Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка по теме

Чубко Валентина Владимировна

 

   Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входя сюда,  будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

 

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологические проблемы присуще всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей.

Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха. В результате чего,  люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образование – экологическое; всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Одним из важных направлений дошкольной педагогики является – экологическое образование.

 

Практически все современные: комплексные и базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников , а также, существуют дополнительные программы.

Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах  и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги – экологи.

Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание», «экологическое воспитание», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.

Например, иногда детские сады идут по самому простому пути переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологическое».

 

Что же такое экология?

Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккемм. Она определялась, как наука, о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Конечно, экология – наука не простая, чтобы её понять и осмысленно работать в области экологического образования, нужно запомнить:

4 закона Барри Коммонера:

 - все связано со всем;

- все куда – нибудь девается;

- все что – нибудь, да стоит ( ни что не дается даром);

- природа знает лучше.

 

Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.

Как это выглядит на практике?

Вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями.

Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется – например, береза.

Предлагаете обсудить детям следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета листья? Какими они станут осенью?

 

Это и есть ознакомление с деревом (природой).

 

Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятия превратилось в экологическое.

Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

Например: березе нужна почва – она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу»; нужен воздух – листики дышат; нужен дождь, ветер, который разносит семена и т.п.

Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения воспитания и развития ребенка:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;

- развитие позновательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционального – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы  ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирования умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

 

Для того чтобы решить поставленные задачи, наш коллектив трудился над созданием определенных условий.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования на наш взгляд является правильная организация и экологизация развивающей среды.

С точки зрения экологического образования среда способствует:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематичность наблюдений за объектами живой и не живой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и поставке новых вопросов);

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами)

- оздоровлению ребенка ( использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; cоздание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка ( создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- формированию экологического грамотного поведения (навыков рационального природопользования; уход а за животными, растениями, экологически грамотно поведения в природе);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природными материалом; использование природного материала на занятиях по изодеятельности).

 

Эколого-развивающая среда нашего детского сада состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою – функциональную роль.

Эколого-развивающая среда в каждой возрастной группе разнообразна, благодаря творческим способностям педагогов, созданы «мини-оазисы» природной красоты.

К созданию эколого-развивающей среды мы активно привлекали родителей и детей, т.е. она создавалась совместными усилиями, что на наш взгляд, повышает ответственность детей. Ребята бережно относятся к растениям и животным, т.е. формируются на начальном этапе задатки «правильного отношения» детей к природе, не потребительского, а созидательного.

В группах нашего детского сада созданы «живые уголки», которые представлены разнообразными комнатными растениями и одним – двумя видами животных, а также «огородами на окне», на которых дети совместно с воспитателями выращивают овощные культуры(фасоль, помидоры, огурцы, болгарский перец, цитрусовые, зелень к обеду для витаминизации пищи).

В уголках природы имеются интересно, с выдумкой, оформленные «календари природы», благодаря которым, дети имеют возможность ежедневно вести наблюдения за состоянием погоды и отмечать их в календаре, а затем проводить сравнения погодных условий в течение месяца.

 

В каждой группе детского сада изготовлены «Центры воды и песка», которые адаптированы соответственно возраста детей, т.е. содержат определенные материалы и атрибуты, создающие возможность для развертывания наиболее интересной деятельности детей, характерной для каждого возрастного периода и способствующая их полноценному развитию.

Если в младших группах – это просто совочки и формочки для элементарных игр и действий с песком и водой, то в среднем и старшем дошкольном возрасте созданы целые «мини-лаборатории» для детского экспериментирования.

Еще в наших группах имеются «зоны  коллекций», которые предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, и способствующие развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

Коллекции собирают сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветви, речные морские раковины, отдушки).

В каждой возрастной группе имеются «зоны релаксации», которые оформлены по-разному. Они предназначены, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В некоторых зонах размещены обработанные пеньки, служащие в качестве стульев, в других надувными креслами и др.

В старшей группе имеется «Альпийская горка», которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться и отдохнуть.

В книжном уголке каждой группы имеется литература о растениях и животных. Периодически в каждой группе вывешивается карта, вносится глобус; выставляются красочно – оформленные тематические альбомы (дикие, домашние животные, птицы(перелетные, зимующие)).

 

Интересной находкой коллектива МБДОУ, на наш взгляд являются – «выставочные уголки».

Поскольку, занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации.

В уголке выставляются все рисунки, поделки детей.

Кроме того, в уголках периодически вывешиваются фото детей с родителями во время общения с природой, обитателями живого уголка, с четвероногими домашними любимцами.

Разнообразная ежедневная работа с дошкольниками по экологическому воспитанию: систематические наблюдения в уголке природы, на участке, создание и поддержка необходимых условий жизни растений и животных, позволяет им накопить конкретные, чувственные представления о природе.

