«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»
методическая разработка на тему
Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при психологической подготовке детей к переходу в школу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_i_sposoby_razvitiya_motiv-y_gotovnosti.pptx | 919.84 КБ |
motivy.doc | 203.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Требования к ребенку Умение читать Знание грамоты Умение считать Умение писать Формулирование предложений Умение пересказывать
Готовность ребенка к школе - это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками . Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении.
Аспекты готовности ребенка к школе Физический Специальный Психологический характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую
Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Виды психологической готовности Волевая Интеллектуальная Социальная Мотивационная ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. приобретается определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевание некоторыми рациональными способностями обследования внешних свойств предмета, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе. Внутренняя позиция будущего школьника
Группы мотивов, которые определяют отношение будущих школьников к учению Социальные Игровые Внешние Позиционные Познавательные Оценочные « Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно» «Я хочу в школу, потому что узнаю там много интересного и нового» «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки » « Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями» « Я пойду в школу, потому что мама так сказала» « Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель »
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. ф ормируется под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка формируется под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности
Развитие мотивационной готовности к школе складывается из: - формирование у детей правильных представлений о школе и учении; - формирование положительного эмоционального отношения к школе; - формирование опыта учебной деятельности; -формирование позиции будущего школьника.
Способы и приемы развития мотивационной готовности к школе 1.Поддерживание интереса ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах. 2.Организация экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни. 3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады. 4.Использывание загадок на школьную тему. 5.Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее ?». 6. Соблюдение режимных моментов , которые приучают детей к аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.
Формы и методы работы по развитию мотивационной готовности к школе - беседы о школе, - чтение рассказов о школе, - разучивание стихов школьной тематики, - рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, - рисование школы, - сюжетно-ролевая игра «Школа», - знакомство с букварем, - прогулка к зданию школы, - экскурсии в школу, - экскурсия в класс, - экскурсия в школьную библиотеку, - досуг совместно с первоклассниками.
Развитие мотивационной готовности ребенка к школе в семье интерес к новым знаниям адекватная самооценка элементарные навыки поиска интересующей информации осознание общественной значимости школьного учения стремление к успеху желание трудиться
Условия формирования мотивационной готовности к школе 1. Необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому Отвечать на вопросы ребенка Давать новые сведения о свойствах предмета
2. Прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки 3. Развивать в ребенке навыки общения
4. Не допускается, чтобы ребенок скучал во время занятий ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС ИНТЕРЕС
5. Недопустимо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед . 6. Нельзя использовать задания, превышающие интеллектуальные возможности детей
7. В занятиях с ребенком нужна мера не заставляйте ребенка делать задание, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим; определите пределы выносливости ребенка; увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время.
8. Необходимо избегать неодобрительной оценки Всегда положительная оценка ребенка Похвала Одобрение Не допускать сравнения с другими
Не допустимыми промахами со стороны взрослых является торможение познавательной мотивации у детей, которое заключается в игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового, перевод на школу формирование мотивации.
Выводы: - мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности; - структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних; -развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования ; - формирование эмоционально-положительного отношения к будущему обучения и развитие познавательной активности детей; - педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками.
Список используемой литературы 1 . Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: ЭКСМО, 2003. 2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр . и доп. – М.,2000. 3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: ИНФРА – М, 1997. 4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2000. 5. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 - 583 с 6. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:2013 7. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: 2010. - 194 с
Предварительный просмотр:
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА
Тема:
«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»
Введение
Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые условия деятельности, адаптация в системе новых отношений, это небольшая часть того с чем столкнется ребенок. Поэтому необходимо учесть множество моментов при психологической подготовке детей к переходу в школу.
Переход к школьному обучению коренным образом изменяет весь образ жизни ребенка. В этот период в ее жизнь входит обучение - деятельность обязательна, ответственная, требующая систематического организованного труда. На результат успешности данной деятельности будет, безусловно, влиять психологическая готовность детей к школе. Поэтому проблема психологической готовности к обучению в школе детей чрезвычайно актуальна. Психологическая готовность к обучению понятие многогранное. Наиболее значимой сферой психологической готовности является сформированностиь мотивационной готовности.
Именно отсутствие мотивационной готовности влечет за собой огромное количество трудностей, которые будут противоречить успешному систематическому обучению ребенка в школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
Венгер Л.А
В настоящее время к ребенку, поступающему в первый класс, предъявляются огромные требования: должен уметь читать, считать, грамотно формулировать предложения и т. д. Но в данных условиях необходимо понимать, что готовность ребенка к школе выражается не только в данных требованиях. Самое главное при переходе на новую ступень жизни, это развитие психологической готовности детей, что включает в себя сформированность психических процессов: мышление, память, внимания, воображения).
