Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников
методическая разработка по теме
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы присуще всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей.
Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха. В результате чего, люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образование – экологическое; всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Одним из важных направлений дошкольной педагогики является – экологическое образование.
Практически все современные: комплексные и базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников , а также, существуют дополнительные программы.
Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги – экологи.
Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание», «экологическое воспитание», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.
Например, иногда детские сады идут по самому простому пути переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологическое».
Что же такое экология?
Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккемм. Она определялась, как наука, о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Конечно, экология – наука не простая, чтобы её понять и осмысленно работать в области экологического образования, нужно запомнить:
4 закона Барри Коммонера:
- все связано со всем;
- все куда – нибудь девается;
- все что – нибудь, да стоит ( ни что не дается даром);
- природа знает лучше.
Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.
Как это выглядит на практике?
Вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется – например, береза.
Предлагаете обсудить детям следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета листья? Какими они станут осенью?
Это и есть ознакомление с деревом (природой).
Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятия превратилось в экологическое.
Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.
Например: березе нужна почва – она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу»; нужен воздух – листики дышат; нужен дождь, ветер, который разносит семена и т.п.
Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;
- развитие позновательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционального – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирования умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Для того чтобы решить поставленные задачи, наш коллектив трудился над созданием определенных условий.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования на наш взгляд является правильная организация и экологизация развивающей среды.
С точки зрения экологического образования среда способствует:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематичность наблюдений за объектами живой и не живой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и поставке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами)
- оздоровлению ребенка ( использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; cоздание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка ( создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологического грамотного поведения (навыков рационального природопользования; уход а за животными, растениями, экологически грамотно поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природными материалом; использование природного материала на занятиях по изодеятельности).
Эколого-развивающая среда нашего детского сада состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою – функциональную роль.
Эколого-развивающая среда в каждой возрастной группе разнообразна, благодаря творческим способностям педагогов, созданы «мини-оазисы» природной красоты.
К созданию эколого-развивающей среды мы активно привлекали родителей и детей, т.е. она создавалась совместными усилиями, что на наш взгляд, повышает ответственность детей. Ребята бережно относятся к растениям и животным, т.е. формируются на начальном этапе задатки «правильного отношения» детей к природе, не потребительского, а созидательного.
В группах нашего детского сада созданы «живые уголки», которые представлены разнообразными комнатными растениями и одним – двумя видами животных, а также «огородами на окне», на которых дети совместно с воспитателями выращивают овощные культуры(фасоль, помидоры, огурцы, болгарский перец, цитрусовые, зелень к обеду для витаминизации пищи).
В уголках природы имеются интересно, с выдумкой, оформленные «календари природы», благодаря которым, дети имеют возможность ежедневно вести наблюдения за состоянием погоды и отмечать их в календаре, а затем проводить сравнения погодных условий в течение месяца.
В каждой группе детского сада изготовлены «Центры воды и песка», которые адаптированы соответственно возраста детей, т.е. содержат определенные материалы и атрибуты, создающие возможность для развертывания наиболее интересной деятельности детей, характерной для каждого возрастного периода и способствующая их полноценному развитию.
Если в младших группах – это просто совочки и формочки для элементарных игр и действий с песком и водой, то в среднем и старшем дошкольном возрасте созданы целые «мини-лаборатории» для детского экспериментирования.
Еще в наших группах имеются «зоны коллекций», которые предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, и способствующие развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.
Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
Коллекции собирают сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветви, речные морские раковины, отдушки).
В каждой возрастной группе имеются «зоны релаксации», которые оформлены по-разному. Они предназначены, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В некоторых зонах размещены обработанные пеньки, служащие в качестве стульев, в других надувными креслами и др.
В старшей группе имеется «Альпийская горка», которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться и отдохнуть.
В книжном уголке каждой группы имеется литература о растениях и животных. Периодически в каждой группе вывешивается карта, вносится глобус; выставляются красочно – оформленные тематические альбомы (дикие, домашние животные, птицы(перелетные, зимующие)).
Интересной находкой коллектива МБДОУ, на наш взгляд являются – «выставочные уголки».
Поскольку, занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации.
В уголке выставляются все рисунки, поделки детей.
Кроме того, в уголках периодически вывешиваются фото детей с родителями во время общения с природой, обитателями живого уголка, с четвероногими домашними любимцами.
Разнообразная ежедневная работа с дошкольниками по экологическому воспитанию: систематические наблюдения в уголке природы, на участке, создание и поддержка необходимых условий жизни растений и животных, позволяет им накопить конкретные, чувственные представления о природе.
