«По ступенькам к школе» – проект по развитию мотивационной готовности дошкольника в подготовительной группе
проект (подготовительная группа) на тему
Мотивационная готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, являясь как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 76.5 КБ |
konspekt_avtoportret.doc | 29 КБ |
motivatsionnaya_gotovnost_rebenka_k_shkole.doc | 34.5 КБ |
zanyatie_shkola_razvitet_rechi.doc | 23 КБ |
bukvy_raznye_pisat_uchat_v_shk.doc | 57 КБ |
diagnostika_2_ch.doc | 48.5 КБ |
aspekty_gotovnosti.doc | 59 КБ |
zanyatiya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«По ступенькам к школе» – проект по развитию мотивационной готовности дошкольника в подготовительной группе
ВВЕДЕНИЕ
Мотивационная готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, являясь как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст.
В структуре готовность к школьному обучению как правило, принято выделять следующие аспекты:
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная (личностная) готовность
- Волевая готовность (уровень развития произвольности)
1. Интеллектуальная готовность
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
2. Мотивационная (личностная) готовность к школе
Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Нежновой, Н. И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
3. Волевая готовность к школе
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 (зарегистрирован Минюстом России 8 февраля 2010 г., регистрационный номер 16299) утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного и младшего школьного образования. Этот документ на федеральном уровне определяет, какой должна быть программа дошкольного учреждения, какое содержание реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом его индивидуальных, возрастных особенностей.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельностный характер, становящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировку стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, межпредметных и предметных результатов.
Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе.
Осуществляя подготовку к школе, родители и воспитатели должны внести определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения, так как психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, сама по себе, а образуется постепенно и, главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье.
Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач:
1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении
2. формирование положительного эмоционального отношения к школе
3. формирование опыта учебной деятельности.
Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы, игра в школу.
Необходимо подбирать рассказы и стихи о школе, причем так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу, важность и значимость школьных знаний, содержание школьного обучения, школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам, правила поведения на уроке и в школе.
При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в первом классе, моделирование школы будущего.
В формировании у дошкольников мотивов учения важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние периоды детства.
Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами лишь одного дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нежно уделить работе с родителями.
Для содействия формирования психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста по вопросам готовности детей к школе в условиях семейного воспитания необходимо решение следующих задач:
- содействовать обогащению представлений о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе; преодолении узких представлений о готовности ребенка к обучению в школе (только интеллектуальная готовность, только обучение чтению и решению задач и пр.);
- способствовать формированию способности анализировать объективную ситуацию готовности собственного ребенка к обучению в школе; умению анализировать результаты и замечать проблемы, предвосхищать возможные трудности, знать пути и способы разрешения их уже в дошкольном возрасте или адекватно и своевременно реагировать на возможные трудности в младшем школьном возрасте;
- содействовать формированию умения осмысленно выбирать вариант подготовки ребенка к обучению в школе и оптимально выстраивать стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей, возможностей и уровня его развития.
Учитывая вышеперечисленные задачи, намечается одна цель для их решения в условиях ДОУ и семьи.
Цель реализации программы: содействие формированию психолого-педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста по вопросам готовности к школе в условиях семейного воспитания и формирование мотивационной готовности ребенка к школе посредством проектной деятельности.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группе, воспитатели подготовительной к школе группе, родители.
Сроки проекта: сентябрь 2011 – май 2012 гг.
Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Сроки: сентябрь – ноябрь 2011 гг.
Задачи воспитательной работы:
- формировать представления детей о школе и её значении;
- развивать представления о понятиях знания, достижение и т.п.;
- развивать внимание, произвольность;
- воспитывать положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
Работа с детьми и родителями:
- беседы с детьми о школе, уроках, занятиях.
- консультации для родителей: «В первый класс с шести, с семи?» - Возрастные особенности ребенка 5-7 лет. Основные новообразования возраста. Кризис семи лет: личностные особенности и изменение поведения ребенка дошкольного возраста. Позитивные новообразования кризиса семи лет. Внутренняя позиция ребенка. Внутренняя позиция школьника. Этапы становления внутренней позиции школьника на 7-ом году жизни. Предпосылки благополучного вхождения в новую школьно-учебную действительность.
«Что такое готовность к школе?» - Определение понятия готовности к школе. Традиционная структура готовности к обучению в школе (общая и специальная готовность). Параметры психического развития ребенка, влияющие на успешность обучения в школе: мотивационное развитие ребенка (познавательные и социальные мотивы учения); развитие произвольного поведения; развитие интеллектуальной сферы. Ключевые элементы готовности к обучению в школе с позиций интегративноличностного подхода.
Основной этап:
Сроки: декабрь 2011 – апрель 2012 гг.
Задачи:
- формировать и развивать познавательную мотивационную готовность посредством творческой деятельности;
- развивать творческое воображение, мелкую моторику;
- воспитывать умение доводить начатое дело до конца.
Работа с детьми и родителями:
- создание детьми проектов «Я иду в школу!», которые включают в себя:
• Рисунок своего портрета с фотографией;
• Серия рисунков с фотографиями как я рос;
• Рисунок – аппликация школы;
• Аппликация «Мой портфель»;
• Рисунок – аппликация «Мой класс»;
• Серия рисунков «Я на уроке и перемене»;
• Аппликация «Первое сентября!»;
• Рисунок – аппликация «Я в будущем и мои мечты!».
