Мастер-класс «Изучаем права, играя». Презентация дидактической игры-викторины «Права сказочных героев»
консультация
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.
Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_dlya_pedagogov.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Целевая аудитория: педагоги дошкольного учреждения
Цель: Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения.
Задачи: Ознакомить педагогов с разнообразными играми по правовому воспитанию дошкольников с последующим включением их в воспитательно-образовательный процесс.
Оборудование: атрибуты к играм по правовому воспитанию, бочонок
Оформление (слайды): иллюстрации «Права детей», викторина «Права сказочных героев»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Изучаем права, играя».
Когда в мире заходит разговор о правах, чаще всего возникает одна и та же реакция: кому нужно знать о правах и законах, если они все равно не выполняются!
Позволю возразить. Даже в животном мире есть некое подобие “правового сознания”. Давно замечено, что они “заявляют права” на свою территорию, метят ее, охраняют.
Проблема защиты прав детей широко обсуждается во всем мире.
Ребенок должен знать свои права, гарантированные законами той страны, в которой он живет, а дошкольное детство - это наиболее благоприятный период для этого.
- Как вы думаете, с чего начинается правовое воспитание дошкольника? (с осознания себя как личности, воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе)
Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права!
Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах.
-Давайте закрепим, с какими правами знакомят дошкольника? (показ слайда с иллюстрациями «Права детей»)
Сегодня наш разговор пойдет об играх, которые помогут детям понять и усвоить свои права, осознать себя как личность.
Я предлагаю вам окунуться в мир детства и взять на себя роль детей. Вы дошкольники.
И мы поиграем с вами в «Заморочки из бочки»!
(Предлагаю по очереди доставать из бочонка атрибуты, соответствующие той или иной игре: маленькая книжка, домино, изображение ладошки, стиральная доска, домик, куколка, бумажный свиток, клубок ниток. Соответственно атрибуту проводится та или иная игра.)
1. Дидактическая игра-викторина «Права сказочных героев» или «Найди лишнюю картинку» (смотри презентацию) (книжка-малышка)
Цель: закрепление прав ребенка на примере литературных героев, уметь называть нарушенные права; воспитывать ответственность за свои поступки, желание соблюдать права.
Детям предлагаются наборы из нескольких картинок, характеризующих то или иное право литературных героев (право на жилище, право на неприкосновенность жизни и др.) Ребенок должен назвать сказку, определить, какое право в ней нарушено, найти лишнюю картинку.
Ребенок: «Это сказки «Лиса и заяц», «Теремок», «Зимовье зверей» - в них нарушено право на неприкосновенность жилища, а вот сказка «Лягушка-путешественница» здесь лишняя.
Воспитатель: Дети, мы с вами еще раз вспомнили права детей, их следует соблюдать, чтобы всем детям жилось счастливо.
2. Игра «Стиральная машина» (стиральная доска)
Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.
Поставьте детей на небольшом расстоянии в два параллельных ряда лицом друг к другу. Пусть один ребенок пройдет с одного конца между этими рядами («через мойку»). Каждый, где это допустимо в условиях местной культуры, дружески похлопывает его или ее по спине и пожимает ему (ей) руку, одновременно произнося слова похвалы, симпатии и поощрения. (Ежедневное пропускание одного или двух детей через такую «мойку» доставляет гораздо больше удовольствия, чем «мойка» всех за один раз) .
Педагог: «Дети, любить, говорить ласковые слова и о ком-то заботиться – это намного лучше, чем быть злым и хмурым и никого не любить. Посмотрите, из нашей «мойки» появляется сияющий, счастливый человечек».
3. Пальчиковая игра «Смешные человечки» (игра в парах) (игрушечная ладошка)
Цель: развивать коммуникативные навыки.
Смешные человечки (пальчиками перебирают др. другу от запястья к плечу)
Бежали возле речки,
Прыгали, скакали, (постукивание пальчиками по плечам)
Солнышко встречали, (ладошки приложить к щекам)
Забрались на мостик (сделать из рук мостик)
И забили гвоздик, (сжать кулачки и постучать ими)
Вдруг упали в речку: (присесть)
Где же человечки? (легко пощекотать друг друга)
Педагог: Ребята, вам было приятно играть друг с другом? Посмотрите, какие вы стали веселые, у всех светятся глазки. Все любят, когда с ним обращаются ласково, нежно. И никому не нравится, когда грубят, обижают, не хотят с ним играть.