Большая работа по экологическому воспитанию проводится летом. В 2009 году в план летне-оздоровительной работы был включен педагогический блок «Экологические проекты», который включал следующие мероприятия:
1. «Чистое утро» ( каждый понедельник)
2. «День цветов» ( один раз в месяц)
3. «Жалобная книга природы» ( в течение лета)
4. «Природа-выручалочка» ( Творческий конкурс среди возрастных групп «Проект – представление лекарственного растения»)
5. «В гости к юным экологам
6. «Экологическая тропа» - Парк культуры
7. «Лягушата у пруда» - экскурсия на пруд
8. «Дождики» - наблюдение за дождем и рисование
9. «Зелёный дом» - проект «Благоустройства планеты»
10. Пикник «У Лукоморья» (совместно с родителями)
В процессе экологического воспитания дошкольников очень важна работа с родителями, которая заключается в предоставлении родителям информации о деятельности МБДОУ, привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми. Благодаря родителям собрана фототека, которая используется на занятиях, созданы разнообразные дидактические пособия: «Ящик ощущений» способствует развитию тактильной чувствительности, «Волшебная чаша» используемая для ароматизации способствует развитию воображения детей, умения соотносить запахи с временами года, растениями.
Вопросы экологического образования включены в программу консультаций для родителей, ожидающих ребенка. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы.
Обязанностью родителей является организация совместного ухода за животными и растениями в домашних условиях; при этом – активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь, здоровье.
Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, или берут обитателей уголков природы МБДОУ к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия.
Часто устраиваются выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала «Чудеса для детей из ненужных вещей», фотографий «Наши друзья: домашние, дикие, пернатые».
Проводятся «Природоохранные акции» - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка кустарников, деревьев, рассады цветов.
Результаты проведенного опроса среди родителей свидетельствует о том, что 70% родителей более часто стали интересоваться деятельностью детей в детском саду, 95% взрослых отмечают важность экологического воспитания уже в детском саду, 98% родителей отметили , что дети стали более внимательны к окружающим их животным и растениям, бережно относятся к предметам из природных материалов, 100% родителей желают видеть своего ребенка созидателем.
Это еще раз доказывает, что – как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности и одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizaciya_raboty_po_ekologicheskomu_vospitaniyu_doshkolnikov.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток.
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.
Экологические проблемы присуще всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе.
Не понаслышке знают россияне о прогрессирующем ухудшении здоровья взрослых и детей.
Этому способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха. В результате чего, люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов.
Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образование – экологическое; всем необходимо понимать, как человек связан с природой и как зависит от нее, какие в природе существуют закономерности, и почему человечество не имеет права их игнорировать.
Одним из важных направлений дошкольной педагогики является – экологическое образование.
Практически все современные: комплексные и базисные программы выделяют разделы по экологическому воспитанию дошкольников , а также, существуют дополнительные программы.
Проводятся всероссийские, региональные, городские конференции по экологической проблематике, специальные курсы преподаются в педагогических вузах и колледжах, в ряде дошкольных учреждений появились педагоги – экологи.
Казалось бы, все прекрасно. Однако опыт показывает, что далеко не все проблемы в этой области пока решены. Существуют разночтения в понимании терминов «экология», «экологическое воспитание», «экологическое воспитание», в определении целей, задач, содержания и методики экологического образования.
Например, иногда детские сады идут по самому простому пути переименовывая традиционные занятия по ознакомлению дошкольников с окружающим миром, природой, по воспитанию нравственных качеств ребенка в «экологическое».
Что же такое экология?
Слово «экология» было введено немецким натуралистом Эрнстом Геккемм. Она определялась, как наука, о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. Конечно, экология – наука не простая, чтобы её понять и осмысленно работать в области экологического образования, нужно запомнить:
4 закона Барри Коммонера:
- все связано со всем;
- все куда – нибудь девается;
- все что – нибудь, да стоит ( ни что не дается даром);
- природа знает лучше.
Для экологического образования крайне важно рассматривать окружающий мир с точки зрения взаимосвязей живых организмов между собой и с окружающей средой.
Как это выглядит на практике?
Вы ведете детей на экскурсию для знакомства с деревьями.
Вы показываете им дерево и рассказываете, как оно называется – например, береза.
Предлагаете обсудить детям следующие вопросы: Чем дерево отличается от кустарника? А береза от дуба? Какие части есть у дерева? Какого цвета листья? Какими они станут осенью?
Это и есть ознакомление с деревом (природой).
