Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Обобщение педагогического опыта работы на тему: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора "Дары Фрёбеля"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obob.ped_.opyta_2022g.p.e.v.docx | 23.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение педагогического опыта воспитателя МДОУ «Старошайговский детский сад №2 комбинированного вида» Пьянзиной Елены Васильевны на тему: «Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»
Система дошкольного образования на современном этапе – это интенсивно развивающаяся система, и каждый из участников образовательного процесса понимает, что стоять на месте – это значит не в полной мере способствовать развитию ребенка, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие познавательной деятельности дошкольников, частью которого является математическое развитие. Математика оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, развивает память, внимание, сообразительность. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, вычитать, измерять, сравнивать, складывать и решать арифметические задачи. Это и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами. Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать случая сделать его занимательным. Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное - иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией. В связи с этим меня заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей, как организовать обучение ребенка, чтобы он рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, а способности раскрыться. С чего начать? Правила и принципы.
1.Четко формулируйте цель и задачи.
2.Создайте мотивирующую среду.
3.Учитывайте уровень сложности.
4.Не бойтесь корректировать цель.
5.При оценке результата продумайте систему поощрения.
Цель: формирование познавательных способностей дошкольников, выявление всевозможных механизмов действия дидактического набора "Дары Фребеля" на математическое развитие и апробирование их на практике.
Работая над темой своей работы, я поставила следующие задачи:
-выявить уровень познавательной активности дошкольников к математическим знаниям посредством игр;
-разработать систему работы по формированию элементарных математических представлений дошкольников в процессе ознакомления с методическим комплектом «Дары Фребеля»; апробировать педагогическую технологию в работе с дошкольниками;
-эффективность работы по математическому развитию дошкольников, разработать педагогические рекомендации, систематизировать материал.
Новизна опыта заключается в подборе, систематизации и интеграции имеющегося теоретического и практического материала, направленного на формирование и развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»
Педагогическая система Фридреха Фребеля легла в основу моего педагогического опыта. Игровой набор «Дары Фрёбеля» - это уникальный методический материал, безгранично развивающий, который хорошо вписывается в содержание образовательного процесса, потому что целостность образовательной деятельности в детском саду Фридрех Фребель задавал через игру, как важное средство в воспитании и обучении ребёнка. Именно он первый придумал конструктор, который назвал «Дары Фрёбеля». Комплект легко применим, эстетичен, сделан из экологически чистого продукта — дерево, что безопасно для реализации и применения ребенком, создаёт условия для организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно- исследовательской деятельности детей. Дети работают с геометрическим материалом, его хватает на всех, он дает возможность выбрать те геометрические фигуры того цвета, той величины, той формы, которые интересны каждому ребенку и получить свой уникальный результат.
Работа по данному направлению началась с изучения методических пособий и рекомендаций для работы с набором, проведение диагностики раскрывающий уровень развития элементарных математических представлений детей.
Анализ полученных данных показал, что высокий уровень продемонстрировали 11 % детей, средний - 38%, низкий – 51%.
На основном этапе первые наши занятия были посвящены знакомству с дарами. Среди основных предметов для игр Ф. Фребель предложил мяч, шар, цилиндр, кубик, дощечки и куб. С их помощью можно изучать форму, величину, вес, число, цвет, движение, то есть все элементы человеческого знания. Я попросила детей встряхнуть коробки, и они спросили: «Что внутри?». Откройте крышку и покажите части. Пусть они прикоснутся, почувствуют, повертят их, внимательно изучат и сравнят.
Первый дар представляет собой набор цветных мячиков. Каждый мяч-шар-на ниточке. С помощью этого дара учила детей различать форму, цвет и движение — физические свойства материи. Ребенок формирует свои первые впечатления о физическом мире — удерживая, катая, размахивая, бросая и наблюдая за мячом.
Мячи небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в цвета радуги. Каждый мяч-шар-на ниточке. С помощью этого дара учила детей рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества: величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении, ориентироваться в пространстве (вверх-вниз, вперед-назад, влево-вправо), познакомила с первичным пониманием формы, с понятием утверждения и отрицания (есть мячик – показываем, нет мячика – прячем). Были проведены следующие упражнения: «Назови цвет», «Вперед-назад», «Собери круг».
Используя второй набор Ф. Фрёбеля- деревянный кубик, шар и цилиндр, мы познакомились с формами и свойствами данных предметов, наблюдали за вращающимися на шнурке фигурами и сравнивали их поведение при вращении, осваивали визуальные пространственные эффекты. Так вращая куб на оси, мы увидели, что куб превращается в цилиндр. Вращая на стержне, перпендикулярном центру естественной оси цилиндра, цилиндр превращается в шар. Быстро крутящийся шар не изменяет свою форму, в отличии от куба и цилиндра. Использовала такие игры как «Собери радугу», «Сложи узор», «Кто быстрее соберет фигуры», «Кому какая форма». Эти игры были направлены на усвоение геометрических фигур, цвета, развитие моторики.