Большая работа по экологическому воспитанию проводится летом. В 2009 году в план летне-оздоровительной работы был включен педагогический блок «Экологические проекты», который включал следующие мероприятия:

1.     «Чистое утро» ( каждый понедельник)

2.     «День цветов» ( один раз в месяц)

3.     «Жалобная книга природы» ( в течение лета)

4.     «Природа-выручалочка» ( Творческий конкурс среди возрастных групп «Проект – представление лекарственного растения»)

5.     «В гости к юным экологам

6.     «Экологическая тропа» - Парк культуры

7.     «Лягушата у пруда» - экскурсия на пруд

8.     «Дождики» - наблюдение за дождем и рисование

9.     «Зелёный дом» - проект «Благоустройства планеты»

10.                       Пикник «У Лукоморья» (совместно с родителями)

 

В процессе экологического воспитания дошкольников очень важна работа с родителями, которая заключается в предоставлении  родителям информации о деятельности МБДОУ, привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми. Благодаря родителям собрана фототека, которая используется на занятиях, созданы разнообразные дидактические пособия: «Ящик ощущений» способствует развитию тактильной чувствительности,  «Волшебная чаша» используемая для ароматизации способствует развитию воображения детей, умения соотносить запахи с временами года, растениями.

Вопросы экологического образования включены в программу консультаций для родителей, ожидающих ребенка. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы.

Обязанностью родителей является организация совместного ухода за животными и растениями в домашних условиях; при этом – активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь, здоровье.

Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, или берут обитателей уголков природы МБДОУ к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия.
Часто устраиваются выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала «Чудеса для детей из ненужных вещей», фотографий «Наши друзья: домашние, дикие, пернатые».

Проводятся «Природоохранные акции» - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка кустарников, деревьев, рассады цветов.

Результаты проведенного опроса среди родителей свидетельствует о том, что 70% родителей более часто стали интересоваться деятельностью детей в детском саду, 95% взрослых отмечают важность экологического воспитания уже в детском саду, 98% родителей отметили , что дети  стали более внимательны к окружающим их животным и растениям, бережно относятся к предметам из природных материалов, 100% родителей желают видеть своего ребенка созидателем.

Это еще раз доказывает, что – как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности и одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм,

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток.

Открыт для нас в жару и стынь.

Входя сюда,  будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.

Экологические проблемы присуще всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.

Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей.

Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха. В результате чего,  люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.

Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образование – экологическое; всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.

Одним из важных направлений дошкольной педагогики является – экологическое образование.

Практически все современные: комплексные и базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников , а также, существуют дополнительные программы.

Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах  и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги – экологи.

Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание», «экологическое воспитание», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.

Например, иногда детские сады идут по самому простому пути переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологическое».

Что же такое экология?

Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккемм. Она определялась, как наука, о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Конечно, экология – наука не простая, чтобы её понять и осмысленно работать в области экологического образования, нужно запомнить:

4 закона Барри Коммонера:

 - все связано со всем;

- все куда – нибудь девается;

- все что – нибудь, да стоит ( ни что не дается даром);

- природа знает лучше.

Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.

Как это выглядит на практике?

Вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями.

Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется – например, береза.

Предлагаете обсудить детям следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета листья? Какими они станут осенью?

Это и есть ознакомление с деревом (природой).

Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятия превратилось в экологическое.

Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.

Например: березе нужна почва – она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу»; нужен воздух – листики дышат; нужен дождь, ветер, который разносит семена и т.п.

Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения воспитания и развития ребенка:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;

- развитие позновательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционального – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;

- развитие чувства эмпатии к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;

- формирование первоначальной системы  ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

- формирования умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Для того чтобы решить поставленные задачи, наш коллектив трудился над созданием определенных условий.

Одним из важных условий реализации системы экологического образования на наш взгляд является правильная организация и экологизация развивающей среды.

С точки зрения экологического образования среда способствует:

- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематичность наблюдений за объектами живой и не живой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и поставке новых вопросов);

- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами)

- оздоровлению ребенка ( использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; cоздание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);

- формированию нравственных качеств ребенка ( создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);

- формированию экологического грамотного поведения (навыков рационального природопользования; уход а за животными, растениями, экологически грамотно поведения в природе);

- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природными материалом; использование природного материала на занятиях по изодеятельности).

Эколого-развивающая среда нашего детского сада состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою – функциональную роль.

Эколого-развивающая среда в каждой возрастной группе разнообразна, благодаря творческим способностям педагогов, созданы «мини-оазисы» природной красоты.

К созданию эколого-развивающей среды мы активно привлекали родителей и детей, т.е. она создавалась совместными усилиями, что на наш взгляд, повышает ответственность детей. Ребята бережно относятся к растениям и животным, т.е. формируются на начальном этапе задатки «правильного отношения» детей к природе, не потребительского, а созидательного.

