мастер-класс «Изучаем права, играя».
статья на тему

Ирина Петровна Белова

Предлагаю материал для проведения мастер-класса с педагогами и родителями о знакомстве детей дошкольного возраста с правами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchaem_prava_igraya.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

слайда

Cодержание

1

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Изучаем права, играя».

2

     

     Своё выступление хочу начать с цитирования римской поговорки, которая гласит: «Ни тот дурак, кто не знает свои права, а тот, кто не умеет ими пользоваться».

3

     

     Цель проведения мастер класса: 

Повышение правовой культуры педагогов для усиления их ответственности и сознательного отношения к воспитанию детей в процессе активного педагогического общения.

4

Задачи: вы видите на слайде

  • Определить содержание и формы работы.
  • Обобщить знание статей Конвенции о правах ребёнка.
  • Познакомить педагогов с разнообразными играми по правовому воспитанию дошкольников.

5 -6

Актуальность  правового  воспитания в том, что общество нуждается в социально зрелых,    свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

7

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире. Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.

8

- Как вы думаете, с чего начинается правовое воспитание дошкольника? (с осознания себя как личности, воспитания чувства собственного достоинства, уважения к самому себе) Да, только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права!

9-10-11

Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни всегда была и остаётся острой государственной проблемой. Выпускники детского дома чаще своих сверстников оказываются участниками или жертвами преступлений, чаще теряют работу или жилье, с трудом создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами суицида. Отсюда, как следствие – незнание и непонимание законов и правил человеческого общежития, своих гражданских прав и прав детей-сирот, а также обязанностей граждан перед обществом.

12-13

Из личного опыта, детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах.

14

Модель педагогического процесса правового воспитания представляет собой взаимосвязь организованного обучения, совместной деятельности взрослого и ребёнка и самостоятельной деятельности детей.

15

Организованная форма обучения включает в себя различные виды игр. Данная форма работы выведена на слайде и представлена.

16

Следующий слайд – это самостоятельная деятельность детей. Посмотрите, как мы ее представляем.

17

Особенностью правого воспитания, считаю важным учет возраста детям. Обратите внимание, слева предстален младший возраст. Задачи и темы. Справа представлен старший возраст.

Это народные и волшебные сказки.

18

Так при чтении сказки  «Тараканище», русской народной сказки «Морозко» - знакомлю детей с правом ребенка жить и воспитываться в семье.

При знакомстве со сказками «Золушка» и «Красная шапочка» , дети узнают о праве на имя и фамилию.

19

На примере персонажей сказок дети знакомятся с нарушениями прав ребенка: в сказке  «Приключения Буратино» - нарушено право на образование,  в сказке « Мальчик с пальчик» , «Заюшкина избушка», « Три поросенка» - право на жилище и на необходимый уровень жизни.

20

Анализ известных произведений позволяет детям оценить правильность поступков персонажей, соотнести сказочные сюжеты с действующими правилами в реальной жизни, увидеть торжество закона или его нарушение.

21-22

Литературные примеры использую как во время непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении режимных моментов. Большую часть времени при проведении НОД   посвящаю игре.

23-24

Считаю, важным компонентом в педагогической работе по формированию правовой культуры у дошкольников театрализованную деятельность. Для того чтобы лучше представить детям юридический, сложный, «взрослый» документ, соотносим его содержание с событиями, происходящими с героями известных и любимых сказок. Такие ситуативные беседы можно обыгрывать с помощью всех видов театра.

25-26-27

После знакомства с очередной статьей Конвенции рисуем с детьми, выражая  понимание своих прав  в рисунке.

В группе собран дидактический материал (библиотека, подбор иллюстраций, дидактических игр, викторин, театральных атрибутов).

28

Подводя итоги проделанной работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребёнка в дошкольном учреждении значима и необходима. Наблюдения показали, что дети   стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывая помощь, поддержку. В результате работы   дети осознали, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство.

29

         А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру. В эту игру очень любят играть мои воспитанники. Эта медиа-игра с использованием компьютерных технологий. Именно в нашем детском доме имеется такая возможность, во всех кабинетах есть компьютеры, ноутбуки, интерактивная доска. Игра называется «Ромашка». Такое же название носит и моя группа. Ее содержание постоянно меняю.

            Из лепестков ромашки белой

            Вам предлагаю выложить законов круг.