- консультации и наглядная информация для родителей:
- «За год до школы». Функциональная готовность к обучению в школе. Определение понятия функциональной готовности к обучению в школе. Показатели функциональной готовности к обучению в школе: уровень здоровья, биологическая зрелость, физическое развитие, физическая подготовленность, готовность руки к письму, работоспособность. Факторы, определяющие функциональную адаптацию ребенка к новым условиям жизни, адаптивность. Факторы риска: синдром гиперактивности и дефицита внимания; высокий уровень заболеваемости; социально-педагогическая запущенность; нарушения эмоциональной и поведенческой сферы; разные виды дисфункций головного мозга, нарушения развития. Условия развития функциональной готовности к обучению в школе.
Общая готовность к обучению в школе. Определение понятия и виды общей готовности к обучению в школе. Проблема соотношения разных видов готовности к обучению в школе.
Мотивационная готовность к обучению в школе. Определение понятия мотивационной готовности к обучению в школе. Показатели мотивационной готовности к обучению в школе. Значение мотивационной готовности ребенка к школе. Виды мотивов. Условия развития мотивационной готовности ребенка к школе.
Волевая готовность к школьному обучению. Определение понятия волевой готовности к обучению в школе. Показатели волевой готовности к обучению в школе. Значение волевой готовности ребенка к школе. Необходимые предпосылки становления учебной деятельности и развития учебно-важных качеств. Условия развития произвольности ребенка и основ учебной деятельности.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению. Определение понятия интеллектуальной готовности к обучению в школе. Показатели интеллектуальной готовности к обучению в школе. Место и роль интеллектуальной готовности к обучению в школе. Условия развития интеллектуальной готовности ребенка к школе.
- «Буквы разные писать и задачи как решать – учат в школе…». Специальная готовность к обучению в школе. Требования начальной школы к знаниям, умениям и навыкам будущего первоклассника. Определение понятия и виды специальной готовности к обучению в школе.
Речевая готовность к обучению в школе. Компетентность в речевой деятельности и общении. Структура речевой готовности: общая и специальная речевая готовность. Условия развития речи ребенка и подготовка его к освоению грамоты в школе.
Математическая готовность к обучению в школе. Показатели специальной (математической) готовности. Подготовка детей к усвоению математики в школе и развитие интереса к математической деятельности в условиях семейного воспитания.
- Профилактика возможных трудностей в освоении учебных предметов, выбор программы школьного обучения.
Заключительный этап:
Сроки: май 2012 г.
Задачи:
- совершенствование познавательной мотивации.
Работа с детьми и родителями:
- защита детьми своих проектов «Мы идем в школу».
Предполагаемые результаты освоения родителями программы:
- сформированность представлений о важных аспектах готовности ребенка к обучению в школе;
- преодоление узких представлений о готовности ребенка к обучению в школе (только интеллектуальная готовность, только обучение чтению и решению задач и прочее);
способность родителей анализировать объективную ситуацию готовности собственного ребенка к обучению в школе;
- умение анализировать результаты и замечать проблемы, предвосхищать возможные трудности, знать пути и способы разрешения их уже в дошкольном возрасте или адекватно и своевременно реагировать на возможные трудности в младшем школьном возрасте;
- умение осмысленно выбирать вариант подготовки ребенка к обучению в школе;
- умение создавать условия для формирования каждого аспекта готовности в условиях семейного воспитания, оптимально выстраивать стратегии взаимодействия с ребенком с учетом его потребностей, возможностей и уровня его развития.
Предполагаемые результаты освоения дошкольниками программы:
- сформированность представления детей о школе и её значении;
- развиты представления о понятиях знания, достижение и т.п.;
- развито внимание, произвольность;
- воспитаны положительные качества в детях, умение слушать взрослых и других детей.
- сформирована и развита познавательная мотивационная готовность посредством творческой деятельности;
- развито творческое воображение, мелкую моторику;
- умение доводить начатое дело до конца.
- совершенствование познавательной мотивации.
Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника. Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников.
Перспективный план работы проекта на // уч.г.
Мероприятие/краткое изложение | Форма | Дата проведения |
Работа с родителями (о готовности ребенка к школе и ее формирование) - «В часы семейного отдыха» - «Сентябрьские улицы» - «В первый класс с шести, с семи?» - «Что такое готовность к школе?» - «За год до школы» - «Социально - нравственное воспитание ребенка» - «Период адаптации в первом классе» - «К школе готов? Готов!» - «Буквы разные писать и задачи как решать – учат в школе...» - Социологическая анкета семьи - Посещение семей - Вовлечение родителей в совместную деятельность МДОУ | Рекомендации для домашних занятий дома Консультация Консультация Памятка Консультация Консультация Консультация Консультация Консультация Диагностика Патронаж Эпизодическое участие на праздниках, кружке | В течение года Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Октябрь В течение года По мере необходимости |
Работа с детьми - беседы с детьми о школе, уроках, занятиях - Кинетический рисунок семьи - Чтение и театрализованное проигрывание отрывка из сказки Шарль Перро «Красная Шапочка» - создание детьми портфолио «Я иду в школу!», которые включают в себя: • Рисунок своего портрета с фотографией; • Серия рисунков с фотографиями как я рос; • Рисунок – аппликация школы; • Аппликация «Мой портфель»; • Рисунок – аппликация «Мой класс»; • Серия рисунков «Я на уроке и перемене»; • Аппликация «Первое сентября!»; • Рисунок – аппликация «Я в будущем и мои мечты!». | Сюжетно-ролевая игра Беседы, экскурсия Диагностика Кружок «Мир сказок» |
В течение года Октябрь Октябрь -Февраль В течение года Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Тема: «Автопортрет»
Цель:
• Закрепить знания детей о жанре портрета.
• Учить детей рисовать автопортрет, передавать в рисунке
особенности своего лица.