У ребенка появляются обязанности, которые возлагает на него. Он несет за свою учебную деятельность серьезную ответственность перед школой и родителями. Эти обязанности, от выполнения которых будут зависеть то будущее место ребенка в жизни, его общественная функция и роль, а отсюда и содержание всей последующей жизни. Вместе с новыми обязанностями ребенок получает новые права: на серьезное отношение окружающих к своей учебной работы, на рабочее место, необходимое для его занятий, на время, на тишину, на отдых, на досуг я, одобрения учебные успех.
Но для того, чтобы у ребенка возникла внутренняя позиция школьника, необходима определенная степень готовности - уровень его психического развития.
Для широты понимания темы, более подробно рассмотрим понятие «готовность ребенка к школе».
Готовность ребенка к школе - это овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программой поведенческими характеристиками.
Готовность ребенка к школе - это достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении, полагает известный чешский психолог Й. Шванцара.
Готовность ребенка к школе включает три направления, представленные на рисунке 1.
Аспекты готовности ребенка к школе
Физический
Специальный
Психологический
характеризует функциональные возможности ребенка и состояние его здоровья
понимается определенный уровень умелости ребенка в отношении чтения, письма и счета
предполагает готовность интеллектуальную, личностную и эмоционально-волевую
Рисунок 1 – Аспекты готовности ребенка к школе
Более подробно рассмотрим психологический аспект готовности детей к школе.
Психологическая готовность к школе - это сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.
Психологическая готовность предусматривает не отдельные знание и умения, а определенную систему основных элементов готовности: волевая, интеллектуальная, социальная, а также мотивационная готовности. Компоненты представлены на рисунке 2.
Виды психологической готовности
Волевая
Интеллектуальная
Социальная
Мотивационная
ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия.
приобретается определенный кругозор, запас конкретных знаний, овладевание некоторыми рациональными способностями обследования внешних сво-в предмета, умение выделять учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель деятельности
формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции - положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающее иное, по сравнению с дошкольниками, положение в обществе. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Внутренняя позиция будущего школьника
Рисунок 2 – Виды психологической готовности.
Наиболее значимой из этих сфер, по мнению ряда ученых, является сформированность мотивационной готовности.
Более подробно рассмотрим, что же представляет собой мотивационная готовность детей к школе, ее содержание.
Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.
В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения и др. В основе любого действия или поступка имеется мотив или совокупность мотивов, которые запускают (побуждают) и направляют активность человека.
Мотивы готовности к обучению в школе – это внутренние и внешние факторы, побуждающие ребенка на усвоение новых знаний.
Под мотивационной готовностью понимают желание учиться, отношение к школе и учебе как к серьезной деятельности.
В старшем дошкольном возрасте структура мотивов приобретает относительную устойчивость. Доминирующее положение в ней начинают занимать познавательные и широкие социальные потребности.
У детей, поступающих в школу, как показало исследование, широкие социальные мотивы выражают возникающую в старшем дошкольном возрасте потребность занять новое положение среди окружающих, а именно положение школьника, и стремление выполнять связанную с этим положением серьезную, общественно значимую деятельность.
Ряд ученых (А. Н. Леонтьев, Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков) выделяют шесть групп мотивов, которые определяют отношение будущих школьников к учению:
- социальные мотивы, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения и стремлении к социальной роли школьника («Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»);
- учебно-познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
- оценочные мотивы, стремление получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение («Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятерки»);
- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника («Я хочу в школу, потому что там большие, а в детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал и портфель»);
- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала);
- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность («Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями»).
Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности. Для каждого ребенка степень выраженности и сочетание мотивов учения индивидуальны.
Мотивационная готовность детей к школе также, включает в себя такое психологическое качество, как самооценка.
Ребенок концу дошкольного возраста должен иметь адекватную самооценку, понимать свои удачи и промахи.
Самооценка - оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
От самооценки зависят взаимоотношения ребенка с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.
Самооценка дошкольника формируется:
- под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка;
- под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.
Не мало важным в данном контексте является самосознание ребенка.
Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе является одним из ведущих и главных направления детского сада и семьи, при подготовке детей к школе. Имеется в виду воспитание действительной и глубокой мотивации, которая должна стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Деятельность работников детского сада по развитию мотивационной готовности к школе у детей и формирование положительного отношения к школе в целом складывается из:
- формирование у детей правильных представлений о школе и учении;
- формирование положительного эмоционального отношения к школе;
- формирование опыта учебной деятельности;
-формирование позиции будущего школьника.
Таким образом, развитие мотивационной готовности к школе и обучению предполагает формирование представлений дошкольника о том, каким будет обучение в школе, знаний о том, каким будет его завтрашний день и подготовку ребенка к нему.
Подготовка детей к школе как целенаправленный процесс осуществляется в дошкольных учреждениях в соответствии с их программой.
