Выступление из опыта работы "Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки"
статья на тему
Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_innovatiki.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Старооскольского городского округа Белгородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
НА ТЕМУ
«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКИ»
Воспитатель
Финк Ольга Николаевна
2013 год
Проблема формирования у детей дошкольного возраста экономических представлений актуальна на современном этапе. Новые механизмы хозяйствования требуют от современного человека особых качеств, особой экономической культуры. Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений. Область экономической действительности – одна из жизненно важных областей, в которую ребенок «включается» с детских лет.
В процессе анализа работы по данной проблеме я обнаружила противоречие между необходимостью ознакомления дошкольников с азами экономики и отсутствием системы работы по формированию экономических представлений на основе сказки.
Целью педагогической деятельности является повышение эффективности педагогического процесса по формированию у дошкольников экономических представлений. Для достижения данной цели были определены следующие задачи (вы видите их на экране).
Ведущая педагогическая идея работы заключается в выборе наиболее действенных и эффективных путей формирования у дошкольников экономических представлений. Из опыта своей работы считаю, что эффективным средством является сказка.
Сказка занимает особое место в жизни ребенка. Любая сказка «обучает» и «воспитывает», а значит, несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Работа по формированию экономических представлений посредством сказки охватывает все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок применял в игровой деятельности.
На первом этапе работы я отобрала сказочные произведения разных видов (народные, авторские сказки), наиболее ценных с точки зрения экономического содержания.
Следующий этап работы заключался в детальном анализе содержания сказок, вычленения в них экономических представлений (деньги, товар, доход и т.д.).
Затем сказки были систематизированы с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и имеющегося у них личного опыта ориентирования в экономических вопросах.
Народные сказки используются мною для ознакомления с экономическими представлениями (труд, производство, обмен и др.) и для воспитания таких «экономических» качеств личности: хозяйственность, трудолюбие, старание, бережливость, прилежность и др. сказки являются неисчерпаемым источником не только для формирования экономических представлений, но и для развития нравственного потенциала личности ребенка. Нравственный аспект важнейший в сфере экономических отношений. С народными сказками знакомлю детей старшей группы.
Авторские сказки значительно сложнее по содержанию и больше по объему. Их я использую в работе с детьми подготовительной группы. Авторские сказки могут быть рассмотрены, как мини-программа по ознакомлению детей с экономическими понятиями.
Этапы работы со сказкой:
1 этап – определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации (картинки с изображением сказочных героев и их действий).
2 этап – дети знакомятся со сказкой. Необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников.
3 этап – дети осваивают «экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступках героев с «экономических» позиций.
4 этап – творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой, трудовой, коммуникативной и др.)
В процессе формирования у дошкольников экономических представлений использую методы, приемы и формы.
Словесные методы – это чтение сказки с экономическим содержанием, рассказ от лица героев художественного произведения, рассуждения о поступках героев с экономических позиций.
Важную роль играет метод наглядности. Использование иллюстраций повышает интерес к прочитанному, позволяет детям наиболее глубоко проникнуть в содержание и смысл сказки.
И в народных и в авторских сказках экономическое содержание перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность и нестандартное мышление.
Логические и арифметические задачи, задачи-шутки с героями сказок оживляют путь познания сложных экономических представлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям. Творческие задания побуждают детей к сочинению сказок экономического содержания. Игры-драматизации дают возможность стать на позицию персонажа, проникнуться его эмоциями. Воспитывают интерес к экономическому миру, развивают внимание, мышление, воображение. Работа с экономическим словарем оказывает незаменимую помощь в концентрации внимания дошкольников, формирует словарь детей, дает объяснения многим непонятным экономическим явлениям.
Рассмотрим группы сказок, ориентированных на освоение экономических представлений.
- Сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения. С их помощью у детей формируются представления о видах потребностей (материальные, духовные, социальные), дети устанавливают взаимосвязь потребностей и возможностей, знакомятся с понятиями: потребности, возможности, долг, обязанность.
- Сказки, отражающие труд людей. В процессе работы с данными сказками, дети уточняют и расширяют знания о видах труда (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний), выделяют цепочку трудовых действий, устанавливают связь между качеством материала и продуктом труда, самостоятельно выстраивают цепочку трудового процесса. Дети знакомятся с понятиями: награда, расплата, убытки.
- Сказки, знакомящие с понятием «деньги», «доходы», «расходы», «выгода», экономическими представлениями о труде, распределении, обмене, производстве. Они формируют представление детей о достоинстве денег, воспитывают бережливость, трудолюбие.
- Сказки, помогающие понять значение таких «экономических» качеств личности, как экономичность, предприимчивость, расчётливость, практичность, хозяйственность, бережливость.
Большое значение имеет предметно – развивающая среда в формировании экономических представлений. Разнообразный наглядно-иллюстративный материал помогает лучше усвоить экономические понятия; частый гость у детей – кукла гном Эконом. Оформлена экономическая карта «бизнес леса», по которой дети с интересом путешествуют. Создана библиотечка «гнома Эконома», где помещены сказки с содержанием на экономические темы. Разработана экономическая игротека «В гостях у гнома Эконома», занимательный материал, тематические альбомы: «потребности человека», «герои сказок», оформлено «экономическое дерево», листочками которого являются слова экономического характера,
Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Определены направления совместной деятельности педагога и родителей по данной проблеме:
-информирование родителей о задачах и содержании работы по формированию экономических представлений (консультации, советы, памятки, рубрика «Юный экономист», рекомендации и др.).
-участие семей в развлечениях, конкурсах обогащает семейный досуг, объединяет детей и взрослых в общих делах.
-создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.
-привлечение детей к обсуждению семейного бюджета с целью воспитания рационального отношения к деньгам, развития умения считаться с потребностями и желаниями всех членов семьи.
Результаты диагностики подтверждают, что сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности первоначальных экономических представлений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников посредством сказки.
«Математика всегда остаётся для учеников работой», — утверждал почти полтора века назад Д. И. Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Математика продолжает оставаться наиболее ...
Проект Экономическое развитие дошкольников посредствам сказки
Материал из опыта работы по экономическому воспитанию дошкольников...
Воспитание экономических знаний у дошкольников посредствам сказки
Проблема экономического воспитания детей актуальна, современна и достаточно сложна. Но чтобы детям были понятны и доступны в понимании многие экономические явления, лучше эту проблему раскры...
Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»
Выступление из опыта работы: «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста посредством использования развивающей среды В.Воскобовича «Фиолетовый лес»...
Выступление из опыта работы «Развитие представлений о сенсорных эталонах у воспитанников третьего года жизни посредством дидактических игр»
В выступлении раскрыта система работы по развитию представлений о сенсорных эталонах у воспитанников 3-го года жизни поседством дидактических игр"...
Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"
Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"...
Воспитание экономических знаний у дошкольников посредством сказки
Не так давно об экономике не было речи в дошкольном образовании. В настоящее время, в период совершенствования и обновления системы дошкольного образования, встает вопрос об экономическом...