• Учить правильно располагать части лица.
• Использовать при рисовании различные способы закрашивания.
Материал: фотография, зеркала, фломастер, карандаши, альбомный лист, иллюстрации.
Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.
Словарь: Портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас и т.д.
Предварительная работа:
• Рассматривание портретов художников и поэтов.
• Рассматривание тематического словаря в картинках из серии «Мир человека» на тему: «Части тела».
• Рисование простым карандашом портретов.
• Дидактическая игра «Назови ласково», «Назови части головы», «Назови чего у человека
по 2» и т.д.
Ход занятия
Ребята, сегодня вас ожидает сюрприз. Закройте глаза.
(дети закрывают глаза, воспитатель переодевается).
Откройте глаза, мои внучатки.
Это я к вам в гости пришла, Бабушка – Загадушка.
Что вы знаете, ребятки
Про мои стихи - загадки?
Где отгадка, там конец,
Кто подскажет – молодец!
А вот моя первая загадка:
1. Ванька-встанька из волчка
В нём увидит толстячка
Иностранка кукла Синди
В нём красавицу увидит
Ну, а мой знакомый Сашка
В нём увидит замарашку.
(зеркало).
Верно, верно! Угадали!
Будто где его видали!
Я не просто так пришла,
Зеркала вам принесла.
(Воспитатель раздает зеркала).
Вы, попробуйте, ребятки
Разгадать мои загадки
Никто ответа не подскажет
А зеркало вам их покажет.
Бабушка загадывает загадки, отгадки (картинки) выставляет на доску.
Он бывает самым разным
Добрым, вредным,
Гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
Толстым, тонким, конопатым.
(нос).
У зверюшки – на макушке,
А у нас – ниже глаз.
(уши).
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
(глаза).
Их не сеют, не сажают, они
сами вырастают.
(волосы).
Есть у радости подруга в виде полукруга
На лице она живёт
То куда-то вдруг уйдёт
То внезапно возвратиться,
грусть тоска её боится.
(улыбка).
Какое слово среди ваших ответов было лишнее? Почему?
Д: Слово улыбка было лишним, так как остальные слова это части лица.
- Молодцы, правильно!
Сегодня мы будем учиться рисовать свой автопортрет.
Ребята, а вы знаете, что такое автопортрет?
Автопортрет – это когда художник передает в рисунке черты своего лица, он глядит в зеркало и рисует себя. На портрете мы с вами ведем голову и часть туловища (плечи). Раньше когда не было фотоаппаратов, художники рисовали портреты людей.
(Воспитатель с детьми рассматривают автопортрет).
А сейчас возьмите в руки зеркала и рассмотрите свое отражение в зеркале. Обратите внимание, какие цветом у вас волосы, длинные или короткие, какой нос, уши, глаза. Где расположены на лице глаза, кончик носа, уши, рот.
А теперь возьмите фломастер и на зеркале попробуйте нарисовать свой портрет.
Нарисовали, молодцы!
А вот теперь мы можем приступить к рисованию своего автопортрета на бумаге.
Во время рисования можно поглядывать в зеркало, чтобы лучше и точнее передать черты своего лица.
Стараемся рисовать так, чтобы можно было узнать, кто изображен на этом рисунке.
(во время работы по необходимости подсказываю, помогаю).
Работу закончили и принесли мне свои рисунки. Воспитатель помещает все работы на мольберты (проводится выставка).
Итог: Чей автопортрет вам понравился больше всего?
А как ты думаешь, кто здесь изображен? И т.д.
Предварительный просмотр:
"Факторы, способствующие формированию мотивационной готовности ребёнка к школьному обучению" Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а, следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра [1, C.200] Психологическая готовность – итог всей школьной жизни. По словам И.В. Дубровиной, для ее формирования необходимо, чтобы малыш много играл сам, со сверстниками и взрослыми. Формирование мотивов учения и положительного отношения к школе – одна из важнейших задач педагогического коллектива детского сада и семьи в подготовке детей к школе. Осуществляя подготовку к школе, родители и воспитатели должны внести определенную коррекцию в организацию детской деятельности и общения с тем, чтобы способствовать развитию наиболее важных с позиции предстоящего школьного обучения черт личности и поведения, так как психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, сама по себе, а образуется постепенно и, главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Работа воспитателя детского сада по формированию у детей мотивов учения и положительного отношения к школе направлена на решение трех основных задач: 1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении 2. формирование положительного эмоционального отношения к школе 3. формирование опыта учебной деятельности. Для решения этих задач в учебно-воспитательном процессе используются различные формы и методы работы: экскурсии в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь и беседы о них, рисование школы, игра в школу. При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в первом классе, моделирование школы будущего [3]. В формировании у дошкольников мотивов учения важную роль играет семья, так как основные человеческие потребности, прежде всего социальные и познавательные, закладываются и активно развиваются уже в ранние Мотивационная основа школьного учения формируется, главным образом, в условиях семейного воспитания. Если семейное воспитание построено неправильно (либо отсутствует вовсе), положительных результатов силами лишь одного дошкольного учреждения достигнуть не удается. Поэтому при планировании работы детского сада по подготовке детей к школе особое внимание нежно уделить работе с родителями. Таким образом, можно сделать вывод, что детский сад выполняет задачу всесторонней подготовки детей к школе в процессе систематического, целенаправленного педагогического воздействия. В семье дополняются знания детей, полученные в детском саду, в процессе повседневного общения расширяется кругозор детей, формируются психологические качества будущего школьника. Тесное взаимодействие семьи и детского сада, их сотрудничество по всем аспектам подготовки детей к школьному обучению – это оптимальный вариант формирования психологической готовности к школе у дошкольников [2]. |
Предварительный просмотр:
Занятие «Школа»
Программные задачи
1.Уточнить знания по лексической теме.