На как же развивать мотивационную готовность детей к школе, какие способы использовать? Это один из главных вопросов, который стоит перед всеми дошкольными учреждениями.
Для формирования и развития мотивационной готовности в детском саду используется ряд приемов и способов, которые мы и рассмотрим.
Самое главное, что необходимо сделать для развития мотивационной готовности, это:
1.Поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
2.Организовывать экскурсии в школы, знакомить с основными атрибутами школьной жизни.
3. Практиковать приходы детей-школьников в детские сады.
4.Использывать загадки на школьную тему.
5.Подбирать развивающие игры типа «Собери себе портфель в школу», «Разложи все по порядку», «Что лишнее?».
Таким образом, основная задача взрослого - показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Формированию положительного отношения к школе у детей также способствует соблюдение режимных моментов, которые приучают детей к аккуратности, самостоятельности, дисциплинированности.
Следует добиваться того, чтобы ребенок все успевал делать вовремя, имел постоянный режим дня.
Таким образом, воспитатель или родители при работе с детьми, в общении с ними проводят аналогию между школой и детским садом, добиваясь при этом, чтобы знания детей были пронизаны светлым чувствами ожидания встречи со школой.
Также в целях развития мотивационной готовности в детском саду целесообразно использовать ряд различных форм и методов работы, таких как:
- беседы о школе,
- чтение рассказов о школе,
- разучивание стихов школьной тематики,
- рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним,
- рисование школы,
- сюжетно-ролевая игра «Школа»,
- знакомство с букварем,
- прогулка к зданию школы,
- экскурсии в школу,
- экскурсия в класс,
- экскурсия в школьную библиотеку,
- досуг совместно с первоклассниками.
Таким образом, основная задача педагогического коллектива детского сада и родителей детей – показать ребенку, что очень много неизвестного и интересного он может узнать в школе.
Рассказы и стихи о школе необходимо подобрать так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроках и в школе. При этом важно показать детям образ «хорошего ученика» и «плохого ученика», строить беседу с детьми на сравнение образов правильного и неправильного (с точки зрения организации школьного обучения) поведения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.
При организации и использовании представленных выше способов, форм и методов развития мотивационной готовности к школе нельзя забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Так для детей с выраженными социальными мотивами присуща ответственная позиция по отношению к обучению, такие дети принимают положение школьника, имеющего круг важных обязанностей, они старательны, их не нужно заставлять делать уроки, они успешно усваивают материал. Но в силу своего возраста у детей, как правило, еще недостаточно развито мышление, память, мелкая моторика, поэтому даже у таких детей появляются трудности с учебной деятельностью. Такому ребенку необходимо помогать, предлагая варианты отгадывания загадок, занимательные задачи, занятия по развитию мелкой моторики и творчество. Комплекс данных мероприятий поможет ребенку в будущем не оказаться слабоуспевающим.
Для детей с преобладание позиционных мотивов учения характерен интерес к новой ситуации и новой социальной роли, их привлекает лишь внешняя атрибутика школы. С такими детьми необходимо работать особо тщательно еще за долго до перехода в школу, что бы сформировать у них мотив учиться не потому что купили красивый портфель, а потому что в школе интересно.
Дети, у которых на первом плане стоит оценочный мотив, имеют потребность в социальном признании и одобрении взрослого. Ориентация на оценку взрослого в учебном процессе является одним из условий формирования действий самооценки и самоконтроля. Оценка педагога по отношению к ребенку всегда должна быть положительной.
В случае если у детей преобладают внешние мотивы к учению (дети хотят в школу, потому что так сказали родители) при недостаточном развитии познавательной и социальной мотивации, велика вероятность формирования негативного отношения к школе и учению. В данном случае необходимо уделить внимание развитию других форм мотивации, что бы изменить такое отношение ребенка к школе.
Для детей с доминирующим познавательным мотивом характерна высокая учебная активность, такие дети активны, задают много вопросов, стремятся узнать больше. Если при этом недостаточно развит социальный мотив, то возможны спады учебной деятельности.
Формирование и развитие мотивационной готовности к школе должно включать все мотивы деятельности детей, но и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, которые проявляются в преобладании какого-то из выше указанных мотивов учения.
Решающую роль в развитии мотивационной готовности детей к школе играет семья. Интерес к новым знаниям, элементарные навыки поиска интересующей информации (в книгах, журналах, справочниках), осознание общественной значимости школьного учения, желание трудиться и доводить начатое дело до конца, умение сравнивать результаты своей работы с образцом и видеть свои ошибки, стремление к успеху и адекватная самооценка – все это является мотивационной основой школьного учения и формируется главным образом в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно, положительных результатов силам одного лишь дошкольного учреждения достигнуть не удается.
Для формирования мотивационной готовности детей к обучению в школе необходимо учитывать следующие условия:
- Необходимо поддерживать интерес ребенка ко всему новому, отвечать на его вопросы, давать новые сведения о знакомых предметах.
