Цикл занятий "Развитие мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями к началу регулярного обучения в школе"
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
Цикл занятий направлен на развитие мотивационного компонента психологической готовности к обучению в школе у детей с речевыми нарушениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКДОУ
«Детский сад комбинированного вида №3
г.Медвежьегорска»
Цикл занятий
«Развитие мотивационной готовности
детей с речевыми нарушениями
к началу регулярного обучения в школе»
Педагог-психолог
Няпшаева Ирина Станиславовна
Учитель-логопед
Вересская Жанна Владимировна
Важной задачей любого образовательного учреждения является разностороннее развитие личности каждого ребенка и его социальная адаптация в обществе. В настоящее время особую актуальность приобретает проблема психологической готовности к школе.
Одним из основных компонентов психологической готовности к школе является мотивационная готовность к школе. Проблема мотивационной готовности к школьному обучению является частью более общей проблемы – проблемы психологической готовности к школьному обучению.
В настоящее время большинство педагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеет ребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи с этим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современной педагогике наиболее остро и актуально.
Актуальность Проблема воспитания и обучения дошкольников с речевыми нарушениями является одной из наиболее важных в педагогике. В связи с увеличением числа детей с нарушениями речи становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе.
Многие авторы (Л. И. Божович, Н. И. Гуткина, В. Д. Шадриков и др.) подчеркивают значимость именно мотивационного компонента в структуре готовности к обучению.
Мотивационная готовность к обучению в школе включает в себя развитую потребность ребенка в знаниях, умениях, а также стремление к их совершенствованию. Мотивационная готовность к школе является предпосылкой успешной адаптации ребенка к школе, принятия им «позиции школьника». Речевые нарушения, проявляющиеся у ребенка, становятся своеобразным барьером при формировании положительной мотивации к школьному обучению.
Цель: формирование мотивационной готовности детей с речевыми нарушениями через систему знаний и представлений.
Задачи:
- Расширение представления дошкольников о школе;
- Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе;
- Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
- Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.
- Снижение уровня тревожных переживаний, связанных с обучением в школе.
Участники: дети с логопедической подготовительной к школе группы, педагог-психолог, учитель-логопед, родители.
Тематический план
№ | Тема занятия | Цель, задачи |
1 | Вводное занятие | Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе. |
2 | Школа | Расширение представлений о школе, развитие желания учиться в школе. |
3 | Школьные правила | Развитие навыков общения в группе. |
4 | Я - ученик | Формирование представлений о социальной роли ученика. Создание условий для становления внутренней позиции школьника. |
5 | Учитель | Развитие представлений о профессии учителя. Развитие коммуникативных навыков. |
6 | Портфель | Развитие желания учиться в школе, расширение представлений о школьных принадлежностях. |
7 | Переменка | Развитие навыков волевой регуляции, произвольности поведения. |
8 | Фотовыставка «Мои родители – школьники» | Повышение уровня детско-родительских отношений. Развитие положительного отношения к обучению в школе у детей через позитивный пример родителей. |
9 | Экскурсия в школу | Расширение представления дошкольников о школе. Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе. |
10 | Итоговое занятие «Мы – будущие первоклассники» | Воспитание у детей осознанного отношения к школе и внутренней позиции ученика. |
Формы организации детей
- Развивающие игры и упражнения;
- ООД;
- Экскурсия;
- Фотовыставка;
- Индивидуальные, групповые консультации;
- Чтение художественной литературы.
Дидактическое обеспечение:
- Мультимедийное оборудование.
- Видеофильмы и презентации.
- Пиктограммы по числу детей.
- Альбом с графомоторными упражнениями.
- Пособие «Разноцветными ладошки».
- Бланки с корректурными пробами.
- Пособие «Лабиринты», «Схематизация».
- Альбомы на развитие внимания, пространственных представлений.
Предварительная работа
Диагностика уровня психологической готовности к началу регулярного обучения в школе детей подготовительной группы.
Этапы работы
1 этап.
Проектирование, подготовка необходимой документации, постановка целей и задач, предварительная работа с детьми, педагогами, родителями, выбор материалов, диагностическая работа.
2 этап.
Проведение практических занятий. Беседы с детьми о школе, уроках, занятиях. Проведение игр и упражнений для повышения мотивационной готовности к школе. Индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов на предмет мотивационной готовности детей к обучению в школе.
3 этап.
Диагностическая работа. Анализ результативности.
Сроки реализации
Количество занятий с детьми - 10 занятий. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.
Длительность занятий
Продолжительность каждого занятия 25-30 минут.
Структура занятий
Специально организованные коррекционно - развивающие занятия, составлены с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
- Организационная часть
Приветствие.
Постановка проблемной ситуации.
- Основная часть
Логические задачи. Игры на развитие внимания, памяти, пространственных представлений. Коммуникативные игры и игры, направленные на повышение самооценки. Логопедические игры и упражнения. Пальчиковая гимнастика.
3.Заключительная часть
Подведение итога занятия. Рефлексия.
Методические средства
В занятиях используются следующие методические средства:
- Развивающие игры и упражнения на развитие памяти, внимания, логические задачи.
- Коммуникативные игры.
- Фотовыставка
- Пальчиковая гимнастика.
- Релаксационные техники.
- Беседы.
- Рисование.
Ожидаемый результат
Повышение уровня учебной мотивации у детей. Расширение представлений детей о школе. Снижение уровня тревожности детей через создание положительного образа школьника.
Список литературы
- Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – СПб. : Питер, 2006.
- Гуцалюк Л.Б.Занятия по подготовке детей к школе.//Начальная школа, 2004г., 4, стр.11-13
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М., 2002.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 2008.
- Стожарова, М.Ю. Формирование школьной зрелости дошкольников/ – Ульяновск, 2009.
- Формирование мотивационной готовности к школе Журнал «Начальная школа плюс До и После» 2012, № 02
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест на определения уровня речевой готовности к началу школьного обучения
Материал состоит из нескольких заданий с инструкциями. Предназначен для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа). Анализ выполнения теста позволит определить уровень речевой готов...
Рабочая программа коррекционно-логопедической работы для детей с речевыми нарушениями в подготовительной логопедической группе ГБОУ Школа №121 ДО 28А
Подготовительная логопедическая группа. по ФГОС...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»
На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...
Программа "Подготовка детей к началу регулярного обучения в школе"
Программа расчитана на детей подготовительной к школе группы с речевыми нарушениями....
«Мотивационная готовность дошкольника как условие успешной адаптации к обучению в школе»
Готовность к школе – сложное интегральное понятие, определяемое «как готовность к усвоению определённой части культуры, входящей в содержание образования в виде учебной деятельности, ...
«Психологическая готовность детей к регулярному обучению в школе»
Формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний на занятиях по подготовке к школе....
Цикл логосказок, направленных на профилактику речевых нарушений
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения, относится формирование у них всех компонентов речи (звукопроизношения, фонематического восприятия, связной ре...