2.Закрепить умения отвечать полным предложением.
3.Воспитывать активность, усидчивость.
Оборудование: картинки школьных принадлежностей, школы, дороги, ученика,колокольчик, школьные принадлежности, мешочек, лист картона, ножницы, картинки и игрушки к составлению задач.
Орг. момент:
Дети, сегодня я вас пришлашаю в школу, здесь будут настоящие уроки, парты, а вы будете настоящими учениками.
Ход занятия:
Приготовтесь к первому заданию. К своему учителю подойдет тот ученик, кто ответит на вопрос:
Дупражнение «Каким может быть этот предмет?»
Какой может быть карандаш?
Дети: карандаш может быть острым, поломанным, синим, желтым, обгрызанным, старым…
Тетрадь…., книга…, парта…
Молодцы, хорошо справились с первым заданием.
Звенит звонок на урок.Педагог приглашает детей в класс на урок.
1 урок. Математика.
1. Реши задачу.
2. Составь свою задачу.
3. Нарисуй на ветке листов на 1 больше, чем бабочек.
Звонок на перемену
Дигра «Будь внимательным»
Дети под музыку бегают по группе, по сигналу они должны подобрать цыфру к обручу с таким же количеством предметов.
2 урок. Русский язык.
1. Составь предложение (картинки предметов)
Мел, ученик, доска. Дорога, ученик, школа….
2. Чья это вещь?
( Это пенал Пети. Чей это пенал? Это Петин пенал.)
По аналогии: Это стол учителя. Это карандаш Юли….
3. Скажи, какой?
Фломастер из пластмассы, какой? Пластмассовый.
Линейка из дерева какая? Деревянная…
Звонок на перемену
Дигра «Волшебный мешочек» (школьные принадлежности)
3 урок. Труд.
Детям предлагается вырезать из блестящего картона цыфру 5
Итог занятия.
Предварительный просмотр:
Буквы разные писать и задачи как решать – учат в школе...
1 апреля началась запись детей в первый класс. По какой программе отдать обучаться ребенка - большая головная боль для каждого родителя. Для меня, как для мамы будущего первоклассника, очень интересно было узнать, чем отличаются программы, по которым преподают в наших школах.
Перерыв кучу публикаций и прочитав не один форум с отзывами о разных направлениях, я для себя сделала выбор. Нужно помочь не потеряться в школьных программах другим мамам и папам.
Попробуем разобраться с первой программой “Школа России”.
Пожалуй, с этой программой знаком каждый родитель, потому как обучался сам по этой же программе.
«Школа России» — это один из самых известных и востребованных учебно-методических комплектов для обучения в начальной школе. Рассчитан курс обучения на 4 года.
Цели обучения:
1) создание условий для развития личности младшего школьника, реализации его способностей, поддержка индивидуальности;
2) освоение младшим школьником системы знаний, общеучебных и предметных умений и навыков;
3) формирование у ребенка интереса к учению и умения учиться;
4) формирование здоровьесберегающих навыков, обучение основам безопасной жизнедеятельности.
Принципы:
- приоритет воспитания в образовательном процессе;
- личностно-ориентированный и деятельностный характер обучения;
- сочетание инновационных подходов с традициями отечественного образования.
Отзывы об этой программе педагогов и родителей детей, которые обучаются по этой программе
- Программа рассчитана на любого ребенка. Введены элементы развивающего обучения. Дети спокойно переходят в среднее звено, обучение в котором также ведется по традиционной программе. Возможно, детям с определенными способностями будет скучновато. Но это можно решить дополнительным образованием или выбрать другую программу.
– По этой программе учились и наши родители, и я, и мои дети. Все выросли достаточно образованными людьми. Считаю, что эта программа нужна, она была, есть и будет всегда.
- Очень слабая программа, сейчас век новых технологий и учить ребенка надо по другим программам, а не по программе СССР.
Программа “Гармония”. Мне пояснили, очень много родителей стараются записать ребенка именно в такой класс.
Целью программы является многостороннее развитие ребенка, комфортное обучение, подготавливает мыслительный аппарат ребенка к дальнейшему обучению. Преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
- целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
- приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
- активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
- соблюдение баланса между интуицией и знанием;
- разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
- опору на опыт ребенка;
- параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
- взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
- единство интеллектуальных и специальных умений;
- создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.
Отзыва учителей, родителей и специалистов:
– По программе «Гармония» я работаю с детьми второй год. Во-первых, идет опережающее обучение. Во-вторых, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению.
- Программа «Гармония» на самом деле отвратительная! Куда смотрит Министерство образования! Впервые столкнулась с таким изучением русского языка. А госпоже Соловейчик неплохо было бы самой поучиться нормальному Русскому языку!
- Учебно-методический комплекс "Гармония" очень распространен в школах. Многие родители довольны результатами. Правда математику считают слабоватой. Решение задач начинается только во 2 классе. При решении задач постоянно требуется построение схем, много логических задач. Понятие периметра прямоугольника вводится в конце 2-ой четверти в 3 классе после понятия площади прямоугольника. При этом площадь фигуры изучается в начале 1-ой четверти. А итоговые контрольные работы ориентированы на программу "Школа России".
Наибольшее недовольство родителей вызывают учебники русского языка М.С.Соловейчик, особенно для 1-го класса. Вызывает нарекания отсутствие четких правил (ребенок должен сам логически к ним подойти).Продолжения в средней школе программа не имеет, поэтому детям необходимо время, чтобы "переключиться" на традиционный подход к изучению русского языка.