Как же нужно изменить характер обсуждения для того, чтобы занятия превратилось в экологическое.
Для этого необходимо обратить внимание ребят на те условия, без которых береза не может прожить, на ее связи с окружающей средой, с птицами, насекомыми.
Например: березе нужна почва – она держит ее корни, которые высасывают из земли воду и «пищу»; нужен воздух – листики дышат; нужен дождь, ветер, который разносит семена и т.п.
Экологическое образование дошкольников это – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения воспитания и развития ребенка:
- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка – дошкольника;
- развитие позновательного интереса к миру природы;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- воспитание гуманного, эмоционального – положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
- развитие чувства эмпатии к объектам природы;
- формирование умений и навыков наблюдения за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
- формирования умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а так же навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;
- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Для того чтобы решить поставленные задачи, наш коллектив трудился над созданием определенных условий.
Одним из важных условий реализации системы экологического образования на наш взгляд является правильная организация и экологизация развивающей среды.
С точки зрения экологического образования среда способствует:
- познавательному развитию ребенка (создание условий для познавательной деятельности, экспериментирования с природным материалом, систематичность наблюдений за объектами живой и не живой природы; формирование интереса к явлениям природы, поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и поставке новых вопросов);
- эколого-эстетическому развитию (привлечение внимания ребенка к окружающим природным объектам, формирование умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм; предпочтение объектам природы перед искусственными предметами)
- оздоровлению ребенка ( использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек, оценка экологической ситуации территории дошкольного учреждения; cоздание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формированию нравственных качеств ребенка ( создание условий для регулярного ухода за живыми объектами и общения с ними, воспитания чувства ответственности, желания и умения сохранить окружающий мир природы);
- формированию экологического грамотного поведения (навыков рационального природопользования; уход а за животными, растениями, экологически грамотно поведения в природе);
- экологизации различных видов деятельности ребенка (создание условий для самостоятельных игр, опытов с природными материалом; использование природного материала на занятиях по изодеятельности).
Эколого-развивающая среда нашего детского сада состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою – функциональную роль.
Эколого-развивающая среда в каждой возрастной группе разнообразна, благодаря творческим способностям педагогов, созданы «мини-оазисы» природной красоты.
К созданию эколого-развивающей среды мы активно привлекали родителей и детей, т.е. она создавалась совместными усилиями, что на наш взгляд, повышает ответственность детей. Ребята бережно относятся к растениям и животным, т.е. формируются на начальном этапе задатки «правильного отношения» детей к природе, не потребительского, а созидательного.
В группах нашего детского сада созданы «живые уголки», которые представлены разнообразными комнатными растениями и одним – двумя видами животных, а также «огородами на окне», на которых дети совместно с воспитателями выращивают овощные культуры(фасоль, помидоры, огурцы, болгарский перец, цитрусовые, зелень к обеду для витаминизации пищи).
В уголках природы имеются интересно, с выдумкой, оформленные «календари природы», благодаря которым, дети имеют возможность ежедневно вести наблюдения за состоянием погоды и отмечать их в календаре, а затем проводить сравнения погодных условий в течение месяца.
В каждой группе детского сада изготовлены «Центры воды и песка», которые адаптированы соответственно возраста детей, т.е. содержат определенные материалы и атрибуты, создающие возможность для развертывания наиболее интересной деятельности детей, характерной для каждого возрастного периода и способствующая их полноценному развитию.
Если в младших группах – это просто совочки и формочки для элементарных игр и действий с песком и водой, то в среднем и старшем дошкольном возрасте созданы целые «мини-лаборатории» для детского экспериментирования.
Еще в наших группах имеются «зоны коллекций», которые предназначены для знакомства детей с различными природными объектами, и способствующие развитию у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков.
Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала.
Коллекции собирают сами дошкольники и их родители (камни, семена растений, сухие листья, ветви, речные морские раковины, отдушки).
В каждой возрастной группе имеются «зоны релаксации», которые оформлены по-разному. Они предназначены, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и для выработки навыков ухода за растениями. В некоторых зонах размещены обработанные пеньки, служащие в качестве стульев, в других надувными креслами и др.
В старшей группе имеется «Альпийская горка», которая создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться и отдохнуть.
В книжном уголке каждой группы имеется литература о растениях и животных. Периодически в каждой группе вывешивается карта, вносится глобус; выставляются красочно – оформленные тематические альбомы (дикие, домашние животные, птицы(перелетные, зимующие)).
Интересной находкой коллектива МБДОУ, на наш взгляд являются – «выставочные уголки».