4. Игра «У каждого свое жилище» (домик)
Цель: Закрепление и уточнение знаний о праве на жилище
Педагог: Разложите карточки с изображениями животных по их жилищам.
Дети раскладывают: гнездо - птица, дупло - белка, дом - человек, конура - собака, озеро - рыба.
Педагог: У каждого есть дом: у птицы гнездо, у мышки и лисицы – нора, у белки – дупло, у медведя – берлога. И у нас есть свои дома. И никто не имеет право занять или отобрать его. Жилище неприкосновенно.
5. Игра «А ты мне кто?». (куколка)
Цель: Закрепление права ребенка на семью, усвоение родственных отношений, формирование представлений о семье, как о людях, живущих вместе.
Дети становятся в круг, воспитатель подходит к любому ребенку и спрашивает: «Я – мама, а ты мне кто? » (Дочка, сын). Кто ответил, становится ведущим и задает другому вопрос: я – папа, я – брат, я сестра, я – бабушка и т. д., а ты мне кто?
Педагог: В семье все любят друг друга, живут вместе, дружно, проявляют заботу. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
6. Игра: «Полезно – вредно» (черно-белое домино)
Цель: Формировать основы здорового образа жизни, закрепить представление детей о праве на жизнь и здоровье.
Если педагог называет правила здорового образа жизни, дети хлопают; если нездорового – топают.
Педагог: Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным, бегать, не уставая, кататься на велосипедах, плавать, играть с ребятами во дворе. Не мучиться головными болями и бесконечными насморками. Поэтому дети должны думать о здоровье и не вредить своему организму. Каждый ребенок имеет право на жизнь и здоровье.
7. Конкурс «Народная мудрость» (бумажный свиток)
Цель: Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях с помощью народных пословиц. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления.
Кладезь народной мудрости - это пословицы и поговорки. В этой игре вы покажите свои знания о них.
Я читаю начало пословицы, а вы заканчиваете её.
Пословицы:
«Не нужен и клад, коли в семье лад».
«Вся семья вместе, так и душа на месте».
«При солнышке тепло, при матери добро».
«Умей дитя родить, умей и научить».
«У дружбы нет границ, а у знаний нет дна».
«Мир освещается солнцем, а человек знанием».
«Хочешь есть калачи, не лежи на печи».
«Труд человека кормит, а лень портит».
«Без хозяина дом сирота».
«Не красна изба углами, а красна пирогами».
Педагог: Молодцы, очень хорошо знаете русские народные пословицы. С давних пор народ отражал в них всю житейскую мудрость, все правила поведения в обществе. И сейчас мы вспомнили о таких правах, как право на образование, право на семью, право на труд, право на жилище.
8. Игра «Клубочек" (Клубок ниток)
Цель: Уточнить представление детей о важности права на имя; довести до сознания идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека; активизировать словарь: имя, отчество, фамилия; воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим.
1. Дети передают друг другу клубочек и называют себя ласково (Сашенька, Машенька и т. д.)
2. Как тебя будут называть, когда ты вырастешь? (имя, отчество)
- Мы будем передавать клубок ниток и называть свое имя. Держитесь за нить, не отпускайте ее. Вы знаете, что обращаться друг к другу нужно по имени, вежливо и ласково. Посмотрите, сколько у нас прекрасных имен!
Педагог: Называть человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его прав на имя, которое записывается в ваш первый в жизни документ, свидетельство о рождении.
Благодарю за сотрудничество!
Надеюсь, что предложенные игры будут включены в воспитательно-образовательный процесс. Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер-класс «Изучаем права, играя».
Предлагаю материал для проведения мастер-класса с педагогами и родителями о знакомстве детей дошкольного возраста с правами....
Мастер-класс «Изучаем права, играя».
Повышение правовой культуры педагогов ДОУ в процессе активного педагогического общения....
Правила дорожного движения (презентация к игре - викторине)
Использование информационных технологий при формировании культуры поведения детей на дорогах и в транспортных средствах...
Мастер-класс "Изучаем права играя "
Мастер-класс "Изучаем права играя "...
Сказочное путешествие для детей средней группы «О правах сказочных героев»
laquo;О правах сказочных героев»...
Игра - викторина о сказочных героях для детей средней группы на тему «Путешествие по сказкам»
Цель: формирование интереса у дошкольников к русским народным сказкам....
Мастер-класс "Изучаем экономику, играя"
Формирование основ финансовой грамотности....