Некоторые родители отмечают, что при замене учебника русского языка на другой, программа становится очень даже неплохой.
Последняя программа, Система Л.В.Занкова
Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".
Дидактические принципы системы Л.В. Занкова: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности; ведущая роль теоретических знаний; осознание процесса учения; быстрый темп прохождения учебного материала; целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.
В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с особенностями учебного предмета, особенностями класса и индивидуальными предпочтениями учеников.
Для изучения результативности освоения учебных программ и разработанных на их основе УМК учителю предлагаются материалы по качественному учету успешности обучения школьников, в том числе и интегрированные проверочные работы, что соответствует позиции Министерства образования и науки РФ. Отметками оцениваются только результаты выполнения письменных работ со второго полугодия 2 класса. Поурочный балл не выставляется.
Изначальная нацеленность учебных программ и УМК на развитие каждого ученика создает условия для его реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).
Отзывы преподавателей, специалистов и родителей
- Программа сложная и интересная, рассчитана на сильных, подготовленных детей с аналитическим (математическим) складом ума, развивает логическое мышление. Очень сложная математика. Многие недовольны учебниками по окружающему миру: информации в учебнике мало, изложена не очень понятно для ребенка, для ответов на вопросы учебника необходима дополнительная литература. Многим детям необходима помощь родителей. Родители, чьи дети успешно усваивают программу, очень довольны.
Главный минус - отсутствие преемственности в среднем и старшем звене.
- Дочь закончила 4 класса по Занкову. Результат: огромные пробелы в математике, нелюбовь к учебе вообще... Хотя учится в целом хорошо. Но некоторые домашние задания я приносила на работу, думали всем бюро - ничего не надумали. Для чего это? Что это развивает? Головную боль у родителей?
- По старинке сейчас учить нельзя. Мир меняется, все больше требуются креативные личности. А система Занкова (при правильном ее понимании, и, конечно, при правильном ее преподавании) дает именно таких личностей. Чтоб работать по этой системе, надо учителю пересмотреть всю свою методику. Многие этого делать не умеют. Поэтому многие родители негативно относятся к системе Занкова. Я так скажу, вам просто не повезло с учителем, который "работал" по ней. Поэтому, прежде чем отдать ребенка учиться по системе Занкова, очень хорошо поинтересуйтесь об учителе. Всего вам доброго!
- Моё мнение таково, программа рассчитана на обучение детей являющихся единственным ребенком в семье, потому как такая головная боль для родителей, что на младшего сына, после трудового дня и выполнения домашних заданий, просто ни физически, ни морально не остается времени. Обучаются в большей степени мама и папа, в меньшей - ребенок.
Хочется так же отметить очень важный фактор - выбирать нужно в большей степени Учителя, ведь только от его знания, опыта и личных характеристик та или иная программа может стать как легкой и интересной, так и нудной, и непонятной.
Удачи Вам, родители будущих первоклассников!!!
Предварительный просмотр:
Психологическая диагностика готовности к обучению (_____________________)
Ф.И. ребенка | Уровень готовности | Итог исследования (балл) | Тест 1 Изучение внутренней позиции, оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе (балл) | Тест 2 Изучение эмоционального отношения к школе (балл) | ||||||||||
Истории: | Ситуации в рисунках: | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
Дата проведения « » _____________ 201 г.
Предварительный просмотр:
Аспекты готовности ребенка к школе.
Готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование. В структуре психологической готовности, как правило, принято выделять следующие аспекты:
- Интеллектуальная готовность
- Мотивационная (личностная) готовность
- Волевая готовность (уровень развития произвольности)
1. Интеллектуальная готовность
Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Обобщая, можно говорить, что развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:
· дифференцированное восприятие;
· аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);
· рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);
· логическое запоминание;
· интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;
· овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;
· развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов - способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе образных и пространственных, соответствующее речевое развитие, познавательная активность.
Изучение особенностей интеллектуальной сферы можно начать с исследования памяти - психического процесса, неразрывно связанного с мыслительным. Для определения уровня механического запоминания дается бессмысленный набор слов, например: год, слон, меч, мыло, соль, шум, рука, пол, весна, сын. Ребенок прослушав весь этот ряд, повторяет те слова которые он запомнил. Может использоваться (в сложных случаях) повторное воспроизведение - после дополнительного зачитывания тех же слов - и отсроченное воспроизведение, например, через час после прослушивания. Л.А.Венгер приводит такие показатели механической памяти, характерной для 6-7-ми летнего возраста : с первого раза ребенок воспринимает не менее 5 слов из 10 ; после 3-4 прочтения воспроизводит 9-10 слов ; через один час забывает не более 2 слов, воспроизводившихся раньше ; в процессе последовательного запоминания материала не появляются «провалы», когда после одного из прочтений ребенок вспоминает меньше слов, чем раньше и позже (что обычно бывает признаком переутомления).
Методика А. Р. Лурии позволяет выявить общий уровень умственного развития, степень владения обобщающими понятиями, умением планировать свои действия. Ребенку дается задание запомнить слова с помощью рисунков: к каждому слову или словосочетанию он сам делает лаконичный рисунок, который потом поможет ему это слово воспроизвести. То есть рисунок становится средством, помогающим запомнить слова. Для запоминания дается 10-12 слов и словосочетаний. Через 1-1,5 часа после прослушивания ряда слов и создания соответствующих изображений ребенок получает свои рисунки и вспоминает, для какого слова он делал каждый из них.