Поскольку, занятия по программе предполагают, что дети рисуют, лепят, делают аппликации.
В уголке выставляются все рисунки, поделки детей.
Кроме того, в уголках периодически вывешиваются фото детей с родителями во время общения с природой, обитателями живого уголка, с четвероногими домашними любимцами.
Разнообразная ежедневная работа с дошкольниками по экологическому воспитанию: систематические наблюдения в уголке природы, на участке, создание и поддержка необходимых условий жизни растений и животных, позволяет им накопить конкретные, чувственные представления о природе.
Большая работа по экологическому воспитанию проводится летом. В 2009 году в план летне-оздоровительной работы был включен педагогический блок «Экологические проекты», который включал следующие мероприятия:
- «Чистое утро» ( каждый понедельник)
- «День цветов» ( один раз в месяц)
- «Жалобная книга природы» ( в течение лета)
- «Природа-выручалочка» ( Творческий конкурс среди возрастных групп «Проект – представление лекарственного растения»)
- «В гости к юным экологам
- «Экологическая тропа» - Парк культуры
- «Лягушата у пруда» - экскурсия на пруд
- «Дождики» - наблюдение за дождем и рисование
- «Зелёный дом» - проект «Благоустройства планеты»
- Пикник «У Лукоморья» (совместно с родителями)
В процессе экологического воспитания дошкольников очень важна работа с родителями, которая заключается в предоставлении родителям информации о деятельности МБДОУ, привлечение родителей к активному участию в совместных мероприятиях с детьми. Благодаря родителям собрана фототека, которая используется на занятиях, созданы разнообразные дидактические пособия: «Ящик ощущений» способствует развитию тактильной чувствительности, «Волшебная чаша» используемая для ароматизации способствует развитию воображения детей, умения соотносить запахи с временами года, растениями.
Вопросы экологического образования включены в программу консультаций для родителей, ожидающих ребенка. Во время совместных походов, экскурсий сама обстановка заставляет родителей интересоваться различными вопросами естествознания и экологии, тем более, что дети постоянно задают вопросы.
Обязанностью родителей является организация совместного ухода за животными и растениями в домашних условиях; при этом – активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь, здоровье.
Иногда родители отдают свое домашнее животное на время в детский сад, или берут обитателей уголков природы МБДОУ к себе домой на лето, помогают приобретать животных, создавать для них условия.
Часто устраиваются выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала «Чудеса для детей из ненужных вещей», фотографий «Наши друзья: домашние, дикие, пернатые».
Проводятся «Природоохранные акции» - уборка территории детского сада, парка, дома, посадка кустарников, деревьев, рассады цветов.
Результаты проведенного опроса среди родителей свидетельствует о том, что 70% родителей более часто стали интересоваться деятельностью детей в детском саду, 95% взрослых отмечают важность экологического воспитания уже в детском саду, 98% родителей отметили , что дети стали более внимательны к окружающим их животным и растениям, бережно относятся к предметам из природных материалов, 100% родителей желают видеть своего ребенка созидателем.
Это еще раз доказывает, что – как начальное звено экологическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности и одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»
Обобщение опыта работы по теме:«Деятельностный подход в процессе организации экологического воспитания дошкольников»...
Консультация для воспитателей: «Формы организации экологического воспитания дошкольников"
Консультация для воспитателей:«Формы организации экологического воспитания дошкольников@...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
Цель: активизация работы с семьями по экологическому воспитанию детей.Задачи: - установить степень компетентности и активности родителей в вопросах экологического воспитания детей;- использовать совре...
"Методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных организаций по организации работы с родителями в контексте экологического воспитания дошкольников".
На сегодняшний день, у детей, впрочем, как и у взрослых преобладает потребительский подход к природе, обусловленный низким уровнем экологической культуры - люди не воспринимают экологическ...
Учебно-методическое пособие (материалы по экологическому воспитанию дошкольников) В пособии представлены НОД по экологическому воспитанию дошкольников, проекты, экологические задачи, экологические сказки, экологические игры, викторины, экологические празд
Пояснительная записка Федеральный Государственный образовательный стандарт разработан на основе одн...
"Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников"
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Организация экологических мини-музеев в ДОУ как форма работы экологического воспитания дошкольников»....
Выступление для педагогов г. Смоленска "Экологическое воспитание дошкольников посредством участия в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска»
Наша средняя группа №3 участвует в проекте экологической организации «Живой Смоленск» «Зелёные офисы города Смоленска». В 2018 году в своей подготовительной группе № 7 (теперь ...