"Формирование представления детей о предметном и социальном окружении"
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Формирование представления детей о предметном и социальном окружении»
Воспитатель: Горбунова Н.С.
Хвалынск 2013г.
Доминирующей областью в моей работе является познание.
Содержание образовательной области „Познание" направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие продуктивной, конструктивной деятельности;
- формирование элементарных математическихпредставлений;
- формирование видения целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие у детей познавательно - исследовательских умений и навыков.
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому актуальна проблема развития познавательной активности детей, т.е. активности, возникающей по поводу познания и в его процессе. Возможность познавать окружающий мир ребёнку обеспечивает деятельность. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт его развитие. Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период. Сущность познавательного развития – вхождение ребёнка в человеческую культуру через овладение средствами, способами познания окружающего мира.
В основу реализации образовательной области «Познание» мы взяли следующие принципы: развитие, природосообразности воспитания, психологической комфортности, взаимодействия, формирования деятельности, смыслового отношения к окружающему миру, здоровьесберегающий принцип и др.
Одной из ведущих видов детской деятельности на протяжении всего дошкольного возраста является экспериментирование, когда ребёнок, выступая как исследователь, самостоятельно воздействует различными способами на окружающие его предметы и явления с целью наиболее полного их познания и освоения. Именно в этой деятельности развивается ребёнок психически, формирует свои способности.
Образовательный процесс выстраивается с учетом использования разнообразных форм:
НОД (непосредственная образовательная деятельность) - Экскурсия, путешествие, игра, беседа, викторина, «познавательный досуг», творческая мастерская, целевые прогулки, продуктивная деятельность и т.д.;
Совместная деятельность с педагогом: игры, беседы, рисование, конструирование, чтение художественных произведений, праздники, развлечения, и т.д.
Самостоятельная деятельность детей: сюжетно-ролевые игры, общение, наблюдение, рассказы детей, рассматривание фотографий, иллюстраций, рисование, конструирование, игра-экспериментирование, исследовательская деятельность, развивающие игры.
Совместная деятельность с семьей. Родительские собрания, беседы, викторины, консультации.
Ребенок-дошкольник обладает высоким уровнем познавательной активности и очень рано начинает интересоваться трудовой деятельностью людей. Жизнь ребенка протекает в определенной социальной среде, в которой он ежедневно имеет возможность наблюдать труд взрослых, накапливать впечатления, а затем в играх и в быту стремится подражать взрослым. Усвоение детьми определенных знаний о труде людей различных профессий приводит к возникновению у них нового типа поведения, который опосредуется сложившимися представлениями о трудовых и общественных функциях людей, об отношениях к труду и друг к другу.
Знакомим с профессиями системы «человек — техника», и в первую очередь водителя различных видов транспорта — легкового, грузового, железнодорожного, а также различных видов сельскохозяйственных машин (шофер, машинист, тракторист, комбайнер и т. п.);
Продолжаем знакомить с профессиями системы «человек — человек»: врач, воспитатель, няня, музыкальный руководитель, учитель, продавец, повар, медсестра, милиционер и др.
Хорошо знакомы детям профессии системы «человек — природа»: садовник, хлебороб, рыбак.
В. И. Глотова указывает в своем исследовании на то, что дети старшего детского возраста не имеют ясных представлений о содержании труда работников сельского хозяйства, его разнообразии. Почти никто не смог рассказать о последовательности выращивания овощей, пшеницы. Смутными и наивными были представления о быте сельских жителей, о связи тружеников города и села, об использовании техники в сельскохозяйственном труде.
На основании этих исследований я решила обогатить знания детей в этом направлении: формирование целостной картины мира и при ознакомлении детей с природой
При формировании целостной картины мира расширяются и уточняются представления детей о предметном и социальном окружении
- Формируются представления о предметах, облегчающих труд людей.
- Углубляются представления о существенных характеристиках предметов, свойствах и качествах материалов.
- Расширяются представления об элементах экономики и сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
- Формируются элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства, игру, продуктивные виды деятельности.
- Развитие осознанного отношения к себе как к активному субъекту окружающего мира.
Моя задача на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Помимо уголков природы, у нас в ДОУоборудована экологическая комната, в которой имеются разнообразные комнатные растения. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому я стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей - экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.
Делая вывод на сегодняшний день могу сказать, что дети имеют разнообразные впечатления о предметах окружающего мира.
Знают характерные признаки времен года и соотносят с каждым сезоном особенности жизни людей, животных, растений.
Знают правила поведения в природе и соблюдают их.
Устанавливают элементарные причинно-следственные связи между природными явлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА, РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА,РАСШИРЕНИЕ КРУГОЗОРА: ПРЕДМЕТНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ на 3 квартал...
непосредственно образовательная деятельность по формированию основ предметного и социального окружения (со здоровьесберегающим сопровождением) (старшая группа) Тема: Все профессии важны
Цель: Расширение представлений о людях разных профессий....
Формирование целостной картины мира. Предметное и социальное окружение
№п/пТемаЦельИсточник1231Моя семьяФормировать представления о составе семьи. Совершенствовать умение составлять короткий рассказ о семье, называя имена иотчества родных. Воспитывать любовь и уваж...
Перспективное планирование по познавательному развитию Формирование целостной картины мира, расширение кругозора Предметное и социальное окружение
Перспективное планирование по познавательному развитиюФормирование целостной картины мира, расширение кругозораПредметное и социальное окружение...
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с предметным и социальным окружением "Мои друзья"
Цель: Формировать у детей понятия «друг», «дружба»....
ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ ПРОФЕССИЯ МАТРОС.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.РАЗВИВАТЬ У ДЕТЕЙ ВООБРАЖЕНИЕ.ВНИМАНИЕ.УМЕНИЕ ФАНТАЗИРОВАТЬ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ.ДАТЬ ДЕТЯМ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИИ МАТРОС.ВОЗМОЖНОСТЬ ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЯ В РОЛИ МАТРОСОВ НА КОРАБЛЕ.ХОД ЗАНЯТИ...