Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Няпшаева Ирина Станиславовна

Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ

«Детский сад комбинированного вида №3

г.Медвежьегорска»

Цикл занятий

«Развитие мотивационной готовности

детей с речевыми нарушениями

к началу регулярного обучения в школе»

Педагог-психолог

Няпшаева Ирина Станиславовна

Учитель-логопед

Вересская Жанна Владимировна

Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема психологической готовности к школе.

Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению.

В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.

Актуальность   Проблема воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями является одной из наиболее важных в педагогике. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.

Многие авторы (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению.

Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника». Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, становятся своеобразным барьером при формировании положительной мотивации к школьному обучению.

Цель: формирование мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями через систему знаний и представлений.

Задачи:

  1.  Расширение представления дошкольников о школе;
  2. Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;
  3. Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
  4.  Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.
  5. Снижение уровня тревожных переживаний, связанных с обучением в школе.

Участники: дети с логопедической подготовительной к школе группы, педагог-психолог, учитель-логопед,  родители.

Тематический план

Тема занятия

Цель, задачи

1

Вводное занятие

Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.

2

Школа

Расширение представлений о школе, развитие желания учиться в школе.

3

Школьные правила

Развитие навыков общения в группе.

4

Я - ученик

Формирование представлений о социальной роли ученика. Создание условий для становления внутренней позиции школьника.

5

Учитель

Развитие представлений о профессии учителя. Развитие коммуникативных навыков.

6

Портфель

Развитие желания учиться в школе, расширение представлений о школьных принадлежностях.

7

Переменка

Развитие навыков волевой регуляции, произвольности поведения.

8

Фотовыставка «Мои родители – школьники»

Повышение уровня детско-родительских отношений. Развитие положительного отношения к обучению в школе у детей через позитивный пример родителей.

9

Экскурсия в школу

Расширение представления дошкольников о школе. Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.

10

Итоговое занятие

«Мы – будущие первоклассники»

Воспитание у детей осознанного отношения к школе и внутренней позиции ученика.

  Формы организации детей

 

  • Развивающие игры и упражнения;
  • ООД;
  • Экскурсия;
  • Фотовыставка;
  • Индивидуальные, групповые консультации;
  • Чтение художественной литературы.

 Дидактическое обеспечение:

  1. Мультимедийное оборудование.
  2. Видеофильмы и презентации.
  3. Пиктограммы по числу детей.
  4. Альбом с графомоторными упражнениями.
  5. Пособие «Разноцветными ладошки».
  6. Бланки с корректурными пробами.
  7. Пособие «Лабиринты», «Схематизация».
  8. Альбомы на развитие внимания, пространственных представлений.

Предварительная работа

Диагностика уровня психологической готовности к началу регулярного обучения в школе детей подготовительной группы.

Этапы работы

1 этап.

Проектирование, подготовка необходимой документации,  постановка целей и задач, предварительная работа с детьми, педагогами, родителями, выбор материалов, диагностическая работа.

2 этап.

Проведение практических занятий.  Беседы с детьми о школе, уроках, занятиях. Проведение игр и упражнений для повышения мотивационной готовности к школе. Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов на предмет мотивационной готовности детей к обучению в школе.

3 этап.

Диагностическая работа. Анализ результативности.

Сроки реализации

Количество занятий с детьми -  10 занятий. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

Длительность занятий

Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.  

Структура занятий

Специально организованные коррекционно - развивающие занятия, составлены с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.

  1. Организационная  часть

 Приветствие.

 Постановка проблемной ситуации.

  1. Основная часть

 Логические задачи. Игры на развитие внимания, памяти, пространственных представлений. Коммуникативные игры и игры, направленные на повышение  самооценки. Логопедические игры и упражнения. Пальчиковая гимнастика.

  3.Заключительная часть

 Подведение итога занятия. Рефлексия.

Методические средства

В занятиях используются следующие методические средства:

  • Развивающие игры и упражнения на развитие памяти, внимания, логические задачи.
  • Коммуникативные  игры.
  • Фотовыставка
  • Пальчиковая гимнастика.
  • Релаксационные техники.
  • Беседы.
  • Рисование.

Ожидаемый результат

Повышение уровня учебной мотивации у детей. Расширение представлений детей о школе. Снижение уровня тревожности  детей через создание положительного образа школьника.

Список литературы

  1. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность  к школе / Н.И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2006.
  2. Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., 4, стр.11-13
  3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2008.
  5. Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников/  – Ульяновск, 2009.
  6. Формирование мотивационной готовности к школе Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 02

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест на определения уровня речевой готовности к началу школьного обучения

Материал состоит из нескольких заданий с инструкциями. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Анализ выполнения теста позволит определить уровень речевой готов...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Программа "Подготовка детей к началу регулярного обучения в школе"

Программа расчитана на детей подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями....

«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»

Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...

«Психологическая готовность детей к регулярному обучению в школе»

Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний на занятиях по подготовке к школе....

Цикл логосказок, направленных на профилактику речевых нарушений

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной ре...