В группах нашего детского сада созданы «живые уголки», которые представлены разнообразными комнатными растениями и одним – двумя видами животных, а также «огородами на окне», на которых дети совместно с воспитателями выращивают овощные культуры(фасоль, помидоры, огурцы, болгарский перец, цитрусовые, зелень к обеду для витаминизации пищи).

В уголках природы имеются интересно, с выдумкой, оформленные «календари природы», благодаря которым, дети имеют возможность ежедневно вести наблюдения за состоянием погоды и отмечать их в календаре, а затем проводить сравнения погодных условий в течение месяца.

В каждой группе детского сада изготовлены «Центры воды и песка», которые адаптированы соответственно возраста детей, т.е. содержат определенные материалы и атрибуты, создающие возможность для развертывания наиболее интересной деятельности детей, характерной для каждого возрастного периода и способствующая их полноценному развитию.

Если в младших группах – это просто совочки и формочки для элементарных игр и действий с песком и водой, то в среднем и старшем дошкольном возрасте созданы целые «мини-лаборатории» для детского экспериментирования.

Еще в наших группах имеются «зоны  коллекций», которые предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, и способствующие развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.

Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.

Коллекции собирают сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветви, речные морские раковины, отдушки).

В каждой возрастной группе имеются «зоны релаксации», которые оформлены по-разному. Они предназначены, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В некоторых зонах размещены обработанные пеньки, служащие в качестве стульев, в других надувными креслами и др.

В старшей группе имеется «Альпийская горка», которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться и отдохнуть.

В книжном уголке каждой группы имеется литература о растениях и животных. Периодически в каждой группе вывешивается карта, вносится глобус; выставляются красочно – оформленные тематические альбомы (дикие, домашние животные, птицы(перелетные, зимующие)).

Интересной находкой коллектива МБДОУ, на наш взгляд являются – «выставочные уголки».

Поскольку, занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации.

В уголке выставляются все рисунки, поделки детей.

Кроме того, в уголках периодически вывешиваются фото детей с родителями во время общения с природой, обитателями живого уголка, с четвероногими домашними любимцами.

Разнообразная ежедневная работа с дошкольниками по экологическому воспитанию: систематические наблюдения в уголке природы, на участке, создание и поддержка необходимых условий жизни растений и животных, позволяет им накопить конкретные, чувственные представления о природе.

Большая работа по экологическому воспитанию проводится летом. В 2009 году в план летне-оздоровительной работы был включен педагогический блок «Экологические проекты», который включал следующие мероприятия:

  1. «Чистое утро» ( каждый понедельник)
  2. «День цветов» ( один раз в месяц)
  3. «Жалобная книга природы» ( в течение лета)
  4. «Природа-выручалочка» ( Творческий конкурс среди возрастных групп «Проект – представление лекарственного растения»)
  5. «В гости к юным экологам
  6. «Экологическая тропа» - Парк культуры
  7. «Лягушата у пруда» - экскурсия на пруд
  8. «Дождики» - наблюдение за дождем и рисование
  9. «Зелёный дом» - проект «Благоустройства планеты»
  10. Пикник «У Лукоморья» (совместно с родителями)

В процессе экологического воспитания дошкольников очень важна работа с родителями, которая заключается в предоставлении  родителям информации о деятельности МБДОУ, привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми. Благодаря родителям собрана фототека, которая используется на занятиях, созданы разнообразные дидактические пособия: «Ящик ощущений» способствует развитию тактильной чувствительности,  «Волшебная чаша» используемая для ароматизации способствует развитию воображения детей, умения соотносить запахи с временами года, растениями.

Вопросы экологического образования включены в программу консультаций для родителей, ожидающих ребенка. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы.

Обязанностью родителей является организация совместного ухода за животными и растениями в домашних условиях; при этом – активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь, здоровье.

Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, или берут обитателей уголков природы МБДОУ к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия.
Часто устраиваются выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала «Чудеса для детей из ненужных вещей», фотографий «Наши друзья: домашние, дикие, пернатые».

Проводятся «Природоохранные акции» - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка кустарников, деревьев, рассады цветов.

Результаты проведенного опроса среди родителей свидетельствует о том, что 70% родителей более часто стали интересоваться деятельностью детей в детском саду, 95% взрослых отмечают важность экологического воспитания уже в детском саду, 98% родителей отметили , что дети  стали более внимательны к окружающим их животным и растениям, бережно относятся к предметам из природных материалов, 100% родителей желают видеть своего ребенка созидателем.

Это еще раз доказывает, что – как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности и одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный  подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...

Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"

Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...

"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".

На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный  низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...

"Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников"

Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников»....

Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»

Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...