Набор №11 «Цветные тела» включает цветные геометрические фигуры - кубик, шарик, цилиндр и схожа с «Основными телами». Отличие заключается в количестве этих тел и их разнообразию. Обучает детей изучать, классифицировать, сортировать тела между собой, различать цвета, выполнять задание по образцу.
Работая с кубиками из третьего набора Ф. Фрёбеля, выделяли часть и целое, разницу между формой и величиной, знакомила детей с числом, решали логические задачи, закрепляли количество и счёт, считали их слева направо и наоборот, сверху вниз и снизу-вверх. Помогает изучить цифры, различные фигуры и ассоциировать предметы набор № 14 «Арки и цифры». При этом у детей формируются пространственно-ориентировочные представления. Проводила такие игры, как "Собери кубик", "Часть и целое", "Сосчитай фигуры".
Результатом игры ребенка с четвертым «даром» - куб, разделенный на восемь плиток, являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь с детьми рассматриваем отношения формы и величины, ведем наблюдения - равновесия и распространенного движения, понимание взаимоотношений между различными частями целого. Дошкольники играют в такие игры: "Сравни фигуры", "Больше - меньше", "Длиннее - короче".
С помощью наборов №5,6, знакомлю детей с геометрическими формами: квадрата, треугольника и полуцилиндра, с объемными формами: куб и треугольная призма, количество частей знакомит с числом, решали задачи целого и части, половинка и четверть. Исследуя кубики, дети строили фигуры, которые напоминали им предметы из социального окружения. В ходе беседы сравнивали реальный объект с получившейся моделью. Были предложены игры: "Из каких частей состоит фигура", «Магический квадрат», «Запомни, не зевай», которые способствует развитию мыслительных процессов, наблюдательности, строительных навыков, внимания и воображения.
Модуль №13 «Башенки» использую, как дополнительный материал для данных даров с №3 по №6.
Как развивать память, мышление, внимание детей, особенно в период активной подготовки к школе? Здесь я обращаю внимание на задания такого вида, как графический диктант. Дети должны запомнить изображения фигур на схеме и перенести их на свое поле. Это переход от твердого тела к плоской поверхности. Ребенок начинает видеть связь между твердым телом и поверхностями. Возможности 7 дара безграничны.
8 дар демонстрирует линию и вводит понятие длины. Даю задания, которые направлены на освоение слуховой инструкции, когда ребенок должен услышать задания и в соответствии с услышанным и выполнить его. Разнообразные геометрические фигуры формируем с помощью палочек.
1. Составить квадрат и треугольник маленького размера.
Вопросы для анализа: "Сколько палочек потребовалось для составления квадрата? Треугольника? Почему? Покажите стороны, углы, вершины фигур".
2. Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут равны 3 палочкам, а левая и правая - 2.
Направляю внимание ребенка на свойства с помощью вопросов: "Сравните и скажите, чем отличаются, чем похожи фигуры. Докажите, что фигура составлена правильно".
Параллельно работаем с модулем № 10 «Точки». Главная цель 10 дара Фрёбеля дать понять ребенку, что из разных элементов можно выложить две линии - прямую и волнистую. С помощью точек составляем вертикальные, горизонтальные, диагональные линии, геометрические фигуры, выполняли простейшие математические действия: счет, сложение и вычитание.
Модуль№12 «Мозаика. Шнуровка» использую при изучение комбинаций форм и цветов.
9 дар - это кольца и бусины различных размеров и форм, которые привлекают внимание ребенка к круглым формам, знакомит с окружностью и гранями цилиндра и волнистой линией. Сосредотачиваю внимание ребенка на диалоге. Какие объекты являются кругами? На что похож полукруг? — чаша, улыбка и т. д. Есть ли круг или кривые вокруг нас? Обращаю внимание на мир вокруг них. Дети представляют объекты в своей жизни. Кольца позволяют ребенку обнаруживать целое/половину, диаметр/окружность, внутри/снаружи и направления кривой (или ориентации). Сколько сторон имеет круг? У круга есть углы?
Работа в решение задач математического развития дошкольников может быть эффективна только при условии активного привлечения к ней родителей на правах полноправных участников образовательных отношений. В связи с распространением коронавирусной инфекции, работа нашего детского сада была переведена на режим дистанционного обучения. Мне пришлось определить средства дистанционного общения с детьми и их родителями, принимая во внимание наличие доступности: сайт детского сада, сотовая связь, социальные сети, личный сайт, электронная почта, смс-рассылка. Моя задача заключалась в том, чтобы предложить родителям наиболее разнообразные, эффективные и доступные методы и приемы работы с детьми.