30-31

В одном далеком королевстве королева

родила девочку с волосами черными, как

вороново крыло, алыми губами и лицом

белым-белым как снег. Поэтому ее назвали …

В чашечке тюльпана на зеленом листике

сидела девочка. Она была маленькая-

маленькая, всего в один дюйм.

Ее так и прозвали…

32

Следующее задание называется «Парочки» Необходимо подобрать пару к имени героя сказки.

Пьеро – Мальвина,

Кай – Герда,

Руслан – Людмила,

Базилио – Алиса,

Иванушка – Алёнушка,

Красавица – Чудовище,

Том – Джерри.

33

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети.

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

34

Переходим к следующему заданию.

1.Какое преступление совершил Карабас Барабас по отношению к Буратино в сказке «Золотой ключик»?

2.Какое преступление совершала злая мачеха Золушки

в сказке «Золушка»? (заставляла работать)

3. Какое преступление совершил медведь из сказки  «Маша и медведь»? (удерживал)

35

Значит,  каждый человек имеет право на защиту.  Мы  с  вами открыли второй лепесток.

36

В  каких  сказках похищают ребёнка? (Снежная королева, гуси лебеди..)

37

В каких сказках говорится о дружной семье?

БЕЗ СЕМЬИ НАДЕЖНОЙ ЛЮДЯМ НЕ ПРОЖИТЬ,

ПОМНИТЕ! СЕМЬЕЮ НУЖНО ДОРОЖИТЬ!

38

Мы открыли с вами третий лепесток.

39

Мы с детьми играем в различные игры по правовому воспитанию. Которые я предлагаю вам в электронном виде, для пополнения методической копилки вашей группы. Одна из любимых игр «Составь модель моей семьи» Из треугольников и кругов дети выкладывают, кого бы они хотели или представляют членами своей семьи.

40

     Назовите сказки,  в которых  говорится о  здоровье,  и оказывают  героям  медицинскую помощь…?

41

    Итог о здоровье:

Четвертое право, всем нам дано

Здоровье, сохранить помогает оно.

42

     В какой сказке говорится о значении и необходимости

обучения в школе?

43

Каждый человек имеет право на получение образования. У нашей ромашки открылся пятый лепесток.

     Есть в конвенции ООН.

     Вот такой закон:

     Всех детей учить должны,

     Детям знания нужны.

44

      1.Какое право зайца нарушила лиса из сказки   «Заюшкина избушка»?

     2.Какое право жителей теремка нарушил медведь в сказке «Теремок»?

     Сказки учат нас, друзья:

     Жить без домиков нельзя.

     Лисе, зайке, поросенку,

     Даже глупому мышонку,

     Ох, как нужно нам оно,

     Это право на …..(жилье)

45

У ромашки, с вашей помощью, открылись все  лепестки.

А ромашка не простая, ромашка – правовая.

46

Свой мастер – класс, хочу закончить следующими словами:

Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить.

Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно поле, нужно море и леса,

Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.

Невозможно без природы, без синеющих небес.

Хорошо иметь свободу, мир загадок  и чудес.

Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.

Главное для всех на свете это- мама, дом, семья.

Не обижайте близких -  это лучшие друзья.

Мы знаем о законе мало, не больше всех иных,

Но знаем, важно делать то, что благо для других.

47

Спасибо, вам за работу активные педагоги.

За ваше старание и труд хочу вознаградить вас

Еще одним правом – правом на отдых!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучаем права, играя. Игра "Заморочки из коробочки"

Правовое воспитание - немаловажный аспект в воспитании всесторонне развитой, успешной личности, имеющей гибкое мышление, умение приспосабливаться к внешним изменениям и отстаивать свои права и интерес...

Мастер-класс «Изучаем права, играя».

Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения....

Мастер-класс "Изучаем права играя "

Мастер-класс "Изучаем права играя "...

Мастер класс на тему: «Весело играем – ПДД изучаем»

Мастер класс на тему: «Весело играем – ПДД изучаем»Образовательная область:«Социально – коммуникативное развитие»Направление «Основы безопасности жизнеде...

Мастер-класс "Экологию изучаем, плотность воды измеряем"

С помощью простых и доступных опытов сформировать у дошкольников представление о плотности воды, представление о элементарных физических свойствах жидкостей, побудить познавательный интерес....

Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»

Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный п...

Конспект мастер - класса для родителей "Вместе играем - профессии изучаем!"

Конспект мастер - класса для родителей "Вместе играем - профессии изучаем!"...