижные игры «Поймай листок», «Перелет птиц», организуют беседы и проблемные ситуации: «Можно ли разводить костер в лесу», «О труде взрослых осенью», «Деревья – строительный материал», «Лес - наше богатство». В работе с большим успехом используют художественную литературу: С.Прокофьев«Сказка про маленький дубок», И.С.Соколов – Микитов «Осень», Е.Трутнева «По лесным тропинкам», Н.И.Сладков «Осень на пороге». В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» были проведены следующие занятия: старшая группа: рисование «Золотая осень», лепка «Гроздь рябины», аппликация «Орнамент из листьев», рисование «Рисуем пейзаж», аппликация «Осень», лепка «Зайчонок».
Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание экологически развивающей среды в детском саду. Во всех возрастных группах у нас созданы уголки природы, которые позволяют:
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- вести календари погоды;
- вести дневники наблюдений;
- рассматривать картины и иллюстрации о природе;
- играть в дидактические игры о природе;
- делать поделки из природного материала;
- ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»
Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей. Так в группах старшего возраста созданы условия для опытно – исследовательской деятельности. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждой группе имеются календари наблюдений, дети умеют пользоваться инвентарем по уходу за объектами природы. В группах имеются дидактические игры по экологической тематике. В этом году был проведен смотр-конкурс экологических уголков. Хочется отметить, что уголки соответствуют возрастным особенностям детей, материал насыщен и многообразен. Педагоги проявили свое творчество, фантазию. В каждой группе изготовлены макеты по содержанию, соответствующие темам экологического воспитания в группах.
Ежедневно на прогулке проводятся наблюдения вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, снега, льда, воды.
В ДОУ проводился конкурс детского рисунка: «Экология глазами детей», в котором приняли участие как дети, так и родители (совместное творчество)
Одна из форм экологического воспитания - праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Проведены с детьми осенние праздники: средняя группа « В гости в осенний лес», « В гости к бабушке пчеле» в старшей «А» группе, «Осенины» в подготовительной группе и др. Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем традиционные формы (консультации, беседы, размещаем стендовую информацию). Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. В связи с этим ежегодно осенью проходит выставка поделок из природного материала и овощей «Волшебный сундучок осени», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, (сбор природного материала) в природоохранных акциях ( изготовление кормушек и т.д.). В этом году родители, сотрудники детского сада участвовали в региональной акции «Сдай макулатуру - спаси дерево»
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы: в процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Лэпбук –как средство непосредственного вовлечения семьи в образовательную деятельность по экологическому воспитанию в детском саду».
создание лэпбука...
Презентация для педагогов "Труд как средство экологического воспитания в детском саду"
Презентация поможет сформировать цели и задачи по обеспечению трудового воспитания для каждого возраста воспитанников и освещает основные напрвления и форы работы в этой области....
Детское экспериментирование как средство развития экологической культуры дошкольников.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания само...
Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника
Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать, и я пойму»...
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ».
Доклад :«Проектная и экспериментальная деятельность в детском саду как средство развития экологического воспитания в ДОУ»....
Методическая разработка интерактивный авторский кукольный спектакль «Синичкины друзья». (Рекомендован для дошкольников старшего возраста, как средство развития речи в экологическом воспитании в детском саду)
Авторская разработка детского кукольного спектакля "Друзья синицы" для практического использования при закреплении темы "Зимующие птицы" через применение главного инструмента общен...
Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника
Экспериментирование в детском саду как средство развития познавательной активности дошкольника...