Уровень развития пространственного мышления выявляется разными способами. Эффективна и удобна методика А. Л. Венгера «Лабиринт». Ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта. В этом ему помогают образно заданные указания, мимо каких объектов (деревьев, кустов, цветов, грибов) он пройдет. Ребенок должен ориентироваться в самом лабиринте и схеме, отображающей последовательность пути, т.е. решения задачи.
Наиболее распространенными методиками, диагностирующими уровень развития словесно-логического мышления являются следующие:
а) «Объяснение сложных картин»: ребенку показывают картинку и просят рассказать, что на ней нарисовано. Этот прием дает представление о том, насколько верно ребенок понимает смысл изображенного, может ли выделить главное или теряется в отдельных деталях, насколько развита его речь.
б) «Последовательность событий» - более сложная методика. Это серия сюжетных картинок (от 3 до 6), на которых изображены этапы какого-то знакомого ребенку действия. Он должен выстроить из этих рисунков правильный ряд и рассказать, как развивались события. Серии картинок могут быть по содержанию разной степени трудности. «Последовательность событий» дает те же данные, что и предыдущая методика, но, кроме того, здесь выявляется понимание ребенком причинно-следственных связей.
Обобщение и абстрагирование, последовательность умозаключений и некоторые другие аспекты мышления изучаются с помощью методики предметной классификации. Ребенок составляет группы из карточек с изображенными на них неодушевленными предметами и живыми существами. Классифицируя различные объекты, он может выделять группы по функциональному признаку и давать им обобщенные названия (например, мебель, одежда), может - по внешнему признаку («все большие» или «они красные»), по ситуативным признакам (шкаф и платье объединяются в одну группу, потому что «платье висит в шкафу»).
При отборе детей в школы, учебные программы которых значительно усложнены и к интеллекту поступающих предъявляются повышенные требования (гимназии, лицеи), используют более трудные методики. Сложные мыслительные процессы анализа и синтеза изучаются при определении детьми понятий, интерпретации пословиц. Известная методика интерпретации пословиц имеет интересный вариант, предложенный Б. В. Зейгарник. Кроме пословицы («Не все то золото, что блестит», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» и др.), ребенку задаются фразы, одна из которых по смыслу соответствует пословице, а вторая не соответствует по смыслу, но внешне ее напоминает. Например, к пословице «Не в свои сани не садись» даются фразы: «Не нужно браться за дело, которого ты не знаешь» и «Зимой ездят на санях, а летом на телеге». Ребенок, выбирая одну из двух фраз, объясняет почему она подходит к пословице, но уже сам выбор ярко показывает, на содержательные или внешние признаки ориентируется ребенок, анализируя суждения.
2. Мотивационная (личностная) готовность к школе
Этот тип готовности предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению. Эта мотивация может быть внешняя и внутренняя.
Внутренняя мотивация, – то есть ребенок хочет идти в школу, потому что там интересно, и он хочет много знать, а не потому что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой «социальной позиции» – положение школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
Е. О Смирнова установила, что положительное значение для обучения имеет наличие у ребенка личностных форм общения со взрослым, не зависящих от конкретных ситуаций. В целом можно сказать, что, если наиболее адекватными и специфичными для учения являются познавательные мотивы, коммуникативная готовность к обучению обеспечивается мотивами общения со взрослыми.
Общее эмоциональное отношение к школе специально изучалось М. Р. Гинзбургом при помощи разработанной им оригинальной методики. Им были отобраны 11 пар прилагательных, положительно и отрицательно характеризующих человека («хороший-плохой», «чистый-грязный», «быстрый-медленный» и т.п.), каждое из которых напечатано на отдельной карточке. Перед ребенком ставились две коробочки с наклеенными на них картинками: на одной – дети в школьной форме с портфелями, на другой – ребята, сидящие в игрушечном автомобиле. Затем следовала устная инструкция:
«Вот это – школьники, они идут в школу; а это – дошкольники, они играют. Сейчас я буду давать тебе разные слова, а ты подумай, кому они больше подходят: школьнику или дошкольнику. Кому больше подходят, в ту коробочку и положишь». Далее экспериментатор зачитывал прилагательное и передавал карточку ребенку, который помещал ее в одну из коробочек. Прилагательные предлагались в случайном порядке.
С того момента, как в сознании ребенка представление о школе приобрело черты искомого образа жизни, можно говорить о том, что его внутренняя позиция получила новое содержание – стала внутренней позицией школьника. И это значит, что ребенок психологически перешел в новый возрастной период своего развития – младший школьный возраст. Внутренняя позиция школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, то есть. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность («Хочу в школу!»). Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового, индивидуально-непосредственного способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности в целом, и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением.
Такая положительная направленность ребенка на школу как на собственно учебное заведение – важнейшая предпосылка благополучного вхождения его в школьно-учебную действительность, то есть принятие им соответствующих школьных требований и полноценного включения в учебный процесс.
Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе. К концу дошкольного возраста должна сложиться такая форма общения ребенка со взрослыми, как внеситуативно-личностное общение (по М.И.Лисиной). Взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания. Облегчается общение в ситуации урока, когда исключены непосредственные эмоциональные контакты, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают условность учебного общения и адекватно, подчиняясь школьным правилам, ведут себя на занятиях.
Классно-урочная система обучения предполагает не только особое отношение ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Новая форма общения со сверстниками складывается в самом начале школьного обучения.
О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом. Существуют и специально разработанные планы беседы, выявляющей позицию школьника (методика Нежновой, Н. И. Гуткиной), и особые экспериментальные приемы. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности – прослушивания сказки или игры с игрушками. После того как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку, но на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется – дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе доминирует познавательный интерес и ребенок предпочитает узнать, что произойдет в конце сказки. Детей, мотивационно не готовых к обучению, со слабой познавательной потребностью, больше привлекает игра.
3. Волевая готовность к школе
Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа.
К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенные усилия в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Но все эти компоненты волевого действия еще недостаточно развиты. Так, выделяемые цели не всегда достаточно устойчивы и осознанны; удержание цели в значительной степени определяется трудностью задания, длительностью его выполнения.
К шести годам ребенок мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды; в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральное чувство; само действие получает через это определенный смысл и становится поступком.
Л. С. Выготский считал волевое поведение социальным, а источник развития детской воли усматривал во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. При этом ведущую роль в социальной обусловленности воли отводил его речевому общению со взрослыми. В генетическом плане Л. С. Выготский рассматривал волю как стадию овладения собственными процессами поведения. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для дошкольников, не только средством общения, но и средством организации поведения.
Л. С. Выготский и С.Л.Рубинштейн считают, что появление волевого акта подготавливается предшествующим развитием произвольного поведения дошкольника.
В современных научных исследованиях понятие волевого действия трактуется в разных аспектах. Одни психологи первоначальным звеном полагают выбор мотива, приводящего к принятию решения и постановке цели, другие ограничивают волевое действие его исполнительской частью. А.В.Запорожец считает наиболее существенным для психологии воли превращение известных социальных и, прежде всего, моральных требований в определенные моральные мотивы и качества личности, определяющей ее поступки.
Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни. Становится так же вопрос об интеллектуальных и моральных основах волевой регуляции дошкольника.
На протяжении дошкольного детства усложняется характер волевой сферы личности и изменяется ее удельный вес в общей структуре поведения, что проявляется главным образом, в возрастающем стремлении к преодолению трудностей. Развитие воли в этом возрасте тесно связано с изменением мотивов поведения, соподчинения им.
Появление определенной волевой направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, которые становятся для ребенка наиболее важными, ведет к тому, что, руководствуясь в своем поведении этими мотивами, ребенок сознательно добивается поставленной цели, не поддаваясь отвлекающему влиянию. Он постепенно овладевает умением подчинять свои действия мотивам, которые значительно удалены от цели действия, в частности, мотивам общественного характера. У него появляется уровень целенаправленности, типичный для дошкольника.
Вместе с тем, что, хотя в дошкольном возрасте и появляются волевые действия, но сфера их применения и их место в поведении ребенка остаются крайне ограниченными. Исследования показывают, что только старший дошкольник способен к длительным волевым усилиям.
Предварительный просмотр:
Занятие №1
Цель:
- Развитие интереса к предстоящему обучению в школе,
- Повышение мотивационной готовности;
- Развитие речи, умения отвечать на вопросы полным ответом,
- Развитие мелкой моторики, воображения.
Материал: текст сказки №1 Панфиловой М.А. из серии «Лесная школа», цветные карандаши,1/2 альбомного листа на каждого ребенка.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня я принесла с собой сказку. Это не простая сказка, это сказка о школе, но не о простой школе, а о лесной школе для зверей.
1.Чтение сказки «Создание лесной школы».
2. Беседа по сказке:
- Чему учился ежик в школе?
- О чем он мечтал?
-Кто будет учиться в лесной школе?
- Какие предметы лесная детвора увидит в классе?
- Для чего сорока принесла звонок?
- Какие деревья росли на школьном дворе?
- О чем они разговаривали?
3.Физкутминутка.
«Медвежата»
Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили, Вот так, вот так, Головой своей крутили. Медвежата мед искали, Дружно дерево качали. Вот так, вот так, Дружно дерево качали. Вперевалочку ходили И из речки воду пили. Вот так, вот так, И из речки воду пили. А потом они плясали, К солнцу лапы поднимали. Вот так, вот так, К солнцу руки поднимали. | Круговые движения головой вправо-влево. Пружинистые сгибания и разгибания рук. Шаги на месте, раскачиваясь из стороны в сторону. Наклоны вперед, руки внизу. Присядка. Прыжки на одной ноге. Руки вверх, в стороны, вниз. |
3. Рисование на тему «Моя школа»
- А теперь я предлагаю вам нарисовать школу, в которой вы хотели бы учиться.
4. Выставка рисунков.
Занятие №2
Цель:
- Продолжать поддерживать интерес к предстоящему обучению в школе, преодоление тревожности перед предстоящим знакомством с учителем.
- Развитие памяти, речи.
- Развитие слухового внимания, умение отвечать на вопросы по сказке полным ответом.
- Развитие мелкой моторики руки и воображения.
Материалы: текст сказки №2 « Букет учителю» Панфиловай М.А. из серии «Лесная школа», тетради, карандаши.
Ход занятия.
- Сегодня мы с вами вновь встретимся с героями сказок о лесной школе. Но сначала давайте вспомним, о чем мы читали на прошлом занятии?
1. Чтение сказки « Букет для учителя»
2. Беседа по сказке:
- Для чего нужен школьнику портфель?
- Чем занимались родители будущих первоклассников?
- Чем в это время занимались зверята?
- Для чего в школе перемены?
- О каком учителе мечтала Белочка?
3. Физкультминутка.
«Зарядка бельчат»
В лесной глуши на елке Жили-были два бельчонка. Жили дружно, не тужили И с зарядкою дружили. Вставали рано по утру, Изображали кенгуру: За уши лапками хватались И вправо-влево накланялись. Дружно хлопали в ладошки И тянулись словно кошки. Ножками топали, Глазками хлопали, Головками крутили, Друг за другом вслед ходили. | Выйти из-за парт и встать между рядов. Потянуться. Прыжки на двух ногах. Руки поднести к ушам. Наклоны в стороны. Хлопки в ладоши. Круговые движения руками, потянуться. Ходьба на месте с притопом. Поморгать глазами. Повороты головы в стороны. Ходьба на месте. |
4. Рисование на тему «Букет для учителя».
- Нарисуйте зверят, которые собирают букет для своего учителя.
5.Домашнее задание.
Придумать продолжение сказки «Как зверята собирались в школу» и рассказать ее родителям, чтобы они ее записали. Нарисовать иллюстрацию к сказке.
ЗАНЯТИЕ № 3.
Цель:
- Развитие мотивационной готовности к обучению в школе;
- Развитие зрительного внимания, памяти, речи;
- Развитие мелкой моторики, воображения.
Материалы: текст сказки Панфиловой М.А. «Смешные страхи»; изображение 2-х букетов отличающихся друг от друга (10-15 отличий); тетради, карандаши.
Ход занятия.
- Ребята на прошлом занятии мы с вами читали сказку. Вспомните, о чем шла речь в этой сказке? (О том, как зверята собирали букет для учителя Ежа.)
- Зверята так много насобирали цветов в лесу, что у них получилось 2 букета. Вот они.
1. Игра «Внимательный художник».
- Сравните картинки и назовите, чем они отличаются друг от друга.(10-15 отличий)
- Молодцы. А теперь продолжим чтение сказок о лесной школе.
2. Чтение сказки №3 «Смешные страхи».
3. Беседа по сказке.
- Назовите время года, когда зверята пошли в школу? Как вы догадались?
- Кто встречал зверят на 1-м уроке?
- Чего боялся Зайчонок?
- Как учитель Еж помог Зайчишке справиться со страхами?
4. Пальчиковая гимнастика.
Зайчик.
Ушки длинные у зайки Из кустов они торчат. Он и прыгает и скачет Веселит своих зайчат. | Пальчики согнуты в кулачек. Указательный и безымянный подняты вверх. Ими необходимо шевелить в стороны и вперед. |
5. Рисование на тему « Мое любимое занятие».
- Ребята, наверняка у каждого из вас тоже есть свое любимое занятие. Давайте их нарисуем.
6. Домашнее задание. Нарисовать портрет учителя Ежа.
ЗАНЯТИЕ № 4.
Цель:
- Развитие мотивационной готовности к обучению в школе;
- Развитие скорости мышления, зрительного и слухового внимания, активизация памяти;
- Развитие речи, умения отвечать на вопросы полным ответом.
Материалы: мяч, текст сказки №4 из серии сказок Панфиловой М.А. «Лесная школа»,
«Игры в школе»; карточки для игры «будь внимателен», магнитофон с записью веселой музыки; тетради с «зашифрованными словами», карандаши, карточка схема для задания «зашифрованное слово».
Ход занятия.
- Здравствуйте ребята. Давайте вспомним с вами о чем мы читали на прошлом занятии. (ответы детей). Ваши родители тоже очень переживают за вас и обязательно купят вам портфели с которыми вы будите ходить в школу. А вот знаете ли вы какие предметы необходимо иметь каждому школьнику в своем портфеле, это мы сейчас узнаем.
1.Игра «Соберем портфель в школу». Передавая мяч друг другу, стоя в кругу, нужно назвать предметы (не повторяясь), которые необходимо иметь каждому ученику в портфеле.
2.Чтение сказки №4 «Игры в школе».
3. Беседа по сказке:
- Какое первое задание нужно было выполнить на уроке математики?
- Почему Белочка и Волчонок не поняли задание?
- В какие игры можно играть в школе?
- Почему нельзя прыгать и бегать в классе?
4.Игра «Будь внимателен».
- Предлагаю вам тоже немного поиграть.
Звучит музыка, дети двигаются по кругу. Как только музыка перестает звучать нужно принять позу изображенную схематически на карточке (1,5-2 мин.).
5.Задание «Зашифрованное слово»:
- А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Зашифрованное слово». Вам необходимо расставить буквы в правильном порядке используя цифры стоящие под ними и прочитать слово.
Работа в тетрадях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
В наше время озабоченность родителей готовностью детей к школе переживает самый настоящий бум и является причиной крайнего беспокойства среди родителей старших дошкольников. Бытует ошибочное мнение, ч...
Конспект-занятия тренинга развития коммуникативных навыков дошкольников (старше-подготовительная группа)
Цель: Формирование навыков позитивного, созидательного общения. Воспитывать дружеские взаимоотношения в процессе общения. Учить употреблять в речи вежливые слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “здрав...
Творческо – коммуникативный проект по развитию речи « Посуда» для детей подготовительной группы с ОНР.
Комплекс мероприятий по работе с детьми по теме "Посуда"...
Дидактическая игра для развития предикативного словаря дошкольников. ( старшая, подготовительная группа)
Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: " Когда учишь-...
Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»
Проект по развитию творческих способностей у детей подготовительной группы «Пластилиновое волшебство»...
Проект «Здравствуй, школа!» как средство формирования мотивационной готовности к обучению в школе у детей 6 -7 лет
Актуальность исследования заключается в том, что поступление в школу является одним из важнейших этапов в жизни каждого ребенка. Происходит резкая смена условий и режима жизни ребенка. Школьное обучен...
Презентация к проекту ро формированию мотивационной готовности к обучению в школе детей подготовительной к школе группы "По ступенькам к школе"
Мотивационная готовность - это компонент психологической готовности к школе, который предполагает наличие у детей желание не просто пойти в школу, но учиться, выполнять определенные обязанности, связа...