1.Онлайн-анкетирование тесты и анкеты с целью выявления уровня знаний родителей о дидактических, развивающих играх математического содержания.
2.Онлайн –собрания: "Математика - это интересно", на котором происходит знакомство с задачами математического развития данного дошкольного возраста.
3.Тематические консультации, которые помогают родителям ориентироваться в математических представлениях, формируемых у детей, и оказывают помощь в организации этой работы в условиях семьи.
4.Индивидуальные памятки, беседы и рекомендации по телефону и в WhatsApp-е, с целью знакомства родителей с достижениями ребёнка, правильному методическому использованию различных видов игр в математическом развитии ребёнка.
5.Домашние задания, позволяющие закрепить полученные детьми на занятиях в семейном кругу, способствующие сближению детей и родителей.
6. Фотовыставки, которые позволяют родителям наглядно увидеть работу по математическому развитию детей в детском саду, узнать об опыте семейного воспитания других родителей в данном направлении.
7. Видеофрагменты различных видов деятельности по математике с использованием игрового набора «Дары Фрёбеля» с целью наблюдения родителями за продвижением своего ребёнка в процессе обучения.
Все вышеназванные формы взаимодействия с родителями способствуют вовлечению родителей в процесс формирования математических представлений и развития у детей интереса к математическим знаниям, к развивающим играм.
Родителей с доверием и с желанием откликнулись и принимают активное участие в совместной работе.
Для своих коллег педагогов провела консультацию: «Как работать с игровым набором Фребеля», выступила на педагогическом совете с презентацией: "Идеи Фридриха Фребеля", провела мастер – класс:
"Использование игрового набора Фребеля в математике", где были продемонстрированы методы и приемы развития познавательной активности дошкольников использованием даров Фребеля.
Диагностика заключительного этапа доказала успешность использования методического комплекта «Дары Фребеля» для решения обозначенной проблемы. Итоговый мониторинг показал, что на 26% увеличилось количество детей с высоким уровнем, с 38% до 61% - со средним уровнем, снизилось количество детей с низким уровнем с 51% до 13 %. Качество освоения материала составило – 87%
Результативность опыта
В системе воспитания Фребеля исходным являлось представление о деятельной природе ребенка – его подвижности, непосредственности, постоянном развитии физических и умственных сил, общительности и любознательности.
Произошли позитивные изменения по всем критериям и показателям в уровне развития познавательной активности детей. Увеличилось количество детей с ярко выраженной любознательностью к математическим знаниям. С помощью методического комплекта познакомились с составом числа из единиц и двух меньших, научились моделировать числами, свойствами, отношениями, видеть зависимость между ними с помощью цвета и длины. Они вызвали живой интерес у детей, развили активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом путем решения мыслительных задач.
Опыт работы по данной теме свидетельствует о том, что применение игрового набора «Дары Фребеля» в образовательном процессе позволили повысить эффективность усвоения детьми дошкольного возраста необходимого материала, ускорить процесс развития простейших логических структур мышления и математических представлений.
Список литературы:
1.Карпова Ю.В., Кожевникова В. В.: Комплект методических пособий по работе с игровым набором «Дары Фрёбеля». «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в дошкольном образовании в соответствии с ФГОС ДО». М., 2016.
2.Карпова Ю.В., Кожевникова В. В.: «Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в образовательной области «Познавательное развитие». М., 2016.
3.Фребель Ф. Будем жить для своих детей / Сост., предисловие Л.М. Волобуева. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2001. - 288с., ил. - (Педагогика детства).
Адресные рекомендации по использованию опыта.
Свой материал по теме «Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством игрового набора «Дары Фребеля»
я разместила на сайтах:
https://nsportal.ru/elena-vasilevna-pyanzina
https://ds-2-staroshaygovo.nubex.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Формирование исследовательской деятельности старших дошкольников»
Скажи мне - и я забуду. Покажи мне...
Мастер-класс по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников посредством современных игровых технологий в аспекте реализации ФГОС"
Современные игровые технологии в аспекте реализации ФГОС...
Презентация к представлению педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процессов"
В презентации представленны цели, задачи и краткое описание педагогического опыта работы по теме "Формирование познавательной активности у старших дошкольников через развитие мыслительных процесс...
Обобщение опыта по теме: "Формирование элементарных математических представлений дошкольников через игровую деятельность"
Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей....
Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...
Обобщение педагогического опыта работы по теме "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников"
В своей профессиональной деятельности особое внимание уделяю формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Государство и современные педагоги уделяется этому разделу дошкольно...