- Очень важно прививать ребенку веру в свои силы, не допускать формирования заниженной самооценки.
- Развивать в ребенке навыки общения: научить ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи.
- Не допускается, чтобы ребенок скучал во время занятий. Интерес – лучшая из мотиваций, если ребенку весело учиться, он учится лучше.
- Недопустимо проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед.
- Нельзя использовать задания, превышающие интеллектуальные возможности детей.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнения. Если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
- Чаще хвалить ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивать его слабости в сравнении с другими детьми.
- Необходимо обговаривать с детьми те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объяснять их необходимость и целесообразность.
- В своей работе педагогам следует включать в целостный педагогический процесс не только разнообразные формы и методы работы по ознакомлению детей со школой и воспитанию положительного отношения к ней, но и создавать предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей и своевременного ее изменения в соответствии с новым содержанием дидактических задач.
- Осознанное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят ими, но и прочувствован, пережит.
Не допустимыми промахами со стороны взрослых является торможение познавательной мотивации у детей, которое заключается в игнорирование взрослыми стремления ребенка к познанию нового, перевод на школу формирование мотивации. Познавательная потребность заложена в ребенке самой природой, но ее можно развить или затормозить воспитанием. Дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательной потребности, поэтому так важно в этот время активно поддерживать любые проявления естественного влечения детей к познанию.
Таким образом, мотивационная готовность детей к школе зависит от работы педагогического коллектива детского сада, отношения семьи к процессу воспитания ребенка, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Заключение
Содержание мотивационной готовности ребенка к школе включает в себя систему мотивов: социальные мотивы, учебно-познавательные мотивы, оценочные мотивы, внешние по отношению к школе, позиционные мотивы.
Для того что бы ребенок был готов к обучению к школе необходимо учесть все выделенные мотивы и мотивировать его к вступлению на новый этап жизни.
Мотивировать – это означает затронуть важные интересы, создать ребенку условия для реализации себя в процессе жизнедеятельности.
Таким образом, в завершении формирования мотивационной готовности дошкольника к школе можно выделить следующее:
- мотивационная готовность заключается в желании ребенка учиться, его отношении к школе и учебе как к серьезной деятельности;
- структура мотивационной готовности включает познавательные и социальные мотивы при ведущей роли последних;
- развитие мотивационной готовности ребенка к школьному обучению предполагает формирование правильных и разносторонних представлений и знаний ребенка о школе, о школьных требования; эмоционально-положительного отношения к будущему обучения и развитие познавательной активности детей
- педагогическими средствами формирования готовности дошкольника к школе является чтение книг о школе, знакомство с некоторыми правилами поведения ученика, посещение школы, прием анализа детских работ т взрослым совместно с воспитанниками.
Для того чтобы взрослый (родитель, воспитатель) правильно понимал поведение и действия ребенка и управлял ими, необходимо проводить ранжирование мотивов учения детей, чтобы знать какие мотивы доминируют в данной ситуации, формировать и поддерживать те из них, которые обеспечивают высокий уровень эффективности деятельности.
В формировании у дошкольников мотивационной основы школьного учения решающую роль играет семья, так как отношение ребенка к поступлению в школу во многом определяется отношением к этому событию их родителей. Поэтому при планировании работы по подготовке детей к школе особое внимание нужно уделить ориентации родителей на вопросы, обеспечивающие становление внутренней позиции школьника, и формирование на этой основе позитивного образа современной школы у родителей.
Список используемой литературы
1. Выготский Л.С. Психология развития ребёнка. - М.: ЭКСМО, 2003.
2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М.: ИНФРА – М, 1997.
4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: ПИТЕР, 2000.
5. Маклаков А. Г. Общая психология.- СПб.: 2008 - 583 с
6. Рубенштейн С. Л. Основы общей психологии.- СПб.:2013
7. Хилько М.Е., Ткачева М.С. Возрастная психология. Конспект лекций. М.: 2010. - 194 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
«Содержание и способы развития мотивационной готовности к школе»
Переход с детского сада в школу - является одним из самых главных моментов в жизни каждого ребенка. Освоение новой учебной деятельности, образование новых взаимоотношений, вхождение в новые усло...
Условия развития мотивационной готовности детей к школе.
Главная задача первого класса начальной школы – подготовительная, это постепенное приучение детей к условиям систематического обучения, формирование у них умения учиться. Условия, в которых находится ...
«По ступенькам к школе» – проект по развитию мотивационной готовности дошкольника в подготовительной группе
Мотивационная готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, являясь как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлени...
"Развитие мотивационной готовности к школе"
Рекомендация для родителей, как мотивировать дошкольника к школе...
Конспект занятия по развитию мотивационной готовности к школе "У Лукоморья"
Занятие по развитию мотовоционной готовности к школе детей подготовительной группы....
Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями....